Южная башня собора святого вита. Готические тайны собора святого вита в праге
Собор Святого Вита — готический католический кафедральный собор, хранилище коронационных регалий и усыпальница королей Богемии. Собор Святого Вита находится в в Пражском Граде в Градчанах. Градчаны — это один из четырёх исторических районов Праги.
Пражский Град представляет собой древнюю крепость-кремль (замок). По площади это самый большой замок в мире. Пражский Град является резиденцией президента Чехии, бывших чешских королей и президента Чехословакии. В резиденции жили и некоторые императоры Священной Римской империи.
Сегодня Пражский Град — это огромный административный центр, расположенный на холме в Градчанах и возвышающийся над Прагой и . Пражский Град является самой большой президентской резиденцией в мире. Кафедральный готический католический собор Святого Вита – главная архитектурная доминанта Пражского Града.
Собор Святого Вита строился 600 лет. В 925 г. первый храм-ротонду построил Святой Вацлав, который захоронен в Соборе Св. Вита (полное название собора — кафедральный Собор Св. Вита, Вацлава и Войтеха). Официально строительство началось в ноябре 1344 года под покровительством короля Чехии Карла IV и архиепископа Эрнеста из Пардубице и закончено в 1929 году.
В 1419 году собор пострадал от гуситских войн, из-за чего не сохранились до наших дней многие иконы и скульптуры. Строительство много раз останавливалось не только из-за войн, но и из-за недостатка средств.
Архитекторы, которые творили и строили собор — Маттиас из Арраса, Петер Парлер, Йозеф Краннер, Йозеф Мокер, Камил Гилберт. Великие строители собора — Петер, Вензел и Йоханс Парлеры, Мастер Петрилк, Альфонс Муха, Франишек Кисела, и мн. другие. Неповторимая архитектура собора обусловлена математическими расчётами Маттиас из Арраса и художественным дарованием скульптура Петера Парлера.
Собор Святого Вита задумывался его создателями как фамильный склеп, место для коронации чешских королей. Архитектура Собора Св. Вита изобилует бюстами и карнизами с изображением представителей королевской династии, епископов Чехии и пражских архитекторов. Архитектура Собора Святого Вита поражает своим готическим и неоготическим великолепием. Cнаружи это здание, состоящее из нескольких башен высотой под 100 метров, огромные балконы по периметру, круглое окно-розетта диаметром 10 метров с библейскими рисунками, поражающие декоративностью своды. Внутри собора высотой 33 метра, витражные окна, хор и алтарь.
Собор Святого Вита является основным архитектурным и историческим памятником древней Праги, духовным ориентиром Чехии, местом паломничества католиков со всего мира. В Пражском Граде в Градчанах проходят различные фестивали и выставки. Вблизи Собора Святого Вита расположена знаменитая платная , известная своими маленькими домишками-карликами, встроенными в крепостную стену. На Золотой улочке расположены сувенирные лавки, выставки и галереи.
В Градчанах, наряду с возвышающимся над ними Собором Святого Вита, расположены и такие исторические достопримечательности, как Чумной столб с Девой Марией и Костёл св. Яна Непомуцкого, Градчанская ратуша, Монастырь капуцинов на Лоретской площади. А так же Шварценбергский дворец, Штернбергский дворец, Тосканский дворец, Сальмский дворец и ещё ряд архитектурно-исторических дворцов, окружающих современную президентскую резиденцию Чехии и Собор Святого Вита.
Собор Святого Вита в Праге — это колыбель раннего готического стиля, где сохранились шедевры архитектуры и искусства, и где покоится прах тысячелетней истории.
Собор Святого Вита фото.
Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.
Собор святого Вита: по страницам истории
Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего – по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.
- I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
- II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
- III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
- IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.
Особенности готической архитектуры
Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:
- длина главного нефа составляет 124 метра;
- длина поперечного нефа – 60 метров;
- высота Большой южной башни – около 97 метров;
- высота каменных неоготических башен – 82 метра;
- высота внутреннего свода – 33 метра;
- круглое окно в виде розетты – 10 метров.
Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность – это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.
Внутреннее убранство
Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна – собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.
Собор Святого Вита – это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.
Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.
Информация для туристов
Режим работы:
- с ноября по март: Пн - Сб – 9:00 - 16:00 (воскресенье - 12:00 - 16:00);
- с апреля по октябрь: Пн - Сб – 9:00 - 17:00 (воскресенье - 12:00 - 17:00).
Цена билетов:
- Южная башня - смотровая площадка – 150 крон;
- экспозиция «Сокровища Собора святого – 250 крон;
- «Пражский град - круг B» – 250 крон;
- «Пражский град - круг А» – 350 крон.
Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде
Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.
Как доехать:
- На трамвае №22 – до остановки «Pražský hrad».
- На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.
Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана . Он также не менее любим и почитаем.
В сердце города расположен один из главных символов пражской архитектуры — величественный Собор Святого Вита. Этот великолепный храм поражает как размерами, так и своим величием.
Собор Святого Вита является католическим собором в готическом стиле. Собор, играя роль центра чешского средневекового искусства, внес свой огромный вклад в становление и чешской культуры.
Как настоящий символ величия и мудрости, покорности и упорства, этот храм служит местом проживания архиепископа Праги. Собор так же служит хранилищем регалий для осуществления коронации, а так же оберегает в своих стенах от разрушения веков усыпальницу королей Богемии.
Как гласит легенда, фундамент текущего собора был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь была освящена в честь почитаемого святого Вита, десницу которого Вацлаву подарил король Германии Генрих первый. В 19 веке этот романский храм был переобустроен в базилику с тремя нефами, а 21 ноября в 1344 году множество рабочих-мастеровых принялись за строительство собора под покровительством архиепископа Эрнеста и короля Карла четвертого.
В строительстве собора в разные года и эпохи принимали участие такие архитекторы как Петр Парлерж (великий создатель ), Матиас из Арраса, Вензел и Йоханес (сыновья Петра), Петрилк.
От жестоких Гуситских войн (которые проливали кровь, создавали хаос и несли разрушение с 1419 года) собор крайне пострадал. Во время таких яростных противоборств он лишился не только внешней декораций и мозаики, но и самых главных достояний — картин, икон, скульптур. Конец 15 века ознаменовался продолжением строительства и украшением собора. Под пристальным контролем короля Владислава Ягеллонского и при кураторстве архитектора Бенедикта Рейта собор потихоньку начал приобретать подобие храма. С 15 и до 20 века возведением храма занималась известная плеяда искусных зодчих. По прошествии 600 лет со дня закладывания первого кирпичика в фундамент, в 1929 году собор Святого Вита окончательно достроили. Храм высотой в 124 метра, который вы можете наблюдать, на сегодняшний день представляет собой разнообразное смешение стилей и архитектурных направлений. На его вершине со смотровой площадкой стремится побывать каждый, не боясь необходимости преодоления 300 ступеней лестницы из цельного камня.
Самое привлекательное и очень знаменитое место собора – это часовня Святого Вацлава, где хранятся его мощи. Помещение с ребристым сводом спроектировал и создал где-то в период между 1344 и 1364 годом Петр Парлерж. Изумительной отделки нижняя часть стен с полудрагоценными камнями (1300 камней!), картины о Страстях Христовых создают поистине феерическое впечатление. Такое оригинальное оформление часовни, вероятно, было сделано с 1372 по 1373 год. Верхняя часть стен мастерски расписана примерно в 1506-1509 годах картинами про жизнь Святого Вацлава. Середина стены украшена готической статуей Святого Вацлава, которую сделал племянник Петера Парлержа Индржих Парлер в 1373 году.
Из-за богатства убранства и святости мощей Святого часовня закрыта для посещения посетителями. Но это не мешает умиляться ее красотой сквозь дверные проёмы.
Собор множество раз начинали и бросали на пол пути не заканчивая в течение всего своего существования. В один период он был возведен всего лишь до большой башни и трансепта, который закрывался временной стеной. На месте будущего нефа стояла своеобразная конструкция с деревянной крышей. В те времена служба велась отдельно от внутренней части благостного хора. Много раз провести строительные работы пытались чешские меценаты, но все попытки заканчивались провалом. Только вторая половина 15 столетия дала шанс активной постройке собора. Потому как сам король Владислав Ягеллон попросил Бенедикта Рейта (знаменитый талантливый архитектор эпохи готического ренессанса) продолжать строительство храма.
Но проблемы при решении административных передряг не закончились. Так, в начале строительства под руководством Рейта, работа как резво началась, так и молниеносно прекратилась из-за нехватки финансирования из государственной казны.
Следующие попытки строения собора лишь внесли сумятицу в архитектуру здания. Заметно отличающийся шпиль на южной башне готического здания сделан в стиле барокко, а в северном крыле трансепта возвышается большой орган с элементами эпохи Ренессанса.
Уже в 1844 году каноник Святого Вита Вацлав Песина, активный и энергичный человек слова и дела, предложил на ежегодном пражском съезде архитекторов программу реконструкции по завершению строительства большого собора. Проект он разработал совместно с архитектором Йозефом Краннером, который являлся почитателем неоготического стиля и «видел» Собор Святого Вита отличной площадкой для исполнения своих проектов. Проект поддержали. В конце этого же года два активиста организовали общество «Союз за завершение собора Святого Вита в Праге». Своей целью они провозгласили восстановить, завершить строительство и избавить храм от «всего искаженного и стилистически недружественного».
Ремонтные работы возглавлял Йозеф Краннер с 1861 до 1866 года. Мастеровые под его управлением избавлялись от стиля барокко в художественном оформлении собора, таким образом, восстанавливая красоту первозданного интерьера. История восстановления интересна. Фундамент нового нефа закладывают в 1870 году. К сожалению, архитектор Йозеф Краннер скоропостижно умирает, и на его место приходит его тезка в 1873 году, Йозеф Моцкер.
Именно Моцкер проектирует западный фасад в стиле классической готики с башнями-близнецами. Его проект уже посмертно принимается за основу третьим (последним архитектором собора Святого Вита) Камилом Гилбертом. Приглашенный живописец Альфонс Муха, как коренной чех с рождения и истинный фанат своего дела, украшает в северной части нефа новые окна. Потрясающее окно-«роза» принадлежит идее и исполнению в 1925-1927 годах Франтишеку Киселою.
Над порталом, над которым размещено окно-роза, мастерски показаны библейские истории сотворения земли, живого и неживого, изображены самые известные этапы мира.
Примечательно, что собор Святого Вита был достроен так, чтобы через 600 лет с момента воздвижения первого камня, успеть достроиться в 1929 году к дате юбилея Святого Вацлава. Хоть и западная половина храма имеет неоготическое дополнение, множество деталей и художественных элементов от Петера Парлержа использовались в процессе восстановления собора. В итоге собор имеет вполне гармоничный внешний вид, все элементы сочетаются в единое целое.
Собор Святого Вита существенно повлиял на развитие в центральной Европе позднего готического стиля. Члены команды Парлера, которые сформировались при строительстве собора Святого Вита, и сама семья архитектора проектировали множество пражских церквей и разнообразных зданий в Европе. Самые известные нам творения команды архитектора Парлера – венский собор Святого Стефана, собор в Страсбурге, церковь Святого Маока в Загребе, знаменитейшая на всю Европу чешская церковь Святого Барбары в Кутной Горе. Готические стили Словении, Австрии, Польши, северной Хорматии и южной Германии многое «взяли» из стиля и подхода к проектированию мастера Парлера.
В наше время в главной части хора собора над алтарем вы увидите скульптурную галерею основателей и главных (в том числе и первых) строителей храма. На вас свысока будут поглядывать Матье из Арраса и Петр Парлерж, которые похоронены в очаровательной капелле собора Марии Магдалины в знак уважения, большой внеземной любви и признательности. Здесь же и король Карл 4 и его семья, архиепископ Праги, многие причастные к восстановлению и строительству собора особы. Эта памятная галерея является единственным памятником такого рода в западноевропейском искусстве Средневековья. Каменная резьба на фасаде собора придает ему помпезный и величественный вид. Над порталом в южном фасаде радует глаз мозаика «Страшный суд», которая является самой старой из полностью сохранившихся чешских мозаик (исторические летописи уточняют, что она была создана в 1371 или 1372 годах). Стиль и руку первого строителя собора хорошо заметно по каменным статуям химер, которые украшают водостоки. Французский зодчий в отделке перенял весьма модные на то время мотивы из средневековой Франции.
Колокольная башня собора Святого Вита со шпилем, высоко взметнувшимся ввысь, длительное время считалась во всех пражских упоминаниях самым высоким строением Праги. На вершину колокольни ведет крутая лестница, после преодоления ступеней которой, вы насладитесь привлекательной, парящей и уютной панорамой чешской столицы.
Да и вообще во всем интерьере собора все соблюдено в возвышенном высоком стиле. Стены второго яруса выглядят как нежное кружево с льющимися лучами света через оконные переплеты, а стекла витражей создают яркое и солнечное настроение в храме. Большая часть витражей создана по эскизам уважаемого чешского художника Альфонса Мухи. Скульптуры в виде бюстов членов королевской семьи во главе с Карлом 4, многочисленные надгробия князей Чехии и королей в капеллах хора изготовлены мастерскими семейства Парлера.
Величественные статуи хранят в себе мощь и силу Чешского государства и изумляют сходством портретов с оригиналом, совершенством форм и рельефов. Многие скульптуры являются образцами классической итальянской архитектурной школы 15 столетия.
Пышная резьба, которая покрывает кафедру собора, поражает своим великолепием внутреннего убранства.
А капеллу Святого Вацлава (сделанную в 1362-1364 годах) заслуженно считают сокровищницей чешского готического искусства, которая создана руками мастера Петра Парлержа. Она построена над фактической гробницей чешского князя Вацлава (924-935 годы жизни), который был не только сильным правителем, но и божественным покровителем Чехии. Именно при нем чешский народ принял за веру христианство. Легенда и история гласят, что князь был убит своим же младшим братом, поэтому после смерти мученик Вацлав был причислен к лику святых. Стены капеллы расписаны и украшены мозаикой из агата, яшмы, аметиста, сердолика и другими полудрагоценными камнями.
В самом сердце капеллы, как своеобразный знак, установлена статуя Святого Вацлава, которую создал нам уже известный и несменный создатель Петр Парлерж. Статуя изображает князя Вацлава в доспехах, в полной военной амуниции и при оружии, на фоне громадной настенной росписи, в которой изображены многие важные сцены из его жизни. Тут, как говорилось ранее, находится его богато украшенная гробница.
В специальной камере бережно сохраняются коронационные регалии многих чешских королей. Можно увидеть прекрасную корону князя Вацлава, шлем и многие святые реликвии. В библиотеке капеллы собраны многочисленные рукописи времен Средневековья, среди которых особо стоит упомянуть датированное второй половиной 19 века Святое Евангелие.
В соборе Святого Вита часто проводятся торжественные концерты органной музыки. А храмовый орган считается одним из лучших органов Европы. Собор Святого Вита заслуженно внесен в список золотого фонда национальной культуры Чехии.
Rail Europe и на автобус . Если нужно (например, чтоб организовать шоп-тур), покупаем пакетные туры на .
И являющийся одним из ярчайших примеров готической архитектуры Восточной Европы – это крупнейший и наиболее значимый храм не только Праги, но и всей Чехии. Его полное название – Собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха, именно в этом соборе много веков короновались чешские короли, здесь проходили королевские свадьбы и крестины, здесь же находится усыпальница богемских королей и пражских архиепископов.
Собор святого Вита действительно величественное сооружение: длина его главного нефа – 124 метра, а высота – 34 метра. Южная башня собора достигает в высоту почти 100 метров! Это не только самая высокая башня собора, но и самая высокая Праги, ее видно практически из всех уголков чешской столицы.
История строительства собора непроста и насчитывает шесть веков. Первый камень был заложен в середине 14 века, а завершающий этап строительства был закончен только в середине 20 столетия. Над строительством собора работали великие мастера своего времени и, если вам интересны подробности, вы сможете найти их в еще одной статье, посвященной собору – .
Не торопитесь входить в собор, обойдите его вокруг – полюбуйтесь живописными фасадами Собора святого Вита.Они как будто сотканы из каменных кружев. Вы без труда разглядите в этих кружевах сплетение ветвей, листьев и цветов.
И, конечно, ваше внимание привлекут выразительные фигуры горгулий, украшающие водостоки. Эти чудовища – стражники, которые, согласно средневековым представлениям, защищали собор от демонов.
Южный фасад
Во времена королей в Собор святого Вита входили с южной стороны через Золотые ворота, именно они служили торжественным входом для . Вход получил такое название из-за прекрасной и уникальной мозаики из позолоченного стекла, расположенной над арками ворот. Мозаика, созданная в 14 веке при Петре Парлерже венецианскими мастерами, изображает Страшный суд. Витраж над мозаикой продолжает тему этого библейского сюжета.
Золотые ворота
Южная башня
Одна из особенностей южной башни Собора святого Вита в том, что ее основная часть, как и весь собор, готическая, тогда как ее верхняя часть выполнена в стиле Ренессанса, а увенчана она куполом в стиле барокко, с сияющим трехметровым чешским львом на шпиле. Такое слияние архитектурных стилей стало возможным из-за длительного строительства храма: основная часть башни была построена еще при Карле IV, а зеленая луковичная крыша была достроена в конце 18 века и при завершении строительства собора ее не изменили. Ещё южная башня примечательна любопытными часами, у которых только одна стрелка. По верхнему циферблату нужно определять часы, а по нижнему - минуты.
Южный фасад собора
Вы можете подняться по 297 крутым ступеням к смотровой площадке на вершине южной башни и не только увидеть великолепную Прагу как на ладони, но и осмотреть самый большой церковный колокол Чехии. Сигизмунд, так его называют, отлит в 16 веке, весит 18 тонн, а его высота — 2 метра. О том, как Сигизмунда поднимали на башню, рассказывает одна из многочисленных пражских легенд: говорят, что в колокол смогли привезти только на 16 парах коней, а от его тяжести рвались все канаты; на башню же его затащили с помощью хитроумного изобретения королевской дочери и шелкового каната, сотканного ею же, но когда секрет этого приспособления захотели узнать ученые иностранцы, принцесса велела уничтожить механизм, и никто не узнал секрета.
Западный фасад
Западный фасад Собора святого Вита выполнен на рубеже 19 и 20 веков во время завершающего этапа строительства собора. Здесь находятся три портала, один из которых в наши дни является основным входом в собор.
Над ним расположено красивейшее витражное окно-роза с библейскими сюжетами сотворения мира. Здесь же возвышаются знаменитые парные 82-метровые башни собора.
Под витражными окнами северной и южной стен храма проходит каменная галерея, украшенная созданными в 14 веке скульптурными портретами короля Карла IV, членов его семьи, духовенства и двух первых строителей собора — Матье из Арраса и Петра Парлержа.
Орган Собора святого Вита – один из лучших в Европе, однако звучит он не часто – только в дни церковных праздников. Спроектированный и возведенный Петром Парлежем великолепный ребристый арочный свод поддерживают 28 колонн. Алтарь и королевская усыпальница расположены в восточной части собора, а вдоль стен расположились капеллы, всего их в соборе 21.
*Капелла – небольшое отдельное помещение в большом храме, посвященное какому-либо святому и используемое для моления.
Капелла святого Вацлава
В 14 веке Ян Непомуцкий был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя. По приказу короля Вацлава IV он был замучен и сброшен в мешке в воды Влтавы с Карлова моста. Позднее он был захоронен в Соборе святого Вита, а в начале 18 века причислен к лику святых.
Надгробие могилы святого Яна Непомуцкого расположено в алтарной части собора, однако его видно практически от самого входа в собор. Созданный в первой половине 18 века австрийским архитектором из двух тонн чистого серебра, этот шедевр барочного искусства просто ослепляет своим великолепием.
Говорят, что одна из ламп на надгробии святого была золотая. Мастер, изготовивший ее, обеднел, и за долги ему грозила тюрьма. Он был в отчаянии, просить помощи было не у кого. Во сне ему явился святой Ян Непомуцкий и велел взять с его могилы изготовленную мастером лампу, продать ее и вернуть долги. После того, как сон повторился несколько раз, мастер решился пойти к могиле святого и встал там на колени, лампа же сама опустилась в его руки. Из ее золота ювелир сделал много украшений, продал их и заплатил долги. Когда же он вернулся к могиле Яна Непомуцкого, чтобы поблагодарить святого, то увидел золотую лампу на прежнем месте. Разбогатев, мастер изготовил еще одну золотую лампу, превосходящую прежнюю по красоте, и хотел повесить ее над могилой святого, но придя к могиле, обнаружил, что прежней лампы нет – она уступила место новой.
Пражский Град (Prazsky hrad) вот уже более тысячи лет является символом и выдающейся жемчужиной Чехии. В настоящее время Пражский Град является одним из самых больших крепостных комплексов в мире, заложенном ещё в 9-м столетии. Увидеть Пражский Град и прогуляться по его территории стремится каждый турист приехавший в Чехию.
На протяжении веков Пражский Град был резиденцией чешских королей, а потом и президентов. Общая площадь комплекса составляет 45 гектаров, на которых разместились башни, живописные узенькие улочки и сады, а также дворцовые, служебные, фортификационные и религиозные сооружения, в большинстве которых в настоящее время размещены различные музеи и экспозиции.
Доминантой Пражского Града является знаменитый и величественный Кафедральный Собор Святого Вита, Вацлава и Войтеха.
Именно Собор Святого Вита хорошо виден практически со всех точек исторического центра Праги. А панорама Пражского Града, которую можно видеть со смотровых площадок старой Праги представляет собой незабываемое зрелище, остающееся в памяти на долгое время.
Всё-таки панорамный вид на Град, более прекрасен, нежели смотреть на все это вблизи.
Как мы уже говорили, Пражский град это целый дворцовый комплекс, состоящий из множества зданий, соборов, площадей, улочек и прочих построек, расположенный на левом берегу реки Влтавы у Малой Страны в одном из исторических районов Праги, так называемых Градчанах.
Центральный вход в Пражский град находится на Градчанской площади /Hradсanskу namesti. Именно с этого места лучше всего начинать свою экскурсию по Граду.
В центре Градчанской площади красуются центральные ворота Пражского Града . У ворот дежурит почетный караул. Ежедневно в 12:00 часов можно видеть торжественную смену караула, далее каждый час стандартную.
Пройдя в главные ворота, попадаем на небольшую площадь (второе подворье Пражского града), больше похожую на зал, окруженную по периметру стенами зданий.
В настоящее время здесь располагается /Obrazarna Prazskeho hradu.
Ранее в этих стенах располагались конюшни, сейчас же в оригинальных помещениях бывших конюшен можно видеть картины придворных живописцев, старых мастеров немецкого и голландского Ренессанса, итальянского Ренессанса и маньеризма, а также работы художников центрально-европейского и голландского барокко.
В центре площадь украшает Леопольдов фонтан , который также называют Львиным фонтаном/Kohl"s Fountain.
Здесь же находится Часовня Святого Креста /Kaple sv. Krize. Часовня Св. Креста ранее называлась «сокровищницей». Сокровищницей часовню называли потому, что в начале 60-х годов 20-го века она была оборудована под экспозицию ценнейших украшений и сокровищ, накопившихся в закромах Собора Св. Вита начиная с 11-го столетия.
В настоящее же время доминантой часовни является алтарное полотно с изображением Христа размерами в полный человеческий рост. На фото Часовня Креста белое, закругленное с одной стороны строение.
По Пражскому Граду проводят экскурсии. Билеты можно приобрести в кассе картинной галереи. Можно купить билеты как на большой круг А, так и на малый Б, а также отдельно в некоторые экспозиции.
Прейскурант цен на билеты по Пражскому Граду:
А можно и не покупать билеты и бесплатно походить по территории и посмотреть на достопримечательности Града. Тем более что особо ничего интересного в строениях Пражского Града нет, кроме разве что Собора Святого Вита и Золотой улочки, которые мы рекомендуем увидеть. Это единственные два пункта в Пражском Граде, которые нам запомнились и произвели впечатление.
Выйдя с площади картинной галерее, попадаем прямиком к центральному входу Кафедрального Собора Святого Вита, Вацлава и Войтеха /Katedrala sv. Vita, Vaclava a Vojtecha. Огромный готический собор высится над стенами и другими строениями Града, конечно, производя неизгладимые впечатления. Разглядывать детали собора можно часами обходя его по периметру. Собор настолько огромен, что с узких улочек Пражского Града сделать его фото целиком практически не представляется возможным.
Католический Собор Святого Вита является духовным символом всего чешского государства и жемчужиной европейской готики. Он был заложен в 1344 году на месте романской ротонды. Строительство этого монументального здания продолжалось почти 600 лет, и было завершено лишь в 1929 году.
Выдающимся элементом Собора Вита является Святовацлавская часовня, инкрустированная полудрагоценными камнями и украшенная росписями, именно здесь покоятся останки Святого Вацлава. А в подземелье находится гробница, где погребены чешские короли и архиепископы Праги, а также Коронная палата с королевскими регалиями.
За Собором Св. Вита раскинулась небольшая, но очень уютная Йиржская площадь . Главной доминантой площади является Базилика Святого Йиржи/Bazilika sv. Jiri, её также называют Базиликой Святого Георгия, а площадь соответственно Георгиевской.
Базилика Св. Георгия , это один из ценнейших памятников романской архитектуры, второй по уровню древности пражский костел, заложенный около 920 года. Его доминантой являются две белые известняковые 41-метровые башни: широкая, на южной стороне именуется Адам, а узкая на северной стороне и наклоненная на 40 сантиметров - Ева. Здесь же находится музей/Narodni galerie.
Справа от Базилики Святого Георгия, можно видеть здание с красивым колонным входом и полукруглым навесом. Это /St. George"s Convent at Prague Castle. В настоящее время в стенах монастыря можно видеть коллекцию Национальной галереи.
С Йиржской площади хорошо видна тыльная сторона Собора Святого Вита
От площади идет , в строениях вдоль улицы размещены небольшие кафе и сувенирные лавки.
Свернув с главной улицы Jirska влево, выходим ко второй интересной достопримечательности Града - Золотой улочке или как её ещё называют Злата улочка/Zlata ulicka. Улочка эта расположена у оборонительной стены Града, между Белой башней и Далиборкой.
Эта маленькая улочка с совокупностью крошечных цветных домишек, имеет сказочный вид. Прежде в этих некогда неброских строениях жили стражи Пражского Града. Позже эти дома заняли мастера-ювелиры. Им было удобно и безопасно работать и жить на охраняемой территории. В этих крошечных домиках они и жили со своими семьями, работали и здесь же торговали своими изделиями. Именно тогда эту улицу стали называть Золотой.
В настоящее время эти домики реставрированы и выкрашены разноцветными яркими красками, для антуража. В них расположены магазинчики и сувенирные лавки, а также экспозиция о жизни улочки на протяжении последних 5-ти столетий.
Существует красивая легенда, что на Золотой улочке когда-то проживали алхимики, умевшие превратить свинец в золото и изготовить эликсир вечной молодости для императора. Естественно это всё выдумка, сказанная для привлечения большего количества туристов.
Вход на Золотую улочку до 17:00 часов платный, после бесплатный. Говорят, после 17:00 часов всё на улице закрыто. Мы пришли на Злату улицу около 18:00 часов, зашли бесплатно и лавки ещё работали. К тому же работал и оборонительный музей, вошли в него также бесплатно.
Сразу за турникетом, напротив, заходим в первый дом и попадаем в двухэтажный музей
В музее на Золотой улочке представлены экспонаты оружия и доспехов , принадлежавших стражам Града. Естественно в настоящее время все доспехи не оригинальные, а копии, изготовленные по эскизам.
Небольшой закуток, в котором собраны орудия пыток средневековья. Жутко впечатляющее зрелище.
На улице, возле музея несколько экспонатов пушек
Выходим с Золотой улочки, видим стены Пражского Града, их как будто не тронуло время и мы попали в средневековье. Это, пожалуй, самое мрачное и серое место во всем Пражском Граде.
Каждый уважающий себя турист считает своим долгом сфотографироваться с обнаженным юношей, при этом дотронувшись до его причинного места. Считается, что такое действо привлекает удачу, а дамам, имеющим сложности с зачатием, помогает забеременеть.
Сразу за скульптурой голого мальчика находится музей игрушек , ранее в этом здании располагался Бурграффский дворец.
Выйдя со двора на улицу Jirska, с правой стороны расположена Художественная галерея, а прямо - Восточные ворота , ещё один вход в Пражский Град. Над восточным входом возвышается серая башня, её именуют Черной башней /Cerna vez, поскольку она, как и большинство башен Града в основном использовалась в качестве тюрьмы.
За Восточными воротами расположена знаменитая смотровая площадка , с которой открывается прекрасный вид на Малую Страну и окрестности.
От Восточных ворот Пражского Града и смотровой площадки спускается Старая замковая лестница /Stare zamecke schody, которая ведет на улицу Pod Bruskou, к станции метро Malostranska. Спустившись по замковой лестнице, мы вышли в центр старой Праги.
Дешевые авиабилеты →