Святая равноапостольная мария магдалина. Мария магдалина - интересные факты Как умерла Мария Магдалина
Святая Мария Магдалина стала первым человеком, возвестившим миру о воскресшем Христе. Она — образ истинной преданности Господу, живой веры и душевной чистоты. Память святой равноапостольной Марии празднуется 4 августа.
Мария Магдалина была из Галилеи, из города Магдала — отсюда и ее прозвище. Она была молода и красива. Из Евангелия мы узнаем, что Господь изгнал из нее семь бесов, от которых она страдала, по всей видимости, с детства. Она, услышав о Христе, пришла к Нему в своем недуге и, исцелившись, последовала за Ним, потому что имела благодарное и чистое сердце. Она была с Господом не только в Его славе, но и в страданиях — Мария Магдалина верно шла за Ним до Голгофы, рыдала у Креста и первая пришла ко Гробу спустя субботу.
«Мария стояла у гроба и плакала», — читаем мы в Евангелии от Иоанна в предпоследней главе. Она просто плакала. Не в силах пережить свое горе, она рыдала, слабая и беззащитная, хрупкая женщина. Она не испугалась, увидев явившихся ей Ангелов — несчастье так ослепило ее, что она уже не рассуждала. На вопрос Ангелов, почему она плачет, Мария как-то по-детски, наивно и трогательно жалуется, что «унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 13). Не узнала она и Самого Иисуса Христа. Слезы застили ей глаза. Она просит Его, думая, что это садовник: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус зовет ее по имени, и она узнает Его… Можем ли мы представить, что творилось в тот момент в сердце Марии? Какая радость озарила ее душу, опаленную невыносимым горем! Пасхальная радость. Она поспешила к ученикам, томящимся в смятении и неведении, и впервые возвестила благую весть: «Христос Воскрес! Я видела Христа».
Мария Магдалина после Вознесения Господа Иисуса Христа продолжила служение Ему, помогая Апостолам. По преданию, святая бесстрашно благовествовала в Риме. Там она явилась императору Тиберию, известному своим жестокосердием, и преподнесла ему в дар яйцо. Мария рассказала ему о Христе: Его учении, жизни, страданиях и смерти — о том, как Спаситель воплотился, пострадал за нас и воскрес. Но император лишь рассмеялся и сказал, что никто не может воскреснуть из мертвых, в это поверить так же трудно, как в то, что яйцо может стать красным. В миг, по Божьему промыслу, яйцо окрасилось в багровый цвет, напоминая о Крови Христовой, которой искуплен человеческий род. Считается, что с тех пор появилась традиция дарить друг другу в Пасху крашенные яйца, символизирующие жизнь таинственную и пробуждающуюся, веру в грядущее Воскресение.
Затем Мария Магдалина отправилась в Ефес, где помогала Апостолу и Евангелисту Иоанну. По преданию, здесь же она преставилась и была погребена. При императоре Льве VI Философе в IX веке нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Сегодня часть ее мощей находится во Франции, части — в различных монастырях Афона и Иерусалиме.
Православная Церковь свято чтит память равноапостольной Марии Магдалины. Причем, в Православии она не отождествляется с образом евангельской грешницы и блудницы, как, например, в Католицизме. К сожалению, имя святой Марии обросло различными легендами, мифами и просто «красивыми» небылицами, искажающими ее светлый образ. До сих пор детали ее жизни вызывают споры в околонаучных кругах. Но для каждого верующего человека она остается равноапостольной, святой женой-мироносицей, заступницей нашей перед Господом, бесстрашной и преданной последовательницей Христа, которая с непоколебимой стойкостью исполнила призыв Господа: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Личность Марии Магдалины окутана тайной. Евангелии рассказывает о ней довольно скупо. Существует множество предположений о том, какую роль она сыграла в жизни Христа. Но доподлинно известно лишь то, что Мария Магдалина была его ученицей, последовательницей и первой, кому он явился после своего чудесного воскрешения. Именно благодаря ей римский Император Тиберий проникся духом христианской веры и стал свидетелем чуда, подтвердившего воскрешение Спасителя.
Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: блудница и подвижница христианской веры
О Марии Магдалине известно совсем немного. Она родилась в городе Магдала в Галилее. О том, как она стала последовательницей Христа, есть несколько версий. По одной из них Иисус излечил её от одержимости, изгнав из её тела бесов. По другой – он спас блудницу Марию от избиения камнями. В любом случае, признательность Марии была настолько велика, что она последовала за Спасителем и посвятила его учению всю свою жизнь.
Мария Магдалина занимала равное место среди апостолов Иисуса. А в некоторых деяниях превосходила их любовью к нему и силой веры. Так известно, что когда все ученики, устрашившись, покинули Христа, Мария следовала за ним на Голгофу, участвовала в его погребении и стала первой, кому Христос явился после своего чудесного воскрешения из гроба.
После этого, она всюду проповедовала христианское учение, совершала чудеса и мирно скончалась в доме Иоанна Богослова в конце жизненного пути. Согласно другой легенде, она окончила жизнь отшельницей в холодной пещере, где десятки лет каялась за грехи, совершённые в молодости. Питали отшельницу ангелы, а наготу прикрывали лишь длинные волосы.
Похоронена Мария Магдалина была в турецком городе Эфес, где до сих пор свято почитается её могила. Но позже её мощи были перенесены в Рим, откуда разошлись по крупным храмам разных стран мира.
Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: какие чудо произошло при встрече с Тиберием
Именно с деяниями этой святой связана традиция окрашивать яйца на Пасху. По приданию, римский царь Тиберий, заинтересовавшись христианским учением и услышав о проповедях ученицы Христа в Риме, пригласил её к себе накануне Пасхи. По существующей тогда традиции Мария принесла царю скромный дар – яйца.
Мария рассказала императору о жизни и учении Иисуса Христа, а также о его чудесном воскрешении. Недоверчивый правитель, указывая на принесённый Марией подарок, сказал, что скорее яйцо станет красным, чем оживёт мертвец. Святая с грустью ответила, что видела это собственными глазами, подала царю одной из них и произнесла: «Христос воскрес!». В тот же миг яйцо на ладони императора стало красным. Поражённый увиденным чудом Тиберий воскликнул: «Воистину воскрес!» С тех пор, эти слова стали традиционным приветствием верующих на Пасху.
Мария Магдалина кто она, блудница, царь Тиберий: версии и домыслы
Преданность и любовь Марии Магдалины своему учителю, ставит её на особое место среди его последователей и учеников. Её личности уделяется довольно много внимания в Евангелии. Это вызывает повышенный интерес у исследователей Библейских текстов.
В современном мире популярна теория об особых отношениях Марии и Сына Божьего. Есть даже предположение, что она была женой Иисуса и матерью его детей. Некоторые древние тексты утверждают, что это был духовный брак. И в результате непорочного зачатия родился сын Марии и Христа, положивший начало королевскому роду Меровингов. По другим сведениям, Иисус испытывал к Марии Магдалине обычные человеческие чувства, и у них родилось двое детей – сын Иосиф и дочь София.
Ни один из этих домыслов не имеет фактического или документального подтверждения и не признан официальной церковью. Однако, эти романтические идеи стали поводом для создания различных художественных произведений, книг и фильмов.
Из археологии моего жж.Я нашел этот интересный пост в ЖЖ
и добавил
к нему свой комментарий
про Марию Магдалину.
Может кому-то будет интересно.
Оригинал взят у ltraditionalist в О символе Пасхи.
Оригинал взят у josef_brave в О символе пасхи
Широко известна история про Марию из Магдалы, пришедшую к императору Тиверию, и по своей бедности принесшую в подарок лишь одно птичье яйцо, чудесно покрасневшее после скептической реакции кесаря на её пасхальное известие. Как и многие другие полу-сказочные церковные "объяснялки", эта так же весьма хороша своей наглядностью для детского сознания. Всё просто, - яйцо покраснело и теперь это - всемирный христианский символ Пасхи. Но что было бы, если бы Мария оказалась чуть более платёжеспособной и на глазах кесаря произошли бы изменения, к примеру, с жареной курицей? Тогда изображения подрумяненных бройлеров красовались бы во всех наших церквях? И что это за "великое чудо" божественного всемогущества, способное лишь изменить цвет яичной скорлупы? Естественно, что как и с любым другим религиозным символом, с яйцом, да ещё к тому же и красным, всё не так примитивно!
Люди, не оторванные от природы, очень хорошо понимают, что такое "красное яйцо", - это яйцо, в котором есть кровь, и соответственно жизнь. Они смотрят на свежеснесённые яйца, подставив их яркому свету, чтобы увидеть в оплодотворённых яйцах сеть кровеносных сосудов развивающейся в них жизни, и оставить таковые для высиживания, а не оплодотворённые "пустышки" отнести на кухню. Именно поэтому птичье яйцо является древним символом человеческой души, её потенциала и участи. По сути, это яйцеклетка, из которой должно развиться существо, способное жить в Небе. Но для его рождения необходимо быть оплодотворённым и согретым Небожителем. Только в отличии от птенца, человек сам совершает выбор, - приложить ли усилие для принятия оплодотворения Духом, потрудиться ли для созидательного сохранения полученного тепла и преодоления естественной оболочки, или остаться запечатанной "пустышкой", тихо сохнущей, либо буйно источающей зловоние. Именно от понимания этого символа происходит древняя поговорка о различении "божьего дара и яичницы".
Если в действительности и было такое чудесное событие с Марией и Тиверием, то, скорее всего, она принесла бы яйцо с явными признаками его варки и поэтому получила бы на известие о воскресении Иисуса вполне рассудительный ответ, что это так же невероятно, как если бы это мёртвое сваренное яйцо стало бы красным, т.е. живым. Возможно, так всё и было, и тогда с руки Марии вспорхнула пташка. Но император не стал после этого христианином (хотя, никакое чудо не способно насильно повлиять на волю человека). На самом деле, Мария просто преподнесла ему крашеное в красный цвет яйцо, как символ чаемого воскресения человечества, который был известен ещё у древних этрусков. Она таким образом просто засвидетельствовала Тиверию, как пророк Иоанн иудеям, - "Вот оно! Свершилось! Христос воскрес, и обновление жизни теперь стало нам доступно!"
В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освящённые яйца, говорит братии: "Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времён апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".
Очень важно за такими "детскими иллюстрациями" не терять понимания истинного смысла религиозного символа. "Христианство не творит новых символов, а лишь наполняет истинным смыслом уже существующие." (прот. Александр Шмеман)
Мой комментарий к этому посту. Кто такая была Мария Магдалина?
Церковная объяснялка оставляет за скобками вопросы:
- Как бедная женщина попала на пир императора?
- Почему бедной женщине вообще позволили разговаривать с императором?
Есть некие сведения о том. что Мария из Магдалы (Магдалина) была не "простой" и не "бедной" женщиной. Например, упоминание о том, что она была первой. кому явился по Своему Воскресению, Иисус Христос. Очень трудно представить, знающему жизнь на Востоке, женщину, идущую без сопровождения, почти ночью (рано утром). к гробнице казненного и с поставленной вокруг неё охраной из римских солдат.
Но, если представить, что Мария Магдалина была знатного происхождения, возможно женой (или дочерью) градоправителя, и возможно, римской гражданкой, а многие представители иудейской элиты ими были, то все становится на свои места.
И, понятно, что именно такая богатая женщина, могла обеспечивать жизнь небольшой общины первых учеников и Самого Учителя. Ведь они не работали, а только путешествовали по Иудеи. И приходили в Иерусалим, во время праздников. А тогда в него стекались толпы паломников со всего света и снять дом (так, как были мужчины и женщины в этой общине) было очень дорого.
Именно наличие римского гражданства помогло Марии Магдалине попасть в Рим, а знатное происхождение и, возможно, заслуги её мужа (или отца) позволили попасть ей к императору и обратиться к нему с пасхальным приветствием.
И Вы правильно пишите, что перекраска яйца не могла подвигнуть Тиберия к вере в Иисуса Христа. Вспомним и Аполлония Тианского и Симона-мага - вокруг Тиберия всегда были маги (есть выражение Тацита, что Тиберий окружал себя «стадами халдеев»). И чудо с покраснением яйца они могли спокойно повторить перед императором.
Кстати, маленькое дополнение: скорее всего, если она была знатного происхождения по мужу, то она была молодой вдовой.
В 63 году до Рождества Христова знаменитый полководец Помпеи после кровопролитной трехмесячной войны, взяв приступом Иерусалим, подчинил Иудею Римской республике. Приказав разрушить стены Иерусалима и обложив евреев данью, он, тем не менее, оставил им политическую автономию. Однако чтобы ослабить покоренную страну, римляне разделили её на пять независимых областей.
В 37 году до Р.Х. одному из правителей евреев - Ироду Великому - удалось получить от римского сената царский титул. В течение сорока лет он управлял всей Палестиной. После смерти Ирода Великого в 4 году по Р.Х. император Август разделил страну между тремя его сыновьями: Архелай (4-6 гг.) получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, Ирод Антипа (4-39 гг.) - Галилею и Перею, Филипп (4-34 гг.) - Трахонитиду с прилегающими к не
й областями. Но ни один из них не унаследовал царское достоинство отца. В 6 году Архелай за жестокое отношение с подданными был сослан Августом в Галлию, а его владения обращены в императорскую провинцию, которой стали управлять наместники в звании прокуратора.
Наместники Иудеи командовали войском, собирали налоги и выполняли функции судьи с правом вынесения смертных приговоров, что было запрещено синедриону. Прокураторы подчинялись непосредственно римским наместникам Сирии.
Прокуратор Понтий Пилат
Римское государство, формально уважая религиозные воззрения иудеев, тем не менее неоднократно пыталось внедрить свои языческие традиции в завоеванной стране. Одну из таких попыток связывают с именами Сеяна и Пилата, римскими чиновниками, жившими при императоре Тиберии (14-37 гг.).
Христос перед Пилатом. Михай Мункачи, 1881 год
Луций Элий Сеян достиг при Тиберии вершины власти. Он возглавлял отборную императорскую стражу - преторианскую гвардию, созданную ещё при Августе. Отряды преторианцев численностью до десяти тысяч человек при Сеяне стали основой столичного гарнизона, а сам он постепенно приобрел огромное влияние на императора и на весь ход государственных дел. Впрочем, некоторые утверждали, что Тиберий просто использовал жестокого и высокомерного Сеяна в своих интересах, с его помощью устраняя неугодных себе людей. Тем не менее, Сеян настолько увлекся властью, что возмечтал об императорском венце. И не только возмечтал, но даже кое-что предпринял для осуществления своего желания. Так, он продвигал верных себе людей на различные государственные должности. Одним из таких ставленников Сеяна был Понтий Пилат, получивший должность прокуратора Иудеи. Он стал пятым по счету правителем Иудеи и возглавлял её с 26 по 36 год.
Прибыв на место нового назначения, Пилат быстро понял, что как наместник обладает почти безграничной властью. Синедрион, напротив, к тому времени имел уже весьма ограниченные права и преимущественно занимался религиозными и судебными делами. Причем прокуратор мог свободно отменять его постановления. Даже первосвященника от имени императора назначал наместник. Таким положением Пилат не преминул воспользоваться. Вскоре он и его чиновники прославились неслыханными дотоле продажностью, алчностью и Жестокостью. Они разорили множество богатых семейств, а недовольных казнили без всякого следствия и суда. Сам же прокуратор среди этих бесчинств наслаждался жизнью на побережье Средиземного моря в городе Кесарии Палестинской. Здесь, в великолепном дворце Ирода Великого, находилась официальная резиденция римских наместников.
Царь Ирод строил Кесарию около двенадцати лет и свой окончательный вид она приобрела незадолго до рождества Христа. Для благоустройства города, воздвигнутого в честь императора Августа, царь денег не жалел. Была построена удобная и обширная гавань. Из белого мрамора возвели роскошные дворцы и общественные здания. На самом высоком холме вознесся храм Августа. Для увеселения народа был сооружен театр, а за городом построен огромный амфитеатр с видом на море. Подземная сеть канализационных каналов Кесарии поражала современников своей грандиозностью. Однако Ирод Великий, наверное, не мог и предположить, что плодами его строительной деятельности будут пользоваться не его наследники, а римские чиновники.
Именно отсюда, из Кесарии, однажды Пилат приказал своим войскам отправиться на зимние квартиры в Иерусалим. Командиру отряда одновременно с приказом о передислокации было отдано распоряжение тайно внести в иудейскую столицу римские знамена. В то время они представляли собой шесты, украшенные сверху фигурами орлов, под которыми на древке прикреплялись металлические диски с портретами императора и полководцев. Приказ Пилата был политическим шагом, направленным на противопоставление власти Рима религиозному еврейскому закону, который строжайше запрещал изображать в каком бы то ни было виде людей и животных. Израильский народ жил в окружении язычников, поклонявшихся идолам, и этот запрет пресекал заимствование евреями чуждых обычаев. Конечно, в оккупированной римлянами Палестине это правило почти повсеместно нарушалось, так как завоеватели во многие города внесли статуи своих богов, картины, языческую символику. Однако в духовном центре Израиля - в Иерусалиме - древний запрет строжайше соблюдался. Даже гордые римские легионы входили в городские ворота, предварительно сняв со своих боевых штандартов всё, что раздражало иудеев.
Римский отряд вошел в город ночью. Жители Иерусалима, проснувшись утром и увидев на своих улицах ненавистные изображения императора, пришли в ярость. Горожане были готовы растерзать язычников, осквернивших Святой Город, но, боясь возмездия, бросились с челобитной в Кесарию. По дороге они увлекли за собой несметное количество мирно трудившихся сельских жителей. Безмятежно дремавшая Кесария встретила это орущее, ревущее, клокочущее человеческое море с легким удивлением и неподдельным интересом.
Сейчас нельзя точно установить истину, но у современников существовало устойчивое мнение, что Пилат довел евреев до исступления, исполняя инструкции Сеяна, который хотел во что бы то ни стало утвердить культ императора в Иерусалиме. Впрочем, многие приписывали предпринятую акцию лично Пилату, с наслаждением творившему иудеям разные пакости. Как бы там ни было, но нашествие правоверных евреев совершенно расстроило светскую жизнь провинциального центра. Получив отказ в удовлетворении своих требований, все иудеи бросились на землю перед резиденцией прокуратора и в таком положении находились пять суток, своими непрерывными стенаниями досаждая кесарийцам. На шестой день Пилат не выдержал и решил как следует проучить возмутителей спокойствия. Их собрали на большой площади якобы для обсуждения проблемы и вынесения справедливого решения. Однако вместо взвешенных речей остолбеневшие иудеи услышали отрывистые команды на латинском языке и воочию увидели знаменитые боевые построения римских легионеров, которые в мгновение ока окружили их тройным кольцом. Пилат взошел на специально приготовленный помост и объявил, что отныне императорские изображения будут находиться в Иерусалиме, а все недовольные подвергнутся наказанию. Гул возмущения заглушил последние слова наместника, и собравшиеся начали в резкой форме выражать свое негодование. Пилат подал рукой знак, и воины с грозным видом обнажили мечи. Наступила кладбищенская тишина, на фоне которой отчетливо прозвучали слова Пилата о том, что каждый, кто быстро не уберется из Кесарии, будет изрублен на мелкие куски прославленным римским мечом. И здесь произошло нечто, не уложившееся в воображение прокуратора: иудеи, словно по уговору, как один, упали перед ним на землю, обнажили свои шеи и закричали:
- Убей нас, но божественный закон мы не переступим.
Пилат смешался и, чтобы скрыть смущение, поспешно удалился. Вскоре он отдал приказ убрать знамена из Иерусалима и принести их назад в Кесарию. Конфликт был улажен. Однако это было не последнее оскорбление Пилатом религиозных чувств иудеев.
Император Тиберий и Мария Магдалина
Император Тиберий
Император Тиберий управлял Римским государством 23 года. Именно во время его правления Господь наш Иисус Христос проповедовал, творил чудеса, принял крестную смерть, воскрес и вознесся на Небеса. В последние годы жизни императора Церковь была сосредоточена в основном в Иерусалиме, но некоторые ученики Христа уже сеяли евангельские семена и за пределами Святого Града. Так, мироносица Мария Магдалина, первая увидевшая воскресшего Господа, отправилась с проповедью в Италию. Марию Магдалину в путешествии сопровождали её подруги Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного. Кроме проповеди Евангелия, ученицы Христа желали сообщить Тиберию о событиях, происшедших в Иерусалиме, на краю его огромной империи.
Несмотря на трудности, в Риме женщинам удалось приблизиться к престарелому властителю. Мария Магдалина, улучив удобный момент, протянула императору яйцо, выкрашенное в красный цвет, и сказала:
- Христос воскрес!
Тиберий был знаком с восточным обычаем преподносить в праздники или в знак почтения дары с символическим значением. Увидев перед собой простолюдинку с востока, он проявил снисхождение к её непосредственному поступку и спросил, что означают её дар и приветствие.
Мария объяснила: яйцо символизирует воскресение Иисуса Христа и будущее воскресение умерших. Как птенец, сбросив скорлупу, начинает новое существование, так человек, уверовавший во Христа, стряхнет с себя оковы смерти и возродится для вечной жизни. Красный же цвет яйца напоминает о крови Иисуса, пролитой ради спасения людей.
Тиберию понравился ответ женщины, и он, к удивлению своих приближенных, с интересом стал слушать её рассказ. Проповедница вдохновенно поведала императору о жизни и учении Иисуса Христа. Она с горечью рассказала о том, как Он был оклеветан синедрионом и распят по приказу прокуратора Понтия Пилата. Восторженно Мария сообщила о воскресении Иисуса и о Его явлении сначала ей, а затем многим верующим в Него.
Император Тиберий прожил долгую, бурную жизнь. Опытный полководец и распущенный сластолюбец, выдающийся государственный деятель и циничный интриган, он совмещал в своей душе и доблесть, и пороки Рима. Простота и искренность женщины из далекой провинции тронули его иссохшее сердце, и в нем что-то пробудилось и всколыхнулось от соприкосновения с её пламенной верой.
Послание Пилата
Друзья сообщили Пилату, что какие-то ходоки из Иерусалима беседовали с императором. Говорили о неком Христе и жаловались на прокуратора за то, что он незаконно осудил на смерть невиновного. Пилат призадумался: какую позицию занять? Синедрион из-за религиозных разногласий ненавидел Иисуса, теперь преследует Его учеников. Гонения идут под прикрытием обвинений Христа и Его последователей в противлении императорской власти.
Однако учение Иисуса, без сомнения, далекое от политики, распространяется и приобретает множество сторонников среди иудеев. Конечно, пусть евреи сами разбираются в своих религиозных проблемах, но ведь старейшинам удалось втянуть в эти споры его, прокуратора, а последователи Иисуса начали и, наверное, не перестанут жаловаться на него императору. Тиберий хитер и жесток, он внимательно наблюдает за деятельностью провинциальных чиновников. В такой ситуации будет лучше самому довести до сведения императора все, что известно о Христе.
Римские чиновники сообщали императору обо всех важных событиях из жизни вверенных им областей. Поэтому Понтий Пилат в своем послании уведомил Тиберия, что считает необходимым рассказать об Иисусе из Назарета. Он написал о совершенных Им чудесных исцелениях больных, увечных и о воскрешении умерших. Иудейская знать, однако, возненавидела Чудотворца и подняла против Него народное возмущение. Чтобы избежать беспорядков, он, Понтий Пилат, был вынужден отдать Иисуса в руки фанатиков, хотя вины в Его действиях не находил. В настоящее время по всей Палестине идет молва о воскресении Иисуса и многие уверовали в Него как в Бога.
Тиберий, прочитав донесение прокуратора, вспомнил иудейку, которая обо всем этом ему уже рассказывала. Только её речь, в отличие от холодного, канцелярского тона послания, была исполнена духовного огня и живой веры. Да, видимо, на Востоке новое учение распространяется очень интенсивно, если прокуратор считает необходимым информировать о нем специальным рапортом.
Император ещё раз внимательно прочел послание Пилата, и его впечатление от встречи с Марией Магдалиной усилилось. Всё, что он услышал и прочитал об Иисусе Христе, ему очень понравилось. Тиберий решил включить Иисуса в пантеон римских богов. На заседании сената он внес соответствующее предложение, но неожиданно встретил сопротивление со стороны сенаторов.
Когда-то всесильный сенат во время правления Тиберия окончательно утратил былую власть. Он стал местом, где почти автоматически получали правовой статус решения, принятые единолично императором. Однако в ведении сената ещё оставались некоторые второстепенные государственные функции. Потомки древних патрицианских родов, заседавшие в сенате, тяготились ролью безмолвных статистов и иногда позволяли себе, впрочем очень тактично, напоминать императору о своем присутствии.
На этот раз Тиберию верноподданно доложили, что по закону кандидатура нового бога должна получить одобрение сенаторов путем голосования, но они не могут приступить к этой процедуре, так как предварительно не рассматривали данный вопрос. Патриции удовлетворили собственное самолюбие, дав понять императору, что он, хотя немного, но зависит от них. Тиберий обиделся, и сенаторы не дождались от него просьбы обсудить его предложение. Как отметил известный христианский писатель II-III вв. Тертуллиан в своей «Апологетике», «Тиберий остался при своем мнении и угрожал смертью тем, кто доносил на христиан». Евсевий Памфил, находя в действиях императора высший смысл, объясняет их с духовной точки зрения: «Небесный Промысл заронил в него эту мысль с особой Целью, чтобы Евангельское слово вначале беспрепятственно прошло по всей земле»(18).
Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.
Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.
Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.
Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.
Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.
Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.
Христос воскресе!