Общественно-политические взгляды мюнцера. Политико-правовое учение мартина лютера Политические и правовые взгляды Томаса Мюнцера
Общественно-политические взгляды Мюнцера.
В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в "Пражском воззвании" он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти".
Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.
В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.
Главная идея Мюнцера - о необходимости революционной передачи власти простому народу, основывалась на его убежденности в том, что лишь обездоленный люд лишен эгоистических целей и может стремиться к "общей пользе". Мюнцер порицал лютеровский идеал светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов "гражданское единство" между конфликтующими слоями общества. Мюнцер утверждал, что социальные верхи, узурпировавшие государственную власть, распоряжаются ею не ради поддержания гражданского единства, а для удовлетворения своих корыстных целей. По Мюнцеру, можно законно воспользоваться мечом для того, чтобы сбросить "безбожников с трона правления" и выдвинуть на их место простых людей. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Им было отчетливо сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самим народом.
Томас Мюнцер
Мюнцер (Мunzer), Томас (ок. 1490-1525) - идеолог народного течения в немецкой Реформации , предводитель крестьян и городского плебса в Крестьянской войне 1524-1526. Родился в Штольберге (Гарц). Биография Мюнцера до 1517 г. окружена легендами. Он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиционное отношение к католической церкви. Почти до конца 1520 г. Мюнцер считал себя сторонником Мартина Лютера, но в том же году, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, он показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на городскую бедноту и широкие массы крестьянства.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 245.
Мюнцер Томас (ок. 1490-1525) - церковный проповедник, один из вождей Крестьянской войны в Германии (1525), идеолог радикального крестьянско-плебейского крыла Реформации. В противоположность умеренному реформатору Лютеру, Мюнцер решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации Мюнцер видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты. Мировоззрение Мюнцера, сложившееся под влиянием средневековой крестьянско-плебейской ереси и мистики, было пантеистическим (Пантеизм). Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму. Идеалы Мюнцера выходили далеко за пределы интересов крестьянско-плебейской массы и, по словам Энгельса, предвосхищали условия «освобождения едва начинавших тогда развиваться... пролетарских элементов...» (Т. 7. С. 371).
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 274.
Мюнцер (Müntzer, Münzer) Томас (ок. 1490, Штольберг, Гарц, - 27. 5. 1525, близ Мюльхаузена, Тюрингия), немецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации, один из гл. вождей восставшего крестьянства и гор. плебейства в Крестьянской войне 1524-1526 годов в Германии. М. принадлежал к числу образованнейших людей своего времени, имел степень доктора богословия, был хорошо знаком с античной и совр. ему гуманистич. литературой. В 1513, будучи священником в г. Галле, основал тайный союз против магдебургского архиепископа, по существу направленный против католич. церкви. Первоначально считал себя сторонником М. Лютера; в Реформации видел черты социального и политич. переворота, направл. на установление «царства божьего» на земле как строя социальной справедливости. Учение М. было своего рода пропагандой революц. переворота, призывом к антифеод, народной революции, но, как и все революц. антифеод, учения средневековья, было облечено в религиозную форму. Ф. Энгельс писал о М. как о славном предводителе крестьянского восстания, к-рый был настоящим демократом насколько это было возможно в то время. Именно Ф. Энгельс, разоблачая фальсификацию реакц. буржуазных историков, в работе «Крестьянская война в Германии» показал М. как революц. вождя, дал глубокий анализ его деятельности, отметил выдающееся значение в истории нем. народа. События самого героич. этапа Крестьянской войны - восстание в Тюрингии (апр. - май 1525) - развернулись, по словам Ф. Энгельса, вокруг величественной фигуры М. и под его непосредственным предводительством (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 7, с. 356). Поселившись в конце февраля (или нач. марта) 1525 в г. Мюльхаузен, М. после происшедшего там революц. переворота фактически стал во главе новой власти в городе. В Мюльхаузене был проведён ряд демократич. преобразований. Но гл. значение деятельности М. в Тюрингии состояло в том, что он стремился создать здесь центр общегерм. восстания. Отсюда он направлял свои послания к крестьянам, горнорабочим и городской бедноте, призывая их к объединению для общей борьбы. Однако попытки М. объединить раздробленное движение потерпели неудачу. Против М. были направлены объединённые войска князей под руководством ландграфа Филиппа Гессенского. М. собрал свои боевые силы (ок. 8 тыс. чел.) у г. Франкснхаузен. Произошло решающее сражение. Отряд М., окружённый вражескими войсками, вероломно нарушившими перемирие, был разбит в неравном бою (15 мая 1525); раненный в голову М. попал в руки князей и после мучительных пыток казнён (27 мая 1525).
Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5: Линия адаптивной радиосвязи – Объектовая ПВО. 688 с., 1978.
Мюнцер (Munzer, Muntzer) Томас (ок 1490-1525) - идеолог народной немецкой Реформации, предводитель Крестьянской войны в Германии в 1524-1525 годы. С самого начала своей священнической деятельности критически относился к католической церкви, позже примкнул к сторонникам Лютера. В 1520 году порывает с умеренной позицией Лютера и сближается с позицией революционного крестьян и городского плебса, стремясь выразить их идеологию в религиозно-мистической форме. Он пытается найти обоснование своих взглядов в идеях Иоахима Флорского, а также немецких мистиков Экхарта, Таулера, подчеркивавших деятельную природу человека. Большое влияние на Мюнцера оказало учение чешских таборитов, в особенности их идея роли «ревнителей дела бога» в свержении мирового зла. Хотя Мюнцер формулирует свои идеи в традиционных пантеистических категориях, они служат ему для выражения призыва к преобразованию земного мира в общих интересах, совпадающих в конечном счете с замыслом бога. Энгельс характеризовал социально-политическую программу Мюнцера как «близкую к коммунизму», как «гениальное предвосхищение условий освобождения едва начинавших тогда развиваться среди этих плебеев пролетарских элементов». Мюнцер развивает традицию мистиков, выступавших против церковной ортодоксии, самоуверенных «фарисеев, епископов и книжников», и противопоставлявших им непосредственную «веру сердца». Он решительно отвергает «мертвую букву» церковного учения, исказившего божественный разум и погрязшего в человеческих мирских пороках. Чтобы обрести подлинную истину, человек должен порвать со своей греховной природой, почувствовать в себе дух Христа и от «безбожной мудрости» обратиться к высшей божественной мудрости, бескорыстной и возвышенной. Фундаментом для такого «обновленного разума» не может быть ни учение церкви, ни проповеди «лицемерных попов», а только «основа души», которая способна познать бога таким, каков он есть. Человеческий разум должен быть подчинен вере. По Мюнцеру, условием прорыва к «обновленному» разуму служит укрепление религиозной веры, обретаемой в процессе общения с богом и противопоставляемой вере «книжной», «пергаментной». Такое общение означает сближение человеческой и божественной воли, когда человек становится как бы составной частью божественного промысла, мыслит и действует в соответствии с божественным предначертанием. Убежденность в этом позволяет ему оспаривать любой авторитет, даже церковные интерпретации Библии и положения священного предания Таким образом, подчинение человеческого разума божественной воле - не унижение разума, а, напротив, его преобразование посредством «истинной веры», раскрытие «совершенного разума» в человеке. Для Мюнцера «божественная истина» выступает, по существу, как человеческая и земная в высшем понимании, а приписывание человеческому разуму статуса божественности означает отстаивание его суверенности и независимости от «книжного», официального, «безбожного» (в понимании Мюнцера) разума. Высшим критерием объявляется святой дух, действующий в человеческой душе, этот «чистейший и непосредственнейший источник истины для человека» (т. е. в конечном счете собственное понимание человека). Бескомпромиссно и страстно проведенная вера приводит Мюнцера к принципам иррелигиозного мышления, к оправданию суверенности именно человеческого разума. «Его теолого-философские доктрины,- писал о М. Ф. Энгельс, - были направлены против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще. В христианской форме он проповедовал пантеизм... местами соприкасающийся даже с атеизмом. Он отказывался рассматривать библию как единственный и безупречный источник откровения Настоящее и живое откровение, по его мнению, есть разум...» (Соч. Т. 7 С. 370).
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина . М., 1990, с. 168-169.
Мюнцер (Münzer) Томас (около 1490, Штольберг, Гарц – казнен 27 мая 1525) – идеолог и руководитель народной Реформации в Германии, предводитель крестьян и городской бедноты в Крестьянской войне (1524–25). Проявил себя сначала сторонником М.Лютера, затем в Цвиккауских проповедях (1520) занял особую позицию в антикатолицизме, порвав с лютеранством. Нравственным мотивом его богословской и политической деятельности было сочувствие «позору и бедствиям своего народа» и ненависть к его угнетателям – светским и духовным властителям, которых он считал развратителями мира, врагами божественного порядка. Под непосредственным руководством Мюнцера разыгрались самые серьезные события Крестьянской войны – восстания в Тюрингии. Потерпев поражение под Франкенхаузеном, Мюнцер попал в плен, подвергся жестоким пыткам и был казнен.
Идейную основу для народного движения Мюнцер черпал из мистических учений средневековья, прежде всего Иоахима Флорского. Восприняв от гуситов религиозный пафос борьбы с мировым злом, он в «Пражском манифесте» (1523) изложил на трех языках свое толкование Реформации в духе революционной традиции таборитов.
Религиозно-философские взгляды Мюнцера, окончательно сформировавшиеся в 1522–24, прямо ориентированы на социально-политическую, революционную деятельность. Они изложены в главных его произведениях 1524: «Hochverursachte Schutzrede und Antwort» («Вынужденная защитительная речь»), «Ausgedrückte Entblössung des falschen Glaubens» («Разоблачение ложной веры»), Protestation oder Entbietung» («Протест или призыв»), «Die Fürstenpredigt» («Проповедь перед князьями»). Их главный пафос – преодоление средневеково-схоластического разума и обретение свободного, самостоятельного разума, способного к постижению высшей истины и действенному претворению ее в земной жизни. Ибо, как считал он, веками приученный в католицизме к услужению теологии, философский разум и в протестантизме оставался сервильным, нетвердым в суждениях, путающимся и греховным. Лютер только оттеснил этот разум от веры, но не преобразовал, как не реформировал и схоластическую философию. Лютеранские теологи продолжали пользоваться тем же схоластическим разумом, за связь с которым они клеймили католическое богословие. Мюнцер стремился глубже укоренить и воспламенить религиозное чувствование в сердце христианина, возвысить веру до совершенной уверенности, до знания, до разумного понимания. Переход от протестантизма к «новому разуму» он видел на пути сосредоточения веры, очищения ее вплоть до полного подавления всей той прежней рассудочности и «разумности», которая продолжала раболепно оправдывать существующие порядки или примиряться с ними. Так, говорил Мюнцер, по недостатку «натиска» веры, из-за недостаточного неистовства и «безумства» ее лютеранство смирилось с безбожным «человеческим» порядком на земле. Обозначился дуализм жизни духовной и светской. Он, напротив, требовал единого принципа для обеих сфер – для жизни земной и жизни небесной: всю свою жизнь христианин должен определять только открывающейся ему волей Божьей, т.е. высшей справедливостью, и не склоняться перед произволом и безбожием светских правителей. Законы царства Божия следует обратить в государственные постановления, равенство людей перед Богом – в равенство на земле. Преисполненный верою, подлинность которой испытывается «как золото в огне», христианин приходит к твердому убеждению, что в нем, ревнителе дела Божьего, действует начало истинное и универсальное и что представлявшееся в его поступках «безумием» с точки зрения того прежнего робкого и неуверенного ума, от которого он теперь отрешился, есть, напротив, проявление подлинного божественно-возвышенного разума.
Он различает два разума. Один – разум «безбожников», собственно конечный человеческий рассудок, порочный, низменный, служащий «нашей разбойничьей природе», человеческому своекорыстию и эгоизму; другой – разум всеобщий, божественный, он не служит ничьему частному интересу, а направлен только к всеобщей цели. Истинное откровение, которое несет в себе вера, и есть этот высший разум. Рожденный в «истинной вере», обновленный разум уже не слуга, а дитя ее. Сакральный в своем происхождении, он не нуждается ни в каком внешнем авторитете. Тем самым Мюнцер исходит из представления о священстве человеческого разума, воодушевлявшего многих мыслителей Нового времени – философов 17 и просветителей 18 в. Мистика у Мюнцера заключает в себе демистифицирующий, рациональный смысл: через максимализм веры она ведет к достоверному и прочному знанию.
В.В.Лазарев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 634-635.
Самым ярким выразителем народного понимания реформации выступил крупнейший деятель крестьянско-плебейского лагеря эпохи Реформации и Великой крестьянской войны - Томас Мюнцер.
Мюнцер родился в 90-х годах XV века в одном из центров горной промышленности Германии - в Гарце, в городе Штольберге. Он достиг высокой для того времени образованности и был знаком с античной и гуманистической литературой. Однако узкий характер гуманистического движения и особенно склонность немецких гуманистов к абстрактной созерцательности оставались чуждыми активной натуре Мюнцера. Ещё более чуждым было Мюнцеру презрительное и равнодушное отношение гуманистов к нуждам народных масс. Мюнцер избрал для себя деятельность священника, которая в условиях того времени давала ему возможность постоянного общения с народными массами. Но его религиозная философия была далека от официальной церковной теологии. Свободно обращаясь с текстами «священного писания», он трактовал их в антицерковном духе. Основанный Мюнцером в 1513 году в Галле тайный союз против магдебургского архиепископа направлен был против римской церкви вообще.
Поддерживая в первые годы реформационного движения начатую Лютером борьбу против католической церкви, Мюнцер выступал уже тогда со своим особым толкованием характера и целей этой борьбы. В 1520-1521 годы, участвуя в общей с последователями Лютера борьбе против монахов францисканского ордена в саксонском городе Цвиккау, Мюнцер выступал против ряда положений Лютера и выдвигал вместе с тем основные принципы своего собственного учения. Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости пассивного смирения в светских делах. Имея в виду Лютера и его сторонников, он резко выступал в Цвиккау против «книжников», которые видят сущность нового учения только в «букве», только в формальном провозглашении авторитета «священного писания», и оставляют нетронутым существующее в мире зло - ограбление народа господами, богачами и князьями. Призывая народные массы к устранению зла - к свержению безбожных князей и уничтожению своих угнетателей, Мюнцер указывал, что в этом заключается основная задача нового, реформационного движения. Он резко выступал против представления о «милосердном» боге, стоящем над миром и требующем от людей смирения и подчинения существующему насилию. Согласно пантеистическим воззрениям Мюнцера, нет бога вне нас самих, вне земного мира. Божеству Мюнцер придавал социальное значение. В понятие бога он вкладывал идею подчинения индивидуальных интересов общественным. Ссылки Мюнцера на авторитет «слова божьего» и «священного писания» служили ему аргументом в его пропаганде революционного социального переворота.
В то время, пишет Энгельс, «...все выраженные в общей форме нападки на феодализм и, прежде всего нападки на церковь, все революционные - социальные и политические - доктрины должны были по преимуществу представлять из себя одновременно и богословские ереси» *. По существу Мюнцер имел в виду в своих проповедях только судьбы людей в земной жизни. Он сам разъясняет, что, говоря о «небе» и «небесном», он имеет в виду только очищенную от зла земную жизнь. Выступая против лютеровского понимания «слова божьего», Мюнцер утверждал, что под ним следует понимать слово «живое», «откровение бога» в человеческом разуме. В такой трактовке человеческий разум по существу занимает место бога. По мнению Энгельса, для Мюнцера «вера является не чем иным, как пробуждением разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники». Энгельс поэтому заключает, что «религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму». **
Примечания
Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 361.
Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 371.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 170-172.
Социально-политическое учение и революционная деятельность Томаса Мюнцера
Между тем волна народного движения продолжала нарастать, и на фоне его выделялась яркая фигура Томаса Мюнцера. Он разоблачал Лютера как княжеского подхалима и лизоблюда. Мюнцер утверждал, что только князья и другие угнетатели народа заинтересованы в лютеровской проповеди смирения и покорности в светских делах.
Порвав окончательно в конце 1521 года с Лютером, Мюнцер вскоре обратился к учению, которое было связано с активной борьбой народных масс, - к революционным традициям чешских таборитов. Летом 1521 года Мюнцер отправился в Чехию, считая, что отсюда должно распространиться новое, революционное понимание реформации. В обращении к чехам, опубликованном Мюнцером в Праге, содержался призыв к истреблению угнетателей народа и говорилось, что действия, начатые в Чехии, явятся сигналом для других стран. Объявив себя продолжателем таборитов, Мюнцер в своей пропаганде реформации призывал к крестьянскому восстанию.
Вернувшись в Германию, Мюнцер поселился в Тюрингии. Однако он вынужден был часто менять местожительство из-за постоянных преследований со стороны местных властей. Его призывы к борьбе, распространявшиеся устно и печатно по разным землям Средней и Юго-Западной Германии, привлекали огромные массы крестьян и городского плебса. Вокруг Мюнцера всюду возникали группы его учеников и ближайших сторонников, главным образом из среды существовавших тогда народных сект, особенно секты анабаптистов *. В обстановке бурного подъёма народного движения анабаптисты вместо своей прежней пропаганды «внутреннего совершенства» и пассивного ожидания переворота, который будет совершён богом, развернули широкую деятельность по распространению идей Мюнцера.
Социальные и политические идеи Томаса Мюнцера выходили далеко за рамки непосредственных интересов и представлений крестьян и плебса того времени. По словам Энгельса, Мюнцер имел в виду в будущем «...общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» **. Совершенно очевидно, что в XVI в. не было предпосылок для сколько-нибудь правильного и научного представления о будущем обществе. Представления Мюнцера о ближайших задачах борьбы были обусловлены его временем и оставались в рамках уравнительства; мечты же его об идеальном строе могли быть только «предвосхищением фантазией», по выражению Энгельса, отдалённого будущего. Они были лишены каких-либо конкретных очертаний и к тому же облечены в мистическую форму. Однако в обстановке подымавшейся волны антифеодальной революции получило весьма важное значение то, что в пропаганде Мюнцера общество будущею рассматривалось только как результат революционной борьбы народа против его угнетателей. Мюнцер утверждал, что первоочерёдная задача заключается в освобождении народа от гнёта эксплуататоров и в удовлетворении его повседневных нужд.
Туманно представлявшийся Мюнцеру идеал, будущего общества не отвлекал его от вопросов антифеодальной борьбы. Наоборот, Мюнцер постоянно имел в виду борьбу крестьянских масс за их повседневные нужды. Свои резкие выступления против частной собственности Мюнцер направлял против собственности богатых владельцев, являвшейся источником угнетения народа. Мелкокрестьянскую же собственность он включал в понятие «общности имущества» и считал борьбу за неё необходимой и справедливой. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств феодалов. «Обрати внимание на то, - писал Мюнцер, - что основа всякого ростовщичества, воровства и грабежа - это наши господа и князья. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в воздухе, всякая растительность на земле - всё должно принадлежать им. Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и говорят: бог заповедал: не укради; к ним же самим, это не относится, хотя они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого».
Мюнцер мечтал об обществе, в котором не будет никакой эксплуатации и никакого классового господства. По существу же он призывал к свержению феодального строя и всей политической системы, которая служила этому строю в Германии. «Вся власть, - писал и говорил Мюнцер неоднократно, - должна быть отдана простому народу». Во время своих странствований по германским землям до начала Крестьянской войны и во время самой войны Мюнцер всюду создавал народные союзы, которые должны были руководить борьбой масс, а затем устанавливать новый порядок. Лозунг Мюнцера о необходимости перехода власти к народу был тесно связан с его призывами к свержению князей и к уничтожению дворянских замков и монастырей.
Стремление Мюнцера придать антифеодальной борьбе народных масс политическую направленность было в то же время стремлением к революционному установлению государственного единства Германии. Германия, заявлял Мюнцер, должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая княжескими гнёздами, она представляет собой «разбойничий очаг».
Примечания
* Анабаптисты («перекрещенцы») - секта, требовавшая, чтобы крещение принималось в зрелом возрасте. Под этой религиозной оболочкой различные течения анабаптистов развивали свои учения, представлявшие по существу социальный протест против феодального строя.
** Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 371.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 173-174.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:
Politische Schriften. Manifeste. Briefe. Leipzig, 1973.
Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gütersloh, 1968.
Литература:
Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937;
Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343–437;
Смиpин M. M. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. Изд. 2-е. М., 1955. Библиогр.: с. 558-563;
Штекли А.Э. Т.Мюнцер. М., 1961;
Штекли А. Томас Мюниер. М., 1961. Библиогр.: с. 316-318;
Elligor W. Thomas Müntzer. Göttingen, 1975;
Steinmetz M. Das Müntzerbild von Martin Luther bis Friedrich Engels. B., 1971;
Bensing M. Thomas Müntzer. Leipzig, 1966.
Bloch Ε. Т.Münzer als Theologe der Revolution. В., 1960.
Реформация, которая возникла как широкое социальное движение, была чрезвычайно противоречивым явлением. С одной стороны, это движение представляли зажиточные слои, которые имели целью обогатиться за счет конфискации церковного имущества, а с другой - он объединил широкую крестьянско-плебейську массу, которая стремилась переустройство мира на началах социальной справедливости. Все это породило многообразие политических программ и представлений о государстве и праве. На этом фоне идеологи Реформации сумели найти общие идеи, которые послужили теоретическим основанием этого движения и превратили в самостоятельное направление мировой политико-правовой мысли.
Мартин Лютер (1483-1546)
Один из выдающихся идеологов Реформации в Германии, профессор богословия Виттенбергского университета. Он вошел в историю как основатель немецкого протестантизма. В октябре 1517 года на дверях виттенбергской замковой церкви. Лютер вывесил 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства и католического духовенства. Эти тезисы положили начало лютеранству - новому религиозному учению, которое отрицало основные догматы католицизма. Свои идеи мыслитель изложил в трудах "К христианскому дворянству немецкой нации", "О свободе христианства", "О светской власти", "О рабскую волю".
М. Лютер имел немалое влияние на формирование западноевропейской модели государства. Он сформулировал важный правовой принцип - идею равенства, равного достоинства людей. Хотя этот принцип распространялся только на христиан, он сыграл важную роль в становлении идейно-теоретического потенциала Нового времени. Еще одной составляющей богословского учения Лютера стала доктрина оправдания верой. Отношение к Богу каждый индивид выстраивает согласно голосу своей совести, на которую не имеет права посягать ни церковная, ни светская власть. Из этой доктрины возникает необходимость реформирования церкви. Причем он четко разграничивал сферы влияния церкви и государства. Духовная власть должна осуществляться под руководством Слова Божия, а светская - через монарха, князей, королей с помощью меча и гражданских законов. Эти разновидности власти не подчиняются друг другу, а только Богу.
Мыслитель считал, что государство создано для решения тех задач, которые не решает церковь как социальный институт. Задачей светской власти является принудительное применение "внешней" справедливости, надзор за соблюдением норм законов. Учитывая это, государство должно быть самостоятельным по отношению к церкви, во всех светских делах церковные деятели должны подчиняться правителю. С точки зрения М. Лютера, правитель должен быть слугой Бога, а не управляющим народа. Государственная власть - не преимущество, а обязанность перед Богом. Власть Божьей службой лишь тогда, когда правитель не руководствуется собственными интересами. М. Лютер разработал требования к государственной деятельности, причем исходным положением стало понимание власти как ремесла. Он критически относился к праву, поскольку в те времена оно основывалось на принципе неравенства: для мирян и священнослужителей существовали разные системы права. Критикуя каноническое право, Лютер предпочитал светским праву и законам.
Политико-правовой аспект лютеранства был полезным в практике государственного строительства и правотворчества Нового времени. Идеи равенства людей, свободы совести, независимости личности от государства, доступности закона были развиты в доктринах деятелей эпохи Просвещения.
Томас Мюнцер (ок. 1490-1525)
Идеолог Реформации, священник и революционный деятель. В 1520-1521 гг. он выступил с направленным против католической церкви радикальным учением о характере и задачи Реформации. В революционной деятельности Т. Мюнцер опирался на бедные слои населения. Свои политические взгляды он изложил в "Пражском манифесте", который опубликовал в Чехии. Его социальные и политико-правовые идеи нашли отражение в трудах "12 статей" и "Статейне письмо", где он нарушил проблемы изменения общественного устройства: необходимость выборности должностей, отмены крепостного права, налаживание деятельности судебных учреждений и управлений. По мнению Т. Мюнцера, власть должна перейти в руки народа и быть направленной на общую пользу.
Своими идеями о реформационное движение и открытую бескомпромиссную борьбу против ієрархізованих порядков, социального неравенства, засилья церкви Т. Мюнцер утверждал необходимость "сбрасывать безбожников с трона", а на их место выбирать людей "низших, простых". Такие меры, по его мнению, вполне законные, даже при условии применения "меч". Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к реакционным методам, поскольку будет защищать власть общественного целого от эгоистических социальных групп. Следовательно, народ будет источником и субъектом политической власти.
Во взглядах Т. Мюнцера прослеживаются зачатки республиканских идей" определение направлений государственной политики и контроля за ее осуществлением со стороны народа. Именно в этом проявился демократизм его программы.
Жан Кальвин (1509-1564)
Один из ведущих деятелей и идеологов Реформации. Под влиянием М. Лютера он склонялся к протестантизму, отрекся от католической церкви. Трудом "Наставление в христианской вере" Ж. Кальвин положил начало новому вероучению - кальвинизма.
Рассматривая вопрос о гражданском правления, Же. Кальвин придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Государство, по его мнению, служит развитию общественной жизни, но высшая ее цель заключается в утверждении нравственного порядка и в защите христианской религии. Церковь должна быть свободной от государственного контроля, но требует со стороны государства поддержки.
Же. Кальвин считал, что любая форма правления является одинаково законной и способной выполнять обязательства перед Богом. В то же время он указывал на преимущества аристократической республики, где должности является вибірними, плюралистическое (коллегиальное) правления ограничивает того, кто стремится к господству над всеми. Испытывая эту концепцию на практике, Кальвин сформулировал идею слепого повиновения государственной власти, которая, в свою очередь, руководствуется установленными Богом законами. Право сопротивления правителю-тирану он признавал за органами власти, церковью, представительными учреждениями. Это право реализуется тогда, когда исчерпаны все легальные средства воздействия на правителя.
Идеологи и деятели Реформации оказали определяющее влияние на процесс разрушения средневековых феодально-церковных порядков. В то же время существенным завоеванием государственно-правовой мысли тех времен стал вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак демократически организованного общества.
Крестьянин, выступающий с речью. Титульный лист брошюры «Проповедь вердтского крестьянина о свободной воле человека». 1524 г.
Между тем волна народного движения продолжала нарастать, и на фоне его выделялась яркая фигура Томаса Мюнцера.
Он разоблачал как княжеского подхалима и лизоблюда.
Мюнцер утверждал, что только князья и другие угнетатели народа заинтересованы в проповеди смирения и покорности в светских делах.
Порвав окончательно в конце 1521 г. с , Мюнцер вскоре обратился к учению, которое было связано с активной борьбой народных масс,- к революционным традициям чешских таборитов.
Летом 1521 г. Мюнцер отправился в Чехию, считая, что отсюда должно распространиться новое, революционное понимание реформации.
Объявив себя продолжателем таборитов, в своей пропаганде реформации призывал к крестьянскому восстанию.
Вернувшись в Германию, Мюнцер поселился в Тюрингии. Однако он вынужден был часто менять местожительство из-за постоянных преследований со стороны местных властей. Его призывы к борьбе, распространявшиеся устно и пе-чатно по разным землям Средней и Юго-Западной Германии, привлекали огромные массы крестьян и городского плебса.
Вокруг Мюнцера всюду возникали группы его учеников и ближайших сторонников, главным образом из среды существовавших тогда народных сект, особенно секты анабаптистов.
В обстановке бурного подъёма народного движения анабаптисты вместо своей прежней пропаганды «внутреннего совершенства» и пассивного ожидания переворота, который будет совершён богом, развернули широкую деятельность по распространению идей Мюнцера.
Социальные и политические идеи Томаса Мюнцера выходили далеко за рамки непосредственных интересов и представлений крестьян и плебса того времени.
По словам Энгельса, Мюнцер имел в виду в будущем «...общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти».
Совершенно очевидно, что в XVI в. не было предпосылок для сколько-нибудь правильного и научного представления о будущем обществе.
Представления Мюнцера о ближайших задачах борьбы были обусловлены его временем в оставались в рамках уравнительства; мечты же его об идеальном строе могли быть только «предвосхищением фантазией», по выражению Энгельса отдалённого будущего.
Они были лишены каких-либо конкретных очертаний и к тому же облечены в мистическую форму. Однако в обстановке подымавшейся волны антифеодальной революции получило весьма важное значение то, что в пропаганде Мюнцера общество будущего рассматривалось только как результат революционной борьбы народа против его угнетателей.
Мюнцер утверждал, что первоочерёдная задача заключается в освобождении народа от гнёта эксплуататоров и в удовлетворении его повседневных нужд.
Туманно представлявшийся Мюнцеру идеал будущего общества не отвлекал его от вопросов антифеодальной борьбы. Наоборот, Мюнцер постоянно имел в виду борьбу крестьянских масс за их повседневные нужды.
Свои резкие выступления против частной собственности направлял против собственности богатых владельцев, являвшейся источником угнетения народа.
Мелкокрестьянскую же собственность он включал в понятие «общности имущества» и считал борьбу за неё необходимой и справедливой. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств феодалов.
«Обрати внимание на то,- писал Мюнцер,-что основа всякого ростовщичества, воровства и грабежа - это наши господа и князья. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в воздухе, всякая растительность на земле - всё должно принадлежать им.
Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и говорят: бог заповедал: не укради; к ним же самим это не относится, хотя они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого».
Мюнцер мечтал об обществе, в котором не будет никакой эксплуатации и никакого классового, господства.
По существу же он призывал к свержению феодального строя и всей политической системы, которая служила этому строю в Германии.
«Вся власть,- писал и говорил Мюнцер неоднократно,- должна быть отдана простому народу».
Во время своих странствований по германским землям до начала Крестьянской войны и во время самой войны Мюнцер всюду создавал народные союзы, которые должны были руководить борьбой масс, а затем устанавливать новый порядок.
Лозунг о необходимости перехода власти к народу был тесно связан с его призывами к свержению князей и к уничтожению дворянских замков и монастырей.
Стремление Мюнцера придать антифеодальной борьбе народных масс политическую направленность было в то же время стремлением к революционному установлению государственного единства Германии.
Германия, заявлял Мюнцер, должна перестать быть княжеской и дворянской, потому что, покрытая княжескими гнёздами, она представляет собой «разбойничий очаг».
Общественно-политические взгляды Мюнцера.
В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в "Пражском воззвании" он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. "Под царством божьим, - писал Энгельс, - Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти".
Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов Германии как трагичную и гибельную для любого политического вождя попытку осуществить идеи, для реализации которых нет общественно-исторических условий.
В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии - дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.
Главная идея Мюнцера - о необходимости революционной передачи власти простому народу, основывалась на его убежденности в том, что лишь обездоленный люд лишен эгоистических целей и может стремиться к "общей пользе". Мюнцер порицал лютеровский идеал светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов "гражданское единство" между конфликтующими слоями общества. Мюнцер утверждал, что социальные верхи, узурпировавшие государственную власть, распоряжаются ею не ради поддержания гражданского единства, а для удовлетворения своих корыстных целей. По Мюнцеру, можно законно воспользоваться мечом для того, чтобы сбросить "безбожников с трона правления" и выдвинуть на их место простых людей. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Им было отчетливо сформулировано требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самим народом.