Общество тема познание. Конспект урока на тему «Познание
Что такое знание?
Знание – это результат познания
Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.
1.Познаваем ли мир?
Как вы думаете, познаваем ли мир?
Используя материал учебника заполняем таблицу.
Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.
1.Пессимисты
Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей
Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.
2.Оптимисты
Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.
Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте
2. Познание чувственное и рациональное.
Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
Существует две ступени познавательной деятельности.
Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.
формы | свойства |
|
Чувственное познание | Ощущения | Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира |
Восприятие | Целостное отражение предметов в многообразии их свойств |
|
Представление | Отражение некого «усредненного» образа. |
|
Рациональное (логическое) познание | Понятие | Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей |
Суждения | Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается |
|
умозаключения | Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение |
Рациональная познавательная способность связана с мышлением
Как схематично можно представить данное утверждение?
(Мышление речь язык)
Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.
Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?
Следовательно сторонниками рационального познания выступают….
- Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.
- Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум
Кто же прав?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.
3. Истина и ее критерии.
Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина –это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Истина
Абсолютная Относительная
Полное, неизменное, неполное, ограничен
раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в
ное знание о каком-либо определенных усло-
предмете или явлении виях знание
На примерах покажите абсолютность и относительность истины.
Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?
Существует несколько критериев истины.
Попробуйте выбрать правильные варианты.
Критерии истины
- Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
- Признание истинным того,что полезно для человека
- Практика - более надежный критерий истины.
Отметьте в тетраде главный критерий истины.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.
Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.
Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
- Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание.
В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.
Особенности(выводятся на интерактивною доску)
1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)
2.Обладает рационалистической обоснованностью.
3.Свойственна особая системность знания.
4.Свойственна проверяемость.
Используя материал учебника, выделите уровни научного познания
5.Социальные и гуманитарные знания
Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
6.Многообразие человеческого знания
Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.
Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Мифология
- Жизненный опыт
- Народная мудрость.
- Паранаука.
- Искусство.
Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич
Работу выполнила Васильева Елена
Слайд 2
Определения знания и познания
Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
Знание- результат познания.
Слайд 3
Виды познаний
Виды познаний
- Чувственные (сенсорные) органы чувств: обоняние, осязание
- Слух, зрение, вкус, интуиция.
- Рациональные абстрактное мышление
- Ощущение
- Понятие
- Восприятие
- Суждение
- Представление
- Умозаключение
- Реальные
- Нереальные
Слайд 4
Познаем ли мы мир?
Пессимисты- отрицание познаваемости мира
Оптимисты- утверждение принципиальности познания мира
Скептики- признавая, что познание мира возможно, выражают сомнения в достоверности полученного знания
Агностицизм (от греч. Agnostos- непознаваемый)- философское учение, отрицающее возможность познания. С развитием знаний агностицизм не умер
Сторонники гносеологического (от греч. Gnosis- познание и logos- учение, слово о познании) оптимизма- не отвергая сложностей познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Их аргумент- ясность и отчетливость научной мысли, общезначимость получаемых результатов, невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни
Слайд 5
Познание чувственное и рациональное
Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств человека, передающие отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, звучание, форма)
Восприятие- совокупность ощущений. Создающая целостность образа предмета
Представление- образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий
Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предметов, и выражающаяся с помощью слов и сочетаний
Суждение- совокупность понятий, отражающая связи и отношения между предметами и свойствами, и выражающаяся в форме предложений
Умозаключение- высшая форма абстрактного мышления- процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения, опираясь на основу логики
Слайд 6
Истина и её критерии
Истина- это…
- Соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания
- Соответствие представлений или утверждений реальному положению дел
- Продукт познания
- Знание, похожее на действительность
Слайд 7
Виды истины
Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте
Относительная- ограниченно верное знание о чем- либо.
Познание
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Виды познания:
обыденное (практическое) совершается в повседневном опыте – в труде, общении..
научное – главный источник рациональных знаний людей мире
философское
художественное (образное)
социальное
Объект познания * познаваемый предмет
* весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним
взаимодействую люди и общество в целом
* человек
Субъект познания * человек, общество
Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях
окружающего мира с помощью органов чувств
Формы чувственно познания:
ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств)
восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства
представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно)
Рациональное познание – (немецкое разум) – на этом этапе включаются механизмы
мышления. Новые представления связываются с теми,
которые были получены ранее.
Формы рационального познания:
Понятие – представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений
Суждение – представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Виды умозаключений:
А) дедуктивное – представляет собой цепь рассуждений, звенья которой связаны
отношениями логического следования от общих утверждений к
Б) индуктивные – умозаключения располагаются в цепи в последовательности от
частных к общим. Индуктивные умозаключения наводят на мысль.
Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Сознание – мера интенсивности нашего взаимодействия с действительностью
Подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не
осознаем
Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя.
Основные направления познания
Самопознание Познание природы Познание общества
Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно
Эмпирики считали, что это можно сделать только при помощи ощущений
Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум
Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания
Методы познания
Метод наблюдения (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта)
Метод имперического описания (полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах)
Метод эксперимента (метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях.
Виды эксперимента:
а) исследовательский (направлен на обнаружение новых, неизвестных науке
б) проверочный (контрольный) – в ходе него осуществляется проверка
теоретических предположений, гипотез
в) физический, химический, биологический, социальный
Пирамида потребностей
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в 1954 г. разработал свою знаменитую «пирамиду потребностей» – иерарахическую модель мотивации человеческого поведения. Маслоу выделял пять уровней потребностей, мотивов человеческой деятельности:
– физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и т. п.);
– потребности в безопасности (в защищенности, в избавлении от страха, неудач, агрессивности);
– потребности в принадлежности к определенной социальной группе и в позитивных межличностных отношениях (в дружбе, любви, привязанности, в общности с другими людьми, в том, чтобы быть ими принятым);
– потребности в уважении и признании (в компетентности, достижении успеха, в признании, авторитете);
– потребности в самоактуализации (в осуществлении своих способностей, творческих потенций, «реализации себя»).
Главное, считал Маслоу, что все потребности заложены в человеке в виде «потенций», но актуализируются они (т. е. становятся значимым мотивом, влияющим на реальное поведение) по мере удовлетворения потребностей более низких уровней. «Сначала хлеб, а нравственность потом», – говорил один из героев « О перы нищих» Б. Брехта в полном соответствии с теорией Маслоу. Позже Маслоу отошел от этой модели и стал выделять два класса мотивов: нужда и развитие. Тем не менее, если рассматривать его пирамиду не как жесткую структуру, а как тенденцию (т. е. общую закономерность, допускающую частные отклонения), то она справедлива.
Согласно исследованиям, сегодня в развитых, богатых странах для людей значимы рекреационные и гедонистические потребности (необходимость в отдыхе, развлечениях, удовольствиях).
Об этом спорят
Есть точка зрения, что все модели человеческого потребления (с оговорками, конечно) можно разделить на три группы – «языческое потребление», «сакральное» и «вынужденное».
Языческое потребление – это обычное отношение к вещам и услугам, не пытающееся извлечь из них большее, чем то, что в них очевидно содержится (еда – удовлетворение голода, газета – получение информации, одежда – защита от воздействия внешней среды). В чистом виде языческое потребление встречается не так часто.
Сакральный (от лат. sacri – священный) означает: относящийся к вере, культу, обряду, ритуалу. Сакральное потребление – такое отношение к товарам и услугам, когда они рассматриваются как более значительные, чем являются по своей природе. Так, автомобиль для очень многих – не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это символ их положения в обществе, а то и объект любви. Сакральным является потребление «фирменных» вещей, являющихся общественным эталоном данного класса благ (джинсы «Ливайс», учеба в МГУ, посещение Большого театра).
Термином «вынужденное потребление» социологи обозначили такие действия в сфере потребления, которые являются излишними, непродуктивными, а то и разрушительными как для самого человека, так и для общества. Как правило, эти действия осуществляются для самоутверждения, но получаемое удовлетворение обычно временно, вслед же за ним возникает чувство вины и недовольства. К вынужденному потреблению относятся пристрастие к азартным играм, наркотическая или алкогольная зависимость, так называемая «мания шопинга». Последняя имеет место, когда целью покупки является не само благо, а процесс его приобретения, «покупательская активность». Поэтому купленные в процессе такого «шопинга» вещи редко оказываются реально полезными. Люди, пристрастившиеся к этой мании, получили даже специальное название – «магазиноголики». (По кн.: Энджела Дж. Поведение потребителей. – СПб., 1999.)
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Ученые выделяют следующие виды познания:
а) обыденное;
б) научное;
в) философское;
г) художественное;
д) социальное.
В процессе познания присутствует объект и субъект познания:
Объект (познаваемый предмет, весь окружающий мир, общество);
Субъект (человек, общество)
Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
Существует две ступени познавательной деятельности.
I с т у п е н ь – чувственное познание (нем. sensitiv – воспринимаемый чувствами ) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания
а) ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств);
б) восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства;
в) представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно).
Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;
г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон.
Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.
II с т у п е н ь познавательной деятельности – рациональноепознание (лат. ratio – разум ). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.
Формы рационального познания
Понятие | Суждение | Умозаключение |
П редставляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: I – по степени общности: а) общие; б) более общие; в) предельно общие. II – в научном познании: а) частнонаучные; б) общенаучные; в) всеобщие (философские). III – по отношению к действительности: а) понятия, отражающие общее в предметах; б) понятия, охватывающие существенные признаки предметов; в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов; г) понятия – идеи. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей. | П редставляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения | Э то получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления. Виды умозаключений: а) дедуктивное (deductio – выведение), представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным; б) индуктивные (inductio – наведение) умозаключения располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Индуктивные умозаключения «наводят»на мысль. |
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция .
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Основные черты интуитивной способности:
1) неожиданность решения поставленной задачи;
2) неосознанность путей и средств ее разрешения;
3) непосредственный характер постижения истины.
Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания .
Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.