Все о серафиме саровский иго икон. Икона серафим саровский значение в чем помогает
"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".
Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.
"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.
Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь
Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)
Конец XIX века. Холст, масло.
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание
Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.
По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".
(написан на части кирпича из могилы святого)
"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).
Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве
"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)
Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге
Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник
. Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления
. Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.
Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР
С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".
Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).
Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.
Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.
"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.
Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов
. К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле"
. Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.
Преподобный иеромонах Серафим Саровский - покровитель и основатель , был прославлен церковью в 1903 году по инициативе императора Николая I. I. Образ великого подвижника православия является одним из наиболее почитаемых в истории Русской Церкви. Святой Серафим прославился как среди православных прихожан церкви, так и за её пределами. Сегодня его лику поклоняются христиане в разных уголках земли.
Серафим Саровский обрёл свою известность и славу праведника ещё при жизни. Удивителен тот факт, что этот человек не был наделён духовным саном, однако с малых лет был удостоен почёта воочию лицезреть Божью Матерь. Многочисленные образы преподобного Серафима, находящиеся во всех христианских храмах, являются истинным напоминанием о его духовных подвигах и тех чудесных возможностях, которые он до сего дня использует на благо людей.
Первые знаки отроку
Родился в 1759 году, в городе Курске, отрок, получивший при крещении имя Прохор. Отец его, известный в городе купец Мошнин, слыл человеком верующим и богобоязненным. Он вкладывал немалые деньги в поддержание православия и даже начал возведение храма в честь преподобного Сергия. Однако, не завершив дела, вскоре умер, тогда сыну не исполнилось ещё и трёх лет. Все заботы, по возведению святилища, взяла на себя жена купца, Агафья.
Однажды мать взяла малолетнего сына на стройку. При осмотре высокой колокольни храма, мальчик оступился и сорвался на землю. Испуганная мать сбежала вниз и обнаружила Прохора целым и невредимым, в этом усмотрела она покровительство Божье.
В 10-летнем возрасте из-за болезни здоровье Прохора оказалось в опасности. Но во сне отроку привиделась Божья Матерь, сошедшая с Небес к его постели и пообещавшая исцеление. В тот день по улицам старинного Курска проносили с крестным ходом икону - Знамение Божьей Матери. Агафья на руках вынесла сына, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, и с того дня больной быстро пошёл на поправку.
Старший брат Прохора, Алексей, продолжая купеческое дело отца, решил приучать к нему и младшего брата. Однако, мальчик не интересовался торговлей, душа его стремилась к Господу. Каждое утро он шёл в храм, послушать утреннюю молитву. Прохор рано познал грамоту, и тогда уже его любимым занятием было чтение. А читал он книги духовные, Священное Писание, евангелие, Житие святых. Мать радовалась таким богоугодным стремлениям сына.
По достижении 17 лет юноша уже точно знал, что не хочет вести мирскую жизнь . Прохор решил отдать себя монашеской жизни и для начала отправился в Киево-Печерскую лавру. Затворник Досифей, которого называли в лавре прозорливым, разглядел в юноше истинного слугу Христа. Через два года пребывания инока в лавре, Досифей посоветовал идти Прохору в Саровский монастырь, что находился в Тамбовской губернии, и благословил его на дорогу.
В 1778 году 19-летний инок оказался в Саровской обители, у её настоятеля, старца Пахомия. С тех пор усердно стал Прохор исполнять все возложенные на него послушания, ежедневно читал свои любимые духовные книги, псалтырь, Апостольские послания и пребывал в постоянных молитвах. Душа истинного христианина жаждала строгой жизни, он получил разрешение братии и стал уходить в лес для совершения молитв, удивляя монахов терпением.
Он практически не спал, переносил на ногах и в молитвах все болезни, отклонял всякую помощь, уповая в своих страданиях лишь на Бога. Однажды, когда состояние Прохора было настолько критическим, что вновь под угрозой оказалась его жизнь, к нему вновь явилась Богоматерь, и как в далёком детстве, исцелила от недуга. После этого чуда, на месте кельи, в которой произошло это спасение, построили храм и больничные палаты.
А в августе 1786 года Прохору исполнилось уже 28 лет , был он пострижен в иноки и наречён Серафимом. Ещё через год инок был посвящён в иеродиаконы. И шесть лет находился в этом служении, не отдыхая, забывая поесть, но на всё ему Господь давал силу. В 35 лет, в сане иеромонаха, Серафим оставил обитель и ушёл жить в глухой лес, на расстоянии 6 км от Саровского монастыря, на берег реки Саровки. Жил он в келье, где была всего одна комната с печкой.
Однажды преподобный подвергался нападению злых людей, требовавших деньги, которых у отшельника, конечно же, не было. Бандиты связали и сильно избили Серафима. Но, найдя в келье только немного картошки и одну-единственную икону Божьей Матери - Умиление, испугались и убежали. А святой, придя в сознание, поблагодарил Всевышнего за страдание и стал молиться о прощении разбойников.
Когда же Христов подвижник, окровавленный, пришёл в братскую обитель, и все увидели его раны, то сильно удивились. У старца были сломаны все рёбра и проломлена голова. Тогда слёг Серафим, и вновь пришло ему видение Пресвятой Богородицы, сошедшей к болящему со словами, обращёнными к врачам: «Что вы трудитесь. Ведь сей от рода моего!» А через пять месяцев после тяжких ран, преподобный снова возвратился в свою келью. Люди, узнав о возродившемся от смерти отце, начали приходить к нему за советом и помощью.
Есть такие свидетельства паломников, приходящих к святому отцу за помощью, когда отшельник кормил с рук громадного медведя или других диких зверей, которые не трогали, а любили его. Серафим же видел людей насквозь и умел без слов узнавать их надобности. От некоторых прихожан он уклонялся, а кто действительно был в горе и беде, принимал и давал свои наставления.
Святого чудотворца посещали не только простые люди , но и знатные лица. Всех он учил жить с верностью Церкви и Отечеству. Не раз соблазняли старца духом честолюбия, предлагали ему быть и архимандритом, и игуменом. Но он всегда стремился к истинному подвижничеству и отвергал все предложения. И только в 1810 году, когда старец утратил силы приходить в обитель, он навсегда оставил лесную келью и вернулся в монастырь, где продолжил вести затворнический образ жизни.
Целых пять лет старец не выходил к людям и братии. И даже открыв дверь, он всё равно ни с кем не разговаривал, поскольку принял обет молчания. А в сенях, возле двери в келью, поставил дубовый гроб, около которого молился, готовясь к извечной жизни. Паломники не раз видели, как Серафим, молясь Господу, вдруг поднимался над землёй и парил. Через десять лет безмолвия, преподобный Серафим вышел служить миру, но перед этим ему было явление Богородицы, разрешившей прекратить затворничество.
Однажды в Саровскую обитель приехал дьякон , был он из Спасска, и ложно обвинял другого священника. Святой Серафим сразу же распознал обман и прогнал лихоимца словами: «Уйди, клятвопреступник, и не служи более». Три года диакон не мог слово молвить, у него онемел язык. До тех пор молчал, пока не признал свою неправоту и лживое обличение другого.
Чего стоит чудо появления Серафимова источника и Дивеевского монастыря. В 1825 году старец увидел у реки Саровка Богоматерь, которая явилась с апостолами Иоанном и Петром, ударила посохом о землю и в тот же миг вырвался прозрачный фонтан. Именно Богородица дала указание о заложении в той местности Дивеевской обители. Взяв в руки лопату, батюшка Серафим сам стал копать колодец. От этой чистой воды до сей поры происходят невиданные чудеса и волшебные исцеления.
За два года до кончины старца, христианская церковь удостоила великого праведника Серафима празднованием явления Божией Матери. Это событие было как предзнаменование ухода из земной жизни святого угодника и приобретения им нетленной славы. В день 2 января 1833 года из кельи преподобного был увиден дым и запах гари. Ведь в его комнатушке всегда горели свечи, при этом он говорил: «Пока я живой, пожара не будет. А вот когда я помру, кончина моя откроется огнём». Вскрыв двери, наместники нашли бездыханное тело отца Серафима.
Никто не считал, сколько чудес с тех пор совершил Серафим от имени Господа, и сколько ещё будет совершено. В келье, после его кончины, были обнаружены многочисленные не распечатанные письма, но на вопросы, в них обозначенные, люди получили решение. Значит, старец, обладая даром прозорливости, на присланные письма отвечал, даже не раскрывая их. После похорон, в январе 1833 года, преподобный Серафим был объявлен святым.
Спустя почти 70 лет после земной кончины старца, 1 августа 1903 г., были изъяты его мощи, перенесены в красивый саркофаг (раку) и состоялась канонизация святого преподобного старца. На тот праздник собралось более трехсот тысяч верующих. Совершился крестный ход из Дивеева в Саровскую обитель. На протяжении всего пути участники исполняли святые песнопения, а епископ Тамбовский Иннокентий осенял верующих крестным знамением и чудотворной иконой Божьей Матери, которую старец завещал сёстрам Дивеевской обители. Православные летописцы утверждают, что до того дня таких многолюдных праздников Россия не знала.
В Дивеевском монастыре и Саровской обители можно прочитать письменные подтверждения случаев свершившихся исцелений лишь по молитвам преподобному Серафиму. Возвращались к жизни неизлечимо больные. Так, силой молитвы над мощами чудотворца, излечился помещик Мантуров от серьёзных заболеваний ног. И в знак благодарности помещик отказался от своего имущества, всё продал, остался нищим, а дальнейшую свою земную жизнь посвятил служению Господу.
В Дивеево мощи святого были возвращены в 1991 году. И вновь шёл многолюдный крестный ход, который возглавлял Патриарх Алексий I. I. И всё это благодаря любви к Серафиму Саровскому.
Имя чудотворца Серафима прославляется православными верующими два раза в год:
- 15 января - день причисления старца к лику святых;
- 1 августа - дата обретения нетленных мощей.
О чём молятся
Издавна известно, что божьи праведники, наделённые чудесными способностями, не лечат сами, они посылают через молитву просьбы к Богу, который, любя их, исполняет все прошения . Серафим Саровский молится постоянно за всех нас, его чудотворные молитвы исполняют желания, спасают в трудные минуты, помогают преодолеть невзгоды.
Кому помогает Серафим Саровский? Верующие, почитающие личность святого, молятся перед его иконой:
- чтобы не поддаться греху;
- не забыться в этой жизни;
- суметь побороть искушения;
- найти свой путь;
- обрести душевное равновесие;
- помочь справиться с гордыней и отчаянием.
Люди просят у чудотворной иконы:
- излечения от болезней;
- удачного брака;
- защиты от недоброжелателей и завистников;
- помощи в финансовом благополучии;
- продвижению в бизнесе и торговле.
Накануне праздника в честь святого Серафима, устраиваемого в Дивеево на старый Новый год, специально собираются паломники, чтобы вместе с монахинями пройти ночью по канавке Богородицы крестным ходом. Идут верующие с чтением богородичной молитвы, в которой более ста раз повторяются слова «Богородице Дево, радуйся!»
Паломники убеждены в том, что именно в этот момент обращённые к святому слова и просьбы помогают в излечении заболеваний и свершении всех загаданных желаний. Лик Серафима Саровского лечит не только тело от ран, но и душу. Можно молиться святому, если вас кто-то сильно обидел, когда на душе тяжело.
Молитвы святому
Есть несколько молитв святому, которые помогают в разных жизненных ситуациях.
- Для защиты от бед и завистников читают молитву о помощи: «О, великий Божий угодник, преподобный и Богоносный отче Серафим! Воззри на нас, обременённых грехами, просим твоей помощи и утешения. Обрати к нам благосердие твоё и помоги нам заповедями Господними сохранить веру православную, прими покаяние в грехах наших, которые усердно Богу приносим, во благочестии христианском благодатно преуспеваем и хотим быть достойными твоего о нас молитвенного представительства к Богу. Святой Божий угодник, услышь нас, молящихся с верою и любовью, не презри нас, требующих твоего заступничества ныне и в час кончины, помоги нам и защити молитвами от злых наветов и деяний дьявольских. Как не обладаем мы теми силами, но с помощью твоей наследуем блаженство райской обители. На тебя лишь уповаем, отче благосердный. Будь нам истинным путеводцем ко спасению и приведи нас к вечному свету жизни. Богоприятным представительством твоим у престола Пресвятой Троицы, славим и поём со всеми святыми имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
- Чтобы избавить от болезней себя или близкого, нужно читать молитву об исцелении (можно рядом с фото больного): «Отче Серафиме, великий чудотворец, прибегаю к тебе, скоропослушный помощник! Мне радостно видеть лик твой благочестивый. Услышь глас словес моих. Дай мне дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, яви силу свою. Призываю тебя, когда уйду от земных трудов к небесному упокоению, укрой любовью твоей, как невозможно исчислить чудеса твои, умножающиеся, как звёзды небесные, так даруй и мне исцеление. Молю тебя дерзновенно, о кроткий угоднике Божий, обратись к Нему молитвенно, вознеси обо мне благочинную молитву, чтоб Господь даровал благопотребную сию жизнь и душевное спасение, да огради меня от падений и научи истинному покаянию, безпреткновенное вхождение в вечное Царство Небесное, где ты ныне сияешь во славе. И воспеваю я со всеми святыми Родоначальную Троицу до скончания веков. Аминь».
- О любви, семье и замужестве просят в такой молитве: «Преподобный отче Серафим, любовью Божьей исполненный, Божественный непрестанный служитель, любимый сын Матери Божьей, услышь мя, любящего и многоогорчающего тебя. Дай и мне быть усердным служителем Богоугодной любви. Той любви, которая долго терпит, не завидует, не гордится, не превозносится, милосердствует, не бесчинствует, не радуется неправде, а радуется об истине. Умоли Богородицу дать любовь изначальную, да послужи на земле твоим ходатайством и молитвами Богородице и всем святым, достигну и я царства любви и света, припадаю к стопам Владыки, давшего заповедь об истинной и вечной любви. Отче, не отринь мольбу сердца, любящего тебя, прости мне мои грехи вольные и невольные, любящего Бога умоли. Помоги нам нести общие тяготы, не дай сделать другим, чего себе не хотим, дай пройти свой путь в истине, любви и терпении. Сия любовь служит мне бытиём и только с этой любовью, сердечной песнею, дай окончить земную жизнь, начать с нею же жизнь вечную в стране истинной любви. Помолись за нас, любимый отче и любящий нас! Аминь».
Есть разное отношение к православной вере и институту православия на Руси. Мнения могут быть неоднозначными, но в одном есть точная уверенность – на русской земле было немало святых подвижников, которые своими духовными подвигами вдохновляли и продолжают вдохновлять верующих, да и других людей тоже.
Святой Серафим Саровский является тут одним из наиболее характерных примеров. Он пользуется почтением не только в Дивеевском монастыре, который практически самолично создал и в который так много вкладывал.
Он почитаем во всем православном мире как святой заступник, его подвиги известны во всем мире, поэтому даже в католичестве его нередко почитают.
Прежде чем рассматривать икону этого святого и то, о чем молятся ему, нужно лучше изучить его биографию.
В православной традиции жизнеописание подвижников называется житие, там излагаются основные события, самые значимые подвиги.
Эти наиболее существенные факты нередко имеют отражение и в иконах, поэтому вполне актуально представлять себе житие.
Однако история этого святого интересна не только этим.
К Серафиму Саровскому следует обратиться и для того, чтобы понять, каким может быть духовный подвиг у каждого, скажем так, типичного и простого человека.
Если посмотреть на различных подвижников, то зачастую какие-то жизненные обстоятельства в некоторой степени вынуждали таковых обратиться к вере, и в этом есть смысл. Ведь Господь, дабы привлечь человека к вере, может действовать и таким способом.
Примеров масса:
- Матрона Московская – тяжелое увечье практически с рождения. Болезни, отстраненность от социума;
- Мария Египетская – распущенность в мирском быте, которая в дальнейшем вынуждает понять собственную низость и обратиться к высокому, начать избавляться от страстей и пороков;
- Ксения Блаженная – шокирующее событие, которое указывает на тщетность всего мирского и приводит к вере.
Тут приведены примеры женщин, но есть масса и мужских примеров, в этом никакой существенной разницы, нужно уловить только суть. Всегда, и ранее, и в наши дни люди, как правило, обращаются к вере только в трудных ситуациях. Немногие становятся монахами сознательно и с пониманием дела, когда все идет нормально.
Начало пути
Серафим, которого при рождении (19 июля 1759 года) нарекли Прохором, был из обеспеченной купеческой семьи.
В юношестве он получил нормальное образование и, как свидетельствует один из источников, в юношестве даже пробовал себя в торговом деле и вполне нормально в нем освоился.
На тот период Курск (город рождения) был вполне процветающим и развивающимся городом.
В общем, вполне мог бы получиться не Серафим Саровский покровитель православных христиан, а дельный торговец, купец высокой гильдии.
Безусловно, молодой человек к тому времени понимал свои перспективы и те удовольствия и радости, которые может предоставить этот мир обеспеченному человеку, и от чего он отказывается.
Тем не менее, в возрасте 17 лет он встречает в Киево-Печерской лавре старца Досифея, который указывает тому на потребность принять постриг, и для этого отправляться в Саров.
Не сказать, чтобы кто-либо был особенно рад решению молодого сына стать монахом, но в семье к его решению отнеслись более-менее лояльно.
Мать благословила юношу и с благословением дала медный крест, который тот носил до окончания своего века. Кстати, нередко икона Серафима Саровского позволяет увидеть на его груди именно этот предмет, а сам он располагается в храме в Дивеево с другими почитаемыми предметами, которые остались от старца.
Становление и духовные подвиги
Появившись в Сарове, юноша получил духовного наставника и начал собственный путь. С самого начала он отличался высокой степенью усердия, старался занять свои дни духовной работой, для чего регулярно уходил в уединенную свою келью в лесу для молитвы.
Есть множество свидетельств о том, как Серафим получал различные видения Богородицы и ангелов, но сам он об этом старался не распространяться. Даже другие чудеса он тщательно скрывал от мира.
Интересно! Адрес и расписание храма Богородицы в Медведкове
К примеру, есть записанные свидетельства о том, как он воспарял немного над землей в период молитвы, но увидевшему такое человеку повелел никому не говорить, этот факт открылся только потом.
Из наиболее существенных вех земного пути и духовных подвигов следует отметить:
Есть и множество других интереснейших деталей из жизнеописания старца, ведь его путь был насыщенным и разнообразным.
На протяжении многих лет (после затворов и духовных подвигов в уединении) он принимал паломников.
Каждому давал какие-то духовные советы и приносил много пользы.
Даже тогда трудно было бы сказать, в чем помогает старец, ведь благодаря прозорливости он мог дать совет практически любому.
Фигура Серафима Саровского в наши времена тоже позволяет людям получить различную помощь. Многие верующие обращаются к этому святому, к его иконам, приезжают в Дивеево.
Ведь согласно православной традиции такие святые продолжают молить Господа о людях и пребывают в мире в собственной духовной форме, заботясь о верующих.
Дивеево и религиозная практика
Если говорить о духовном центре, где располагается квинтэссенция личности святого, то следует отметить, конечно, Серафимо-Дивеевский монастырь. Именно там хранятся мощи старца, о чем он и сам говорил, еще будучи в теле.
Для этой обители он сделал много и именно там создал так называемую канавку Пресвятой Богородицы, которая имеет значение в эсхатологическом аспекте православной веры.
Обратите внимание! Согласно традиции, когда наступит конец времен, Антихрист дойдет именно до Дивеевской канавки, но переступить канавку не сможет. Сейчас там регулярно ходят верующие и читают «Богородице Дево», как заповедовал святой Серафим.
Туда приезжает огромное количество паломников, и кого только не увидеть идущим по всей длине канавки и читающим молитву Богородице, как заповедовал сам старец. Много кому помогает Серафим, который до сих пор незримо присутствует в этой обители.
Молитвенники могут почувствовать духовную поддержку старца, который именно на этой земле молился, взращивал собственную веру и помогал другим.
На самом деле осталось много и материальных предметов от старца.
В храме хранится его крест, варежки и обувь, некоторые другие предметы, которые напоминают о земных днях и подвигах святого.
Собственно говоря, и иконы во многом похожи на фото, они довольно точно передают подлинный образ, так как созданы на основе картины, которая сделана с самого старца с благословения.
Чудеса и помощь святого
Довольно часто верующими рассматривается Серафим Саровский покровитель купечества и торгового дела, но такая трактовка, безусловно, является чрезмерно ограниченной. Почитание как помощника торговцев идет от происхождения святого из семьи купцов.
Важно! Когда можно попасть в храм Радонежского в Бусиново
При этом, если смотреть, в чем помогает этот святой, то, конечно, нужно посмотреть на духовную пользу
- получение совета, решение трудностей;
- укрепление в вере;
- избавление от душевных страданий;
- обретение внутренней гармонии;
- избавление от страстей и немощи.
До сих пор помогает Серафим Сароский бороться с различными хворями и болезнями.
В Дивеево есть чудотворные источники, которые и сейчас творят чудеса, молитва перед иконой старца тоже может исцелять.
Этим фактам есть зафиксированные подтверждения и многократные свидетельства от паломников и верующих.
Многие приезжают для того, чтобы набрать водички из святого источника, но также и просто молитва перед иконой может помочь.
Помимо того, о чем просят святого, следует отметить счастливый брак.
Многие обращаются к иконе для того, чтобы получить достойного супруга или супругу. В частности, Серафим считается помощником в позднем браке, когда становится труднее отыскать для себя семейного партнера.
Для того чтобы обратиться к святому, достаточно посетить храм или получить собственную икону.
Иконописных образов довольно-таки много:
- иконы с клеймами – позволяют понять основное, кем был старец и главные события, в центре располагается образ святого, по периметру основные события, как бы краткая биография;
- портретные – оплечные или в полный рост, передают фактически подлинный облик святого;
- сюжетные – некоторые описывают явление Пресвятой Девы старцу, другие чудеса и подвиги, к примеру, стояние на камне или кормление медведя.
Обратите внимание! Сам святой оставил немало предписаний для верующих, есть молитвенное правило, которое он заповедовал исполнять. Он особенно говорил о силе молитвы. Поэтому искренняя молитва перед его иконой является особенно действенной.
Полезное видео:
Подведем итоги
Трудно перечислить все, о чем молятся православные святому старцу Серафиму. Фигура этого подвижника действительно невероятно значима для верующих, каждая его икона представляет собой своеобразное окошко в духовный мир, которое позволяет приблизиться к небесному, горнему миру.
Вконтакте
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3).
В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2).
Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).
18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6).
В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8).
Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).
По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).
Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец, в миру Прохор Мошнин - подвижник Русской Церкви, основатель и покровитель Дивеевского монастыря.Родился 19.07.1759 . Преставился 2.01.1833 .
Преподобный Серафим Саровский назван Чудотворцем, потому что и при жизни и после своей кончины почитается народом за чудесные исцеления, пророчества и утешение страждущих.
Причислен к лику святых в июле 1903 года. Произошло это в Саровской и Дивеевской обителях, при огромном стечении людей разных сословий и состояний.
Задолго до Саровских торжеств 1903 года, изображения Серафима Саровского, ставились на божницу и почитались наравне с иконами: множество их разошлось по крестьянским избам, по домам людей состоятельных, по дворцам власть придержащих. Ко времени прославления старца оказалось, что образ святого создан до канонизации и его изображения стали иконами угодника. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий и сказов, его жизнеописание создавалось всенародно.
Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него. Особенно запоминались людям, наставления преподобного старца.
Мощи Серафима Саровского упокоены в Дивеевской обители. Они даруют чудесное исцеление, душевное просветление, и позволяют ощутить всю радость бытия по воле божией. Мощи были возвращены в Дивеевскую обитель в 1991 году. Это событие - Второе обретение мощей, произошедшее 15 января 1991 года, отмечалось крестным ходом. В торжественном богослужении участвовал Патриарх Алексий II, проведший молебен на площади, прилегающей к Троицкому собору. С того времени мощи святого не покидали стен обители.
В 2003 году православная Русь широко отмечала столетие со дня прославления преподобного старца в лике святых православия.
На месте явления Божией Матери отцу Серафиму 25 ноября 1825 г. Был устроен колодезь, отличающийся чудотворною силою, и ниже, вблизи его, существует прежний Богословский колодезь. Летом 1826 года, по желанию старца, Богословский родник был возобновлён. Накат, закрывавший бассейн, снят; сделан новый сруб с трубою для истока воды. Около бассейна старец занимался телесными трудами. Собирая в реке Саровке камешки, он выкидывал их на берег и ими унизывал бассейн родника.
9-го декабря 1826 года в Дивеевской общине, по приказанию о. Серафима, состоялась закладка мельницы, а летом, 7-го июля, она замолола.
4. Кончина Преподобного Серафима Саровского.
Незадолго перед кончиной, 25 марта (ст. ст.) 1832 г., Серафиму в двенадцатый (и в последний) раз явилась Божия Матерь в сопровождении святых дев-мучениц и святых и . За два дня до того преподобный поведал о грядущем чудесном событии своей духовной дочери Евпраксии, инокине ближайшего к Сарову женского Дивеевского монастыря. Этот монастырь был основан помещицей Агафией Мельгуновой (в иночестве Александрой) в третьей четверти XVIII в. В последующем устроителем обители стал сам преподобный Серафим. Евпраксия присутствовала при этом необычайном «сошествии Неба на землю», впоследствии свидетельствуя о нем: «Я думала, что уже не живая». Явление Божией Матери завершилось обращением Ее к Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».
Святой старец стал готовиться к смерти. Он уже давно изготовил для себя дубовый гроб-колоду и без всякой боязни, с радостью ожидал перехода в вечность. Преподобный говорил: «Жизнь моя сокращается - духом я как бы сейчас родился, а телом ко всему мертв!.. Когда меня не станет - вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду вовеки!». Преподобный Серафим Саровский подвижник скончался в ночь на 2 (15) января 1833 г. Незадолго перед тем он предсказал, что кончина его откроется через пожар. Рано поутру в этот день два инока, проходя мимо кельи старца, почувствовали запах дыма - на стук в дверь никто не отвечал. Тогда они взломали ее и обнаружили преподобного стоящим на коленях на молитве перед его любимой келейной , со скрещенными на груди руками, с необычайно мирным и просветленным выражением лица. От свечи, выпавшей у старца из руки, уже начала тлеть его одежда. Серафим предузнал не только близкую свою смерть, но и будущую радость своего прославления.
5. Канонизация Чудотворца. Мощи Святого.
11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. «Нетленности» мощей обнаружено не было, поэтому митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Святейший Синод 29 января 1903 года извещал:
«Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, … изложил следующее своё решение:
1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою,
2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода».
Народ почитал старца святым, задолго до официального внесения его в святцы отечественной Православной Церкви, но празднование причисления его к лику святых произошло лишь 19 июля (1 августа) 1903 г. Это событие он тоже предсказал: «…какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Так и произошло в Сарове и соседнем Дивееве на торжествах его канонизации. Тогда поклониться великому подвижнику приехали тысячи и тысячи православных христиан России, во главе с Государем Николаем II и другими представителями Царской семьи.
5.1. Мощи.
Существует поверье, что перед своей смертью преподобный Старец Серафим передал в руки послушниц обители свечу, наказав, чтобы с этой свечой его и встретили с ней, когда он вернется. Свеча передавалась из поколения в поколение послушницами обители, и лишь 160 лет спустя, последняя и единственная, оставшаяся в живых к возвращению мощей и открытию монастыря схимонахиня Маргарита, передала ее протодиакону для встречи мощей старца.
После Октябрьской Социалистической революции мощи преподобного Серафима, как он сам предсказал, канули в неизвестность. Документально подтвержденными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. В конце 1920-х гг. мощи преподобного Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.
Дальнейшая судьба мощей раскрывается в словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. Алексия II сказал следующее:
«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви. Сотрудники музея Казанского собора проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи. Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Предположили, что это мощи преподобного Серафима Саровского. История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса - в Донской монастырь. Далее след теряется… И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей - епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи... Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви».
Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось странствие мощей по пути из Москвы в Дивеево. Этот был всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Святейшего Патриарха), который останавливался в городах и монастырях по пути следования. Во время остановок Его Святейшество служил Литургию и совершались акафисты преподобному Серафиму.
1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.
6. Празднование, дни памяти, богослужение.
Память преподобного Чудотворца служится два раза в год:- 2/15 января - в день его блаженной кончины;
- 19 июля/1 августа, в день его канонизации и обретения мощей.
Накануне дня памяти преподобного Серафима Саровского совершается Всенощное бдение.
В день памяти - читается Божественная Литургия.
Акафист преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу.
Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу - это песнопение, прославляющее прп. Серафима Саровского. Акафист исполняется молящимися стоя. Состоит Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. из чередующихся 13 кондаков и 12 икосов.Молитва преподобному Серафиму Саровскому.
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь. |
Тропарь Преподобному Серафиму Саровскому, глас 4.
Кондак Преподобному Серафиму Саровскому, глас 2.
Величание Преподобному Серафиму Саровскому.
7. Иконография.
Иконописный образ преподобного Серафима Соровского восходит к несохранившемуся прижизненному его портрету Д. Евстафьева. Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного. Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова), выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».7.1. Иконографические образы Преподобного Серафима Саровского.
Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:1. С руками, молитвенно сложенными у сердца - только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой,
2. Благословляющий - правая рука благословляет, в левой руке молельные четки,
3. Моление на камне - батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу,
4. Образ, где Серафим Саровский изображен старцем с посохом.
Пишутся поясные иконы и иконы, где Святой Серафим изображен в полный рост. Для "благословляющего образа" на православных иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.
Лик святого на иконах воспроизводит главные черты, присущие преподобному Серафиму Саровскому: доброту, милосердие и смиренный характер чудотворца. На всех иконах особенно выразительны глаза Серафима Саровского, их спокойный, внимательный, самоуглублённый взгляд. Четко очерченные глаза, смотрят в сердце молящегося. Такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.
Многие из образов, написанные в академической манере, передают художественными средствами его дух, мирный и кроткий, который запечатлен в житии преподобного Серафима.
7.2. Житийные иконы.
Житийные клеймы на иконах в основном описывают следующие события из жития Святого:1. Мать благословляет Прохора в монастырь.
2. Во время болезни.
3. Иночество.
4. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
5. Посещение Серафима Александром I.
6. Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме.
7. Исцеление Серафимом в монастыре.
8. Исцеление Серафимом.
9. Пересдача на попечение прп. Серафиму Дивеевского монастыря. Современная икона из Щелковского собора, с восемью сценами жития, являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима.
Существуем множество икон, мозаичных панно со сценами жития Серафима Саровского.
В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться
8. Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский, преподавал всем следующее молитвенное правило:1. "Восставши от сна, всякий христианин, став перед святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся", также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
2. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.
3. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.
4. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".
Молитва Господня.
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.
Песнь Пресвятой Богородице.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Символ Веры.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".
Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".
9. Чудеса Серафима Саровского.
С 1825 года, после прекращения обета молчания, длившегося 15 лет, Серафим Саровский стал принимать к себе посетителей. К этому периоду относятся многочисленные случаи исцеления больных и прозорливости, явленные праведным старцем.
Умер Серафим Саровский в 1833 году, находясь в коленопреклонной позе. Но и после смерти Святой продолжал творить чудеса. Одним из них является рождение мальчика - престолонаследника царевича Алексея в семье Царственных страстотерпцев Николая II и Александры Фёдоровны. После рождения четырёх дочерей, Николай Второй и его жена обращались с молитвами к образу Серафима Саровского, чтобы Бог даровал им наследника мужского пола. После того, как их просьба сбылась, в рабочем кабинете императора обосновалась икона преподобного Серафима. Надо отметить, что именно по просьбе Николая Второго в 1903 году Серафим Саровский был канонизирован в лике преподобного Святого.
Из глубины веков до наших дней доходят сведения о чудесах исцеления, которые происходили и продолжают происходить.
Письменными свидетельствами чудотворений и молитвенных подвигов старца обладали в основном две обители - Саровская и Диееевская. Здесь хранилось множество рукописей, которые переписывались и распространялись в народе, а впоследствии были заимствованы и духовными писателями.
Источники информации.
Http://www.patriarchia.ru/db/text/182687.html
- http://www.diveevo-tur.ru/moshi_serafima_sarovskogo.html
- http://diveevo52.ru/index26.htm
- http://www.temples.ru/iconography.php?TerminID=702 Иконы
- http://www.pravklin.ru/publ/izobrazhenija_prepodobnogo_serafima_sarovskogo/9-1-0-2794 (Автор: Ж. А. Курбатова)
- http://serafimov.narod.ru/bibl/rasnoe/thudesa.htm
- http://www.tsurganov.info/svjatye/svjatoj-serafim-sarovskij-ikona.html