Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия. Главные различия православия от католицизма Различие католической и православной веры
Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.
Мировые религии — христианство, ислам, буддизм — это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии — течения внутри религии. На территории России, Беларуси, Украины, Польши, Молдовы широко распространены Православие и Католицизм; многие семьи исторически исповедуют разные конфессии, поэтому сегодня мы поговорим именно об их отличиях.
Православие и католицизм: Церкви-Сестры
Нужно сразу сказать, что Католическая и Православная Церкви ближе всего друг к другу из иных верований и конфессий. Традиционно христианство делится на три течения:
- Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой — Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.
- Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них — Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская — по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.
- Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект — то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.
История раскола христианской Церкви
Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви — тогда называемой Западной — обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы — сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.
Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции — обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.
Вероучительные различия между православием и католицизмом
Существует ряд догматических — то есть не обрядовых, а касающихся именно учения — моментов, по которым расходятся Католическая и Православная Церковь
- Разное понимание структуры Церкви. Православные Церкви сохраняют единство Таинств и догматов, подчиняясь разным Патриархам по регионам, а католики считают одним из важнейших церковных догматов принятие единого главы Церкви – Папы Римского. Причем это догмат, а не обряд, то есть момент учения.
- Также в Католицизме присутствует догмат о непогрешимости Папы — он, словно ангел, не может сделать ничего греховного, поскольку является наместником Христа. Увы, из истории известно, что в Средние века и в эпоху Возрождения многие люди в сане Пап Римски пользовались этим — достаточно вспомнить развращенный род Борджиа, из которого вышли убийцы-Папы и кардиналы, а также инквизицию.
- В свою очередь, Православная Церковь принимает непогрешимость лишь общих решений Вселенских Соборов — то есть собрания Церкви. При этом Православная Церковь сохраняет в неприкосновенности решения Семи Вселенских Соборов и почитает святыми многих их участников, а Католическая Церковь после разделения Церквей провела еще 14 Соборов, считающихся Вселенскими, где приняла многие новые догматы.
- Важнейшее вероучительное отличие Церквей — Символ Веры. Католики исповедуют, что Святой Дух исходит от Сына и Отца, а православные, согласно с первыми Вселенскими соборами — что только от Отца. Таким образом Православие исповедует догмат о Нераздельной и Единой Троице, где Три Ипостаси Бога равны, но имеют разные служения. Католицизм же принижает значение Святого Духа, считая Его лишь любовью (связью) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
- Различается некоторое понимание Таинств. Так, в католицизме нет развода, не разрешается венчаться дважды — Православная же Церковь относится к разводу более снисходительно. Исповедь в Православной Церкви личная, священника мы видим перед собой, в Католичестве же священник скрывается, чтобы не смущать исповедника. Кроме того, в Православии нет понятия индульгенции — материальной платы за прощение грехов, — что также использовалось многими католиками в истории во вред (например, широко известна история, когда разбойник купил индульгенцию на любой, совершенный в будущем грех, и тут же убил священника).
- В католицизме есть понятие чистилища — это состояние между адом и раем, где в зависимости от тяжести и количества грехов души терпят муки. В Православии существует лишь понятие мытарств — это символическая форма Частного Суда над душой после смерти, совершаемая при участи ангелов и демонов под десницей Господа; при этом душа проходит испытания на греховность и праведность.
- Еще один важный Католический догмат, принятый после разделения Церквей, — догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, то есть о том, что Ее не коснулся первородный грех, Ее природа не была испорчена грехом, ка ку всех. Но православные считают это умалением подвига Богородицы, Которая, как и все люди, боролась с греховными склонностями и соблазнами, однако вышла из борьбы Чистой.
Различия в обрядах
Поскольку Церкви имеют центры в разных регионах, богослужения в них различаются так же кардинально, ка традиции разных стран. Обозначим лишь основные моменты.
- В Православии богослужение, за которым претворяется хлеб и вино в Тело и Кровь Христову называется Литургия, в Католичестве — месса, причем католики причащаются только Телом Христовым (хлебом, облаткой).
- Православные называют священника «батюшка», «отец… (имя)», а католики — «святой отец».
При совершении Таинств в Православии личности священника придаётся небольшое значение: Таинства совершаются Богом, а священнослужитель, как говорится в молитве перед Исповедью, «только свидетель». В Католичестве священник прямо говорит: «Я крещу», «я совершаю Таинство» и т.д. Православные усматривают в этом умаление роли благодати Божией. - В католических храмах алтарь не отделяется иконостасом, а в православных иконостас по традиции символически показывает то, что происходит в алтаре — служение Церкви Небесной.
- Также в католических храмах верующие молятся сидя, в православных — стоя. Это считается более благоговейным, способствует сосредоточенности.
-Широко распространено различие иконописи. Католическая иконопись с начала разделения Церквей все больше становилась «живоподобной», живописной, портретной. (В России католической влияние в иконописи было заметно в течение полутора веков после реформ Петра Великого). Святые, Божия Матерь, Христос при этом часто находятся в выражена экстатическом состоянии. Православная же икона — это, в первую очередь, символическое изображение пребывания в Духе Божием святого, его состояние на Небесах, в Свете Божием (откуда и распространен золотой или небесный фон — Свет). - Обет безбрачия в Православии принимают только монахи, в Католичестве — все священники.
- В Католичестве нет ряда православных праздников — Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения Честных древ Животворящего Креста и др., — а в Православии нет католических — Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также нет некоторых культов, например, Святого Имени и Сердца Иисуса.
- Православный крест традиционно восьмиконечный — с четырьмя перекладинами, то есть с табличкой наверху и скошенной перекладиной-подножием для ног Христа. Существует и Голгофский крест, с рядом символических надписей и дополнительных изображений. Крест Католический — только с одной или двумя перекладинами. Это самая первая форма креста, появившаяся в римских катакомбах. Однако и православный Восток почитает эту форму креста как равнозначную иным, благодатную. Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.
Почему православные и католики отдельно отмечают Пасху и Рождество
Разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая — по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).
В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.
Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.
Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны. Почитают их и католики, и православные.
В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру как Иерусалимские свечи. Необходимо хранить их бережно, как святыню. Зажигать Иерусалимские свечи можно перед любой иконой во время любой молитвы. Однако так зажечь можно и простую церковную свечу, между тем Иерусалимские свечи ставят
- В дни празднования Пасхи (в течение 40 дней до отдания Пасхи);
- Во время трудностей, тяжелых болезней, в печали, когда требуется особая молитва.
Крестное знамение — как крестятся православные и католики
Два главных отличия того, как крестятся католики и православные:
- Самый распространённый вариант католического крестного знамения - пятью пальцами, открытой ладонью, креститься слева направо.
- Правильное крестное знамение у православных совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами, справа налево. Сжатым пальцам придается символическое значение — они означают силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы.
Значение крестного знамени едино:
— Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;
— затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;
— к правому и затем к левому плечу (для католика — наоборот), освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.
При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Обычно так молятся во время осенения себя крестным знамением:
- прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;
- к животу: «И Сына»;
- к плечам: «И Святого Духа. Аминь».
После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).
Благословляя ребенка или близкого человека, нужно крестить его так, как если бы он сам совершал крестное знамение — сначала на правое (в Католичестве — левое) с его точки зрения плечо. Такое благословение также защищает человека от зла и пороков, ведь вы молитесь за него, осеняя крестным знамением. В истории Церкви засвидетельствовано множество чудес, когда по молитве матерей, жен, близких и друзей люди избегали опасности или отвращались от страстей.
Переходить ли в Православие из Католичества и наоборот — выбор веры, семейных и национальных традиций. В первую очередь, побеседуйте со священниками в обоих церквях, помолитесь, поймите, для чего вам это нужно.
Да хранит и вразумляет Вас Сам Господь!
Вера в Иисуса Христа объединила и воодушевила христиан, став основой религиозного мировоззрения. Без неё верующие не смогли бы совершать правильные поступки и заниматься честным трудом.
Роль Православия в истории России огромна. Люди, которые исповедовали это направление в христианстве не только развивали духовную культуру нашей страны, но и вносили вклад в жизненный уклад русского народа.
Католицизм также на протяжении столетий вносит в жизнь людей огромный смысл. Глава католической Церкви - Папа Римский определяет нормы социальной и духовной сферы общества.
Различия в учениях православия и католицизма
Православие в первую очередь признаёт те знания, которые не менялись со времён Иисуса Христа - I тысячелетия нашей эры. Оно основано на вере в единого Творца, сотворившего мир.
Католицизм же допускает внесение изменений и дополнение основных догм религии. Так, можно определить главные отличия учений двух направлений в христианстве:
- Католики считают символом Веры Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, а православные принимают только Святого Духа, исходящего от Отца.
- Католики верят в положение о Непорочном Зачатии Девы Марии, а православные его не принимают.
- Единым главой церкви и наместником Бога в Католицизме избран Папа Римский, Православие же не предполагает подобного назначения.
- Учение католической церкви, в отличие от Православия, запрещает расторжение брака.
- В православном учении не существует догмата о чистилище (блуждание души умершего человека).
Несмотря на все различия, оба направления религии очень похожи между собой . И православные верующие, и католики верят в Иисуса Христа, соблюдают посты, возводят храмы. Огромное значение для них имеет Библия.
Церковь и священнослужители в Православии и Католицизме
Православная церковь включает в себя не менее 14 поместных церквей, признанных в конце XX века. Она управляет обществом верующих с помощью свода правил апостолов, жития святых, богословских текстов и церковных обычаев. Католическая церковь, в отличие от православной, представляет собой единый религиозный центр и возглавляется Папой Римским.
Прежде всего, церкви разных направлений в христианстве отличаются своим внешним видом. Стены православных церквей украшены потрясающими фресками, иконами. Служба сопровождается пением молитв.
Католический храм в готическом стиле украшен резьбой и витражами. Статуи девы Марии и Иисуса Христа заменяют иконы в нём, а служба проходит под звуки органа.
И в католической, и в православной церкви присутствует алтарь . У православных верующих он ограждён иконостасом, а у католиков - находится в середине церкви.
Католицизм создал такие церковные должности, как епископ, архиепископ, аббат и другие. Все они при поступлении на службу дают обет безбрачия.
В Православии духовенство представлено такими титулами, как патриарх, митрополит, диакон . В отличие от строгих правил католической церкви, православное духовенство может вступать в брак. Обет безбрачия дают лишь те, кто избрал для себя монашество.
В целом христианская церковь на протяжении столетий тесно связана с жизнью людей. Она регулирует поведение человека в быту и наделена большими возможностями.
Обряды Православия и Католицизма
Это прямое обращение верующего человека к Богу. Православные верующие во время молитвы обращены лицом на восток, а для католиков это не имеет никакого значения. Крестятся католики двумя пальцами, а православные - тремя.
В христианстве таинство крещения допускается в любом возрасте. Но чаще всего и православные, и католики крестят своих детей вскоре после рождения. В православии при крещении человек погружается в воду три раза, а у католиков вода трижды льётся на его голову.
Каждый христианин хотя бы раз в жизни приходит в церковь для исповеди. Католики исповедуются в специальном месте - конфессионале. При этом исповедуемый видит священнослужителя через решётку. Католический священник внимательно выслушает человека и даст нужный совет.
Православный священник на исповеди может отпускать грехи и назначать Епитимью
- исполнение благочестивых дел в качестве исправления ошибок. Исповедь в христианстве является тайной верующего.
Крест - главный символ христианства
. Он украшает церкви и храмы, носят на теле и устанавливают на могилах. Слова, изображённые на всех христианских крестах, одинаковы, но написаны на разных языках.
Надетый во время крещения нательный крестик станет для верующего символом христианства и страданий Иисуса Христа. Для православного креста форма не имеет значения, гораздо важнее то, что изображено на нём. Чаще всего можно увидеть шестиконечные или восьмиконечные кресты. Образ Иисуса Христа на нём символизирует не только муки, но и победу над злом. По традиции православный крест имеет нижнюю перекладину.
Католический крест изображает Иисуса Христа как человека умершего. Его руки согнуты, ноги скрещены. Такой образ поражает своей реалистичностью. Форма креста более лаконичная, без поперечной перекладины.
Классическое католическое изображение распятия представляет собой изображение Спасителя со скрещёнными и пробитыми одним гвоздём ступнями. На его голове изображён терновый венец.
Православие видит Иисуса Христа торжествующим над смертью. Его ладони открыты, а ноги не скрещены. Согласно традиции православия, изображения тернового венца на распятии встречаются очень редко.
В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви - Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения.
В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы».
Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России» .
Предвестники раскола
Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, - святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других - было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.
Первое покушение на эту вероучительную гармонию произошло с появлением учения блаженного Августина, епископа Иппонийского (354–430). Здесь мы встречаемся с одной из самых волнующих загадок христианской истории. В блаженном Августине, которому в наивысшей степени было присуще чувство единства Церкви и любовь к нему, не было ничего от ересиарха. И тем не менее по многим направлениям Августин открыл христианской мысли новые пути, оставившие глубокий отпечаток в истории Запада, но в то же время оказавшиеся почти полностью чуждыми не-латинским Церквям.
С одной стороны, Августин, самый «философствующий» из отцов Церкви, склонен к превозношению способностей человеческого разума в области богопознания. Он разработал богословское учение о Святой Троице, которое легло в основу латинской доктрины об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (на латыни - Filioque ). Согласно более древней традиции, Святой Дух берет Свое начало, так же как и Сын, только от Отца. Восточные отцы всегда придерживались этой формулы, содержащейся в Священном Писании Нового Завета (см.: Ин. 15, 26), и видели в Filioque искажение апостольской веры. Они отмечали, что в результате этого учения в Западной Церкви произошло некое принижение Самой Ипостаси и роли Святого Духа, что, по их мнению, привело к определенному усилению институциональных и юридических аспектов в жизни Церкви. С V века Filioque повсеместно допускалось на Западе, практически без ведома не-латинских Церквей, но в Символ веры оно было добавлено позже.
В том, что касается внутренней жизни, Августин настолько подчеркивал человеческую немощь и всемогущество Божественной благодати, что получалось, будто он умалял человеческую свободу перед лицом Божественного предопределения.
Гениальная и в высшей степени привлекательная личность Августина еще при его жизни вызывала восхищение на Западе, где его вскоре стали считать величайшим из отцов Церкви и почти полностью сосредоточились только на его школе. В значительной степени римский католицизм и отколовшиеся от него янсенизм и протестантизм будут отличаться от Православия тем, чем они обязаны святому Августину. Средневековые конфликты между священством и империей, введение схоластического метода в средневековых университетах, клерикализм и антиклерикализм в западном обществе являются в различной степени и в разных формах либо наследием, либо последствиями августинизма.
В IV–V вв. появляется еще одно разногласие между Римом и другими Церквями. Для всех Церквей Востока и Запада первенство, признанное за Римской Церковью, проистекало, с одной стороны, из того, что она была Церковью бывшей столицы империи, а с другой - из того, что она была прославлена проповедью и мученичеством двух первоверховных апостолов Петра и Павла. Но это первенство inter pares («между равными») не означало, что Римская Церковь является резиденцией централизованного управления Вселенской Церковью.
Однако, начиная со второй половины IV века, в Риме зарождается иное понимание. Римская Церковь и ее епископ требуют себе главенствующей власти, которая делала бы ее руководящим органом правления Вселенской Церковью. Согласно римской доктрине, это первенство основано на ясно выраженной воле Христа, Который, по их мнению, наделил этой властью Петра, сказав ему: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18). Папа Римский считал себя уже не просто преемником Петра, признаваемого с тех пор первым епископом Рима, но и его викарием, в котором как бы продолжает жить первоверховный апостол и через него править Вселенской Церковью.
Несмотря на некоторое сопротивление, это положение о первенстве было мало-помалу принято всем Западом. Остальные Церкви в целом придерживались древнего понимания первенства, нередко допуская некую двусмысленность в своих отношениях с Римским престолом.
Кризис в Позднем Средневековье
VII в. стал свидетелем рождения ислама, который начал распространяться с молниеносной скоростью, чему способствовал джихад - священная война, позволившая арабам покорить Персидскую империю, долгое время бывшую грозным соперником империи Римской, а также территории патриархатов Александрии, Антиохии и Иерусалима. Начиная с этого периода, патриархи упомянутых городов часто были вынуждены поручать управление оставшейся христианской паствой своим представителям, которые пребывали на местах, в то время как сами они должны были жить в Константинополе. В результате этого произошло относительное уменьшение значимости этих патриархов, а патриарх столицы империи, кафедра которого уже во время Халкидонского собора (451) была поставлена на второе место после Рима, таким образом стал, в какой-то степени, высшим судьей Церквей Востока.
С появлением Исаврийской династии (717) разразился иконоборческий кризис (726). Императоры Лев III (717–741), Константин V (741–775) и их преемники запретили изображать Христа и святых и почитать иконы. Противников императорской доктрины, в основном монахов, бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, умерщвляли, как во времена языческих императоров.
Римские папы поддержали противников иконоборчества и прервали общение с императорами-иконоборцами. А те в ответ на это присоединили к Константинопольскому Патриархату Калабрию, Сицилию и Иллирию (западную часть Балкан и север Греции), которые до того времени находились под юрисдикцией папы Римского.
Одновременно с этим, для того чтобы успешнее противостоять наступлению арабов, императоры-иконоборцы провозгласили себя приверженцами греческого патриотизма, очень далекого от господствовавшей до этого универсалистской «римской» идеи, и потеряли интерес к негреческим областям империи, в частности, к северной и центральной Италии, на которые притязали лангобарды.
Законность почитания икон была восстановлена на VII Вселенском соборе в Никее (787). После нового витка иконоборчества, начавшегося в 813 г., православное учение окончательно восторжествовало в Константинополе в 843 г.
Общение между Римом и империей было тем самым восстановлено. Но то, что императоры-иконоборцы ограничили свои внешнеполитические интересы греческой частью империи, привело к тому, что Римские папы стали искать для себя других покровителей. Ранее папы, не имевшие территориального суверенитета, были лояльными поданными империи. Теперь, уязвленные присоединением Иллирии к Константинополю и оставленные без защиты перед лицом нашествия лангобардов, они обратились к франкам и в ущерб Меровингам, которые всегда поддерживали отношения с Константинополем, стали способствовать приходу новой династии Каролингов, носителей иных амбиций.
В 739 г. папа Григорий III, стремясь помешать лангобардскому королю Луитпранду объединить Италию под своей властью, обратился к майордому Карлу Мартелу, который пытался использовать смерть Теодориха IV для того, чтобы устранить Меровингов. В обмен на его помощь он пообещал отказаться от всякой лояльности константинопольскому императору и воспользоваться покровительством исключительно короля франков. Григорий III был последним папой, который просил у императора утверждения своего избрания. Его преемники уже будут утверждаться франкским двором.
Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким . Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка - «Константинов дар», согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314–335) императорские полномочия над Западом.
25 сентября 800 г. папа Лев III без всякого участия Константинополя возложил на голову Карла Великого императорскую корону и нарек его императором. Ни Карл Великий, ни позже другие германские императоры, которые в какой-то степени восстанавливали созданную им империю, не стали соправителями константинопольского императора, в соответствии с уложением, принятым вскоре после смерти императора Феодосия (395). Константинополь неоднократно предлагал компромиссное решение подобного рода, что сохранило бы единство Романии . Но каролингская империя желала быть единственной законной христианской империей и стремилась занять место империи константинопольской, считая ее отжившей. Вот почему богословы из окружения Карла Великого позволили себе осудить постановления VII Вселенского собора о почитании икон как запятнанные идолопоклонством и ввести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. Однако папы трезво воспротивились этим неосторожным мерам, направленным на принижение греческой веры.
Тем не менее, политический разрыв между франкским миром и папством с одной стороны и древней Римской империей Константинополя с другой был предрешен. А такой разрыв не мог не привести и к собственно религиозному расколу, если принять во внимание то особое богословское значение, какое христианская мысль придавала единству империи, рассматривая его как выражение единства народа Божия.
Во второй половине IX в. антагонизм между Римом и Константинополем проявился на новой почве: встал вопрос, к какой юрисдикции отнести славянские народы, вступавшие в то время на путь христианства. Этот новый конфликт также оставил глубокий след в истории Европы.
В то время папой стал Николай I (858–867), человек энергичный, стремившийся установить римскую концепцию господства папы во Вселенской Церкви, ограничить вмешательства светских властей в церковные дела, а также боровшийся против центробежных тенденций, проявлявшихся у части западного епископата. Свои действия он подкреплял получившими хождение незадолго до этого поддельными декреталиями, якобы выпущенными предыдущими папами.
В Константинополе же патриархом стал Фотий (858–867 и 877–886). Как убедительно установили современные историки , личность святителя Фотия и события времени его правления были сильно очернены его противниками. Это был очень образованный человек, глубоко преданный православной вере, ревностный служитель Церкви. Он хорошо понимал, какое большое значение имеет просвещение славян. Именно по его инициативе святые Кирилл и Мефодий отправились просвещать велико-моравские земли. Их миссия в Моравии была, в конечном счете, задушена и вытеснена происками германских проповедников. Тем не менее они успели перевести на славянский язык богослужебные и наиболее важные библейские тексты, создав для этого алфавит, и таким образом заложили фундамент культуры славянских земель. Фотий занимался также просвещением народов Балкан и Руси. В 864 г. он крестил Бориса, князя Болгарского.
Но Борис, разочарованный тем, что не получил от Константинополя автономную церковную иерархию для своего народа, повернулся на некоторое время к Риму, принимая латинских миссионеров. Фотию стало известно, что те проповедуют латинское учение об исхождении Святого Духа и, похоже, используют Символ веры с добавлением Filioque .
Тогда же папа Николай I вмешался во внутренние дела Константинопольского Патриархата, добиваясь смещения Фотия, чтобы с помощью церковных интриг восстановить на кафедре бывшего патриарха Игнатия, низложенного в 861 г. В ответ на это император Михаил III и святитель Фотий созвали в Константинополе собор (867), постановления которого впоследствии были уничтожены. Этот собор, по-видимому, признал учение о Filioque еретическим, объявил неправомерным вмешательство папы в дела Константинопольской Церкви и разорвал с ним литургическое общение. А так как от западных епископов в Константинополь поступили жалобы на «тиранию» Николая I, то собор предложил императору Людовику Германскому низложить папу.
В результате дворцового переворота Фотий был низложен, а новый собор (869–870), созванный в Константинополе, осудил его. Этот собор до сих пор считается на Западе VIII Вселенским собором. Затем при императоре Василии I святитель Фотий был возвращен из опалы. В 879 г. в Константинополе снова был созван собор, который в присутствии легатов нового папы Иоанна VIII (872–882) восстановил Фотия на кафедре. Тогда же были сделаны уступки в отношении Болгарии, которая возвратилась в юрисдикцию Рима, сохранив при этом греческое духовенство. Впрочем, Болгария вскоре добилась церковной независимости и осталась в орбите интересов Константинополя. Папа Иоанн VIII написал патриарху Фотию письмо, осуждавшее добавление Filioque в Символ веры, не осуждая при этом само учение. Фотий, вероятно не заметив этой тонкости, решил, что одержал победу. Вопреки устойчивым ложным представлениям можно утверждать, что никакой так называемой второй Фотиевой схизмы не было, а литургическое общение между Римом и Константинополем сохранялось еще более века.
Разрыв в XI веке
XI в. для Византийской империи был поистине «золотым». Мощь арабов окончательно подорвана, Антиохия вернулась в состав империи, еще немного - и был бы освобожден Иерусалим. Разгромлен болгарский царь Симеон (893–927), пытавшийся создать выгодную для него романо-болгарскую империю, та же участь постигла Самуила, поднявшего восстание с целью образования македонского государства, после чего Болгария вернулась в империю. Киевская Русь, приняв христианство, быстро становилась частью византийской цивилизации. Стремительный культурный и духовный подъем, начавшийся сразу после торжества Православия в 843 г., сопровождался политическим и экономическим расцветом империи.
Как ни странно, но победы Византии, в том числе над исламом, были выгодны и Западу, создав благоприятные условия для зарождения Западной Европы в том виде, в каком она будет существовать в течение многих веков. А точкой отсчета этого процесса можно считать образование в 962 г. Священной Римской империи германской нации и в 987 г. - Франции Капетингов. Тем не менее, именно в XI в., казавшимся столь многообещающим, между новым западным миром и Римской империей Константинополя произошел духовный разрыв, непоправимый раскол, последствия которого были для Европы трагичными.
С начала XI в. имя папы больше не поминалось в константинопольских диптихах, а это означало, что общение с ним прервано. Это завершение длительного процесса, изучаемого нами. Точно не известно, что послужило непосредственной причиной этого разрыва. Возможно, поводом стало включение Filioque в исповедание веры, отправленное папой Сергием IV в Константинополь в 1009 г. вместе с извещением о его вступлении на Римский престол. Как бы то ни было, но во время коронации германского императора Генриха II (1014) Символ веры пелся в Риме с Filioque .
Кроме введения Filioque был еще целый ряд латинских обычаев, возмущавших византийцев и увеличивавших поводы для разногласий. Среди них особенно серьезным было использование пресного хлеба для совершения Евхаристии. Если в первые века повсюду использовался квасной хлеб, то с VII–VIII веков Евхаристия стала совершаться на Западе с использованием облаток из пресного хлеба, то есть без закваски, как это делали древние евреи на свою пасху. Символическому языку в то время придавалось огромное значение, вот почему греками использование пресного хлеба воспринималось как возвращение к иудаизму. Они видели в этом отрицание той новизны и того духовного характера жертвы Спасителя, которые были предложены Им взамен ветхозаветных обрядов. В их глазах использование «мертвого» хлеба означало, что Спаситель в воплощении принял лишь человеческое тело, но не душу…
В XI в. с большей силой продолжалось укрепление папской власти, которое началось еще во времена папы Николая I. Дело в том, что в X в. власть папства была как никогда ранее ослаблена, будучи жертвой действий различных группировок римской аристократии или испытывая давление германских императоров. В Римской Церкви распространились различные злоупотребления: продажа церковных должностей и пожалование их мирянами, браки или сожительства в среде священства… Но во время понтификата Льва XI (1047–1054) началась настоящая реформа Западной Церкви. Новый папа окружил себя достойными людьми, в основном уроженцами Лотарингии, среди которых выделялся кардинал Гумберт, епископ Белой Сильвы. Реформаторы не видели иного средства для исправления бедственного состояния латинского христианства, кроме усиления власти и авторитета папы. В их представлении папская власть, так как они ее понимали, должна распространяться на Вселенскую Церковь, как латинскую, так и греческую.
В 1054 г. произошло событие, которое могло остаться незначительным, однако послужило поводом для драматического столкновения между церковной традицией Константинополя и западным реформаторским течением.
Стремясь получить помощь папы перед угрозой норманнов, покушавшихся на византийские владения юга Италии, император Константин Мономах по наущению латинянина Аргира, назначенного им правителем этих владений, занял примирительную по отношению к Риму позицию и пожелал восстановить единство, прерванное, как мы видели, в начале века. Но действия латинских реформаторов на юге Италии, ущемлявшие византийские религиозные обычаи, обеспокоили Константинопольского патриарха Михаила Кирулария. Папские легаты, среди которых был и непреклонный епископ Белой Сильвы кардинал Гумберт, прибывшие в Константинополь для переговоров об объединении, замыслили руками императора сместить несговорчивого патриарха. Дело кончилось тем, что легаты возложили на престол Святой Софии буллу об отлучении Михаила Кирулария и его сторонников. А через несколько дней в ответ на это патриарх и созванный им собор отлучили от Церкви самих легатов.
Два обстоятельства придали поспешному и необдуманному поступку легатов значение, которые не могли оценить в то время. Во-первых, они снова затронули вопрос о Filioque , неправомочно упрекая греков в том, что те исключили его из Символа веры, хотя не-латинское христианство всегда рассматривало это учение как противоречащее апостольской традиции. Кроме того, византийцам стали ясны замыслы реформаторов распространить абсолютную и прямую власть папы на всех епископов и верующих даже и в самом Константинополе. Представленная в таком виде экклезиология казалась им совершенно новой и также не могла в их глазах не противоречить апостольской традиции. Ознакомившись с ситуацией, остальные восточные патриархи присоединились к позиции Константинополя.
1054 г. следовало бы рассматривать не столько как дату раскола, сколько как год первой неудавшейся попытки воссоединения. Никто тогда и представить себе не мог, что разделение, которое произошло между теми Церквями, которые вскоре назовут Православной и Римско-Католической, будет длиться веками.
После раскола
В основе раскола лежали главным образом вероучительные факторы, касающиеся различных представлений о тайне Святой Троицы и о структуре Церкви. К ним добавились также расхождения в менее важных вопросах, относящихся к церковным обычаям и обрядам.
В течение Средних веков латинский Запад продолжал развитие в направлении, которое еще более удалило его от православного мира и его духа. <…>
С другой стороны, произошли серьезные события, которые еще больше затруднили понимание между православными народами и латинским Западом. Вероятно, самым трагичным из них был IV крестовый поход, отклонившийся от основного пути и завершившийся разорением Константинополя, провозглашением латинского императора и установлением господства франкских сеньоров, которые по своему произволу кроили земельные владения бывшей Римской империи. Многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей и заменены монахами латинскими. Все это, вероятно, происходило непреднамеренно, тем не менее такой поворот событий был логическим следствием создания западной империи и эволюции латинской Церкви с начала Средневековья. <…>
Архимандрит Плакида (Дезей) родился во Франции в 1926 г. в католической семье. В 1942 г., шестнадцати лет, поступил в цистерцианское аббатство Бельфонтэн. В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества основал вместе с монахами-единомышленниками монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. Переход состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Вернувшись через некоторое время во Францию, о. Плакида вместе с перешедшей в Православие братией основал четыре подворья монастыря Симонопетра , главным из которых стал монастырь преподобного Антония Великого в Сен-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром), в горном массиве Веркор. Архимандрит Плакида - доцент патрологии в в Париже. Он основатель серии «Spiritualitй orientale» («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются: «Дух пахомиевского монашества» (1968), «Видехом свет истинный: Монашеская жизнь, ее дух и основополагающие тексты» (1990), «“Добротолюбие” и православная духовность» (1997), «Евангелие в пустыне» (1999), «Пещь вавилонская: Духовный путеводитель» (2001), «Основы катехизиса» (в 2-х т. 2001), «Уверенность в невидимом» (2002), «Тело - душа - дух в православном понимании» (2004). В 2006 г. в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета впервые увидел свет перевод книги «Добротолюбие» и православная духовность» . Желающим ближе познакомиться с биографией о. Плакиды рекомендуем обратиться к приложению в этой книге - автобиографической заметке «Этапы духовного странствия». (Прим. пер.)
Пипин III Короткий (лат. Pippinus Brevis, 714–768) - французский король (751–768), основатель династии Каролингов. Сын Карла Мартела и потомственный майордом, Пипин сверг последнего короля из династии Меровингов и добился своего избрания на королевский престол, получив санкцию Римского папы. (Прим. пер.)
Святой Феодосий I Великий (ок. 346–395) - римский император с 379 г. Память - 17 января. Сын полководца, родом из Испании. После гибели императора Валента провозглашен императором Грацианом его соправителем в восточной части империи. При нем христианство окончательно стало господствующей религией, а государственный языческий культ запрещен (392). (Прим. пер.)
Романией называли свою империю те, кого мы именуем «византийцами».
См. особенно: Дворник Франтишек. Фотиева схизма: История и легенды. (Колл. «Unam Sanctam». № 19). Париж, 1950; Он же. Византия и римский примат. (Колл. «Unam Sanctam». № 49). Париж, 1964. С. 93–110.
Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
У нас разные кресты
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Католическая и православная церковь — это две ветки одного дерева христианства, несмотря на то, что они имеют догматические формальные и практические литургические различия. Помимо них особенно заметно проходят протестантские конфессии, несогласные с излишним накоплением обрядов и форм в христианской приходской жизни.
Догматические различия
- Католическая церковь положительно относится к догмату непогрешимости Папы Римского, в то время как православная церковь не признает святости иерархов при жизни и руководствуется отношением к безошибочности решений Вселенских Соборов Церкви.
- Католики признают догмат о непорочном зачатии не только Иисуса Христа, но и Девы Марии, что отвергает причастность её родителей к Адамовому первородному греху.
- Православная церковь подтверждает принцип сошествия благодати Духа Святого исключительно от Отца, в то время как католики признают верность его сошествия от Отца и Сына (доктрина «филиокве»).
- Православные признают учение «о мытарствах души» после смерти, а католицизм — веру в «чистилище», в которое попадают души перед совершением перераспределения их в ад или в рай. Данте изобразил чистилище в виде лесистой горы, где бродят «неприкаянные» души после смерти.
- Православие не приняло в прошлом учение католической церкви об «индульгенциях», которые выдавались в виде документов в знак искупления грехов.
- Полностью и категорически отвергает католическое учение о «сверхдолжных заслугах святых», в соответствии с которым святые якобы превосходят других людей благодаря своему уникальному и отличному от мирского общества способу жизни.
Таинства церкви
Таинство брака у католиков совершается на всю жизнь, и развод получить практически невозможно. У православных супружеская измена считается достаточным поводом для признания брака недействительным с возможностью заключения повторного супружеского союза для невиновной стороны. Очень часто неурядицы в семейной жизни возникают в связи с бытовыми проблемами и материальными искушениями плоти телесной. Поэтому корабль брака может потерпеть крушение в шторме жизненных рутинных проблем.
- Таинство миропомазания у католиков совершается по достижению определенного сознательного возраста. Напротив, у православных очень часто оно совершается под конец вечерних богослужений, когда люди подходят к священнику за благословением.
- Причащения в католических церквях происходит только «телом Христовым» («хлебом жизни»), а в православных церквях люди приступают к причастию «тела и крови Христовой».
- Таинство крещения у католиков и православных совершается при условии присутствия свидетелей (крестного отца и матери) и в любом возрасте (чаще всего — в младенчестве).
- Тайна исповеди у православных — важный этап подготовки к причащению и к таинству брака. Без исповеди к причастию допускают только маленьких детей. У католиков исповедь и причастие не настолько строго связаны. Поэтому верующие исповедаются в специальной сооруженной кабинке, где священник и мирянин не имеют возможности соприкасаться взглядами, общаясь сквозь решетчатое окошко.
Предлагаем к просмотру весьма интересное видео на нашу тему:
Календарь и праздники
Отличие в календарных праздниках между католиками и православными существенно: первые в богослужебной практике руководствуются Грегорианским, а другие — Юлианским календарем. Разница между ними — 2 недели, поэтому даже даты Рождества у католиков и православных христиан не совпадают (25 декабря и 7 января). Также православные руководствуются особыми «пасхалиями» (расчетами даты Пасхи), поэтому в обоих календарях даты этого праздника очень редко совпадают.
Что касается других праздников, католики, например, чтят день Сердца Иисусова, День Непорочного Зачатия Девы Марии, Тела Иисусова, которые не приняты в обрядовой практике православной церкви. Кстати, очень часто католики изображают иконы Христа с вынутым из тела полыхающим сердцем.
Обрядовая практика
- Католики крестятся правой рукой слева направо, а православные — справа налево.
- В воскресенье православные не совершают коленопреклонения, а католики совершают.
- Католики совершают обряд крещения путем окропления, а православные — путем погружения.
- Причащение у православных производится с младенческого возраста, а у католиков — после достижение 7-ми лет.
- Православные причащают детей до 7-ми лет без исповеди.
- У православных священники могут жениться, а католическое духовенство даёт перед принятием сана обет безбрачия.
- Высшие иерархи у католиков и православных (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи) принимают обет безбрачия.
И в зависимости от многовекового использования священных формул в повседневной литургической практике, православие и католицизм имеют разные взгляды на совершение таинств и отношение к иерархической структуре.