Кто оставил данную молитву людям. Молитва, заповеданная господом
Эту молитву знает почти каждый. Почему она так популярна и в чем ее сила? Как сделать так, чтобы эта молитва принесла перемены в твою жизнь, а не осталась просто заученными строчками? Сила молитвы не в том, чтобы повторять ее как волшебную мантру, но в вере, которую ты вкладываешь в эти слова.
В чем суть этой молитвы?
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Матфея 6:9-13
В этих строчках описано все, что необходимо человеку каждый день на разных уровнях.
- «Отче наш, сущий на небесах» – никогда нельзя забывать, что Бог – это Творец Всего, и Он существует сейчас, в данный момент. Это Живая Личность, в помощи которой ты на самом деле нуждаешься.
- «Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое» – мы должны желать того, чтобы Бог стал известнее через нашу жизнь, чтобы Его дела привлекали все больше людей к Нему. Так же мы должны ежедневно утверждать Его законы и Его правление в своей жизни и там, где мы находимся (работа, учеба, окружение и тд).
- «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» – Бог дал юридическое право человеку править на земле, и без нашей просьбы Он не будет вмешиваться в наши дела. Но когда мы просим, чтобы Его план состоялся, тем самым мы позволяем Божьей мудрости постоянно покрывать нашу судьбу, чтобы идти правильным путем.
- «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – мы просим Бога восполнить наши ежедневные нужды, но не только физические, но и душевные/ духовные. Слово Бога названо в Библии хлебом для нашего духа, поэтому читать ее нужно так же часто, как ты кушаешь:)
- «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» – наше отношение к людям напрямую зависит на отношение Бога к нам. Поэтому нужно быть снисходительными и прощающими всегда.
- «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» – мы просим у Бога каждый день защиты. Кто такой лукавый? Это дьявол, духовная личность, чьей целью является полное разрушение и гибель человека. Божья защита укрывает нас от его злых проделок.
- «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» – Бог вечен, и Он достоин нашего почтения и уважения. Если мы восхищаемся сильными мира сего, то насколько больше мы должны преклоняться перед Богом? Ведь в Его руках – абсолютно все!
Как молитву “Отче наш” сделать услышанной?
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Матфея 6:6
Эта молитва должна быть тайной, один на один с Богом. Вслух или мысленно – не важно. Главное, чтобы ты всем сердцем проживал те слова, с которыми обращаешься к Господу.
Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Матфея 6:14-15
Ты не можешь просить у Бога чего-то для себя, если не простил кого-то. Получается, ты просишь милости и добра там, где их сам отказываешься давать. Обращения к Богу с загрязненным сердцем остаются не отвеченными.
Молись каждый день, общайся с Богом, люби людей, и твоя жизнь будет насыщенной, наполненной и счастливой!
Вера в силу молитвы сопровождала человечество тысячелетия. Даже сейчас, в научную эпоху, когда всё ставится под сомнение, верующие люди обращаются к духовному миру за поддержкой и помощью.
Но скептики справедливо спрашивают: а кому помогли молитвы? Действительно ли они избавляют от бед, либо это просто этакий способ себя утешить верой в нечто высшее.
Ведь столько людей страдают, и небеса, не взирая на молитвы, в их жизнь так и не вмешались.
Молитва - это способ общения с Высшими силами, а не метод управления жизнью
Манипуляция потусторонним миром при помощи заклинаний и ритуальных действий - это магия. Ничего общего с православной религией она не имеет. Верующие христиане понимают, что невозможно прочесть молитву так, чтобы заказать Господу Богу исполнение своего желания.
Будем честны: Царь Небесный мудрее любого представителя рода человеческого. Ему виднее, что нужно, а что не нужно в жизни конкретного человека. Поверить, что Бог, до нашей просьбы не знал, что мы в чём-то нуждаемся, было бы странно.
Чудо по молитве случается лишь с теми, кто оставил греховную жизнь. Так было с расслабленным, когда Иисус исцелил его (Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели»)
Человек просит о выздоровлении, но не стоило ли задуматься, почему Бог допустил болезнь сего раба Божьего? Видимо, есть глубокие причины.
Человек должен задуматься о своей жизни, исправить ошибки. Болезнь нужна, чтобы привлечь его внимание к проблеме. Есть такая псевдонаучная дисциплина, психосоматика.
Скажем, если человек близорук, значит, он в своей жизни не стремится смотреть наперёд, слишком недальновиден, и Вселенная стремится привлечь его внимание к этой проблеме.
Психосоматика не имеет отношения к православию и вообще отношение к ней у многих настороженное. Но если не такой, то подобный принцип Бог вполне может использовать.
Скажем, помните, как Он ослепил апостола Павла? Не потому ли, что тот жил в эпоху Христа и не видел очевидного?
Само собой, в таких случаях бесполезно просить Всевышнего о выздоровлении. Нужно что-то изменить в себе.
Молитва не поможет, если человек ничего не делает для себя.
Человек сам себя губит . Допустим, есть некий алкоголик. У него плохой иммунитет, цирроз печени, белая горячка. Помогают ли молитвы таким людям? Нет.
Если ты сам не хочешь избавиться от того, что тебя губит, держишься за бутылку, отчего Богу нужно лишать тебя свободы выбора? Нельзя губить себя и попутно волшебным образом выздоравливать. Либо одно, либо другое.
Человек держится за болезнь . Православный христианин понимает, что жизнь - это работа над собой. Нельзя просто довериться Христу и ждать, что Тот решит все твои проблемы. Такого не бывает.
Очень странно, когда мы бездействуем, зная, что какая-то болезнь съедает нас изнутри. Бог создал мир, где есть медицина, не зря.
Сидеть перед иконой, делая крестные знамения, - это бегство от реальности, подаренной нам Творцом. Болезни лечат не у мощей, не в церкви, а в больницах и клиниках.
Молитва способна помочь 3 образами: психологически, духовно и иногда реально
А как помогает молитва в действительности? Как минимум, тремя образами:
- Психологическая помощь . Это кажется странным, но только на первый взгляд. Конечно же, молитва - это утешение. Мы общаемся с Богом, возносим ему благодарственную молитву, вспоминаем, что на небе есть наш Заступник. Многие люди тратят колоссальные деньги, чтобы рассказать о своих проблемах психотерапевту. Бог же - лучший слушатель, а Его ответ приходит разными способами: в сердце, через других людей или какими-то иными знаками.
- Духовно . Молитва укрепляет нас на духовном пути. Она помогает держаться за веру, помнить о том векторе, на который призывает нас Евангелие. Молитвенное сосредоточение - это богоугодное направление ума, чем дольше мы в нём искренне прибываем, тем более зрелыми в духовном плане становимся. Вот как действует молитва на человека, ведь молимся мы для себя, а не для Бога.
- Реально . Все мы слышали о чудесах, когда молитва совершала чудеса. Но в этих случаях чудо не было самоцелью. Оно было следствием правильного настроя самого человека. Вспомним паралитика, которого исцелил Христос.
Сам ли Спаситель это сделал, либо человек дошёл до той степени духовной зрелости, когда все его старые грехи можно было оставить в прошлом?
«Прощаются тебе грехи твои», - говорит Христос и позволяет человеку вновь обрести способность двигаться. А в то же время вокруг десятки других больных.
Почему Мессия не исцеляет их? Потому что дело не в том, что Он, как добрый волшебник, пришёл сражаться с недугами. Напротив - Спаситель показывает путь.
Чудеса по молитвам случаются, но для тех, кто не о чуде, а о духовности.
Искренняя молитва способна повлиять не только на дух человека, но и на его реальную жизнь. Но нужны правильно расставленные приоритеты. Молиться по вере - одно, молиться ради благ этого мира - другое.
На видео ниже отец Владимир (Головин) советует никогда ничего не просить у Бога, а довериться ему:
Есть ли смысл вымаливать у Бога то, что Он не дает для нашей пользы? (прот. Владимир Головин)
Помогает только искренняя молитва
Так какая молитва помогает? Ответом на этот вопрос не служит название какого-то текста из молитвенника или количество прочтений.
Никто не может сказать: «Прочти 70 раз «Отче наш» и станешь богатым, здоровым и привлекательным». Так это не работает.
Единственная полезная молитва - искренняя. Даже если у нас нет под рукой канонического текста, молитва своими словами будет Более угодна для Бога Единого, чем по памяти прочитанная для галочки формула.
Со времён Библии людям помогала молитва, происходит это и сегодня
Помните Рахиль? Она была бесплодной, но усердная молитва помогла ей справиться с недугом и родить двух сыновей. Правда, роды последнего закончились для Рахили смертью, но, вероятно, это был максимум, на который был способен её организм.
Чудесные ответы на молитву происходят и сегодня.
Рахиль - женщина из Библии, на чьи молитвы о детях Бог откликнулся и позволил стать матерью. Фото: xn--80ancrr3a.xn--p1ai
Вот история из книги «Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией»:
«За городом жили две знакомые мне сестры - очень набожные женщины и усердные молитвенницы. Много чудесного было в их жизни. Однажды во время войны они, променяв что-то на картошку, погрузили ее на саночки - дело было зимой - и повезли.
Путь был далекий. Измученные и голодные, они выбились из сил. Взмолились они: «Пресвятая Богородица, помоги нам». Стоят они на дороге без сил и видят, что подходит к ним благообразная Женщина и говорит:
«Устали вы очень, дайте Я помогу вам довезти картошку». И взялась Она с ними вместе везти. И стало им так легко с Ней, и изумились они, глядя на Нее, и боялись спросить Ее, Кто Она такая. Только как подвезли картофель к дому - потеряли Ее из виду.
Поняли они тогда, что это была Сама Скоропослушница - Пресвятая Богородица».
Самая известная христианская молитва - Отче наш
Сам Иисус Христос научил Своих учеников удивительной молитве «Отче наш». Она обращена к Отцу и Сыну и Святому Духу и ёмко вмещает в нескольких строках всё настроение благочестивого христианина:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Есть несколько редакций этой молитвы. Если Вы встречали или знаете наизусть немного другой вариант, нет ничего страшного.
Господь смотрит не на слова, а в сердце, так что не беспокойтесь, если где-то про Духа Святого говорят как про Духа Святаго, например. Это частности.
Православным христианам в любых проблемах помогает Пресвятая Богородица
Молитв к Пресвятой Богородице в православии несчётное количество. Отчего-то именно Дева Мария стала особенно популярна у нашего народа.
Она занимает особое место среди христианских святых, а потому её заступничество или, с позволения сказать, протекция перед Богом для многих является самым удобным общением со Всевышним.
В конце концов, Пресвятая Богородица - мать. И каждый человек волен считать её своей собственной духовной мамой. Потребность в такой высшей покровительнице всегда была у человечества. Археологи знакомы с палеолитическими «Венерами», шумеры поклонялись Астарте, индусы - Шакти.
Дева Мария - одна из самых любимых святых в православии. К ней обращают самые разные молитвы. Фото: pravlife.org
Христиане обрели свою заступницу в виде исторической личности - Марии, и молитвы к ней особенно любимы и популярны. Вот пример одной из них:
Дева Владычица Богородица, носившая во чреве Спасителя Христа и Бога нашего, на Тебя возлагаю всю мою надежду, на Тебя уповаю, высшую всех Небесных сил. Ты, Пречистая, охраняй меня Божественною Твоею благодатию. Управь жизнь мою и путеводствуй согласно со святой волею Сына Твоего и Бога нашего.
Даруй мне оставление грехопадений, будь мне прибежищем, покровом, защитою и руководительницею, препровождающею в жизнь вечную. В страшный же час смертный не оставь меня, Владычица моя, но ускори на помощь мне и исхить меня из горького мучительства бесов.
Ибо в произволении Своем имеешь и силу; соделай сие, как воистину Матерь Божия и над всем владычествующая, Приими досточестные и Тебе единой приносимые дары от нас недостойных рабов Твоих, преблагосердная, всесвятая Владычица Богоматерь, избранная из всех родов, оказавшаяся высшею всякой твари небесной и земной.
Поелику чрез Тебя познали мы Сына Божия, чрез Тебя с нами стал Господь сил, и сподобились мы святаго Тела и Крови Его, то блаженна Ты в роды родов, богоблаженнейшая, святейшая Херувимов и славнейшая Серафимов; и ныне, препетая, Всесвятая Богородице,
не преставай умолять за нас, недостойных рабов Твоих, чтобы избавиться нам от всякой козни лукаваго и от всякой крайности, и соблюсти неуязвленными при всяком ядоносном приражении. Даже и до конца молитвами Твоими сохрани нас неосужденными, да спасенные Твоим заступлением и Твоею помощию всегда будем возсылать славу, хвалу, благодарение и поклонение единому в Троице Богу и Создателю всех.
Благая и преблагословенная Владычица, Матерь благаго, всеблагаго и преблагаго Бога, на молитву недостойнаго и непотребнаго раба Твоего призри милостивым оком Твоим, и поступи со мною по великой милости неизреченнаго Твоего благоутробия и не взирай на прегрешения мои, и в слове, и в деле, и всяким чувством соделанныя, произвольно и непроизвольно, с ведением и по неведению,
и обнови всего меня, соделав храмом всесвятаго, животворящаго и владычественнаго Духа, Который есть сила Вышняго, и приосенил всепречистую утробу Твою, и обитал в ней. Ибо Ты – помощница утружденных, предстательница бедствующих, спасительница обуреваемых, пристань треволнуемых, защитница и заступница находящихся в крайности.
Даруй рабу Твоему сокрушение, тишину помыслов, постоянство мысли, ум целомудренный, трезвение души, смиренный образ мыслей, святолепное и трезвенное настроение духа, нрав благоразумный и благоустроенный, служащий признаком душевной собранности, также благочестие и мир, какой Господь наш даровал ученикам Своим.
Да приидет моление мое в святый храм Твой и в жилище славы Твоей; очи мои да изведут из себя источники слез, и да омоешь Ты меня собственными моими слезами, убелишь потоками слез моих, очищая меня от скверны страстей.
Изгладь рукописание грехопадений моих, разсей облаки печали моей, мглу и смятение помыслов, удали от меня бурю и стремление страстей, соблюди меня в безмятежии и тишине, разшири сердце мое духовным разширением, возвесели и возрадуй меня радостию неизглаголанною, веселием непрестанным, чтобы правыми путями заповедей Сына Твоего шел я верно и с неукоризненною совестию проходил непоползновенное житие.
Дай же мне, молящемуся пред Тобою, и чистую молитву, чтобы невозмущенным умом, неблуждающим размышлением и с ненасытною душею постоянно день и ночь поучался я словесам Божественных Писаний, во исповедании воспевал,
и в радовании сердца приносил молитву в славу, честь и величание единороднаго Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.
Молитва Кресту Господнюю даёт человеку надежду
Вообще, если разбираться, Кресту, разумеется, никто не молится. Иначе, с любой точки зрения, это превратилось бы в фетишизм - поклонение предметам.
Иконы, христианские святыни, всевозможные реликвии - это вместилища Святого Духа.
Мы должны держать в голове, что через подобные молитвы обращаемся к одной из ипостасей Троицы, а всякие Кресты и Плащаницы служат лишь образом, проводником нашей мысли и Божественных энергий.
Животворящему Кресту православные не молятся. Через него обращаются к Святому Духу. Фото: i.pinimg.com
Молитва Кресту Господню много говорит о врагах человека, грехах и трудностях духовного пути. Её чтение укрепляет в вере, дарит человеку надежду и защищает от неприятелей:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата.
О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
В православии есть молитвы о вечной жизни, помощи, выздоровлении
Ряд молитв направлен на конкретных святых. Принято считать, что через такую молитву мы просим святого присоединиться к нам, обратиться к Богу с каким-либо прошением.
Но в то же время мы должны держать в голове главную мысль: «Да будет воля Твоя». Если Бог позволит, будет по-нашему. За спрос, как говориться, денег не берут.
Но тут уместно говорить не о том, помогла ли молитва, а о том, полезно ли то, о чём мы просим.
Читать же сами молитвы можно к кому угодно и когда угодно. В православии устоялась традиция делать это перед изображениями святых, но обстоятельства бывают разные, так что строгих формальностей не существует.
Теперь приведём несколько особенно популярных у православных христиан молитв.
Молитва «Вольные и невольные» просит Бога помочь выйти на праведный путь к жизни вечной.
Молитва Вольные и невольные:
Ослабь, отпусти, прости, Боже, прегрешения наша вольные и невольные, совершённые словом и делом, сознательно и неосознанно, днём и ночью, в уме и в помысле, – всё нам прости, как Милосердный и Человеколюбец.
Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи Человеколюбец! Делающим добро сделай добро. Братьям и родным нашим милостиво исполни их прошения в том, что ведёт ко спасению, и даруй жизнь вечную. Немощных посети и подай им исцеление.
Находящимся в море помоги. Путешествующим сопутствуй. Православным христианам помоги в борьбе. Служащим нам и нас жалеющим подай оставление грехов. Поручивших нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Вспомни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их там, где сияет свет Лица Твоего.
Вспомни, Господи, братьев наших, находящихся в плену, и избавь их от всякого несчастия. Вспомни, Господи, приносящих плоды трудов своих и украшающих святые Твои церкви. Подай им по прошениям их то, что ведёт ко спасению, и жизнь вечную.
Вспомни, Господи, и нас, смиренных, грешных и недостойных рабов Твоих, и просвети наш ум, чтобы мы познали Тебя, и выведи нас на путь следования заповедям Твоим, молитвами пречистой Владычицы нашей, Вечнодевы Марии, и всех Твоих святых, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Фрагмент росписи с изображением Святого Духа в виде голубя. Ему молятся перед тем, как совершить доброе дело. Фото: i.pinimg.com
Удачно совершить дело доброе лучше, заручившись помощью Святаго Духа через такую молитву:
Кондак, глас 5-й:
Подражатель сый Милостиваго, и исцелений благодать от Него прием, страстотерпче и мучениче Христа Бога, молитвами твоими душевныя наша недуги исцели, отгоняя присно борца соблазны от вопиющих верно: спаси ны, Господи.
Молитва:
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся.
Испроси нам у Господа Бога, Емуже со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь;
даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
90 псалом - это молитва «Живой в помощи»
От неприятностей и злых людей помогает псалом 90, известный как молитва «Живой в помощи»:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Также есть очень много молитв Николаю Чудотворцу на самые разные темы. Вот эта - о помощи на духовном пути:
О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному,
умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
Смысл: «За этими по-следовали поколения, которые не выстаивали молитвы, и погрязли в страстях (грехах). Они будут наказаны за их заблуждения в ближайшей жизни и в будущей жизни » (сура «Марьям», аят 59).
Молитва – это связь со Всевышним Аллахом, которая пять раз в день связывает раба с Творцом. Это столп религии, который идёт вторым после свидетельства Единобожия. То есть, как только человек принимает Ислам, он обязан изучать метод правильного совершения молитвы и выполнять её.
Мусульманин обязан понять, что если он не совершает молитву, то его вера ослабевает, а от религии его остаётся только название, потому как формально он ничем не отличается от других, кроме как названием «мусульманин».
Оставление молитвы считается тяжким грехом. А как же иначе, ведь Всевышний пред-писал обязательно совершать её, а человечество сотворено для поклонения, как сказал Аллах в Коране:
وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون
Смысл: «И сотворили Мы (Аллах) людей и джинов лишь для того, чтобы они покло-нялись Мне » («аз-Зарият», аят 56).
Значит, первоначальная цель сотворения человека есть поклонение Аллаху. А поклоне-ние должно быть таким, на которое указали Коран, Сунна и единогласие ученых. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
رأس الأمر الإسلام وعموده الصلاة
«Основа дел – это Ислам, а опора религии – это намаз (пятикратная обязательная молитва) » (ат-Тирмизи, Ибн Маджах). В другом хадисе сказано:
إنَّ أول ما يسأل عنه العبد يوم القيامة من عمله الصلاة ، فإن تقبلت منه صلاة تقبل منه سائر عمله
«Поистине, первое, за что будет спрошен раб в день Великого Суда – молитва, и ес-ли молитва будет принята от него, то и другие деяния примутся » (ат-Тирмизи в книге «Сунан»).
Кто оставит молитву, того Аллах также оставит без помощи и обрушит на него великое наказание, как сказано в хадисе:
مَنْ تَرَكَ الصَّلَاةَ مُتَعَمِّدًا فَقَدْ بَرِئَتْ مِنْهُ ذِمَّةُ اللَّهِ وَرَسُولِهِ
«Тот, кто оставил молитву умышленно, поистине, лишён заботы Аллаха и Его Посланника » (имам Ахмад). Значит, Аллах лишает этих людей благодати от жизни, от их имущества и дел, а в День Суда ему не будет милости от Аллаха.
Во времена праведных предков произошёл случай с одним праведным мусульманином, которого сатана не мог сбить с пути истины. Очередной раз сатана попытался сбить его с истины, придя к нему в гости под видом путника, который желает переночевать у этого мусульманина. Сатана остался на ночь. И вот, когда наступило время утренней молитвы, и тот мусульманин захотел встать на молитву, иблис всячески отвлекал его, и тот проспал утреннюю молитву. Далее наступает время обеденной молитвы, и тут сатана опять отвлекает всякими делами этого человека, и молитву он пропускает. И так продолжалось целый день. Когда уже наступило время ночной молитвы, дьявол опять сбил с пути мусульманина. Когда же он лёг в постель, сатана судорожно начал собираться и уходить, тогда верующий крикнул: «Куда ты уходишь?!», - на что сатана ответил: «Я – сатана, ослушался своего Творца один раз и был изгнан из Рая, а ты уже пять раз ослушался Его, я боюсь, что наказание, которое обру-шится на тебя, попадёт и на меня, если буду рядом, поэтому я убегаю от тебя» («Дуррату ан-насыхин»). Сатана испытывает огромное счастье, когда успешно сбивает человека от молитвы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
بَيْنَ الرَّجُلِ وَبَيْنَ الشِّرْكِ وَالْكُفْرِ تَرْكَ الصَّلَاةِ
«Между мужчиной и неверием и многобожием – оставление молитвы » (Муслим). То есть внешняя, формальная разница между мусульманином и немусульманином – совершение или оставление молитвы.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
لا حظ في الإسلام لمن ترك الصلاة
«Нет доли из Ислама тому, кто оставил молитву » (аль-Хафиз аз-Захабий в «аль-Кабаир»). То есть нет человеку ничего из Ислама, потому как не соблюдает столп Ислама, без которого вера в сердце постепенно гаснет.
Наказание за халатность и пропуск молитв
Если человек проявит халатность относительно пятикратной молитвы, то будет наказан Аллахом пятнадцатью видами наказания: пять в этом мире, три во время смерти, три в могиле, три при выходе из могилы (в день воскрешения).
Пять видов наказания, которые обрушатся в этом же мире:
1) Снимется благодать от его жизни. То есть ничего не будет получаться в жизни, на человека будут валиться постоянные проблемы, испытания, переживания.
2) Стирается признак праведных людей с его лица (он не будет из их числа).
3) За его деяния Аллах не будет награждать его, то есть, его деяния не будут прини-маться.
4) Не будет подниматься его мольба к небу, то есть, его мольба не будет приниматься.
5) Не будет ему доли от мольбы праведников, то есть, благодать мольбы благочести-вых рабов ему не достанется.
Три вида наказания при смерти:
1) Умрёт униженным, то есть мерзкой смертью, в мерзком состоянии или в грехе.
2) Умрёт голодным, сколько бы ни ел, он умрёт в сильном голоде.
3) Умрет в сильной жажде, даже если море воды выпьет, это не поможет.
Три вида наказания в могиле:
1) Могила станет настолько тесной, что его ребра сломаются и войдут друг в друга.
2) Могила станет ему как раскалённые угли, утром и ночью она будет раскаляться ог-нём для него.
3) Его будет мучать змея (огромная), которую зовут «аш-Шуджаъ аль-Акраъ», её глаза из огня, а когти из железа, и каждая коготь размером, равным расстоянию ходьбы в один день. Она обратится к усопшему: «Я аш-Шуджаъ аль-Акраъ, – и голос ее как гром, – мне повелел мой Господь бить тебя за оставление утренней молитвы до восхода солнца, а за оставление обеденной молитвы – до послеобеденной, а за оставление послеобеденной – до вечерней, а за оставление вечерней – до ночной, а за оставление ночной – до утренней».
Три вида наказания в день воскресения:
1) Жёсткий допрос.
2) Гнев Господа.
3) Вхождение в Ад.
4) В некоторых преданиях сказано, что он будет воскрешён, а на лбу будут написаны три строки: «1) О расточитель долга перед Аллахом! 2) О обособленный гневом Аллаха! 3) Как ты нарушил долг в отношении Аллаха, так же ты потерял надежду на милость Аллаха» (имам аз-Захабий. «Аль-Кабаир», стр 38).
Намеренное откладывание молитвы
Откладывать преднамеренно молитву нельзя. Например, если человек мог совершить молитву в первую половину времени данной молитвы, но отложил её совершение под конец времени – это будет грех. Как сказал Всевышний в Коране:
فويل للمصلين الذين هم عن صلاتهم ساهون
Смысл: «Ущелье Ада для молящихся, но которые от своих молитв отвлечены (ха-латны) » («аль-Маун», 4-5). То есть в этом аяте не говорится даже об оставлении молитвы, а говорится об откладывании, что также является грехом.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) пишет, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: «Имеются в виду лицемеры (мунафики), которые совершали молитву физически, но не уверовали сердцем, и они иногда не совершали её, а иногда откладывали…».
От праведных предков передаётся, что когда некий человек хоронил сестру своей мате-ри, он случайно уронил кошелёк в могилу. Вспомнив об этом на следующий день, он раскопал могилу, и увиденное испугало и шокировало его. Он увидел в могиле пламя огня и от испуга и шока он заново закопал ее, пошёл к матери и спросил: «О мать! Расскажи, чем занималась Твоя сестра?» Мать ответила: «Что именно тебя интересует?» Тот сказал: «О мама! Я видел в ее могиле полыхающий огонь». Мама заплакала и сказала: «Моя сестра относилась халатно к молитвам, откладывала их» («аль-Кабаир», стр. 39-40).
Положение того, кто не совершает молитву
Оставление намаза – это тяжкий грех по единогласному мнению среди ученых. Среди ученых есть разногласия по поводу того, является ли неверным человек, который не совершает молитву, однако не отрицает её обязательность и считает долгом в Исламе.
Имамы аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа и в одной из версий, переданных от имама Ах-мада, также большинство ученых четырех мазхабов, такие, как ан-Нававий, Ширбини, Ибн Хаджар, аш-Ширазий, Шурунбулули, Ибн Абидин и др, придерживались мнения о том, что несовершающий молитву впадает в тяжкий грех, однако не впадает в неверие.
А некоторые имамы, такие, как Ахмад (в другой версии), Суфьян ибн Уяйна, Исхак ибн Рахувия, придерживались мнения о том, что человек, который не совершает молитву, впадает в неверие.
Как видно, абсолютное большинство ученых сунны придерживалось первого мнения. (аль-Хафиз аз-Захабий. «Аль-Кабаир»). Что же касается отрицания обязательности молитвы, то ученые единодушно постановили, что такой человек впадает в неверие.
Пропущенные молитвы
Если человек пропускал молитвы по халатности, лени и т.д., он обязан возместить их, и в этом единодушны ученые сунны четырёх правовых школ. Они руководствуются хадисом, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
فدين الله أحق بالقضاء
«…и долг Аллаху более достоин возмещения (чем долг кому-либо другому)» (аль-Бухарий, №1754). Пропущенная молитва, пост, хадж, закят являются долгом перед Аллахом. Значит, человек, который пропустил их по забывчивости или по другим причинам, обязан возместить их. Тот же, кто специально пропустил, еще более обязан возместить их.
Всем, кто пропустил молитву или совершил другие грехи, сколько бы их ни было, нужно покаяться и начать исправлять своё положение. Нельзя забывать, что всегда есть шанс все исправить, пока человек жив.
Да укрепит Аллах нашу веру!
Мы знаем много молитв, составленных святыми отцами. Есть и молитвы, повторяющие ангельские славословия. И есть одна молитва, словами которой заповедал нам обращаться к Богу Сам Христос. Это молитва «Отче наш». Большинство из нас знает ее текст наизусть, но эти слова нужно не только знать, их нужно понимать. Потому что духовная наука - это не таблица умножения, которую можно выучить и потом автоматически пользоваться. Она требует постоянного усилия, возвращения к тому, что мы уже знаем, чтобы оно оживлялось в нашем сознании и в нашем сердце. Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.
Горний Иерусалим. Фрагмент иконы Страшный суд 1580-1590, Сольвычегодск
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тайная молитва
Кроме текста молитвы «Отче наш», Господь в Нагорной проповеди оставил нам учение о том, как нужно молиться: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне...» (Мф. 6: 6).Домашняя молитва должна совершаться в одиночестве. Нужно уметь оставаться наедине с Богом. Некоторые супруги, начиная совместную жизнь, читают вечерние и утренние молитвы вместе. И получается, что они лишают себя тайной молитвы, той, о которой говорится в Евангелии. Наверное, можно иногда почитать правило вместе. В некоторых монастырях бывает общее правило, но его всегда должна дополнять келейная молитва. И если человек не находит в своей жизни времени, чтобы помолиться Богу втайне, значит он не исполняет заповедь, данную нам Христом.
Домашняя, келейная молитва может быть разной. Это может быть чтение обычного правила, может быть чтение канонов, акафистов, может быть чтение Иисусовой молитвы. Когда мы собираемся вместе, чтобы помолиться в храме, мы молимся все вместе одними и теми же словами. Но, когда мы остаемся одни, мы можем выбрать ту молитву, которая больше помогает нам сосредоточиться и помнить о Боге. Мои слова не означают, что у нас вообще не должно быть молитвенного правила и что сегодня вечером мы можем почитать великое повечерие и сделать один поклон, а завтра можем сделать сто поклонов с Иисусовой молитвой. Нет. Нам, тем, кто не умеет молиться, какое-то правило все-таки нужно. Его необходимо выбрать вместе с духовником и придерживаться строго. Потому что совсем опустить правило могут только совершенные, святые люди. Некоторые из них вообще пребывают в безмолвии - есть такой вид молитвы, когда человек просто молчит перед Богом. Но мы нуждаемся в молитвенной азбуке. Нам нужно учиться читать по слогам - каждое утро и каждый вечер исполнять молитвенное правило, которое мы для себя определили.
Следующие слова в Нагорной проповеди тоже о том, как нужно молиться: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8). Господь дает нам образец такой немногословной молитвы. Это молитва «Отче наш». Слова этой молитвы нельзя перевести на русский язык так, чтобы они сразу стали понятны - в них вложен очень глубокий смысл, который нам, земным, плотским людям не всегда бывает доступен. Именно поэтому над этой молитвой нужно размышлять, чтобы понять, как и о чем заповедал нам молиться Господь.
Наш Отец
Начиная эту молитву, мы призываем Бога, называя Его Отцом. На литургии, перед тем как петь «Отче наш», священник возглашает: «...и сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно, сметь называть Тебя Небесного Бога Отцом» (так переводится с церковнославянского языка это прошение). Этими словами мы просим у Бога благословение на то, чтобы называть Его Отцом.Смиренно с покаянным чувством мы должны произносить эти первые слова Господней молитвы. Ведь когда мы подходим к Чаше, мы не называем себя «сын Божий Павел» или «дочь Божия Антонина», мы говорим «раб Божий Павел» и «раба Божия Антонина», а в молитве «Отче наш» - называем Бога Отцом.
Если вникнуть в эти слова, то понимаешь, что Бог не просто некое далекое и недоступное Существо, Которое не может понять наши беды и Которого мы все время просим о чем-то, как будто Он забыл о нас. Ведь так мы иногда думаем. Но в Священном Писании есть такие слова, где Господь говорит, что если и мать забудет свое грудное дитя, то Он нас не забудет. То есть Он любит нас больше, чем мать любит свое грудное дитя.
В словах «Отец наш Небесный» говорится о подлинном отцовстве. В них говорится об удивительной любви Божией к нам. Когда вспоминаешь об этой любви, становится легче жить, становится легче молиться. И еще, конечно, важно, что с самого начала этой молитвы Господь призывает нас молиться не только о себе, называя Бога «своим» Отцом, а призывает обращаться к Нему Отец «наш» - общий наш Отец. И мой Отец, и Отец китайца в Китае, и африканца в Африке, и бомжа, который ходит по улицам Москвы. Отец наш. Он Отец и тех, кто меня не любит, и тех, кого я считаю своими врагами, и Отец тех, кого я совсем не знаю.
Но, хотя мы и обращаемся к Богу, как к Отцу, это не должно быть дерзостью, фамильярностью. Мы должны сохранять благоговейное отношение к Богу. Святые отцы говорят, что, когда человек молится Богу, он должен себя представлять некой «малой пиявицей», то есть каким-то маленьким насекомым. Наименование Бога Отцом не подразумевает, что мы можем похлопать Его по плечу. Нет, конечно. Должно сохраняться благоговение, страх Божий. Помня о том, что Он Отец наш, мы должны считать себя недостойными этой любви Божией. И если прийти в некое трезвое состояние ума, мы поймем и почувствуем, что так оно и есть.
Три общих прошения
Очень важна последовательность наших просьб, обращенных к Богу. Первое, о чем мы просим Бога - чтобы святилось Его Имя. Это удивительные слова. Имя Божие, как говорили некоторые богословы в XX веке, это Сам Бог. Были такие люди, которых называли «имябожниками», и были другие, которые с ними не соглашались. Между теми и другими шла такая борьба, что дело доходило до рукопашных боев. На Афон был послан русский военный корабль, чтобы усмирить возмущение, которое там поднялось. Наверное, «имябожники» были не во всем правы, но их противники были не правы в еще большей степени. Имя Божие значит очень много. Это присутствие Бога в мире. Слова, которыми мы Бога называем: Вседержитель, Саваоф, Любовь, - это не просто слова. Имя Бога - это то, через что Бог являет себя нам. К этому нужно очень благоговейно относиться и просить, чтобы присутствие Бога через Его Имя являлось и освящало наш мир. Мир, который устремился за Адамом, совершившим грех. Мы просим о том, чтобы этот мир не отворачивался, не уходил от Бога.Потом мы молимся о том, чтобы пришло Царство Божие. Однажды я спросил студенток нашего училища, хотят ли они прямо сейчас оказаться в Царствии Божием? Они ответили мне: «Нет, владыка, мы еще пожить хотим!» Но тем не менее мы просим в молитве «Отче наш», чтобы пришло Царство Божие. Царство Божие - это ведь не обязательно смерть. Во время совершения литургии приходит Царство Божие. Или когда мы встречаемся со святыми людьми - тоже приходит к нам Царство Божие. Оно является в нашей душе, когда мы читаем духовные книги. Оно может внезапно озарить нашу душу, наше сердце смыслом. Так тоже бывает. И вне этого Царства нет жизни. Вне его - мрак. Вне Царства Божьего умирающий мир, который идет к концу, к вечному страданию. Поэтому мы просим, чтобы Царство Божие пришло. Не надо вкладывать в эти слова такой смысл, будто мы хотим завтра умереть и оказаться в Царствии Божием. Нет. Это у нас не получится, туда нельзя войти не готовым. Но это Царство должно прийти и принести мир и покой в нашу мятущуюся душу, ведь там, где мир, там и Царство Божие. Оно должно прийти к нам радостью, благодатью. Об этом мы просим.
Следующее наше прошение - чтобы Воля Божия совершалась на земле так же, как и на небе. Мы дерзаем произносить эти слова и говорим их без горечи. Хотя обычно нам трудно смиряться с чужой волей. Детям, когда они спорят, трудно согласиться с волей другого. Даже жена с мужем, которые любят друг друга, иной раз спорят из-за какой-то ерунды. Сказать «ладно, пусть будет, как ты хочешь» - очень трудно. Из-за этого на земле начинаются войны, распадаются семьи, рушится дружба - все из-за того, что каждый хочет настоять на своем. Иногда это принцип, иногда выгода, иногда пристрастие. Очень трудно смириться с чужой волей. Но сказать Богу «да будет воля Твоя» очень легко. Потому что Его воля - это благая воля. Это воля, которая хочет не поработить нас, не лишить нас свободы, а, наоборот, дать нам свободу. Потому что только в Боге, в Его воле, мы обретаем свободу. Эта воля благая и совершенная. И конечно, нужно искать эту волю. Если мы не стараемся узнать волю Божию, тогда мы зря говорим эти слова, они оказываются для нас пустыми и фальшивыми.
Три личных прошения
Только после того, как мы просили о том, чтобы святилось Имя Божие, после того, как мы просили о пришествии Царствия Божьего и о том, чтобы была Воля Божия, - только после этого мы просим о наших житейских нуждах. Господь хотя и говорит о том, что знает нашу нужду, но все-таки, как мы видим, заповедует нам просить о насущном хлебе на каждый день. Есть разные толкования этих слов. «Хлеб насущный» может означать все потребное для жизни - крышу над головой, одежду, воду, все необходимое, чтобы прожить сегодняшний день. Причем обратите внимание - именно сегодняшний день, а не до старости безбедно и спокойно. Мы просим не сверхнеобходимое, а необходимое. Эти слова должны нас устыдить и напомнить о том, что здесь на земле нельзя жить роскошно. Чем роскошнее ты живешь на земле, тем больше вероятность того, что ты будешь лишен небесной радости, как произошло с богатым человеком в притче о богаче и Лазаре. Помните? Он был ввержен в геенну огненную. На земле он жил роскошно, он имел не только необходимое, но и многое сверх этого. Эти слова молитвы должны напоминать нам, как нужно жить. Они должны не только помочь нам научиться просить чего-то у Бога, но и подсказать, как строить свою жизнь. Есть еще такое толкование, что «хлеб насущный» - это Причастие Святых Христовых Тайн. То есть мы просим Бога, чтобы нам был дан этот дар, без которого мы не можем жить. Господь отвечал дьяволу словами из Священного Писания - не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. То есть хлебом для нас являются и слова Священного Писания, которые питают наше сердце.Следующее прошение тоже очень важно - мы просим у Бога простить нам грехи, так же, как и мы прощаем нашим должникам. Я часто сталкиваюсь на исповеди с людьми, которые не могут кого-то простить. В житиях я встречал рассказ о том, как один святитель остановил службу и не разрешил человеку петь эти слова из «Отче наш», потому что тот не прощал своему должнику. А другому человеку, который тоже не хотел прощать своего ближнего, святой сказал, чтобы он не читал эти слова в «Отче наш» - пропускал бы их, если не может простить. Ведь как он может надеяться на прощение своих грехов, если не прощает другому? Нас эти слова должны устыдить, мы должны бояться не простить людям то, что они нам должны. Бояться не простить тем, кто взял в долг и не отдает, бояться не простить своим детям, которые, как нам кажется, нам должны - ведь мы их воспитывали, а они не заботятся теперь о нас. Но мы обязательно должны простить им это, если хотим получить прощение от Бога. А у нас у всех долг перед Богом неоплатный. Оплатить его никто из нас не может. Вы же помните причту о должнике, который был должен сто тысяч талантов. Когда ему был прощен его большой долг, он стал требовать со своего должника сто динариев - мизерную сумму - и не хотел ему простить. Тогда с него был взыскан весь тот огромный долг, который раньше был ему прощен. Так и наши огромные долги перед Богом, наши грехи, которые Бог нам простил, могут быть снова взысканы с нас, если мы не будем прощать все маленькие и кажущиеся большими долги других людей.
В конце мы просим у Бога, чтобы Он не ввел нас во искушение. Здесь имеются в виду испытания, которые выше наших сил. Конечно, Бог нас никогда и не вводит в испытания, которые выше наших сил. В эти испытания нас вводит наша гордость. Когда мы так говорим, мы не просим Бога не делать того, что Он не сделает ни в коем случае, но мы напоминаем себе, что по нашей гордости можем взять на себя больше, чем способны понести, и тогда, потеряв смирение, рискуем войти в какое-то тяжелое и страшное искушение. Иногда Бог допускает искушение из педагогических целей, желая нас чему-то научить. Мы просим здесь, чтобы те скорби, которые должны быть в нашей жизни (а без скорбей нельзя приобрести страх Божий, нельзя научиться смирению), чтобы они все-таки были посильны нам и чтобы Господь избавил нас от власти дьявола, избавил нас от его сетей, которые, как вы знаете, разбросаны по лицу земли. Когда преподобный Антоний увидел эти сети, он сказал Богу: «Кто же может спастись?!» И был ему ответ, что к смиренному человеку эти сети даже не прикасаются. Так что в этих словах для нас есть напоминание о том, что избавиться от лукавого, от его сетей можно только смирением. А смирение заключается в том, чтобы всегда молиться Богу, чтобы всегда просить Его помощи. В Евангелии молитва «Отче наш» заканчивается славословием: «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». В современной практике этими словами молитву заканчивает священник, если мы читаем ее в храме.
К сожалению, в наше время очень часто люди молятся формально, механически. Но мы должны не просто повторять слова молитвы «Отче наш», как это делают дети, а вдумываться каждый раз в их смысл. Не стоит успокаиваться, прочитав эту статью. Обязательно нужно читать толкования святых, спрашивать других людей, как они молятся этой молитвой. Какие смыслы они вкладывают в эти слова, о чем они просят. Потому что молитва - это не произнесение вслух или про себя древних магических формул, тайных волшебных звукосочетаний. Молитва - это обращение ума и сердца к Богу с помощью слов, имеющих глубочайший смысл, который должен быть осознан и прочувствован молящимся. «Отче наш» - это не только одно из важнейших молитвословий, употребляемых Церковью. Это данный самим Богом совершенный образец правильного молитвенного устроения души, это выраженная в емких словах заповеданная Христом система жизненных приоритетов.
Записала Екатерина СТЕПАНОВА