Общество и общественные отношения. Понятие общества и общественных отношений Понятие общества общественные отношения
Тема видеоурока «Общество и общественные отношения» вызывает множество вопросов у преподавателей. В самом начале урока вы сможете понять, какие знания получите из обществознания. Несколько сфер этой науки необходимы для понимания процессов, происходящих в современном мире. Вы узнаете, что такое общество, как оно взаимодействует с людьми.
Тема: Общество
Урок: Общество и общественные отношения
Здравствуйте. Сегодня мы начинаем изучение курса обществознания. Так принято называть комплекс наук, которые изучают общество в целом и общественные отношения.
Среди дисциплин, изучаемых сегодня в школе, именно обществознание вызывает больше всего вопросов. Это связано как с многозначностью термина, так и с давними спорами по поводу его необходимости.
Курс обществознания делится на несколько разделов – два базовых («Общество» и «Человек») и четыре раздела, охватывающих политику и право, экономику, социальную и духовную сферу (рис. 1).
Рис. 1. Структура курса «Обществознание»
Четыре последних раздела можно изучать в любом порядке. Но мы начнем разговор с раздела «Общество».
Термин «общество» не имеет единственно верного определения. Его можно рассматривать в узком и широком смысле.
Рис. 2. Общество и природа
В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга (рис. 2). В курсе обществознания изучается в первую очередь общество в широком смысле слова.
С формальной точки зрения мы действительно можем разделить существующий мир на два компонента – природа и общество. Единственный объект, который относится одновременно и к природе, и к обществу, – это человек.
Есть и узкое понимание общества. Оно гласит: «общество – это устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как самостоятельное образование».
Если рассматривать общество в узком смысле слова, то можно назвать ряд признаков общества. Это общность территории, целостность и устойчивость, самообеспеченность и, наконец, выработка общих систем норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
Такое понимание общества может быть применено к любой социальной группе – гражданам одного государства или членам одной семьи. Толпа не обладает целостностью и устойчивостью и поэтому обществом не является.
Но на этом определения общества не заканчиваются. В современной науке есть еще как минимум четыре варианта понимания этого термина. Итак, обществом мы называем:
1) исторический этап развития человечества («первобытное общество», «феодальное общество»);
2) жители конкретной страны, граждане определенного государства («французское общество»);
3) объединение людей с какой-либо целью («спортивное общество», «общество защиты природы»);
4) круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество», «высшее общество»).
Как видите, число вариантов понимания термина «общество» весьма велико.
Общество изучают науки, называемые общественными. Одни изучают общество в статике, а другие – в динамике. Единственной наукой, рассматривающей общество в развитии, является история. Философия имеет статус метанауки.
Как бы мы ни рассматривали термин «общество», в любом случае оно является системой. Напомним, что система состоит из элементов и связей между ними. Точно так же и общество состоит не просто из отдельных людей, а из социальных статусов, социальных институтов и общественных отношений.
Именно общественные отношения делают общество системой. Решающим для общества является не число его членов, а их взаимосвязь, интегрированность.
Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой. Рассмотрим систему общества (рис. 3). В ней выделяются четыре сферы (подсистемы). Все они связаны между собой.
Рис. 3. Система общества
Карл Маркс рассматривает систему общества несколько по-другому. Его схема содержит три сферы жизни общества (рис. 4).
Рис. 4. Система общества по К. Марксу
Рассмотрим функции общества. Главными из них являются так называемые системные функции – самосохранение и самосовершенствование общества как системы.
Функции общества.
1. Производство материальных благ и услуг.
2. Воспроизводство (биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей) и социализация человека (усвоение человеком социальных ролей).
3. Духовное производство и регулирование активности людей (создание духовных ценностей – искусство, религия, философия, нормы нравственности).
4. Распределение продуктов труда (деятельности) в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями.
5. Регламентация и управление деятельностью и поведением людей (установление правил и норм, а также принуждение к их исполнению).
За как минимум две с половиной тысячи лет, которые существует общественное знание (если считать его началом возникновение философии в Древней Греции и Древнем Китае), появилось множество теорий общества. Рассмотрим некоторые из них.
Механистические теории общества.
Биологические теории общества.
Психологические теории общества.
Функционализм.
Марксизм.
Такая разница в подходах к обществу в значительной степени вызвана тем, что общество все время меняется. В следующий раз мы поговорим о том, как появилось общество. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.
Споры вокруг обществознания
В школьной программе, пожалуй, нет другого такого предмета, который вызывал бы столько споров, как обществознание. Это вызвано в первую очередь сложной судьбой этого предмета в нашей стране.
Впервые обществознание появилось в школьной программе в 1920-е годы. Тогда так называли странную синтезную дисциплину, которая включала в себя не политологию и социологию (их еще не было), а историю, географию, основы философии и большое количество пропаганды. Историю отдельно тогда не изучали.
В 1934 году решением руководства СССР в школьный курс вернулась история как отдельный предмет. Знания об обществе стали теперь изучаться именно в курсе истории. В середине 1960-х годов в школе снова появился отдельный предмет, теперь уже под названием «Обществоведение» (некоторые школьные учителя до сих пор называют обществознание именно так). Отдельной частью курса был специальный предмет «Конституция СССР», который изучался в 8-м классе.
В 1998 году предмет «Обществознание» снова появился в школьной программе.
Является ли Робинзон обществом?
Вопрос, является ли Робинзон обществом, кажется совсем несложным. Конечно же, нет. Сам по себе Робинзон, разумеется, обществом не является. Впрочем, существуют такие теории, которые называются робинзонадными.
Но можно ли сказать, что Робинзон совсем изолирован от общества? Он ведет календарь, читает Библию, носит одежду и даже в таких условиях остается англичанином.
Социал-дарвинизм
Среди биологических концепций XIX и XX века особенно популярен социал-дарвинизм, в рамках которого многие социальные процессы рассматриваются как аналог биологических.
Основоположником социал-дарвинизма считается английский философ и социолог Герберт Спенсер (рис. 5), который предложил термин «survival of the fittest» («выживание сильнейшего»).
Рис. 5. Герберт Спенсер
В 1883 году английский медик Фрэнсис Гальтон (рис. 6) ввел термин «евгеника» для обозначения учения об улучшении врожденных качеств расы.
Рис. 6. Фрэнсис Гальтон
Литература к уроку
1. Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.
Общество и общественные отношения
Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;
2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;
3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;
4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:
а) дописьменные и письменные;
б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.
В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.
В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.
Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».
Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).
Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).
Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:Общественное сознание и идеологияРеферат >> Философия
Сознания. Общественная психология - это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе , выраженное... идеология определяется условиями материальной жизни общества , отражает общественные отношения . Идеология - сложное духовное...
А социальный контроль - в общественное саморегулирование. В гражданском обществе общественное мнение представляет собой полноценный... в масштабе всего общества . Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Механизм...
Людьми в масштабе всего общества . Регулирование общественных отношений – основная функция общественного общества отдельные нормы общественных отношений . Причём общественное мнение проявляет себя...
Людьми в масштабе всего общества . Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её ... вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений . Причём общественное мнение проявляет себя...
Закажите работу сегодня со скидкой до 5%
Бесплатно
Узнать стоимость работы
1 Раздел: Общество и общественные отношения.
1.Типология общества;Общество и общественное отношение.
2.Структура общества.
3.Основные сферы жизни общества.
- Типология общества; Общество и общественное отношение.
Общество-это понятие,которое происходит из обычного не научного языка,по этому оно не имеет точного определения.Традиционное общественое понятие совокупность людей или как совокупность общественных отношений и это взгляд на общество называется социальным номинализмом,однако это не расскрывает полного понятия поскольку в данном случае по мимо людей и их отношений существуют отношения которые оказывают значительное влияние
Существует еще одна точка зрения-Социальный реализм.Общество-социальный реализм которого не сводится к природной реальности,а значительно отличается от нее.
Именно по этому в современном обществе возникло множество подходов отлкования общества.
Французский социолог Дюркгейм рассматривал общество,как реально существующее вне людей и во многом зависит от так называемых социальных факторов.
Социальный фактор-это любой способ действия на который оказывает влияние на жизнедеятельность людей,но в тоже всремя имеет свое собственное существование не зависящее от людей.
В философии ощество понимается в узком и широком смысле слова.
В узком смысле-это определение этапа человеческой истории,а так же та или иная совокупность людей объединенных для общественнои и совместной деятельности.
В широком смысле- общество это обособевшаяся от природы часть матреиально мира представляющая собой способы взаимодйствия людей и формы их обединения.
Но вместе с тем общество это не только обособившаяся от природы часть материального мира,но и результат целенаправленного разумноорганизованой жизни людей в связи с этим появилось три основных теории подхода объясняющие понятие общества:
1 Натуралистический
2 Идеалистический
3 Материалистический
С точки зрения натуралистического общество расматривается как естественное продолжение закон природы,мира животных и космоса.Монтесккю считал,что общество и его развитие определяется особеностью геограической и природно климатической среды.
С точки зрения идеалистического понятия общества.Основной его является нечто духовное.
С точки зрения матреиалистического понятия общества.Он был разработан Карлом Марксом.Основой существования и развития общества является тот или иной способ производства материальных благ,которая складывается независимо от сознания людей
Общество является частью метериального мира развивающися по своим собственным законам,по этому сточки зрения материалистического понятия это нечто иное как естественный иторический процесс объединяет законы в сочетании с объективными факторами.
Основные признаки общества.
1 Каждое общество имеет историю,которая хранится в его памяти.И кроме того представления отражраются также в тех знакоковых явлениях культуры котрорая и составляет основу того лили иного общества
2 В каждое имеет собственную культуру,которая и позволяет ему сформировать отражать формы и ценности являющимися основой рожденим народной соц. сферы.
3 Любое общество является самой большой еденицой социальной реальности.оно не входит в сотставную часть болие крупного общества.
4 Общество воспроизводит само себя.
5 Общество должно иметь государство
6 Любое общество характерезуется социальной дифиринциацией (расслоение) на классы и сословия.
Общество это довольно сложная само развивающаяся система и в нем неизбежно возникают определенные отношения в которые вступают междусобой люди в процессе совместной деятельности - общественные отношения.
Общественные отношения- это много образие форм и взаимодействия и взаимосвязи и возникают в процессе деятельности между социальными группами,а так же внутри них.
Все общественные отношения деляться на 2 группы материальные и духовные.
Материальные отношения- возникают и складываются не посредственно входе практической деятельности людей и независимо от их сознания.
Духовные отношения складываются под влиянием общественного сознания, через идеал к духовной ценности, кторые выступают в качестве первопричины.
все реальное многобразие обществ существовавших прежде и существующих ныне подразделяют на определеные типы,а несколько типов объедененых сходным признаком ччли критерии образуют типологию в обществознании.
Существует несклько типов обществ
1 Простые общества (отсутствует дифиринциация,нет руководителя и подчиненных)
2 Сложные общества (в котором существует несколько слоев населения и соответсвует несколько уровней управления)
3 Исторические (общество эконом реформ)
4 Цивилизационные (традиционные индустриальные и пост индустриальные)
Самой известной типологией общества я вляется типология философа Моргана,которую он изложил в работе "Древнее общество или исключение линий человеческого прогресса от дикости,через варваство к цивилизации"
Дикость-Варварство-Цивилизация (Каждый из этих типов характерезуется своей особенностью воспроизводтва цивилизации)
Дикость- социальность через производства таких цен как власть и мастерсво.
Мастерсво- через ценность славы
Цивилизация- основная ценность богатсва в форме денег и катиталов.
Дюркгейм разделял все общества на механические и органические
Механический тип. Наивысшим значеним рода и племени,но без них человек ничего не представляет.
Органический тип. Наивысшей ценностью значится профессионализм отдельного человека.
В основе Марксистской типологии лежал уровень развития производства сил и соотношения или производсво отношений следователно в типологии юбщества деляться на общественно экономической формации.
Это типология общества,которую предложил американский филосов Поппер.Все общества делились на закрытые и открытые.
В закрытых обществах обеденяются полубиологической связью, т.е. родствосм,общей жизни,участием в общих делах,одними опасностями,общими удовольствиями и бедами,как правило такие общества это тоталитарные общества.
Открытые общества это димократические общества в котором люди обладают независимостью в которых вынуждены принимать решения самостоятельно.
- Структура общества.
Структура- это система относительно устойчивых отношений между элементами поддерживаются её единство и порядок.
В качестве основных элементов выступают:
1 элемент Социальный инстинут т.е. общественно приятый образец поддерживающий формы поведения и действия людей
2 элемент - это отдельные люди.Социальные группы различающийся своим полорженим и ролью в общественной жизни.
3 элемент. Статусы и ромы т.е. это те позиции которые занял социальные объекты выносящие основные социальные ресурсы (богатсво, власть,образование)
4 элемент. Функции поддерживающие единство и жизнеспособност на основе распределения обязанностей.
5 эелемент. Орган поддерживающий единство общества на основе резделения труда и рыночного обнена продуктов своей деятельности.
Социальный институт означает некое установленное общеприятое правило,стереотип,обычай или тарадицию т.е. представляет собой предмет который способен воспроизводить устойчивое состовляющее социал отношений,а так же диспоцию положений относительно друг к другу и их регурировать.
Социальный институт это средство установления социальных отношений и поддержания порядка в обществе и именно социальный институт и заставляет человека по мимо личныз отношений и предохраняет социум от возникновения конфликтов следовательноо в каждом обществе есть 4 основных группы социальныз институтов.
1 Экономический институт - регулирует отношение производства и распространения товаров и услуг
2 Политический институт,который поддерживает административную функцию отношений или отношение власти.
3 Культурно иил духовный институт,который обеспечивает приемственность правовых,художественных,этических,моральных и религиозных отношений.
4 Социальный институт,который воспроизводит социальные позиции людей.
Каждая группа социальных институтов тесно взаимосвязана друг с другом и в тоже время автономна и имеет свою логику развития.
Групповая структура общества представляет собой иерархическую организацию социального пространства,в которой социальная группа или слои различаются между собой,степенью обладания собственностью,властью и культурой.
Впервые предпринял попытку деления на группы - Платон,создав свою модель идеального государства.Разработтаная им модель идеального государства включала в себя 3 основных сословия:
1 Философы- управление государством
3 Работники (крестьяне и ремесленники)- производство материальных ресурсов.
С точки зрения марксистской теории общество делится на классы.С точки зрения теории классы это людей различающихся:
а) местом в системе общественного производства
в) отношение к среде производства
с) ролью в общественной организации труда
d) способ получения и размерами той доли общественного богатсва,которой они распологают.
Существует теория технократического детерминизма,в соответсвии с которым в структуру любого общества...технократического возникановение которго технологии иноваций и разжеляет тех
Технократия это главная движущая сила социально прогресса.
Теория технократического дедерминиза сводит социальную структуру общества к двум социальным классам,которая и обеспечивает переход к постиндустриальному обществу.
Технократия относится к производству высокопроизводительного высоко технологического продукта.
Гуманократия это те кто обеспечивает производство и воспроизводство самого человека как субъекта труда и общества жизни.
Социальные классы как правило открыты и не замкнуты их основу всегда соответсвует экономическим фактрам и выводит 3 основныз класса:
1 Верхний
2 Рабочий
3 Средний
Некоторые допускают 4 класса,к которрым относят крестианство.
Ролевая структура общества.
Статификация- это разделение общества на определенные статусы (позиции),которые занимают населенные его люди.Следовательно статус это положение социальной систены,которая определяет и поддерживает общество в целом.Существует насколько типов статусов,которые в своей совокупности образуют статусный набот представляющий положение человека в обществе взаимодейстует как целое.
Функциональная структура
Функчионал-выполнять или совершать что либо.
Американский социолок выделил 4-ре основных функции
1 Одаптивная функция- система должна уметь приспосабливаться к внешней среде (экономика)
2 Целеноправленная система- должна уметь формулировать свои цели и достигать их(политика)
3 Интегративная- внутри еденицы и упор. что бы быть в соответсвии достич свои цели(су3д,прокуратура,полиция)
4 Латентная- систена должна сохранять и поддерживать по средствам усвоеная членами общест,култур и писменности(семья,лиригии и соответсвенно образования)
Деятельно производственная структура-её основным элементом выступает организация. Организация происходит от древне греческого слова органо-другие инструмент. Что бы нечто производить человеческое общество должно быть организованным. Основными признаками является:
1 Наличие целей деятельности.
2 Наличие органа управления
3 Координация
4 Контроль
Сущность понятия организация-это социо культурная общность созданная специально для достижения целей. Организация-деятельность по организации включения плана, координации связей, мотивации и контроля, процесса управления. Организация - это иерархическая структура связей и отношений между элементами представляющих собой административную функцию иерархических должностей и односторонних личных зависимостей.
- Основные сферы жизнедеятельности общества.
В любом обществе выделяют 4 основных сферы
1 Экономическая
2 Социальная
3 Политическая
4 Духовная
Экономическая сфера-материальное производство, распределение и обмена материальных благ экономическое пространство,которое ограничивает хозяйственную жизнь страны осуществляющую хозяйственную жизнь страны и международное экономическое сотрудничество. Основным элементом экономической сферы является материальное производство. Именно в нем заключается условие существования людей.
Социальная сфера-это сфера деятельности и взаимных отношений в обществе, этнических группах, классах, профессионально и социально демократических слоев по поводу социальных условий их жизни, следовательно социальная сфера это формирование установление классовых и национальных отношений, условий труда, образа и уровня жизни людей.
Политическая сфера-это отношения между классами, социальными группами, нациями, политическими группами, а так же социальными группами по поводу исправления их политики в следствии их потребности и интересов.
Духовная сфера-это сфера отношений людей по поводу создания, усвоения людей и их ценностей. Формы и уравнения общественного сознания под которым понимается идеал отношений общественной жизни.
Тема: Общество и общественные отношения класс
Общество как совместная жизнедеятельность людей. странагосударствообщество Часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственны м суверенитетом. Политическая организация страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру управления. ???
ОБЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ: Первобытное, буржуазное общество - 1. исторический этап развития человечества Французское, английское общество - 2. страна, государство Дворянское общество, высшее общество - 3. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения Спортивное общество, общество рыболовов - 4. объединение людей с какой-либо целью
Сопоставим определения, которые дают науки в широком смысле. Социология Социальная философия Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Общество… сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.
И
Признаки общества. Внешние: территория хронология, т. е. последовательность исторических событий определяющая временны рамки конкретного общества. Внутренние: динамическая (способная к развитию) стабильность способность к выполнению определенных функций (производство, распределение материальных благ, воспроизводство и социализация человека, духовное производство).
Понятие общества ОБЩЕСТВО: Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество).Исторический этап в развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество). Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов). Страна, государство, регион (французское общество, советское общество).Страна, государство, регион (французское общество, советское общество). Человечество в целом.Человечество в целом. Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей Совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей
Уровни социально-философского анализа общества уровеньсущностьконкретно-исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко-ти-пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально-философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.
Принято говорить о широком и узком смысле понятия «природа». Вселенная Биосфера
Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничнаягармоничная конфликтнаяконфликтная общество природа природа взаимосвязь взаимосвязь
Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.
В чем проявляется обособление общества от природы? В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по объективным законам. В отличие от природы, общество имеет пространственно-временные границы и подчиняется в своем развитии, наряду с общими, особенным и специфическим законам. Общество является организованной системой: социальная структура, социальные и политические организации и институты. Общество выступает в качестве творца, преобразователя культуры, т.е. сотворённой человеком «второй», искусственной природы.
Что объединяет и что отличает общество и природу?Общество: имеет законы исторического развития; имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. преобразует мир, в том числе и природу.Природа: имеет собственные законы; имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; стихийна; долговечна. долговечна.
Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности Социализация – процесс включения человека в определённую систему связей и отношений.
Общественные отношения. Схема это– многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения: Устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные), затрагивающие важные стороны людей Общественные отношения существуют во всех социальных институтах и подсистемах общества. Человек является связующим звеном всех элементов и подсистем общества
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле - опосредованные связи между людьми.
Социальные отношения подразделяются на Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.
Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно- культурных ценностей.
Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями п/о, экологические отношения, отношения по детопроизводству Моральные, политические, правовые, художественные, философские, религиозные отношения
Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур- ные политические производст- венные семья СМИцерковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио- нальные общества
Общество и культура Понятие «общество» Имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре Понятие «культура» Имеет отношение к образу жизни членов данного обществ: к их привычкам обычаям, материальным благам, которые они производят
«Вторая природа» Культура (возделывание, воспитание, образование) Это достижения человечества в духовной области (искусстве, науке и проч.) Узкий смысл Все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Широкий смысл Не может существовать вне общества Характеризуется историчностью Материальная Духовная Культура Характеризуется многообразием
По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? -Назовите главные черты культуры. -Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.
Понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Последовательные действия людей, направленные на достижения определённой цели, называют деятельностью. Деятельность – это способ существования, который выделяет людей из природы.
Виды деятельности виды сфер деятельности Экономическая сфера – это хозяйственная деятельность общества, когда создаются материальные блага. Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом. Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения. Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ.
Характеристика отрасли обществознания Экономика - система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества. Философия - наука о наиболее общих законах развития общества, природы, сознания.
Характеристика отрасли обществознания Социология -наука об общности как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Политология - наука, изучающая политику, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем.
Характеристика отрасли обществознания Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права. Культурология -единая социально- гуманитарная наука о духовной культуре народа.
Характеристика отрасли обществознания Историческая наука -комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Социальная психология - наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно- психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.
43
Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.
В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;
2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;
3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;
4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.
Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.
Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:
а) дописьменные и письменные;
б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.
В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные.
В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.
Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.
Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления -- особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над письменной.
В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».
Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.
Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка). С европоцентристской точки зрения традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.
Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.
В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).
Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы).
Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.
В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.
Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.
Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:
а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);
б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)-
в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);
г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).
Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.