Современное язычество! (для заинтересованных). Современное язычество Языческие, родноверческие общины и творческие проекты
Вместе с тем необходимо указать на ряд явлений, препятствующих подлинному возрождению языческого духа в современной России. Помимо внешних причин (социально-политических), существует целый ряд внутренних причин (духовно-психологических) медленного и порой весьма противоречивого по форме возрождения Традиционной русской духовности.
Печально наблюдать, что многие наши современники, формально причисляющие себя к язычникам (родолюбам, родноверам, традиционалистам), на деле уделяют очень мало внимания собственно религиозным аспектам язычества. Порой политические, экономические, экологические и иные цели выдвигаются ими на первый план, заслоняя собой САМ О- и БОГО- познание, а чрезмерная увлеченность внешней атрибутной становится препятствием для получения и углубления внутреннего - духовного опыта.
Язычество (Родолюбие, Традиционализм), будучи системой миросозерцания, рассматривающей жизнь человека во всей ее целостности, указывает на важность неразделяющего взгляда на действительность. Согласно Родо-любию, современный язычник должен не уклоняться от решения политических, экономических, экологических и иных проблем, которые ставит перед ним реальность, а рассматривать их преодоление как своеобразное религиозное действо, как метод познания мира и Природы, как средство для САМО- и БОГО-познания. Преодолевая всякую двойственность внутри себя. Язычник должен вырабатывать целостный взгляд на действительность, видя божественное во всем, и все как проявление божественного. При этом всякое действие, совершаемое язычником, должно опираться на его духовный опыт и не вступать в противоречие с Мировой Гармонией.
Язычество, являясь универсальной и всеобъемлющей философией, остается при этом глубоко национальным явлением. Это Традиция, проявляющаяся через совокупность традиций каждого конкретного народа, изложенная понятным и характерным для него языком, учитывающая всю специфику национального мировосприятия. В связи с вышеизложенным, необходимо указать на опасность абсолютизации национального начала, способного превратить здоровый патриотизм (то есть естественную для человека любовь к родному народу) в ант и- Природный нацизм, характеризующийся не столько любовью к своему народу, сколько ненавистью ко всем остальным народам (иудаизм с его догматически прописанной неприязнью к иным народам, а также квазирелигия фашизма, преведшая в недавнем прошлом немецкий народ к войне и поражению).
Любовь к родному народу ни в коем случае не должна измеряться степенью ненависти к людям иных национальностей (тем более, что отрицательные эмоции - ненависть в том числе - попросту неконструктивны; в первую очередь для того, кто их испытывает). Бездумный нацизм некоторых современных язычников противоречит принципам Язычества (Родолюбия) и является прискорбным фактом нашей современной действительности. Всякий язычник, проявляющий ненависть ко всем инородцам, сам становится проводником анти-языческих идей и анти-языческой философии, попирая тем самым Законы Прави Небесной и бросая оскорбление Родным Богам.
Одной из характерных черт современной России является наличие известных различий между городским и сельским образом жизни. Эти различия так или иначе проявляются и в особенностях мировосприятия городских и сельских язычников. Особенно хорошо это заметно при сравнении программных принципов, исповедуемых языческими движениями и общинами, основанными в крупных городах, и принятых сельскими языческими объединениями.
Современные городские Язычники, как правило, больше внимания уделяют концепциям, философско-историческим разработкам, литературно-научной деятельности и т.п., в то время как сельские Язычники отдают предпочтение преимущественно практической стороне дела (обрядности, обустройству капищ, сопутствующей ремесленной деятельности и т.п.). И тот, и другой подход имеют свои преимущества, но ни один из них не может претендовать на полноту религиозной практики.
Современные люди в большинстве своем утеряли ощущение своей целостности, развивая какую-либо одну сторону своей природы за счет всех остальных. Это их состояние усугубляется деятельностью многочисленных современных религиозных движений, анти-языческих по сути. Жесткая специализация людей мешает им воспринимать мир во всей его полноте, видеть божественное во всем многообразии форм. Помочь им восстановить утраченную гармонию целостности может лишь приобщение к Традиции, обладающей всеобъемлющим Знанием и имеющей целостный взгляд на мир.
Человек, воспринимающий действительность преимущественно как совокупность идей, постигаемых разумом, равно как и тот, кто во всем привык доверять одним лишь свои чувствам и инстинктам - в равной степени далеки от целостного восприятия мира. Человек, для которого религия есть всего лишь свод догматов, равно как и тот, кто увлечен одной лишь внешней обрядностью - в равной степени далеки от получения целостного религиозного опыта.
Лишь язычество, лишенное каких-либо жестких систем догм и предписаний, обязательных для выполнения всеми людьми без учета их личных свойств, способно вернуть современному человеку целостный взгляд на мир, стимулируя его личный духовный поиск и не подгоняя его под узкие догматические рамки. Лишь язычество способно, не разделяя единое Знание на фрагменты (как это делают все упа-дхармы), использовать его во всей полноте на благо человека, не превознося какую-либо одну его часть посредством принижения значимости всех остальных.
Перед нами, современными русскими язычниками (родолюбами, родноверами, традиционалистами), сейчас как никогда остро стоит проблема возрождения искалеченной многовековым засилием чужебесия духа нашего народа. Начать это поистине священное дело каждый из нас должен с возрождения и очищения собственной души, с преодоления внутренней двойственности и восстановления изначальной гармонии, утерянной современным "цивилизованным человеком", с разрушения того внутреннего барьера, которым мы отгораживаемся от лучей света не-смертного духа - Природы Рода, составляющей нашу истинную Суть. Воистину, наше будущее и будущее России - в наших руках.
Разговоры о Перуне, «русских богах», «Велесовой книге» и «дохристианском православии» с серьезным лицом вызывают желание ущипнуть себя… или того, кто это говорит. Что же стоит за современным язычеством, родноверием? Неоязычники», клянущиеся в любви к русскому народу, на самом деле этот народ презирают. Язычников правильнее называть «неоязычниками» - как их религиоведы и этнографы обычно и именуют. Все языческие народы широко и постоянно заимствовали друг у друга обряды, культы, верования. На Украине славянское язычество представлено «РУНВерой» и Объединением единоверцев Украины и диаспоры, известным как «Украинские Язычники».
Россия и новое язычество
Правда», точнее «правь», – это, по мнению новых язычников, законы, якобы управляющие вселенной. Эти «законы» безразличны к добру или злу, ибо по мнению неоязычников ни добра, ни зла как таковых не существует. Так считают новые язычники. При чем здесь разговоры о традиционализме», о «восстановлении древней исконной веры славян, Родной Веры»? Родная вера новых язычников – это сатанизм. Потому, что даже многие православные христиане таковы только по наружности. ЯД пишет, что новый сатанизм будет «далеко не тем чисто-философским сатанизмом, который мы знаем сегодня». Раскрещивание – это когда люди сознательно отказываются от своего христианского Крещения.
II. Где искать «русских богов»?
Сами язычники отказались от язычества. 5. Если славянское язычество — религия сильных, то почему оно проиграло христианству, религии слабых? Вывод однозначный — раз сам Иисус Христос сказал, что язычникам севера христианство нести не нужно, то значит славянам эта религия и не нужна. Ведь сам Христос же сказал… Эта цитата прямо противоречит второму популярнейшему утверждению неоязычников, что «мы не рабы божии, мы дети богов». Видите? До Крещения Руси еще ого-го сколько, а славян уже называют православными, а значит православие — название исконной, дохристианской веры славян! Он защищал Русь от поганых (язычников), молился на иконы (в былине «На заставе богатырской»), что также не вяжется с образом борца с христианством. На самом деле Иван Сергеевич писал об одном конкретном селе, где распространилась секта про очередное пришествие «антихриста» и сами себя нередко сектанты называли «совершенными христианами».
Древнегреческий историк Геродот писал, что они пришли на земли Среднего Поднепровья за тысячу лет до Дария, то есть за полторы тысячи лет до Рождества Христова. И их боги – это именно боги сколотов, венедов, антов и так далее. Но это ни в коей мере не русские боги. Да и о богах этих сохранилось крайне мало сведений. Тогда, еще до своего обращения ко Христу, он пытался привести всех языческих богов разных славянских племен к одному знаменателю. Любителям язычества нельзя выбрать ни русских, ни славянских богов «вообще». Древняя земля Вятичей дольше всех сопротивлялась христианству (до XII века), и она же стала первой землей, начавшей путь к освобождению от христианского чужебесия. Этот народ, придя на новые земли, уже был христианским. А были ли человеческие жертвоприношения в культах славянских племен? Был варяг один, христианин… и был у него сын… на которого пал жребий зависти диавола». Аркона – это город балтийских славян. В Арконе кроме Свентовита почитался и языческий бог Радегаст.
Смотреть что такое «Язычество в России» в других словарях:
Все остальные т.н. «русские язычники» или «неоязычники» — не более чем шарлатаны или просто откровенные сектанты, надёргавшие для своих «религий» знаний и богов с бору по сосенке. ТО,что они праздновали пасху, ничего не значит. Там нет ничего схожего с православием. Вот как раз то, что они для вида праздновали Пасху, поклоняясь при этом свои богам, и называется «внешним православием». Они считают, что поддерживают настоящие традиции Руси, на самом же деле придумают кому что нравится. Потому что все официальные церкви за непротивление злу насилием.
ЯЗЫЧЕСТВО - термин, обозначающий предшествующие теизму формы религий многобожия. Считается, что он происходит от слав. «языцы» нехристианские «народы», враждебные православию. ЯЗЫЧЕСТВО - (от церковно славян ского языцы народы, иноземцы), обозначение нехристианских религий, в широком смысле политеистических.
Однако, всякое действие язычника должно также опираться и на его личный духовный опыт, при этом не вступая в дисбаланс с Мировой Гармонией. Стоит отметить, что язычество в России сегодня является не каким-то культом, а уникальной и всеохватывающей философией, которая продолжает оставаться при этом национальным явлением. Особенно ярко выражено это различие при сравнении программных принципов, которые исповедуют язычники в крупных городах, а также язычники сельских языческих объединений.
Ярые зоозащитники, все они ставят животных выше человека и не допускают их умерщвления лишь потому, что, по их мнению, это «неправильно». Это ни что иное, как скотопоклонство.
После снятия запрета на религиозность люди получили возможность веровать во что угодно или не веровать вообще. Кто-то открыл для себя Православие, кто-то — иные религиозные конфессии и культы, однако многие решили заняться поиском дохристианских верований. Если Родноверие — это субкультура, построенная на языческих воззрениях, то помимо него существует еще огромное количество язычников, которые не относятся к родноверам. Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству.
Православие не нужно и не возможно придумывать. Даже нецерковные люди представляют, что именно христианство оценивает как грех. И в ответ говорят (устами некоей певички) – «Мне так тяжело! И тут ничего лучше «древних русов» не придумаешь. Это и наше Евангелие тоже!». Да, было и двоеверие.
Некоторые родноверы называют себя «православными». По их мнению, из «Влес-Книговойтриады: Яво, Право, Наво» и словосочетания «Правь славить» возникло понятие «православие».
Говорят, можно вернуться в дохристианские времена, потому что там тоже Россия. Но неужели православное христианство – это действительно религия рабства, религия непротивления злу силой? Такой взгляд на христианство является совершенно ошибочным. Христианство лучше язычества не потому, что создало такую Империю, и не потому, что мы к нему за тысячу лет привыкли. Только христианство объясняет смысл жизни человека и смысл истории.
Оказывается, у язычников-германцев, как и у язычников-славян, источник власти один и тот же. Это – царство смерти. Все остальное – мертво и чуждо. Остальное – мир чужой, как я уже писал выше – мир мертвых. А если язычество утверждается в настоящем, то все христианское наследие должно быть уничтожено. Иначе триумф язычества невозможен, ибо оно и христианство – противоположности. Но не думайте, что христианство – это только храмы, духовенство, культура, вообще – всяческое «наследие».
В этом новом обществе православному христианству не будет места. Не будет потому, что реальность, которую они строят, не имеет ничего общего с исторической Россией. И вообще, по словам того же господина Бжезинского, мы – «черная дыра». Отсюда – неизбежность цивилизационных конфликтов. Может быть, кто-то из нас считает, что государства на рубеже XXI века руководствуются нормами международного права и свято соблюдают права всех, даже самых малых народов? Вся русская история свидетельствует, что эта вера – православное христианство.
Они очень любят называть себя патриотами и клеймить врагов «Светлой Руси», под которыми в первую очередь подразумевают христиан. Издревле русские люди воспринимали свое Отечество и свою государственность как богоданный сосуд, который призван сохранить православную веру до Второго пришествия Христова. На Западе христианство сначала было искажено в католицизме и протестантизме. А что же у новых язычников?
Что такое современное язычество
Я без достаточных на то оснований отождествляют только с политеизмом. Из осознания родства человека с вечно возрождающейся обожествленной природой развился оптимистический жизнеутверждающий тип пантеистического мироощущения.
Доклад Александра Дворкина на Восьмой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и тоталитарных сект", 17 - 20 сентября 2015, Оточец, Словения...
Общие сведения
Неоязычеством мы называем новые или реконструированные языческие учения и псевдодуховные практики, тип новых религиозных движений. Идеологи и последователи неоязычества, как правило, не скрывают современную природу своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых якобы уходят в глубокую древность. Большая часть языческих новообразований возникает на почве идеологии современного неоязыческого оккультного движения “New Age”("Новая эра").
Неозычество может проявляться в разных формах – например псевдоиндуистские или псевдобуддийские новообразования; оккультные системы, построенные на вере во множество персонифицированных или, по меньшей мере, самостоятельно действующих природных сил; неошаманизм; культы псевдонародных целителей и т. д. Можно и нужно говорить о языческой основе таких многочисленных и известных тоталитарных сект как "Свидетели Иеговы" и мормоны.
Но, наверное, самые популярные виды неоязычества в России это славянский нативизм (родноверие) – попытки реконструкции дохристианских языческих верований древних славян на основе немногих исторических сведений и собственных представлений с заимствованием из учений и обрядов политеистических верований других народов и современного оккультизма. Параллельно с славянским нативизмом в России существует с большим (хотя не с безусловным) основанием претендующая на преемственность языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия, якутское язычество и т. д.).
К возрожденным этническим религиям относят себя также Асатру (германское неоязычество), Викка, позиционирующая себя как имеющая кельтские корни (западная неоязыческая религия, основанная на ведьмовстве вместе с почитанием природы), прибалтийское неоязычество, греческий нативизм, религия солнцепоклонников. Сюда может быть отнесен и алтайский бурханизм.
На Украине особую популярность приобрело неоязыческое движение "Рун-вира". По сути, оно является идеологическим знаменем нового украинского национализма. Точно также в свое время арийское неоязычество использовалось в нацистской Германии. Движение зародилось в украинской диаспоре Канады и США. Первая община была зарегистрирована в 1966 году в Чикаго. Штаб-квартира движения и сегодня находится отнюдь не на Украине, а в городе Спринг Глен штата Нью-Йорк. Дочерью одного из ведущих активистстов движения, являлась, в частности, родившаяся в США Катерина Чумаченко, будущая супруга первого майданного лидера Виктора Ющенко.
Виды неоязычества
1) Народно-бытовое язычество. Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или православие, но может и включаться как органичная составляющая в местный этнический культ.
2) Этническое язычество. Политеистические культы, имеющие глубокие исторические корни. Их отличительной чертой являются автохтонность и цельность мировоззрения. Таковыми, к примеру, являлись шаманистские культы коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Практикующие их сегодня представители этих народов, несомненно, включают в них элементы реконструкции, но, по всей видимости в меньшем объеме, чем нативисты славянские.
3) Экологическое языческое течение. Организациям, входящим в данную ветвь, присуще оккультное, синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией экологизма. К таковым относятся общины, входящие в "Круг языческой традиции".
4) Националистическое течение. Включает религиозные и политические организации, имеющие синкретическое, квазиэтническое политеистическое мировоззрение с идеологией национализма: "Союз славянских общин", "Древлеправославная церковь инглингов", "Партия духовного ведического социализма", "Русское национально-освободительное движение", "Русская трудовая партия России", "Движение”К Богодержавию”" генерала Петрова, "Союз сотворцов Святой Руси" Леонида Маслова и т. д.
5) Молодежная массовая культура. Проводником неоязычества является рок-музыка, пропагандирующая национализм, расизм, культ силы и откровенный сатанизм. Появляются изначально связанные с оккультизмом стили, такие как ambient, dark wave electronic, trance music.
6) "Авторские" неоязыческие культы , такие как "Звенящие кедры России" (Анастасия), "Тропа Троянова" (она же "Академия самопознания") Александра Шевцова, привлекающая людей "возрождением" народных промыслов, педагогический культ "Школа Щетинина", "Бажовцы", "ДЭИР", и т. д.
7) "Целительские" неоязыческие культы , самым известным (но далеко не единственным) из которых является культ Порфирия Иванова.
8) Псевдоиндуистские и псевдобуддийские культы.
Статистика
Согласно статистическим данным, собранным фондом "Общественное мнение" совместно с исследовательской службой "Среда" в рамках проекта "Арена" (Атлас религий и национальностей России), представленным 16 января 2013 года, язычниками ("Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы") себя назвали 1,5 % россиян. Но нужно подчеркнуть, что в это число вошли только представители нативистского крыла неоязычества, которыми весь феномен неоязычества далеко не исчерпывается.
Лиц, активно участвующих в группировках и ритуалах, сравнительно мало – несколько тысяч человек. Однако лиц, сочувствующих неоязыческим культам, тех, кто без серьезной мировоззренческой позиции идентифицирует себя с язычеством и иногда использует соответствующую атрибутику – существенно больше (как минимум, сотни тысяч человек).
Основные причины распространения неоязычества
1) Интерес к национальной культуре в сочетании с поверхностным образованием. На фоне тенденции к стиранию национальных различий и формированию космополитической масскультуры возникает возвратное движение, признаком которого является интерес к "этническому", к "национальным мотивам". Способствует распространению таких взглядов и появление на телеэкране сомнительных с исторической точки зрения художественных фильмов и программ ("Детство Ратибора", "Русь изначальная" и прочие). Яркий пример пропаганды неоязычества на большом экране – современный художественный фильм "Евпатий Коловрат". Это дехристианизированный пересказ "Повести о разорении Рязани Батыем" о событиях 1237 года. По замыслу режиссера, воевода Евпатий, погибший в неравной битве с монголами, предстает в героическом образе могучего язычника (на самом деле он был православным христианином). Становление личности Евпатия напрямую связывается с языческим радением Перуну, с подробного описания которого начинается фильм.
2) Политизированность неоязычества. Неудача создания влиятельной общественной силы на основе Православия заставляет националистически настроенных людей искать основу для политической деятельности в иных идеях. Их интерес к неоязычеству опирается на тезисы о том, что христианство - заимствованная и к тому же "еврейская" религия, нанесшая удар по духовной культуре Древней Руси. Многие предпочитают язычество Православию по причине того, что являются последовательными националистами и антисемитами.
3) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и "народным целительством". Крайне популярны в широких народных массах сообщения астрологов, советы "русских колдунов", "русских народных целителей".
4) Противопоставление этики неоязычества христианским заповедям. Обличение христианства как якобы религии рабов, суть которой – "в учении о греховности человека, необходимости смирения и страха Божия". Само выражение "раб Божий", по мнению нативистов, унижает человека; они именуют себя "внуками божьими".
5) Росту интереса к неоязычеству способствует и получивший распространение культ физической силы и красоты человеческого тела. Как результат – изобретение "древнерусских ратоборств". Создатель якобы открытой им древней, но забытой "славяно-горицкой борьбы" Александр Белов (Селидор) – не только тренер, но и автор ряда программных статей по русскому неоязычеству, он является лидером организации "Русское воинское сословие".
6) Экологические проблемы. По мнению идеологов неоязычества, причины экологического кризиса связаны с христианской идеей господства над природой. В связи с этим, предлагается пересмотреть христианские верования и заменить их язычеством, в основе которого лежит поклонение природе.
Сферы влияния
Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Есть свидетельства о наличии групп неоязычников в спецподразделениях "Альфа" и "Вымпел".
Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств.
Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса. В то же время, интересу к язычеству подвержены как люди с плавающей идентичностью, так и пассионарии, ищущие свои корни, а кроме того люди, озабоченные проблемой экологии и "естественных" способов сохранения здоровья.
Неоязычество глазами секулярных лидеров общественного мнения
Некоторые медийные персонажи положительно отзываются о язычестве или даже заявляют, что стали язычниками:
Известный режиссер Андрей Кончаловский пишет в статье, опубликованной в апреле 2013 года в "Российской газете": "Эта языческая "пассионарность" русского народа особенно ярко проявилась в октябре 1917 года. "Большой" русский народ вышел на историческую сцену и сразу продемонстрировал возвращение к варварской цивилизации. Большевизм и расцвел как месть русского "большого" народа-язычника "малому" европейскому, стоящему у власти".
Одна из недавних книг известного писателя-сатирика Михаила Задорнова называется "Язычник эпохи Водолея" (эпоха Водолея – "время, когда человечество вернет свои сакральные знания, обретет высших учителей и встанет на новую ступеньку духовного развития, а каждый представитель его уподобится богу"). Помимо постоянного обращения в своих сценических выступлениях к вымышленной истории древних славян, М.Н. Задорнов заявлял, что хочет уйти с эстрады и стать жрецом. Передачи Задорнова регулярно транслируются некоторыми телеканалами "второго плана" и имеют массовую аудиторию.
***
- Вещий Олег. Потерянный Задорнов - иерей Николай Сушков
- "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть первая - OldBotanik
- "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть вторая - OldBotanik
- "Вещий Олег" Михаила Задорнова - два часа лжи и мракобесия. Часть третья - OldBotanik
***
Заслуженный мастер спорта России, регулярный чемпион мира по боксу в тяжёлом весе Александр Поветкин увлекается язычеством. Он заявил: "Как-то утром я проснулся, включил телевизор, а там шел мультик "Детство Ратибора". Он меня очень зацепил. После этого посмотрел фильм "Русь изначальная". <…> Мне и по совести, и по духу ближе то, что было до христианства. То, что было в Киевской Руси. Поэтому я язычник. Я русский славянин. Я воин – мой бог Перун. Природа – наш храм. Не тот, который люди создавали. А то, что создано природой. Самое главное у язычника – жить в гармонии с природой. Поэтому мне особенно неприятно наблюдать за тем, как ее сейчас уничтожают. Я просто придерживаюсь образа жизни, который был у наших предков. На левом плече – звезда Руси. А на ладони рунами написано "За Русь". Еще на груди я ношу Секиру Перуна. Крестик я не ношу" (из расширенного интервью интернет журналу Sports.ru от 29 января 2014 года).
Бывший губернатор Алтайского края (ныне покойный) известный сатирик Михаил Евдокимов и популярный актер Александр Михайлов открыто пропагандировали неоязыческую секту Анастасии.
Позицию государственной власти в отношении представителей неоязыческих культов можно охарактеризовать как примирительную. Делаются кулуарные призывы к сосуществованию с адептами указанных культов, заявления о том, что нельзя создавать "образ врага из язычников". Некоторые региональные политики и административные структуры в своих регионах оказывают неоязычникам скрытую или даже явную поддержку.
Богословская полемика с язычеством пока еще недостаточно развита, в то время как большинство аргументов лиц, симпатизирующих язычникам, опровергаются обращением к церковным догматам и фактам истории, а то и просто к здравому смыслу.
Аргументы в полемике с неоязычеством
1. Нативизм зародился в 60-е годы ХХ века в Англии и Франции – это вовсе не древняя традиция славян. Это западный проект, который ведет к разрушению общественных связей изнутри, противопоставляя одни подгруппы "волхвов" другим.
2. Язычество никогда не существовало как сплоченная община. Сообщества язычников всегда дробились на более мелкие части по причине амбиций вождей. В истории можно видеть ряд попыток создать сплоченное государство на основе возроженных или реформированных и унифицированных языческих верований – все они не увенчались успехом (примеры – византийский император Юлиан Отступник, князь Владимир до принятия Православия). Анархия и нравственный индифферентизм – конечные стадии развития в обществе языческих течений.
3. Многие популярные языческие символы корнями уходят не в глубокую древность , а являются или калькой с популярных индуистских изображений, или вообще изобретением художников XIX-ХХ веков (например, "коловрат" появился в 1923 году благодаря гравюре польского художника Станислава Якубовского).
4. Неоязычество представляет собой плодородную почву для "майданных" настроений. Столкновение националистов-язычников с мусульманами и кавказцами может стать эффективным детонатором для дестабилизации общества и революции. "Русский марш" в некоторых вариантах уже контролируется неоязычниками. На месте спиленного активисткой Femen Поклонного креста в Киеве сейчас стоит идол Перуна.
5. Активные представители неоязычества предпринимают шаги по приобретению огнестрельного оружия. Контрабанда идет с Украины, Кавказа. Также среди неоязычников большое число фактов предательства своей страны. Например, многие из них переходят на сторону радикальных фашиствующих украинских националистов. Более того, отечественным нативистам гораздо ближе любой из зарубежных нативистов, чем их православный соотечественник.
6. Развитие неоязычества в российском обществе фактически направлено на выполнение директивы Адольфа Гитлера по уничтожению России , данной Генриху Гиммлеру в отношении реализации Генерального плана "Ост": "В каждой русской деревне, городе, поселке должен быть свой культ, свое божество, своя вера. … Нельзя допустить, чтобы они изучали философию и свою историю, христианство, летописи".
7. Официальная идеология гитлеровской Германии открыто базировалась на оккультизме и неоязыческих культах. Заключенный 28 июня 1919 года в результате Первой Мировой войны Версальский мирный договор, определявший политический и экономический разгром Германии, привел немецкий народ в беспрецедентно унизительное положение. В угнетенное сознание немцев оппозиционерами была заложена мечта о национальном возрождении новым путем. Традиционные христианские институты отождествлялись с капитуляцией в Первой Мировой войне. Решающим фактором возрождения могущества было признано обращение Германии в неоязычество. Свастика как иной, языческий крест, знак победы и удачи, связанный с культом солнца и огня, противопоставлялась христианскому кресту как символу унижения, достойного "недочеловеков". Под конец гитлеровского режима осуществлялись организуемые сверху попытки заменить и вытеснить христианские Таинства неоязыческой обрядностью, праздник Рождества Христова - праздником зимнего солнцеворота.
В массовых мероприятиях и закрытых торжествах нацистов всегда присутствовал языческий контекст. В Германии в 1935-1945 годах активно действовала организация "Ahnenerbe" ("Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков"), созданная для изучения традиций, истории и наследия германской расы с целью оккультно-идеологического обеспечения функционирования государственного аппарата Третьего рейха. Именно из языческой основы гитлеровской Германии выросла тема национального унижения неарийского населения Земли.
Таким образом можно сделать вывод, что современный российский нативизм идет по стопам Адольфа Гитлера.
Александр Дворкин
Часто православным христианам приходится сталкиваться с так называемыми язычниками. Что это? Кем являются на практике современные язычники? На чём базируют свою веру? Попытаемся поразмышлять на эти темы с известным спортсменом, православным христианином Андреем Кочергиным, президентом союза боевого карате IUKKK.
Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.
1. Андрей, как произошло ваше первое знакомство с современными язычниками?
- крайне забавно, я иду по набережной напротив Петропавловки и вдруг мне на встречу попадается мужик плотного сложения в каких то дерматиновых сапогах, с бубном и со шкурой собаки на голове, сзади шла стайка явных студентов с важными лицами… Толкинисты, — подумал я, интересно, а пузатый то на чем торчит, что его так плющит? Через пару лет в начале нулевых, я вдруг всерьез услышал о том, что эти «артисты народной самодеятельности» уже не клоуны, а трагики, они уже что-то там возродили и активно тюнингуют то, что эксгумировали. Опять поулыбался и подумал: «чем бы дитё не тешилось, лишь бы не оторвало.»
2. Какое у вас сложилось впечатление о современных язычниках после общения с ними? Они искренне верят в то, что утверждают или это всё форма игры на публику?
- следует определится: верят во что? Потому что я так и не добился в многочисленных диалогах и диспутах, — что есть содержание «веры» современных псевдоязычников, они сбивчиво бормочут, что-то там, про «род», не зная имени своего прадеда, про живую природу и ни слова, как именно жертвы идолам приносить, какие боги и за что отвечают в их представлении, они разнятся даже в количестве, так называемых богов и не разнятся только в одном, в животной ненависти к Православию. А вот тут есть два очень важных замечания:
а) поразительным образом, псевдоязычники приводят скандальные места из Ветхого завета, цитируя их на современном Русском языке, причем набор для цитирования поразительно типичен. То есть с учетом оперативных данных, финансирование «неоязыческой волны» происходит из некого зарубежного центра по борьбе с Русским самосознанием, где помимо именно финансового содержания готовятся именно тезисные материалы опирающиеся на протестанскую литературу, что вполне понятно, всилу дремучей духовной неграмотности предполагаемого «сырья для обработки». То есть искатели древних корней, брезгуют древним, церковно-славянским языком и не брезгуют данными от тоталитарных сект.
… Воевать с Русскими бесполезно, мы поняли это за сотни лет истории, но стоит им привить ложные ценности и они уничтожат сами себя!(с) Бисмарк
б) не имея собственного канонического представления о своих верованиях, они стыдливо заменяют их в диспутах на веру в силы природы и некое родовое мировоззрение, подменяя религиозную составляющую на природоохранную, превращаясь в аналог «зеленого патруля» посещающего сходки воинствующих атеистов (были такие при СССР)
Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию у псевдоязычников нет, уверен в этом совершенно. Каждый нео-волхв, затягивает свою волынку и лепит такие перлы, что для образованного человека даже слушать это как то неловко, просто «детский Зад» какой -то…
Итого: современное псевдоязычество, это новая формация воинствующего атеизма, закамуфлированного под сектанские формации разной направленности.
3. Насколько неоязычники критично подходят к источникам, на которых строят своё мировоззрение? Насколько эти источники серьёзны по вашему мнению?
- псевдоязычники не имеют источников старше 10 лет от роду. Все упоминания о неких таинственных Ведах, Летописях и Велесовой книги, не выдерживают критики всилу фактического отсутствия последних в природе, более того, поражает даже не упоминание об этих мифических источниках, а точная информация о переводчика и толкователи их. Вопрос: Кто их переводил, с какого именно языка, с какой именно письменности и кто именно толковал их содержание? Ставит псевдоязычников в тотальный тупик…
4. Кем неоязычники считают себя и кем, на ваш взгляд, являются на практике? Нарисуйте психологический, интеллектуальный, нравственный портреты среднего неоязычника.
- псевдоязычники это представители самой подвижной части социума, те самые «массы» которые считают улицу своей территорией, — ранее это называлось люмпен пролетариат. Именно из их среды выходят футбольные фанаты, уличная преступность, но если касаться именно языческих закосов, то это и есть идеалогическая основа для российских гитлерюгенд, то есть неофашиствующих группировок, для которых Православие и сионизм — это одно и то же.
Еще раз уточню, кроме ненависти к Православию в данных воззрениях нет ничего, а значит носители данных воззрений исповедуют религию ненависти.
5. Как неоязычники относятся к христианству, они его знают?
Как к объекту тотальной критики, уже говорил выше об этом. Их знания сводятся к набору, кем-то подобранных формулировок, вырванных из контекста и набору провокационных вопросов по этим формулировкам. То есть именно так зомбируют «паству» протестанты-харизматы… Так что источник «знаний» понятен. Все что угодно, лишь бы убить Православие в России
6. Какие обвинения в адрес христианства вам приходилось выслушивать от неоязычников, как вы отвечали на эти обвинения?
- как уже говорил, все обвинения в адрес Православия крайне типичны, а именно:
а) «Христианство придумали евреи, чтобы захватить мир и управлять им из-за кулис»(с)
Позвольте, но именно иудеи распяли Христа и именно им он сказал: …Прости их Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!(с) После чего Иудея была разбросана Богом по миру за это преступление против Бога, именно иудеи, взявшие власть в октябре 17-го первым делом стали взрывать храмы, физически уничтожая духовенство, или кто-то не в курсе этнической и религиозной принадлежности верхушки большевизма?
Возможно кто-то не в курсе решений Первых Вселенских соборов связанных с отношением к иудеям? Кто-то не в курсе, чем в большей степени занималась инквизиция в Европе и почему в Православной России была черта оседлости?
Я не готов комментировать эти меры, всего лишь уточняю многовековую борьбу народа убившего нашего Бога с Церковью Его и реакцию Православия на эту борьбу!
в) «…если Ветхий Завет это неотъемлемая часть Святого Писания, то там черным по белому и неоднократно говорится о том, что оно написано для сынов Израиля, то есть иудеев… Но ни как не для славян»(с)
Да именно так и написано. А теперь найдите в Святом Писание слово «Христианин»?
Не нашли? Вот же как странно… Спаситель видимо не ввел этот термин при жизни и оперировал общим понятием, тем не менее говоря о Новом Завете, как о вершине всего Святого Писания и именно мы, дети Нового Завета, Православные, принявшие картину построения мира от Ветхого Завета и принявшие религию Любви от Завета Нового. В Ветхом Завете, Бог «наводит порядок во вселенной», в Новом Завете он дарит нам источник вечной жизни и именно жертвенную Любовь, когда жизнь отданная за ненавидящих тебя людей не слишком высокая плата, за истинную Веру!
Что и где в Новом завете может вызвать разночтения или непонимание, возможно я глуп, но я не нашел таких мест, более умным и лукавым и в надвигающемся дожде видится заговор мирового сионизма.
в) «…как быть с щеками? Это ли не религия слюнтяев и именно рабов?»(с)
Все Святое писание написано о главной битве в жизни человека — сражению с грехом на поле боя собственной Души, когда Ваша воля или тянет Вас в безду порока и греха или соединяется с Волей Бога, делая Вас богом…
Так вот готовность подставить щеку под удар судьбы это мужество принятия ударов порочного мира на Вашей груди! Более того эта фраза — полный аналог иудейских «ока за ока, зуб за зуб» перекочевавших в Коран. Чем не ярчайшее отличие от иудейских зверств? Мы воины Христовы, убивая врага на поле боя не испытывает ненависти и сладострастия, отрезающий уши трупу, поклоняется сатане… Мы же скорбим о участи наших врагов, но никогда не уподобимся животным с оружием в руках и сатанинским блеском глаз и клыков. Не уподобимся! Но помним слова Афанасия Великого: … Убийство врага на поле боя, есть проявление доблести и чести!(с)
г) «…но вы же рабы, вы сами это говорите, а у наших богов рабов нет и они меня в рабство не взяли»(с)
Отвечу ссылкой
7. Как неоязычники относятся к спорту? Можно ли утверждать, что неоязычество способствует развитию спортивных достижений?
- если считать что неоязычники это как правило правые радикалы, то без хорошей физической формы им не обойтись, эти ребята реально заняты контактными видами, силовой подготовкой, вот только нельзя жить с ненавистью в сердце, она его сожрет. По этому мы говорим — сильные люди, — добрые люди! Люди стремящиеся свою силу показать как фигу под нос всему миру, слабы… И ничего тут не поделаешь. Те же исламские маджахеды презрительно бросают в сторону Русских:
- мы сражаемся за Аллаха, а вы за падших женщин, водку и деньги (с)
Не имея истинной, истовой Веры в сердце, а имея лишь какие то там мировоззренческие обрывки в голове, отдать свою жизнь за свои убеждения будет крайне сложно. А Евгений Радионов уже просиял как Воин Христов, как пример Русского Солдата, не вставшего на колени перед врагом! Аллилуйя!
8. Как бы вы могли рекомендовать православным христианам общаться с неоязычниками?
… Православие не борется с иными верованиями, то есть нас не интересует во что и как веруют сектанты, псевдоязычники или иудеи, мы категорически не приемлим греха или хулу на Бога… Если этого нет, то не вижу ни каких ограничений в общении с кем угодно, почему нет?
9. Что, на ваш взгляд, собою представляет неоязыческое движение, каковы причины его появления, какие перспективы его развития в России вы видите?
- чуть не так.
Появление феномена гитлеризма в России объясняется очень просто. Эта крайне привлекательная для молодежи форма социального протеста коренного населения против агрессивно настроенных мигрантов, а значит любой неоязычник-неонацист, это человек, которого не нужно зазывать на улицу для выражения его протеста, он туда выскочит при первой возможности и … Окрасит своим присутствием и «зигами» все в коричневый цвет… Что даст право западным СМИ верещать о гуманитарной катастрофе и коричневом метяже в России… Вводим войска НАТО, … Как вводили их в Косово. Вот и не нужно с нами воевать, разделим страну на протектораты, посадим марионеток и готов неоколониализм в действии, а мы рабы победителей, спасибо невольным провокаторам со свастиками
10. Что бы Вы хотели сказать язычникам на последок?
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели читать книги на незнакомом языке. Если Вы реально хотите разобраться в Святом Писании, то найдите старца-духовника, который по-отечески разъяснит Вам все сложные для понимания позиции, потому для толкования Святого Писания создана целая наука Теология, которая скоро 2000 лет изучает не большую по размерам книгу и находит столь поразительным откровения что диву даешься глубине этого источника.
- я не видел людей которые сами выучили грамоту, а после этого сумели написать какие то книги… Так отчего Вы решили, что не имея на руках даже микроскопических источников, Вы праве выдумать собственно язычество? Почему Вы избегаете разговоров о процессе жертвоприношений и «каноническом виде» вкапываемых болванов для поклонения? Почему каждый Ваш «волхв» это либо бывший сотрудник КГБ или секретарь комсомольской организации? Проверьте меня, удивитесь проверке… Нет ни каких язычников, есть вполне продуманная провокация воинствующих атеистов, желающих опорочить само понятие Патриотизма!
P. S. Как именно я отношусь к неофашистам? …Я отношусь к ним более хорошо, чем к любителям пива и слюнтяям из «интернет недоносков», потому так называемые язычники очевидно ошибаются во многих вещах, но делают это искренне и реально пытаются делать хоть что-то, любая ошибка в итоге будет выявлена и уверен, позиция изменится! Но эти ребята уже неравнодушны! Уже дееспособны, а значит они идут пока ложной дорогой, но идут! А не тонут в болоте лени, пьянства и ущербности нового мира… Верую, Господь поправить и направит. Мы Русские, а значит мы победим! (с)
Язычество и его формы в современном мире – интересный вопрос, исследуемый многими религиоведами и теологами по всему свету. Как так вышло, что язычество не отошло в историю, а продолжает существовать? Видимо, всему виной его закоренелая мифологическая традиция, от которой невозможно избавиться, так как генетическая и историческая память народа довольно сильны.
Любая языческая религия базируется на основной категории – категории рода, благодаря чему также продолжает существовать. В каждой семье и в каждом роде традиции и религия передаются по наследству, поэтому продолжают существовать испокон веков и по сей день. Любые действие, мысли и желания человека должны расцениваться исключительно в контексте его родства с семьей и всеми людьми-братьями на земле, а также в контексте его взаимоотношений с окружающей его природой и ее одухотворенными частями.
Традиционно большинство языческих религий ограничиваются одной нацией или одним народом, который мыслится в качестве надродовой структуры, имеющей главенствующее значение. Большинство ученых и исследователей предполагают, что со временем и процессами глобализации в мире нивелируются такие понятия, как нация или этнос. Вследствие этого произойдет вымирание этнических религий в рамках язычества. Но пока этого не произошло, несмотря на все перемены в общественной жизни большинства языческих народов.
По мнению меньшинства, предположительно процессы глобализации наоборот – подстегивают языческие религии к развитию в современном мире. Некоторые язычники стараются оставаться староверами и отчаянно противостоят глобализации, некоторые же наоборот – изо всех сил помогают этому процессу и стремятся принять в нем участие. Так или иначе, и те, и другие помогают сохранить язычество, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь основой для любой языческой религии является ее традиция, то есть, тот набор установок и моделей поведения, которые помогают человеку адаптироваться и гармонично существовать в этом мире. Но традиция не является тождественной культуре народа, так как она не такая явная и предпочитает быть скрытой от любопытных глаз. Таким образом, язычники считают свою традицию расположенной над всем, а это значит, что к ней можно относиться как в реставрационном духе, так и в духе инноваций и нововведений.
В подтверждение предыдущим мыслям достаточно привести в пример современную Японию или страны Западной Европы, которые довольно либерально относятся к своей религии и даже наличию нескольких религий – монотеистических и языческих. Что же касается Восточной Европы и нашей страны в частности, то здесь пока что преобладают националистические консервативные тенденции, не позволяющие религии языческой выделиться из общего православного пласта и стать более податливой к переменам. Поэтому на данной территории продолжает существовать православная монотеистическая религия с отчетливыми элементами язычества и поклонения силам природы. Чего только стоят ежегодные празднования Масленицы или Ивана Купала. Язычеству на Руси требовалось время, оно ему требуется и сейчас.