Секта скопцов. Наследие скопцов Идея скопцов
Скопцы Якутии. Начало XX века
История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?
«Царь над царями»
Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды». Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.
Селиванов сделал себе самокастрацию.
Сокрушение змия
Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.
Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.
Лишние части
Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.
Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».
Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…
При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.
Инструменты для оскопления.
Под судом
Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней. Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто. Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.
Государь Петр III
Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.
Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.
В сумасшедшем доме
И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.
– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.
– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.
Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.
«Золотой век»
И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество. С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.
Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.
Даешь оскопление!
Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.
Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.
Хранитель общака
В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.
Последняя точка
Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.
Оскопленные мужчина и женщина.
«Новый Селиванов»
И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками. Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации». Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».
Метки:
Во второй половине XVIII века в Орловской губернии обосновалась община одной из самых влиятельных на тот момент сект Российской империи, так называемые« хлысты». Общину они называли кораблем, а капитаном того корабля была некая Акулина Ивановна, которую братья и сестры называли« богородицей». Сами хлысты называли себя« люди Божьи». Секта эта была довольно закрытой, адепты этого течения проповедовали крайне аскетичный образ жизни и отказ от всех земных наслаждений. Впрочем, по слухам, в секте царила вовсе не чистота помысла и тела, а свальный грех.
В эту секту и пришел странный немой крепостной. Он пошел напрямую к Акулине Ивановне и жестами объяснил ей, что бежал от рекрутской повинности. Но стоило« богородице» милостиво принять пришельца в «корабль», как к нему тут же вернулся голос. Разумеется, Кондратий никогда и не был немым, а вот внимание привлечь умел всегда. Акулина пришла в восторг от такого« чуда» и объявила, что Кондратий Селиванов — никто иной, как« сын божий», а она сама, «богородица», родила его, как и возвестил святой дух.
Популярное
Получив власть, Кондратий обвинил адептов секты в разврате и сказал, что единственный способ совладать с телесными искушениями — лишить себя даже возможности поддаться плотским утехам. По слухам, Кондратий настаивал на кастрации и сам подал пример, оскопив себя каленым железом. Но братьев и сестер такая жертвенность оттолкнула, а не восхитила, так что Кондратию пришлось покинуть секту. Чтобы основать свою.
Скопцы у штурвала
Уйдя с «корабля» Акулины Ивановны, Кондратий остановился в Тамбовской губернии и основал там собственный« корабль». К тому времени у него уже был полностью сформированный концепт нового учения. Он объявил себя сыном божьим и искупителем, который призван спасти род человеческий от лепости(похоти) и сокрушить душепагубного змия(вы уже поняли, что это).
Сам процесс оскопления он назвал« огненным крещением». Поразительно, но секта росла довольно быстро. В первую очередь туда привлекали богатых крестьян, которые способны были закабалить своих односельчан, шантажируя их огромными долгами и обещая простить их, только если те вступят в секту. Богобоязненные крестьяне прислушивались к адептам секты — они искренне верили, что апостолы тоже были скопцами и что отсечь свою плоть — это богоугодное дело. Скопцы ловко манипулировали священными текстами, выискивая целые цитаты из Евангелия, будто подтверждающие необходимость оскопления.
На удивление, секта быстро росла. Многие вступали в нее ради денег. У членов секты не могло быть детей по естественным причинам, так все их богатства доставались братьям и сестрам. В отличие от других сект, где рост учения происходил за счет привлечения детей адептов, скопцы привлекали других участников силой убеждения и обещали им Царствие Небесное. Иногда они оскопляли младших родственников.
Ритуалы
Любая секта держится на ритуальной части . Чем более жестокие и кровавые ритуалы проповедует группа, тем теснее связь между ее членами — людям хочется верить, что вся боль, через которую они прошли, была не зря.
Оскопляли и мужчин, и женщин. Операцию проводили обычно мастера или старухи, которые путешествовали из одной общины в другую, предоставляя свои« услуги» всем желающим. Мужчины оскопляли мужчин, а женщины — женщин. Временами сектанты не дожидались, пока в их деревне появится специально обученный человек, а сами оскопляли друг друга и даже сами себя.
Мужское оскопление было двух видов. Самый распространенный сводился к «отсечению яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой»(Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»). «Такой род оскопления, — пишет далее Евгений Пеликан, — называется у них „малою печатью“ или „первою печатью“, „первым убелением“, „первою чистотою“, причем они называют яички „ключом ада“, а ствол — „ключом бездны“. Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону еще неокончательно освобождает скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то фанатики… решаются на отнятие у себя полового члена. Эта операция, называемая ими „второю“ или „царскою печатью“, „второю чистотою“ или „вторым убелением“(„сесть на белого коня“ в противоположность к первому убелению или „сесть на пегого коня“), делается или совокупно с отнятием ядер…, или же ствол(что замечается чаще) отнимается впоследствии. <…> При этом скопцы иногда вставляют особые оловянные или свинцовые шпеньки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования, по показанию их, самопроизвольному истечению мочи».
Проще говоря, так как удаление яичек все равно давало возможность скопцам заниматься сексом, они прибегали к более радикальным мерами и удаляли половой член полностью. Редко прибегали и к «третьей печати» — удалению сосков.
Временами« оскоплению» подвергались и женщины: им удаляли половые губы, клитор, иногда — груди. Так как, в отличие от мужчин, женщины при этом все равно были способны иметь детей, известны случаи, когда покинувшие секту крестьянки обзаводились семьями.
Преследование
Вскоре движение скопцов стало таким многочисленным и влиятельным, что в 1772 году состоялся суд, в результате которого около трех сотен скопцов сослали в Сибирь, вместе с Кондратием Селивановым, которому удалось бежать.
Несмотря на то, что во времена царствования Екатерины движение скопцов было вне закона, число адептов росло стремительно. Говорили даже, что Кондратий Селиванов — никто иной, как Петр III, свергнутый муж Екатерины.
Расцвет секты приходится на царствования Александра I, в дом Селиванова запретили доступ полиции. Вероятно, у секты были влиятельные покровители. Селиванов оскоплял мальчиков и юношей уже открыто.
Торжество секты закончилось в 1820 году, когда один из фаворитов Александра, граф Милорадович выяснил, что под влияние секты попали двое его племянников. Провели следствие, дело дошло до суда, и Селиванова отправили в один из суздальских монастырей. Там он и умер в 1832 году.
Казалось бы, на этом и конец секте. Но число адептов насчитывало уже десятки тысяч человек — и дело Селиванова продолжило жить после его смерти.
Скопцы в СССР
Вторым лидером секты стал уже не крестьянин, в купец первой гильдии — Плотицын. Когда в 1869 году, уже при Александре II, он попался на взятке должностному лицу, при обыске у него изъяли 30 млн рублей. Огромные деньги!
Тогда-то власти и поняли, с сектой какого размаха имеют дело — любой, кого заподозрили в связи со скопцами, отправлялся в Сибирь.
Впрочем, окончательно с сектой покончили только в середине XX века. Последний задокументированный процесс над скопцами прошел в 1929 году, скопцов из села отправили в Сибирь, а из города — посадили. Это была последняя капля, после этого секта так и не была восстановлена.
120 лет назад, в 1887 году, в Москве состоялся Всероссийский миссионерский съезд, который впервые открыто заявил о том, что российскому православию угрожает нашествие сект. С тех пор об опасности тоталитарных и не очень тоталитарных сект в России говорили много и часто. Между тем популярность сектантства часто объяснялась довольно просто: люди надеялись, вступив в секту, улучшить свое материальное положение.
"Сокрушить душепагубного змия"
Обычно люди уходят в секту для того, чтобы начать новую жизнь — более правильную, более осмысленную, более спокойную или, наоборот, более яркую. Однако далеко не всеми сектантами движет религиозное чувство. Довольно часто люди выбирают для себя новую религию только для того, чтобы улучшить свое материальное положение. В России секты появились еще в Средние века, причем уже первые течения такого рода обещали своим последователям материальную выгоду от нового учения. Начало русскому сектантству положили новгородские диаконы Никита и Карп, которые в XIV веке стали обвинять русское духовенство в стяжательстве и прочих грехах. Также диаконы отвергали церковные таинства, сомневались в истинности святого предания и выдвигали прочие еретические идеи. Поскольку за крещение, отпевание, венчание и прочие обряды, совершаемые от случая к случаю, православные пастыри взимали с прихожан плату, секта, отрицавшая таинства, сулила своим последователям некоторую экономию. Секта стригольников, как стали называть группу Никиты и Карпа, была разгромлена в 1375 году, а ее основатели были утоплены в Волхове, но идея дешевой церкви — без платных треб, без драгоценной утвари и даже без священников — с тех пор владела многими умами. В XVII веке появились хлысты, которые обожествляли своих вождей, а потому могли себе позволить жизнь без церкви. А в XVIII веке возникли общины духоборов и молокан, которые отвергали церковную иерархию и государственную власть. Все эти секты позволяли своим членам сэкономить на требах, но лишь одна из российских сект давала шанс стать миллионером. Это была секта скопцов.
Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовский "корабль" (община), во главе которого стояла самозваная "Богородица" Акулина Ивановна. К "кораблю" прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу разыгрывал из себя немого, а после неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова "богом над богами, царем над царями" и сделала его вторым человеком в общине. Нравы в хлыстовских "кораблях" были довольно свободными, о чем, в частности, писал лютеранский епископ Сигнеус, наблюдавший хлыстовские радения в начале XIX века: "Собрание продолжалось с 8 часов вечера до полуночи; тогда присутствовавшие ложились спать попарно, каждый со своею избранною... по формальному дознанию, плотское сближение не подлежало никакому сомнению". Против подобного свального греха и выступил Селиванов. "Бог над богами" предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений раз и навсегда — "раскаленным железом отжечь детородные своя уды". Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и был вынужден уйти из общины.
Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, возжелавших по его примеру "сокрушить душепагубного змия" путем оскопления. Богословских аргументов в пользу кастрации у Селиванова было более чем достаточно, поскольку в Евангелии было ясно сказано, что глаз, который тебя соблазняет, надлежит вырвать, а руку или ногу отсечь и "бросить от себя". Но секрет успеха нового учения заключался не только в этом. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть. К тому же скопцу не надо было тратиться на семью, что также вело к немалой экономии. Поэтому, когда власть наконец-то обратила внимание на новую секту, среди ее членов было немало обеспеченных людей.
Первый "скопческий процесс" имел место в 1772 году, когда перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней; его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец, пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, но дело его не было забыто. Хотя скопчество было поставлено вне закона, число его последователей продолжало расти. Более того, учение проникло в городскую среду и нашло новых приверженцев среди купцов и приказчиков. Те, в свою очередь, привлекали в секту своих работников, бедных родственников, должников и прочих зависимых людей, мечтавших о повышении зарплаты или богатом наследстве.
Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией, в которой перемешались суеверия, вера в доброго царя и надежда занять однажды высокое положение возле трона. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III, воцарение которого якобы было ознаменовано кометой "с птичьими ногами, с крестами на голове, знаменами по бокам и палящей со спины пушкой". Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина его за это невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. За всеми этими россказнями стояла вера в скорое возвращение Селиванова и золотой дождь, который затем прольется на его последователей.
Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой. На рубеже XVIII-XIX веков лучшими российскими менялами были именно они. Главным занятием скопцов-менял стала скупка мелкой разменной монеты. Закупленная за год мелочь отправлялась на Нижегородскую ярмарку, где всегда ощущался дефицит мелкой наличности. Там копейки сбывались выше номинала. Были у скопцов и иные методы приумножить свое богатство. Скопчество распространилось по многим городам России, а значит, скопцы-торговцы имели своих агентов всюду, где проживали борцы с "душепагубным змием". Агенты эти сообщали братьям по вере все последние новости, так что скопцы узнавали о колебании цен раньше своих некастрированных конкурентов.
В 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение всех их заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был сослан при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре, по легенде, был вызван к самому императору. "Ты мой отец?" — якобы спросил Павел у новоявленного Петра III. "Греху я не отец,— ответил Селиванов.— Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном". "Принять дело" и оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.
Оскопиться, чтобы скопить
И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам принял скопчество. С этих пор и начался золотой век кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном. За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана. Петербургский "корабль" Селиванова обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. Около 1818 года капитан Борис Созонович, уверовав в проповедь "белых голубей", как называли себя скопцы, кастрировал 30 солдат своей роты. Сам капитан был сослан в монастырскую тюрьму, но секте эта история никак не повредила. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения. Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект государственного переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. При губернаторах, министрах, генералах и капитанах кораблей тоже должны были состоять комиссары из скопцов. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами.
Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.
Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства. В Москве в 1843 году было раскрыто убийство сестер Ивановых, которые содержали скопческий молельный дом, причем одна из них считалась "пророчицей". Убивший их извозчик после ареста рассказал, что скопчихи склоняли его "перейти в их секту, обещая денежную помощь на покупку хороших лошадей и сбруи". Убив сестер, он забрал из их дома более 15 тыс. рублей — настоящее богатство по тем временам.
О богатстве скопцов было хорошо известно, и желающие купить благосостояние ценой утраты "детородных уд" по-прежнему находились. Вот что рассказывал молодой скопец, оскопленный в 14 лет собственным дядей, у которого он состоял в работниках: "Сначала он (дядя.— "Деньги" ) очень хорошо со мной обращался, кормил хорошо и жалел меня, работать тяжело не заставлял. Потом стал говорить: "Тебе тоже надо сделать как я. Так будет лучше. Хорошо жить будешь. Будешь святой, и душа будет как у ангелочка. Ходить никуда не надо будет. Будешь богатый один жить". Все не хотел. А он говорит, что четыре шубы енотовых мне отдаст и дом подпишет мне, все будет мое. Потом показывает коробку: в ней золото и серебро. "Это тоже,— говорит,— тебе отдам". "Ну,— я говорю,— что же, давай сделаем и мне". Потом сходили в баню, попили чаю. Дядя сходил и принес нож. Острый-острый".
Если бедные стремились в общину скопцов, чтобы стать богатыми, то богатые оставались в ней, чтобы стать еще богаче, ведь если богачи отписывали свое имущество беднякам, то бедняки завещали свое достояние богатым лидерам общины. Таким лидером был, в частности, купец первой гильдии Максим Плотицын, который верховодил скопческим "кораблем" города Моршанска в Тамбовской губернии. Сам Плотицын не был оскоплен, но в его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью. Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого "общака". По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 млн рублей золотом. Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.
Но, даже оказавшись на поселении под Иркутском, скопцы с успехом применяли свои предпринимательские навыки. Те, кто был сослан раньше, сумели захватить земли на реке Мархе, а те, кто прибывал позже, становились их батраками. При этом скопцы использовали возможности своей земли по максимуму. Выгоднее всего было выращивать пшеницу, которая в Сибири шла по самым высоким ценам, и "белые голуби" специализировались именно на ней.
Своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у сестер Смирновых, менял, было экспроприировано 500 тыс. рублей, у купца Павла Бурцева — 4 млн, у братьев Никифоровых — 1 млн. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес. Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса над сектантами, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, влачили довольно жалкое существование.
Святая вода на киселе
Скопцы были не единственными сектантами, умевшими извлекать выгоду из своей религии. Самой успешной сектой пореформенной России была так называемая штунда — протестантское движение, близкое баптизму, зародившееся на юге страны в середине XIX века. Название секты происходило от немецкого слова stunde, то есть "час", как называли немецкие колонисты, проживавшие на юге России, время, отведенное на изучение Библии. Главными проповедниками нового учения стали как раз немецкие колонисты, которые начали устраивать "штунды" для своих православных соседей и батраков. Духовный авторитет немцев среди местного населения поддерживался главным образом их экономическим влиянием. Вот как описывал обращение в штунду епископ Алексий: "Несколько лет тому назад в хуторе Старо-Донской Балке, Новопокровской волости, второго стана Одесского уезда находится один немец-штундист, посессор (владелец.— "Деньги" ) одного хутора, который живет на всех помещичьих правах до обнародования Высочайшего Манифеста от 19 февраля 1861 года. Он собрал в арендуемый им хутор, состоящий из 25 дворов, все свое поколение, а также дает приют всем бродягам без всяких видов, обращает их в штунды и дает им полное право на проживательство в арендуемом им хуторе, чем прославил себя между народом, так что каждый не имеющий никакого вида дезертир, преступник или беспаспортный бродяга стремится на жительство к посессору Б-ру, где свободно проживает без всякой опасности. Сельское правление в экономии посессора показываться не осмеливается, чтобы проверить проживающих там лиц, потому что Б-р не раз выталкивал из хутора сотских". О том же говорили и участники Всероссийского миссионерского съезда, состоявшегося в Москве в 1887 году: "Одною из главных причин перехода православных крестьян в рационалистические секты, особенно на юге России, служит их материальная зависимость и крайнее стеснение от крупных землевладельцев, молокан и немцев, особенно баптистского и менонитского исповедания, которые, захватив в свои руки почти все крупные земельные участки и отличаясь страшным стремлением к наживе, перестали отдавать свою землю в аренду... делая уступки православным крестьянам только под условием перехода их в молоканство или штунду". Такое экономическое давление оказалось весьма эффективным — в штундисты уходили целыми деревнями. Экономически от этого выигрывали обе стороны: немцы-колонисты получали лояльных работников, а новообращенные получали покровительство своих господ.
Первое время местные власти не обращали на штундизм особого внимания, поскольку не видели в действиях сектантов ничего опасного. Однако вскоре их мнение изменилось, поскольку штундисты, не умея создать стройной религиозной концепции, обеспечивали единство рядов регулярными нападками на православие. Церковь, стремительно терявшая прихожан, стала просить заступничества у власти и вскоре его получила. В 1894 году правительство объявило штунду "сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях", и штундистам запретили собираться на их молитвенные собрания. И все же, несмотря на запрет, в начале ХХ века в России насчитывалось 89 штундистских общин, в которых состояло несколько десятков тысяч человек. Когда же в 1905 году под давлением революционных событий был издан императорский указ об укреплении начал веротерпимости, в котором утверждалось, что "отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию", штундистские общины вновь начали быстро расти. В 1906 году в штунду ушли 1427 человек, в 1909 году — 2323, а в 1911-м — 7615 человек.
Не меньшего успеха на рубеже веков добились так называемые иоанниты, которые умело использовали популярность в народе Иоанна Кронштадтского. Если официальная церковь считала отца Иоанна чудотворцем, то сектанты называли его воплощенным Богом и наживались, продавая простодушным свою якобы православную, а на деле сектантскую литературу. О предприимчивости иоаннитов говорит такой случай. В 1915 году крупный российский сектовед Терлецкий писал: "Из Кронштадта учение иоаннитов было занесено в Костромскую губернию. Проповедником этого учения здесь явился крестьянин д. Хорошева Солигаличского уезда Иван Артамонович Пономарев... По ходатайству местного преосвященного еп. Виссариона Св. Синод в 1902 г. командировал о. Иоанна в Костромскую губернию с миссионерскою целью для вразумления сектантов на месте. Получив указ, о. Иоанн немедленно отправился в путь в захолустную весь... Помолившись, о. Иоанн обратился с речью к сектантам об их заблуждении, разъясняя, какой великий грех принимают они на душу, считая его святым. "Я такой же грешный человек, как и все другие,— говорил он.— Чем замолите вы перед Богом этот великий грех?" Долго продолжалась речь пастыря, то гневная по отношению к сектантам, то приглашавшая их к покаянию. Глубокое впечатление оставила она в слушателях. По окончании ее из среды сектантов раздались голоса: "Прости нас, батюшка, прости нас окаянных". На глазах у них были слезы... После литургии о. Иоанн снова обратился к сектантам: "Искренно ли вы раскаялись?" "Каемся, батюшка, каемся; помолись за нас". Подозвав к себе руководителя секты Пономарева, о. Иоанн неоднократно предлагал и ему тот же вопрос. Пономарев приносил полное раскаяние, прося о. Иоанна простить ему его грех. Выйдя из церкви, о. Иоанн по просьбе Пономарева посетил его дом, где совершил водосвятие... Исполнив свою миссию, о. Иоанн направился в обратный путь. Однако же оказалось, что раскаяние Пономарева было неискренним, и он продолжал действовать по-прежнему в духе сектантского заблуждения. Мало того, он воспользовался посещением его дома о. Иоанном в корыстных целях, и вода, которая была освящена здесь о. Иоанном, сделалась источником дохода Пономарева. Она вся почти была распродана почитателям о. Иоанна, а остатки ее Пономарев вылил в свой колодец, который и запер на замок, чтобы другие без его ведома не могли брать "святую воду". Затем на пожертвования, поступавшие к нему от многочисленных последователей, Пономарев соорудил особое помещение, где нарисовал на полотне (он маляр-живописец) громадную картину, изображающую, по его словам, "небесное служение" о. Иоанна в Хорошеве 2 октября 1902". Хуже всего было то, что, по словам Терлецкого, "из Костромской губернии учение Пономарева об о. Иоанне Кронштадтском стало распространяться в Донской области".
"Молиться везде, где что-нибудь дают "даром""
Некоторые секты давали возможность не только заработать деньги, но и красиво их потратить, что было весьма актуально для скучающей и пресыщенной аристократии. В 1874 году в Петербург прибыл англичанин лорд Рэдсток, проповедовавший характерную для протестантизма идею спасения через веру в Иисуса вне зависимости от того, совершает ли человек добрые дела. Один из современников так объяснял популярность его проповеди среди многих российских богачей: "Рэдсток же уверял, что довольно лорду сказать: "Я верю" — и он спасен, т. е., не расставаясь с своими сокровищами, хладнокровно отказывая умирающему от голода в куске хлеба, он не расстанется с "сокровищами" и на том свете! Чего же лучше?" Вместе с тем именно проповедь Рэдстока побудила русских аристократов раздавать сотни тысяч рублей на благотворительность. Причина этому была проста: последователи лорда убедили себя и окружающих в том, что благотворительность — это шик, доступный лишь сливкам общества. Кроме того, добрые дела считались не условием спасения души, а следствием веры.
Первым шиковать по-сектантски принялся отставной гвардии полковник Василий Пашков. Это был настоящий светский лев, которого знакомые описывали так: "В. А. (Василий Александрович.— "Деньги" ) — красивый брюнет, роста выше среднего, с манерами и обращением чистого аристократа". К тому же он был по-настоящему богатым помещиком, так что деньги для него никогда не были проблемой. Скучающий богач увлекся идеями лорда и вскоре уже активно тратил деньги на пропаганду нового учения в Петербурге. Принцип вербовки в новую секту, в сущности, мало отличался от скопческого: людям давали понять, что где секта, там и деньги. "Пашков открыл свои собеседования в собственном доме на Гагаринской улице,— вспоминал писатель Николай Животов, лично знавший Пашкова.— Большой с колоннами белый зал, украшенный золотыми орнаментами и уставленный рядами легких золоченых стульев. Хотя все собиравшиеся у Пашкова считались "братьями" по вере, однако для простых посетителей отводились места сзади и с довольно резкой границей, так что попадать из одного конца зала в другой представлялось весьма трудным, почти невозможным (из стульев была сделана загородка)... Народу собиралось на пашковские проповеди масса. Причин популярности было много: Пашков производил в широких размерах пожертвования, а желающих сорвать без труда и заботы несколько рублей (иногда и более крупные суммы), конечно, всегда много; на чтениях раздавались даром брошюрки и духовные книги, а публика наша будет молиться везде, где что-нибудь дают "даром", хотя бы это был прейскурант торгового дома купца Обиралова; и затем на беседах лакеи во фраках и белых галстуках разносили подносы с чаем и печеньем, причем на подносе всегда стоял графин с ромом и коньяком (высшей марки)".
Угощением дело не ограничивалось. Пашков и его последователи, в основном из числа богатых петербургских дам, организовали канцелярию по выдаче пособий. Деньги давали практически всем желающим, причем порой выплачивали даже суммы, позволявшие просителям открыть собственное дело. Условие было только одно: прослушать душеспасительную лекцию и взять литературу, отпечатанную, кстати, на деньги того же Пашкова. Но если человек приходил за деньгами второй раз, его экзаменовали на знание пашковского учения, а также осматривали его жилище. Если оказывалось, что проситель избавился от православных икон и перестал ходить в церковь, ему давали деньги. В первый же год своей деятельности Пашков растратил порядка 100 тыс. рублей и был при этом совершенно счастлив. В дальнейшем его траты были немногим меньше, но его богатство было столь велико, что такая расточительность не могла разорить его.
За свой прозелитизм Пашков был выслан из страны и поселился в Лондоне, а его последователи подверглись преследованиям в России. И все же его деньги продолжали работать на дело "евангелизации". Достаточно сказать, что благодаря его стараниям среди российских простолюдинов появились люди, способные вести грамотную богословскую дискуссию. Тот же Животов сокрушался в 1891 году: "В прошлом году на собеседованиях иеромонаха Арсения в Галерной гавани выходили десятки пашковцев, очень бойко и начитанно возражавшие о. миссионеру. Простой слесарь Ефим П-в цитировал на память целые главы из Священного Писания и, как оказалось, был основательно знаком с историею церкви. В Александровском рынке есть торговка Маланья С-ва, которая осмысленно ведет целый богословский диспут и знает прекрасно на память все "любимые стихи" пашковцев". Таким образом, деньги Пашкова были потрачены не зря.
После революции всех российских сектантов ждала схожая судьба. Вначале сектанты воспрянули духом, поскольку православие перестало быть государственной религией, но вскоре выяснилось, что пролетарскому государству чужда любая идеология, кроме большевистской. Секты, конечно, не перестали существовать, но возможности зарабатывать с их помощью стало гораздо меньше, поскольку богатых спонсоров вроде Пашкова или скопческой верхушки больше не было. Теперь быть сектантом было не столько выгодно, сколько опасно, и число сектантов стало быстро сокращаться.
КИРИЛЛ НОВИКОВ
Листая старые страницы, я снова наткнулась на рассказ о сектантстве и сектах. Предлагаю вам для ознакомления перепечатку исследования 19 века о том, как изощренно верили в бога (пишу специально с маленькой буквы, потому что там верили явно не в Христа). А после перепечатки озвучиваю свой вопрос, вынесенный в заглавие, и поясняю, почему я засомневалась в том, что скопчество ушло в прошлое.
P.S. Картинки не из статьи - мои, а сам текст передан с исключительно орфографическим редактированием и более никаким.
В истории русской культуры одним из крупных событий является образование различных религиозных сект; в средние века русской образованности - только возникновением сект и ересей можем мы измерить и определить известное умственное движение посреди почти двухвекового застоя. Однако вопрос о происхождении некоторых сект, несмотря на усилия многочисленных исследователей, остается нерешенным, хотя нельзя сказать, чтобы исследования были поверхностными и опирались на скудный материал. Что касается например христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество материалов, коими располагали, например, г. Добротворский, г. Реутский, показывает, насколько ценны эти исследования уже в силу своей строго документальной обоснованности. Но если мы попробуем поискать, где и когда в точности зародились эти религиозные секты, то натолкнемся на ряд противоположных друг другу мнений.
Первое мнение, которое было высказано Добротворским, Мельниковым, Рудаковым, к которому присоединяется и Реутский, относит возникновение хлыстовщины к сравнительно недавнему прошлому - к XVII веку, и объясняет появление ее влиянием западно-европейских мистических сект, преимущественно квакеров.
Второе мнение принадлежит Н.Барсову и разделяется Рождественским, оно заключается в утверждении, что секты хлыстовщина и скопчесво суть самобытные явления русской жизни.
Щапов выводит хлыстовщину из языческих воззрений древности, сохранившихся под внешним видом христианства.
Как бы то ни было - вопрос о происхождении хлыстовщины потребует пересмотра с появлением новых материалов. Полагаем, что едва ли справедливо пренебрегать указаниями на сходство хлыстовщины с богомильством, но нельзя всецело возводить ее в такую седую древность, когда некоторые документальные данные, как кажется, могут пролить свет на этот темный вопрос и склонить нас в пользу первого взгляда, имеющего за собою, если не ошибаемся, большинство мнений исследователей.
Вспомним некоторые подробности о возникновении хлыстовщины. Хотя по указанию г.Барсова легенда хлыстов возводит образование секты ко времени Дмитрия Донского, однако более достоверными являются данные уже XVII века. По ним в 1645 году во Владимирской губернии Муромского уезда, в Стародубской волости, на гору Городину сошел с неба на огненной колеснице, окруженный ангелами, "Бог Саваоф" Данила Филипыч - основатель секты.
"Сын" его - "Христос" родился по преданию от 100-летней старухи в 1616 году; в 1649 году он получил "божество" от Данилы Филипыча и стал его помощником. Несколько раз он подвергался задержанию со стороны властей и пытке, но благополучно избавлялся.
Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
"Во время моления Люди Божии
сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.
Таково свидетельство, сообщенное Haxthausen, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественский и отрицает свальный грех у скопцов, указывая на их воззрения на чистоту, в противоположность хлыстам.
Мы напомнили об этом с той целью, чтобы при дальнейшем читатель имел в виду три главные пункта хлыстовско-скопческого радения: пророчества в пляске, свальный грех и обоготворение плодов его.
Окончательное мнение Добротворского, указавшего на возможный путь переноса учения - сношения юго-западной Руси с Европой, таково: ..."если фактически нельзя указать определенного места и времени, где и когда заимствованы главные основы ереси людей божиих от западных мистиков, то по крайней мере больше чем с вероятностью... можно утверждать, что ересь людей божиих проникла в Россию через юго-западные страны от западных мистиков, что их учение с развитием западного мистицизма дополнилось и у нас, не изменяя своего основного характера и принимая только местные черты по соображениям пророков людей божиих."
Мнение Добротворского теперь должно получить еще большую ценность: факты, какие мы имеем, и известия о протестантской и вообще иноземной пропаганде в Москве пополняются новым материалом, извлеченном нами из рукописи начала XVII века, находящейся в архиве Св.Синода в г. СПБ. Рукопись эта № 326 в 4-ку написана мелким красивым полууставом и содержит в себе "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Зерцало богословия, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах и ряд мелких статей, между которыми на л. 326 об. читаем статью о еретиках - без особого заглавия.
В виду представляемого ею интереса приводим ее целиком, не сохраняя во всей точности, вследствие типографских затруднений, ее палеографических особенностей, не имеющих в данном случае для нас особенного значения.
Во граде Медиоламе безумнии людие печитающе Моисеовы книги перваго закона и нашедше слово еже бе раститеся, плодитеся и наполните землю, и един безумник замыслил, а к его мысли многия же человецы мужи и жены и дети их пристали, и начаша сходитися и молитися бесосоставною молитвою в ночи, и поп их облечется в скверную свою одежду и повелит свещи вжечь, и моляся погасить свечи и завопить: роститеся, плодитеся и наполните землю, так вам Бог приказал.
Мужи ж и отроки, возбесневши и рассвирепевше, и поимеше кто ж по прилучаю жену или девицу, блуд творяху безстудно. И с того падения зачнется детище у жены или у девицы, и они поведают попу своему, поп же пишет число дни (л.327), и имена их, и егда родится отроча, и принесут его на тож место, где сходится на скверную молитву свою и на смешение, и там попы их, огнь складше, сожгут детище тот, и пепел его згребут, и носят вместо мощей. И как новой поп в их вере станет, и дают ему того пепела пити в вине, и прочих безумников приобщают к своей скверности тем же пепелом, благочестивии ж, видевше злую их скверну, развратиша веру их, и сонмища их сожегоша, и их в заточение разослаша"
Весьма вероятным представляется нам, что эта или подобные ей статьи. являвшиеся уже в начале XVII века, предупредили ту пропаганду сектантских мистических идей, о которых говорят исследователи. Правда, в статье мы не находим полного совпадения с тем, что читали в свидетельствах новейших очевидцев хлыстовских радений. Но в произведении противника и обличителя все-таки сохранились основные черты секты, к которым надо еще причислить кощунственное причащение, совершаемое по образцу христиан, католиков и православных. У нас хлыстовщина могла принять иную, местную окраску, но общего сходства с тем, что знаем мы и знали наши предки о Миланских еретиках, отрицать нельзя.
В.Перетц, "Этнографическое обозрение". 1898 год. № 2.
дополнительно
Официальная версия гласит, что годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.
Однако не все так просто... Этнографы говорят, что лет десять назад в одной из наших бывших республик была случайно выявлена какая-то странная секта, ритуалы которой поразительно напоминают обряды скопцов.
В самом деле, было бы наивно предполагать, что четырехсоттысячная армия скопцов растворится в воздухе, не оставив последователей и растеряв свои миллиарды. Более того, очевидно, что современный уровень медицины позволяет вполне безболезненно делать из обыкновенных людей сексуальных гигантов, награждая их все той же "малой печатью".
Есть ли скопцы среди нас?
Безусловно, есть! И в Москве, и в Питере, и в Суздале, и в других городах и деревнях России.
Между прочим, Кирилл Набутов в одной из своих осенних программ на РТВ обмолвился. что существовала-де в прошлом некая загадочная скопческая община.
Случилось так, что несколько дней спустя я встретилась с одним из видных ученых-религиоведов, который помогал Набутову собирать материалы о скопчестве. Он был чрезвычайно удивлен, почему г-н Набутов, кропотливо разрабатывающий скандальную тему в течение полугода, не дал в эфир весь отснятый материал, а смонтировал лишь полутораминутный сюжет. На полке остались уникальные кадры - оргии современных скопцов , интервью с богатой скопчихой, которое дает представление о масштабах скопчества здесь и сейчас.
Любой первокурсник журфака понимает: такой материал - настоящая сенсация, за которую можно получить огромные деньги. Набутов положил сенсацию на полку, отделавшись тридцатью секундами общих фраз.
Так секта скопчества - это наше прошлое или настоящее?
Движение скопчества возникло на территории России в XVII веке. Его основоположником был беглый крепостной Кондратий Селиванов. До этого он принимал участие в развитии секты хлыстов "богородицы" Акулины Ивановны. Селиванов полностью отказался от курения, употребления алкогольных напитков, мяса, игр, танцев, брачных связей. Скопцы, именовавшие себя "белые голуби", были уверенными в том, что Селиванов являлся перевоплощением Христа. Его они именовали искупителем, считали своим Богом и готовы были на всё, чтобы стать ангелами во плоти.
"Страды" - священная книга участников общины. В ней описывались все мучения, страдания и переживания Кондратия Селиванова. Без этой священной книги не обходился ни один скопец и ритуал. Вторым источником учения для таких людей были молитвенные собрания. Скопцы занимались купечеством, ростовщичеством, крупным оптом.
Кто мог стать участником общины?
Чтобы стать скопцами, людям приходилось подвергать себя чудовищным мучениям - кастрации. Мужчины, желающие стать частью общины, избавлялись от детородных органов. Женщинам, в свою очередь, отрезали соски, малые и большие половые губы. Данные обряды проводились с применением двух раскаленных мечей, которые напоминали форму креста. Спустя некоторое время скопцы начали использовать другое режущее орудие. Это могли быть нож, коса, бритва и т.д. Все эти инструменты скопцы нагревали по предельно высокой температуры для того, чтобы в рану не попала инфекция и кровотечение быстро остановилось.
Интересным является тот факт, что оскоплению подвергались не только взрослые, но и их дети, поскольку в секту принимались целые семьи. После проведения обряда они не распадались, а создавали хозяйственные ячейки, которые назывались "гнездами". Главой всех участников секты был "кормчий". Этот человек властвовал над другими общинниками. В этом ему помогала женщина, которую скопцы именовали "богородицей". Людей, оскопленных в детстве, можно было без проблем отличить от других ячеек общества. Они, как правило, были высокими и непропорциональными. Борода у мужчин из-за серьезных гормональных сбоев, росла плохо.
Как скопцы вовлекали в секту новичков?
Основной целью людей, принявших оскопление, было вовлечение новичков. Чтобы увеличить количество участников секты, скопцы применяли множество способов. Они даже выкупали крепостных крестьян с целью их дальнейшего оскопления. Кроме того, участники секты заманивали людей деньгами и пропагандировали "чистоту", которая была особенно важной для молодежи. Вовлекали в секту скопцы и своих малолетних родственников. Они верили, что когда число участников движения достигнет 144 000, будет страшный суд, после которого наступит торжество последователей общины.
Движение скопцов имело свою идеологию. Участники секты именовали себя "белыми голубями". Они считали, что "обелиться" человек может только путем оскопления. "Белые голуби" также имели особенное отношение к образу жизни. Они не употребляли алкогольных напитков и мясных блюд. Для скопцов под запретом также были игры, танцы, свадьбы, крещения, половые связи.
Они уверяли, что рождение ребенка приводит к разорению, поэтому отдавали предпочтение жизни без детей. "Белые голуби" посещали православные церкви, но некоторые их обряды жестко высмеивали. Храм они именовали "конюшней", брак - "случкой", женатых - "кобылами" и "жеребцами", а их детей - "щенками". Участники общины священников называли "жеребцами", а богослужение - "ржанием жеребцов".
Священные атрибуты "белых голубей"
От Кондратия Селиванова каждый скопец получал пищу, которую тот не доедал. Употребляли ее участники общины на голодный желудок. Относились они к такой еде как к драгоценной святыне. Все скопцы мечтали иметь что-либо от тела своего "искупителя". Это могли быть ногти, волосы или сосуд с водой, которой Селиванов умывался. Данные атрибуты "белые голуби" носили с собой постоянно в ладанках на груди.
Как проводились у скопцов молитвенные собрания?
Молитвенные собрания у участников общины начинались с чаепития. После этого они приступали к хоровому пению. Сначала один из представителей секты читал молитвы, после чего начиналось исполнение духовных песен. Во время пения "белые голуби" ударяли в ладоши. Затем они приступали к танцам. Двигались участники общины до полной потери сил. Именно таким образом они достигали состояния экстаза. На молитвенные собрания скопцы приходили в белом одеянии.
Религиозная активность участников общины пошла на спад в 1881 году, когда умер тогдашний их лидер Козьма Лысин. Последние скопцы скончались в 30-х годах прошлого столетия. Именно тогда рассказ о том, что люди должны быть похожими на ангелов, закончился.
В продолжение темы рассказ про ещё .