Из каких частей состоит реквием. Базовая структура реквиема
В жанрах церковной музыки Моцарт ориентировался свободно: по долгу службы или на заказ он написал множество месс, мотетов, гимнов, антифонов и т.д. Большинство из них создано в зальцбургский период. К венскому десятилетию относятся только 2 больших сочинения, причем оба не закончены. Это Месса c-moll и Реквием, хотя была и масонская музыка (тоже религиозная по смыслу).
История создания
Реквием завершает творческий путь Моцарта, будучи последним произведением композитора. Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Моцарт писал его на заказ, который получил в июле 1791 года, однако он не сразу смог взяться за работу - ее пришлось отложить ради «Милосердия Тита» и «Волшебной флейты». Только после премьеры своей последней оперы композитор целиком сосредоточился на Реквиеме.
Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Он сам умирал и знал, что дни его сочтены. Он работал с быстротой, невиданной даже для него, и всё же гениальное создание осталось незавершенным: из 12 задуманных номеров было закончено неполных 9. При этом многое было выписано с сокращениями или осталось в черновых набросках. Завершил Реквием ученик Моцарта Ф.Кс. Зюсмайр, который был в курсе моцартовского замысла. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к Реквиему.
Реквием породил многочисленные легенды и дискуссии. Один из главных вопросов - что написано самим Моцартом, а что привнесено Зюсмайром? Авторитетные музыковеды склоняются к мнению, что подлинный моцартовский текст идет с самого начала до первых 8 тактов «Lacrimosа». Далее за дело взялся Зюсмайр, опираясь на черновые наброски, предварительные эскизы, отдельные устные указания Моцарта.
Характеристика жанра
Реквием - это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как«Gloria» и «Credo», вместо которых включались особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема был каноническим. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», а затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы - «Domine Jesu» (Господи Иисусе) и «Hostia» (Жертвы тебе, Господи) - подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, поэтому завершалась заупокойная католическая обедня обычными частями «Sanctus» и «Agnus Dei».
Такая последовательность молитв образует 4 традиционных раздела:
- вступительный (т.н. «интроитус») - «Requiem aeternam» и «Kyrie»;
- основной - «Dies irae»;
- «офферториум» (обряд приношения даров) - «Domine Jesu» и «Hostia»;
- заключительный - «Sanctus» и «Agnus Dei».
В своей трактовке формы траурной мессы Моцарт соблюдал эти сложившиеся традиции. В его Реквиеме тоже 4 раздела. В I разделе - один номер, во II - 6 (№№ 2 - 7), в III - два (№№ 8 и 9), в IV - три (№№ 10-12). Музыка последнего раздела в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы. В заключительном номере повторен материал первого хора (средний раздел и реприза).
В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 - «Sanctus» и № 11 - «Benedictus») и заключением (№ 12 - «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов.
Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта - трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера - 1, 2, 7 и 12.
Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).
Исполнительский состав
4-х голосный хор, квартет солистов, орган, большой оркестр: обычный состав струнных, в группе дер-духовых отсутствуют флейты и гобои, зато введены бассетгорны (разновидность кларнета с несколько сумрачным тембром); в группе медных нет валторн, только трубы с тромбонами; литавры.
Таким образом, оркестровка несколько темная, сумрачная, но вместе с тем, обладающая большой мощью.
Содержание Реквиема предопределено самим жанром траурной мессы. Оно перекликается с содержанием пассионов. Реквием пронизывает мысль о смерти, ее трагической неотвратимости. Этот образ не раз будил творческое воображение Моцарта («Дон Жуан»). Но если в «Дон Жуане» образ потустороннего мира, загадочного небытия постоянно противопоставлялся бурному кипению жизни с ее сложностями, то здесь всё обыденное отступает на второй план. Остается главное: безысходная боль прощания с жизнью, понятная каждому человеку, и раскрытая с потрясающей искренностью. При этом тон моцартовского Реквиема очень далек от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки.
№ 1 состоит из двух частей, соотношение которых отчасти напоминает полифонические циклы Баха. Плавная медленная музыка I-й, вступительной части, в целом проникнута трагически-скорбным настроением. Однако в ней есть и моменты просветления (связанные с содержанием текста).
В сопровождении совсем простого аккомпанемента струнных (с запаздывающими аккордами) у бассетгорнов и фаготов раздается тема «Requiem» - одна из важнейших в произведении: тоника с нижним вводным тоном и постепенное восхождение к терции - в традиционном церковном стиле. Основное настроение - сдержанная скорбь, которая заметно нарастает с 3 такта (неравномерные вступления голосов и восходящая устремленность мелодической линии). Хоровые голоса вступают в восходящей последовательности начиная от баса. При этом тема «Requiem» проводится стреттно. Вся манера имитационного ведения темы явно обнаруживает влияние Баха.
II-я - центральная часть - представляет собой стремительную драматическую фугу на две темы. Обе темы, звучащие одновременно, трактованы в духе Баха и Генделя, опираются на типичные для эпохи барокко интонация (ум.7). Но на основе совсем обычного, типического материала создается в высшей степени индивидуальное творение. В фуге нет длинных интермедий, вместо них - краткие переходы (в основном на второй теме). Фуга стремится таким неудержимым потоком, что ее структура не позволяет совершить хотя бы одну остановку.
Музыка № 2 рисует картину светопреставления. Моцарт близок здесь к громовым хорам Генделя. Тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр создают впечатление грандиозной силы. Партия хора, за единственным исключением, трактуется как монолитная масса: все голоса соединяются в обрывочные аккордовые фразы. На фоне мощных аккордов выделяются широкие скачки верхнего голоса, подобные исступленным возгласам отчаяния. На долю оркестра приходится отображение внешних ужасов (тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр делают картину особенно зловещей, усиливают впечатление смертельного страха, лихорадочной тревоги, леденящего ужаса). Связь с темой «Requiem» - такты 4-6. Развитие музыки идет на «одном дыхании».
Лишь в самом конце хор впервые делится на две группы: звучит своеобразный диалог между грозными восклицаниями басов (мотив, в котором звук «а» окружается вводными тонами) и стонущими, полными смятения, ответными интонациями женских голосов и теноров.
После этого неистового возбуждения в № 3 наступает тишина. Хор уступает место солистам. Торжественный сигнал тромбона возвещает начало Божьего суда. Инструментальную мелодию подхватывает солирующий бас, затем поочередно тенор, альт и сопрано (восходящая последовательность)
№ 4 - прозрачный, светлый лирический квартет солистов.
№ 6 - своим драматизмом перекликается с № 2 и № 4. Изображение мучений обреченных. На фоне бурлящего сопровождения канонически вступают басы и тенора. Им противопоставляются молящие фразы высоких голосов («Voca me» - «призови меня»).
Конец номера - уникальный для XVIII века образец гармонического новаторства. Это ряд энгармонических модуляций a-moll → as-moll → g-moll → ges-moll → F-dur. Музыкальная символика - впечатление погружения в бездну.
№ 7 - лирический центр произведения, выражение чистой, возвышенной скорби. На смену страшным угрозам и гневу приходят предельно искренние, благодатные слезы. После краткого вступления (без басов), основанного на интонациях вздоха, вступает проникновенно-простая мелодия в вальсообразном ритме на 12/8. Все хоровые партии объединяются в стройный квартет голосов, выражающих одно настроение. Выделяется верхний - самый песенный голос. Такой материал - единственный раз во всем реквиеме. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении. Тембр тромбонов.
Последующие части Реквиема завершают «драму». Среди них есть и умиротворенные, просветленные («Benedictus»), и торжественно-ликующие («Sanctus» и «Osanna»).
Текст реквиема
Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis, te decet hymnus, Deus in Sion, et tibi reddetur votum in Jerusalem, exaudi orationem meam, ad te omnis caro veniet, Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis. Kyrie eleison, Christe eleison, Kyrie eleison. |
Вечный покой даруй им Господи, вечный свет да воссияет им. Тебе подобают гимны, Господь, в Сионе, тебе возносят молитвы в Иерусалиме, внемли молениям моим, к тебе всякая плоть приходит, Вечный покой даруй им, Господи, вечный свет да воссияет им. Господи, помилуй, Христе, помилуй, Господи, помилуй. |
Dies irae , dies illa solvet saectum in favilla, teste David cum Sybilla. Quantus tremor est futurus, quando judex est venturus, cuncta stricte discussurus. |
День гнева , тот день расточит вселенную во прах, так свидетельствует Давид и Сивилла. Как велик будет трепет, как придет судья, чтобы всех подвергнуть суду. |
Tuba mirum spargens sonum per sepulchra regionum, coget omnes ante thronum. Mors stupebit et natura, cum resurget creatura, judicanti resposura. Liber scriptus proferetur, in quo totum continetur, unde mundus judicetur. Judex ergo cum sedebit, quidquid later apparebit, nil inultum remanebit. Quit sum miser tunc dicturus? Quem patronum rogaturus, cum vix Justus sit securus? |
Труба чудесная ,разнося клич по гробницам всех стран, всех соберет к трону. Смерть и природа застынут в изумлении, когда восстанет творение, чтобы дать ответ судии. Принесут записанную книгу, в которой заключено всё, по которой будет вынесен приговор. Итак, судия воссядет и все тайное станет явным и ничто не останется без отмщения. Что я, жалкий, буду говорить тогда? К какому заступнику обращусь, когда лишь праведный будет избавлен от страха? |
Rex tremendae mjestatis, qui salvandos salvas gratis, salva me, fons pietatis. |
Царь грозного величия , спасающий тех, кто достоин спасения, спаси меня, источник милосердия. |
Recordare Jesu pie, quod sum causa tuae viae, ne me perdas illa die. Quaerens me sedisti lassus, redemisti crucem passus, tantus labor non sit cassus. Juste judex ultionis, donum fac remissionis ante diem rationis. Ingemisco tanquam reus, culpa rubet vultus meus, supplicanti parce, Deus. Qui Mariam absolvisti, et latronem exaudisti, mihi quoque spem dedisti. Preces meae non sunt dignae, sed tu, bonus, fac benigne, ne perenni cremer igne. Inter oves locum praestra, et ab hoedis me sequestra, statuens in parte dextra. |
Вспомни , милостивый Иисусе, ты прошел свой путь, чтобы я не погиб в этот день. Меня, сидящего в унынии, искупил крестным страданием, пусть же эти муки не будут тщетными. Праведный судия возмездия, даруй мне прощение перед лицом судного дня. Я стенаю, как осужденный, от вины пылает лицо мое, пощади, Боже, молящего! Простивший Марию, выслушавший разбойника, ты и мне подал надежду. Недостойны мои мольбы, но ты, справедливый, сотвори благость, не дай мне вечно гореть в огне. Среди агнцев дай мне место, и от козлищ меня отдели, поставив в сторону правую. |
Confutatis maledictis, flammis acribus addicis, voca me cum benedictis. Oro supplex et acclinis, cor contritum quasi cinis, gere curam mei finis. |
Сокрушив отверженных, приговоренных гореть в огне, призови меня с благословенными. Я молю, преклонив колени и чело, мое сердце в смятении подобно праху. Осени заботой мой конец. |
Lacrymosa deis illa, qua resurget ex favilla judicandus homo reus. Huic ergo parce Deus, pie Jesu Domine, dona eis requiem! Amen! |
Слезный будет тот день, когда восстанет из пепла человек, судимый за его грехи. Пощади же его, Боже, милостивый Господи Иисусе, даруй ему покой! Аминь! |
Domine Jesu Christe! Rex gloriae! Libera animas omnium fidelium defunctorum de poenis inferni et de pofundo lacu! Libera eas de ore leonis, ne absorbeat eas Tartarus, ne cadant in obscurum: sed signifier sanctus Michael repraesentet eas in lucem sanctam, quam olim Abrahae promisisti, et semini ejus. |
Господи Иисусе! Царь славы! Избавь души всех верных усопших от мук ада и глубины бездны! Избавь их от пасти льва, не поглотит их преисподняя, не попадут во тьму: знаменосец святого воинства Михаил представит их в свету святому, ибо так ты обещал Аврааму и потомству его. |
Hostias et precet tibi, Domine, laudis offerimus. Tu suscipe pro animabus illis, quarum hodie memoriam facimus: face eas, Domine, de morte transire ad vitam, quam olim Abrahae promisisti, et semini ejus. |
Жертвы и молитвы тебе, Господи, восхваляя приносим. Прими их ради душ тех, которых поминаем ныне. Дай им, Господи, от смерти перейти к жизни, ибо так ты обещал Аврааму и потомству его. |
Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth! Pleni sunt coeli et terra gloria tua. Osanna in excelsis. |
Свят , свят, свят, Господь Бог Саваоф! Небо и земля полны славы твоей! Осанна в вышних! |
Benedictus , qui venit in nominee Domini. Osanna in excelsis. |
Благословен , грядущий во имя Господне! Осанна в вышних. |
Agnus Dei , qui tollis peccata mundi, dona eis requiem. Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, dona eis requiem sempiternam. Lux aeterna luceat eis, Domine, cum sanctis in aeternum, quia pius es. Requiem aeternamdona eis, Domini, et lux perpetua luceat eis. |
Агнец Божий , взявший на себя грехи мира, даруй им покой! Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, даруй им покой на веки! Свет навсегда воссияет им, Господи, со святыми в вечности, ибо милосерден ты. Вечный покой даруй им, Господи, свет вечный да воссияет им. |
Моцарта. Верди. Немецкий реквием Брамса. Военный реквием Бриттена. Каждый, наверное, не раз слышал эти слова, но не задумывался над тем, что же они означают. По-латыни requiem aeternam - вечный покой. Эти слова - начало католической заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали на этот латинский канонический, то есть узаконенный, никогда не изменяющийся текст церковные песнопения для солистов, хора и органа или оркестра.
Исполнялись эти песнопения в храмах, во время заупокойной службы. Со времени Моцарта реквием утрачивает культовый - церковный - характер, но сочиняли его все же на латинский текст. Он использован даже в е Верди, который по музыке больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. «Немецкий реквием» Брамса называется так потому, что этот композитор впервые отказался от латинского текста, заменив его словами на родном - немецком - языке.
В наше время понятие слова «реквием» очень расширилось. Замечательный английский композитор Б. Бриттен назвал так свое монументальное антивоенное сочинение, в котором, кроме латыни, звучат страстные стихи английского поэта Уилфрида Оуэна, погибшего во время первой мировой войны. Вслед за поэтом Робертом Рождественским ом назвал свое вокально-симфоническое сочинение, написанное на его стихи, Д. Б. Кабалевский. Разумеется, в нем нет никаких латинских текстов, и вообще ничего молитвенного, связанного с религией. Кабалевского посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Он проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений - оперы или симфонии, - когда они посвящены памяти погибших героев и носят скорбно-возвышенный, сосредоточенный характер.
Смотреть значение Реквием в других словарях
Реквием М.
— 1. Заупокойное католическое богослужение. 2. Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.
Толковый словарь Ефремовой
Реквием
— реквиема, м. В католической церкви - заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Моцарта. Берлиоза. (По первому слову латин. церковного........
Толковый словарь Ушакова
Реквием
— -а; м. [от первого слова латинского текста: reguiem aeternam dona eis - покой вечный дай им]
1. В католической церкви: заупокойное богослужение.
2. Музыкальное оркестрово-хоровое........
Толковый словарь Кузнецова
Реквием
— (по начальному слову лат. текста "Requiem aeternam dona eis -Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса. Натрадиционный латинский текст реквиема писали музыку многие........
Большой энциклопедический словарь
Реквием
— - заупокойное богослужение в католической церкви. Произведения для хора, обычно с симфоническим оркестром на текст молитвы «Покой вечный даруй им» написаны Моцартом, Берлиозом, Верди и др.
Исторический словарь
Реквием
— (от первого слова лат. текста "Requiem aeternam dona eis, Domine" - "Покой вечный дай им, господи") - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы........
Музыкальная энциклопедия
от первого слова лат. текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» - «Покой вечный дай им, господи»
Траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. От торжественной католич. мессы отличается отсутствием нек-рых частей ("Gloria" - "Слава", "Credo" - "Верую"), вместо к-рых вводятся другие (вначале "Requiem", далее "Dies irae" - "День гнева", "Tuba mirum" - "Чудесная труба", "Lacrimosa" - "Слёзная", "Offertorio" - "Приношение даров", "Lux aeterna" - "Вечный свет" и др.) Само назначение и содержание Р. обусловливает его скорбно-трагич. характер.
Как и месса, первоначально Р. складывался из мелодий григорианского хорала, исполнявшихся в унисон; при этом в выборе мелодий существовали разл. местные традиции. Уже в 15 в. стали появляться многогол. обработки этих мелодий.
Первый такой Р., созданный композитором т.н. 1-й франко-фламандской школы Г. Дюфаи (1-я пол. 15 в.), не сохранился. Дошедший до нас Р. этого типа принадлежит композитору 2-й франко-фламандской школы Й. Окегему (2-я пол. 15 в.). Написанный для хора а cappella в традициях строгого полифонич. стиля, он ещё содержит "Credo" - часть, выпавшую в Р. последующих эпох. В жанре Р. работали мн. композиторы 16 в. во главе с О. Лассо и Палестриной. В 1570 рим. церковью был строго регламентирован состав Р.
В 17-18 вв., в эпоху зарождения и развития оперы и утверждения гомофонно-гармонич. стиля, Р. превратился в крупное циклич. произв. для хора, солистов и оркестра. Канонизированные мелодии григорианского хорала перестали быть его интонац. основой, и вся его музыка стала сочиняться композитором. При господстве гомофонно-гармонич. склада полифония сохранила значение, но в новом качестве, вступив в органич. взаимосвязь с гармонич. функциональностью.
Будучи по тексту связан с католич. церк. заупокойной службой, Р. в его наиболее выдающихся образцах приобрёл внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквах, а в конц. залах. В 18 в. наиболее значит. произв. этого жанра написали итальянцы А. Лотти, Ф. Дуранте, Н. Йоммелли, А. Хассе (немец по происхождению), поляк М. Звешховский. Величайшим является Реквием Моцарта (1791) - последнее произв. композитора, законченное его учеником Ф. Зюсмайером. В Реквиеме Моцарта выражен глубокий мир человеческих переживаний с преобладанием скорбной лирики.
К жанру Р. обращались мн. композиторы 19 в. Среди них - Л. Керубини, Ф. Лист, А. Брукнер, А. Дворжак, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Г. Форе. Наиболее выдающиеся, получившие широкое распространение Р. этого времени принадлежат Г. Берлиозу (1837) и Дж. Верди (1873). Грандиозный, насыщенный революц. пафосом Реквием Берлиоза посв. памяти жертв Июльской революции 1830. Отличающийся красотой и богатством мелодики Реквием Верди , посв. памяти итал. поэта А. Мандзони, близок по стилю к его операм ("Травиата", "Аида"). Особое место занимает "Немецкий реквием" Брамса (1868), написанный на нем. текст (вместо традиц. литургич. латинского). Не придерживаясь обычного состава реквиема, Брамс отобрал из Священного писания тексты, в к-рых ставится проблема жизни и смерти. Философская лирика, свойственная стилю Брамса, пронизывает и это его произведение.
Мн. совр. композиторы отдали дань жанру Р., в ряде случаев отказываясь от традиц. литургич. текста. В "Военном реквиеме" Бриттена (1962) литургич. лат. текст сочетается со стихотворениями англ. поэта У. Оуэна, имеющими антивоенную направленность. Это одно из наиболее выдающихся произв. совр. ораториально-симф. музыки.
Р. сов. композиторов не содержат к.-л. элементов традиц. текста; они тесно связаны с современностью, с революц. тематикой. В их числе: 3-я симфония - "Реквием" памяти В. И. Ленина (1933, сл. Н. И. Асеева) и Р., посвященный "тем, кто погиб в борьбе с фашизмом" (1963, сл. Р. И. Рождественского), Кабалевского; "Реквием памяти В. И. Ленина" Ходжа-Эйнатова (1934, сл. М. А. Светлова); "Реквием памяти С. М. Кирова" Юдина (1935, слова композитора) и др.
«Реквием» (лат. Requiem - заупокойная месса) - последнее, незавершённое произведение композитора Вольфганга Амадея Моцарта, над которым он работал перед самой смертью, - траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст. Сочинение завершили ученики Моцарта, главным образом Франц Ксавер Зюсмайер, тем не менее, «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта и рассматривается как одно из важнейших его творений.
Состоит из 14 частей в следующем порядке:
Introitus: Requiem aeternam
(вечный покой) - хор, завершен Моцартом.
Kyrie eleison
(Господи, помилуй) - хоровая фуга, оркестровка, возможно Эйблера.
Sequentia
- в первых пяти частях оркестровка завершена Зюсмайером или Эйблером.
Dies irae
(день гнева) - хор
Tuba mirum
(труба предвечная) - квартет для сопрано, альта, тенора и баса
Rex tremendae majestatis
(царь потрясающего величия) - хор
Recordare, Jesu pie
(вспомни, Иисусе милосердный) - квартет
Confutatis maledictis
(посрамив нечестивых) - хор
Lacrimosa dies illa
(слезный день) - хор, первые 8 тактов - Моцарт, далее Зюсмайр; хоровая фуга Amen (аминь), набросанная Моцартом, у Зюсмайера отсутствует.
Offertorium
- оркестровка завершена Зюсмайром
Domine Jesu Christe
(Господи Иисусе Христе) - хор и квартет
Versus: Hostias et preces
(Жертвы и мольбы) - хор
Sanctus
- предположительно написаны Зюсмайром по эскизам Моцарта
Sanctus
(свят) - хор и соло
Benedictus
(благословен) - квартет, затем хор
Agnus Dei
(Агнец Божий) - хор
Communio:
Lux aeterna
(вечный свет) - хор, повторение второй половины Requiem aeternam
и фуги Kyrie
История написания:
В середине июля 1791 года Моцарт получил через посредника заказ на сочинение «Реквиема» на условиях секретности. Предположительно Моцарт знал заказчика. Он получил аванс, по разным сведениям, 50 или 100 дукатов, столько же композитор должен был получить по окончании работы.
Как выяснилось позже, «Реквием» был заказан графом Францем фон Вальсегом, для ежегодного исполнения в память о его жене, умершей в феврале 1791 года. Граф был музыкантом-любителем и неоднократно выдавал заказанные у разных композиторов сочинения за собственные, а точнее - покупал у них авторство. При первом исполнении «Реквиема» Вальзеггом в декабре 1793 года, на партитуре было указано: «Реквием сочинения графа фон Вальсега» (Composito dei conte Walsegg). Посредником выступал его управляющий Лойтгеб.
Таким образом, Моцарт должен был сочинять Реквием анонимно. Безденежье заставило композитора согласиться на это крайне унизительное для него условие, которое может служить объяснением большого количества заимствований (исследователи в различных частях Реквиема находят параллели с сочинениями К. Ф. Э. Баха, Михаэля Гайдна, Доменико Чимарозы и Франсуа Госсека). Впрочем, эти «заимствования» обусловлены скорее общими рамками и принципами церковной музыки XVIII века, нежели копированием чужих сочинений. Подобные параллели можно провести, к примеру, между темой фуги Kyrie и темой g-moll’ной фуги из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха; тем не менее, в целом эти две фуги совершенно не похожи друг на друга. Таким образом даже несмотря на незавершенность, «Реквием» по своему значению является наряду с церковными сочинениями И. С. Баха одним из значительнейших образцов церковной музыки XVIII века.
Начав работу над Реквиемом, Моцарт в дальнейшем неоднократно её прерывал ради других сочинений: в августе он получил срочный заказ на оперу «Милосердие Тита», представление которой приурочивалось к коронации Леопольда II королём Богемии. По возвращении из Праги композитору сначала пришлось работать над «Волшебной флейтой», а потом над кларнетовым концертом и Масонской кантатой. По утверждению жены Моцарта Констанцы, в это время он часто жаловался на здоровье, и она даже вынуждена была забрать у него партитуру Реквиема, так как работа над ним пагубно влияла на его самочуствие. 18 ноября Моцарт почувствовал себя лучше, он даже дирижировал своей Кантатой, однако 20-го он окончательно слег в постель, и, по свидетельству окружающих, продолжал работу над Реквиемом лёжа, вплоть до своей смерти 5 декабря.
Моцарт успел полностью написать Introitus, а также почти полностью записать хоровые голоса и местами наметить оркестровку Kyrie, 6 частей Секвенции, кроме незавершенной Lacrimosa и наброска Amen и оффертория.
Опасаясь, что заказчик произведения не только не заплатит гонорар, но и потребует обратно задаток, после смерти мужа Констанца обратилась к Йозефу Эйблеру с просьбой завершить сочинение. Эйблер написал инструментовку в частях вплоть до Lacrimosa и приостановил работу. После этого Констанца, по некоторым сведениям, обращалась к другим венским композиторам с аналогичной просьбой, но все они отказывали ей, и в итоге рукопись попала к ученику Моцарта Францу Ксаверу Зюсмайеру.
Последний, как сам потом утверждал, окончил незавершенную Lacrimosa и полностью написал Sanctus, Benedictus и Agnus Dei, а в завершении решил повторить фугу Kyrie на другой текст. Однако по сообщению Констанцы, после смерти мужа она передала Зюсмайеру некоторые листки с пюпитра, на которых предположительно были наброски недостающих частей. Это, а также явные связи между Sanctus, Benedictus и Agnus Dei и достоверно моцартовскими частями, позволяет предполагать, что Зюсмайер использовал наброски, а возможно, и прижизненные указания Моцарта при их написании.
Долгое время считалось, что в оригинальной партитуре все было записано Моцартом. Эта информация исходила от Констанцы, в интересах которой было, чтобы Реквием считался подлинным полностью. Однако уже в 1838 году был найден подлинный автограф Реквиема, и в 1839 участие Зюсмайера в завершении Реквиема было признано Констанцей публично.
В настоящее время известны 2 варианта автографа:
Автограф А был передан графу Вальсегу в 1792 году. Содержит Introitus и Kyrie, записанные в основном Моцартом, а также остальные части Реквиема, записанные Зюсмайером.
Автограф B состоит из двух частей и представляет собой партитурный набросок.
Первая из них содержит Dies Irae, Rex, Recordare и Confutatis. Сам набросок написан Моцартом, но имеются добавления в незавершенных местах, сделанные чужой рукой, а также комментарии, сделанный рукой аббата Штадлера.
Вторая часть содержит первые 8 тактов Lacrimosa, Domine Jesu и Hostias. Все написано Моцартом, чужих добавлений не сделано. Видимо, автограф B использовался Зюсмайером при написании автографа А, начиная с Dies Iraе.
Кроме того, в 1962 году был найден подлинный эскиз Моцарта, содержащий эскиз 16 тактов фуги Amen, которая должна была следовать за Lacrimosa и завершать Sequenz, эскиз 4 тактов к Rex tremendae, а также неидентифицированный отрывок.
Точная степень участия Зюсмайера в завершении реквиема является предметом дискуссий до настоящего времени.
Партитуры с автографом Моцарта
Первая страница партитуры Моцарта «Реквием»
Первая страница партитуры Моцарта «Lacrimosa»
Первая страница партитуры Моцарта «Dies irae»
Последняя страница партитуры Моцарта «Dies irae»
Реквием. Когда мы слышим это слово, оно невольно вызывает у нас неподдельную скорбь, потому что его, как правило, связывают с трагическими событиями. Композиторами написано множество произведений, которые отображают особые моменты жизни человека, сопряженные со скорбью. Для трагических событий была создана особенная заупокойная служба, которая сопровождалась специфической музыкой.
Именно поэтому на вопрос о том, что такое реквием, есть только один ответ - это траурная и заупокойная месса, которая посвящена памяти усопших. Сюда традиционно относят такие музыкальные труды, как: «Господи, помилуй», «Судный день» или «День гнева», а также «Агнец божий». В средние века это были серьезные хоровые произведения, в основе которых были мелодии Капелла в основном была характерна для католических церквей. Произведения были построены по строгим правилам и не использовались в светской жизни. Канонический реквием приобрел свой классический вид к 1570 году, его лично утверждал папа Пий V.
Значение слова реквием отличается в различных церквях. В лютеранской и в католической оно означало «вечный покой» и, по сути, являлось отождествлением безутешной скорби по ушедшим навсегда, только выраженной в определенной музыкальной форме. В Православной церкви такая служба ограничивалась строгим звучанием человеческих голосов без музыки, использовалось только многоголосье истинно верующих, находящихся в храме.
Это своеобразное получило большое распространение благодаря исполнению в Использование уникальной акустики древних строений, звучание необыкновенных по силе человеческих голосов и органных инструментов способствовали созданию шедевров на все века.
Вначале значение слова реквием выражалось в традиционном состоящем из нескольких частей. Текст был написан на латинском языке.
Что такое реквием сегодня? Как и раньше, это траурное, хоровое музыкальное произведение. В нем есть сольные партии, которые звучат в сопровождении оркестра. Обрядовый характер его перестал доминировать, и он плавно перешел в широкую концертную программу музыкальных коллективов. Так современность внесла изменения в реквием. Значение его осталось все тем же, а композиторы, как и раньше, посвящают его памяти близкого человека или большому количеству людей, погибших на войне, используя при этом неканонические тексты.
Вы слышали когда-нибудь искреннюю, звучащую из самого сердца, неповторимую по накалу эмоций и скорби траурную мелодию Моцарта? Он, к сожалению, не смог дописать ее до конца, так как сам скоропостижно скончался. Если вам знакомо это произведение, то не надо объяснять, что такое реквием. Это такая мелодия, при первых же звуках которой вы все поймете сами. Здесь слова не нужны, ведь эта музыка - чья-то нескончаемая скорбь, которая не исчезнет никогда, и она талантливо выражена в музыке. Реквием Моцарта будет звучать столько лет, сколько будет существовать человечество.
Расцвет этого пришелся на романтичный XVIII век, не было мелодий более значимых, чем реквием. Значение этого музыкального произведения в те времена трудно переоценить (имеются в виду традиционные жанры духовной музыки). Над ними работали Людвиг ван Бетховен, Ференс Лист, Сен-Санс, русский композитор Осип Козловский и многие другие.
Особое место занимают реквиемы композиторов Брамса, Верди, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, произведение «Месса до-минор» Л. Керубини, посвященное памяти а также «Польский реквием» Пендерецкого.
Что такое реквием? Это музыкальное произведение, которое заставляет человека задуматься о том, что жизнь скоротечна и полна утрат.