Проповедь о любви к богу и ближнему. О любви к богу, ближним и самому себе Проповедь о божьей любви к нам
Проповедь о любви к Богу и ближнему.
Мы призваны любить друг друга. Любовь начинается с момента, когда мы видим в человеке нечто такое драгоценное, такое светлое, такое дивное, что стоит забыть себя, забыть про себя, и отдать всю свою жизнь - свой ум, свое сердце на то, чтобы этому человеку было светло и радостно. Это не обязательно только обыкновенная, земная радость, это может быть нечто большее. В отношении к Богу, например, если мы говорим, что мы Его любим, мы должны поставить перед собой вопрос: является ли Он самой великой ценностью в моей жизни?
Готов ли я так прожить, чтобы Он мог на меня радоваться? Способен ли я на то, чтобы отвернуться от себя для того, чтобы только о Нем думать? Это не значит не думать ни о чем другом, но думать так, чтобы Ему радость была от дум моих и от последующих действий…
По отношению к человеку, о том же говорит Евангелие: так любить человека, чтобы всю жизнь отдать за него. На войне это ясно: ты выходишь в бой, и тебя могут убить для того, чтобы другого спасти. Я вспоминаю друга своего одного, который был очень высокого роста и широкоплеч, и всегда жаловался на это, потому что это обращало внимание людей на него. А во время войны, с одного уголка фронта на другой, он мне послал записку: я теперь только понял для чего Бог меня создал таким высокорослым и широкоплечим: когда бывают обстрелы, то двое могут спрятаться за моей спиной… Это было сказано как бы с улыбкой, но сколько любви надо для того, чтобы стать между пулями и человеком, которого может быть ты даже и не знаешь, но у которого есть мать, жена, дети, которых ты можешь спасти…
И в жизни мы можем также становиться между бедой и человеком, даже не знаемым нам человеком, даже человеком, о котором мы не знаем ничего, - только что он есть и что ему нужна помощь; жить так, чтобы быть защитой для другого, чтобы никогда другого не ранить, чтобы для другого быть вдохновением, чтобы для другого быть радостью… Попробуем так прожить, в простоте, не усложняя вещей; подумаем о всех тех, которые нас окружают, о самых близких сначала, которые являются так часто жертвами нашего себялюбия, эгоизма, сосредоточенности на себе. А потом расширим свой кругозор, посмотрим на других людей, которые вокруг нас есть.
Я помню, была у нас прихожанка, которая для всех была камнем преткновения, трудным человеком; её многие не понимали, потому что не знали. Четырнадцати лет она была взята в концентрационный лагерь, вышла из него четыре года спустя, и в ней остался, если так можно выразиться, животный страх. Если кто-нибудь приближался к ней сзади, она реагировала с ужасом и криком. И я помню как мне одна благочестивая женщина сказала: Сколько времени нам ее терпеть? - И я ей ответил: Первые 25 лет будет трудно, а потом это будет радостью… И оно так и случилось. До того, как она скончалась, все ее полюбили.
Подумаем об этом, и научимся любить ценой, открытым сердцем, радостью о том, что можно любому человеку принести радость и крепость, когда есть слабость, и вдохновение, когда нет ничего в жизни ради чего можно жить. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский.
Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!
Присоединяйтесь к группе - Добринский храм
Молодежи свойственно мечтать о большой и яркой любви, она с нетерпением ожидает наступления этого праздника на своей улице. Любить и быть любимым – важная потребность всякого человека независимо от его социального положения и убеждений. Такими создал нас Бог, и даже грехопадение не уничтожило эту потребность.
К сожалению, настоящая любовь – дефицит в грешном мире. Чем больше о ней пишется и поется, тем меньше ее становится в мире. Современная масс-культура только увеличивает этот дефицит, представляя любовь делом приземленным и обыденным, свободным от таких ценнейших качеств как душевная привязанность, верность, ответственность, самопожертвование. Недаром к человеческим отношениям она применяет формальное выражение «заниматься любовью», словно речь идет о занятии спортом. Вот и справляют плотскую нужду с кем угодно и когда угодно. Эти примитивные установки внедряются в сознание молодежи через фильмы, малопристойные журналы, амурные похождения звезд спорта и экрана. Все это подталкивает людей любить не другого человека, а собственное удовольствие. Такая любовь долго не цветет. Она до первых заморозков.
Знакомая мне парочка счастливо жила в гражданском браке, пока партнерша не заболела серьезно. И тогда праздник кончился, любовь испарилась, и парень выпроводил сожительницу из своей квартиры, чтобы освободить место для другой. Таков итог отношений, основанных на получении удовольствия.
Для христиан настоящая любовь - дело серьезное. Может быть, поэтому в православной церкви брачующимся на головы одевают венцы, как напоминание о призвании к нравственному подвигу? Я хотел бы обсудить ряд причин для восприятия любви, как серьезного дела. Знание их поможет вам приготовить себя к семейной жизни.
1. Любовь – дело серьезное, потому что должна прославлять Бога !
Писание весьма категорично повелевает: «И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17). Это повеление касается и взаимоотношений любви. Если любовь не прославляет Бога, если она «лекарство» от скуки, если наполнена сексуальной озабоченностью — она греховна! Чтобы любовь прославляла Бога, она должна от Него прийти. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Поэтому ожидайте этот дар не от себя, а от Господа! Молитесь о нем!
В каком случае любовь прославляет Бога? Она прославляет Бога, если уподобляется Его любви – безусловной, жертвенной, верной и святой. Благодаря ей человек становится «не по милу хорош, а по хорошему мил». (Л.Толстой)
Много лет тому назад мне пришлось разговаривать с девушкой, которая собиралась вступить в брак. Она была печальна. «Я уверена, что Бог хочет, чтобы я вышла замуж за этого парня, но у меня нет к нему чувств. Что мне делать?» Я сказал: «Если Бог призывает тебя к браку, то Он и даст тебе любовь. Проси Его об этом!» Мы склонились на колени, и девушка искренне просила Бога о даре любви. Не прошло и много времени, как по их сияющим лицам я понял, что любовь от Бога посетила ее сердце. И по сей день они прославляют Бога своими отношениями.
2. Любовь – дело серьёзное, потому что она посвящена серьезным вещам.
Люди живут в мире вымыслов, когда принимают за любовь восторженные чувства. Понятно, что жить на эмоциональном подъеме интересней, чем при заурядном течении жизни. Но погоня за приятными ощущениями бессмысленна. Жизнь очень сложна, она не столько ласкает нас, сколько бьет. Выдержать ее удары может только настоящая любовь. Апостол Павел описывает ее со стороны повседневных дел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).
Каждое из этих качеств настоящей любви подтверждает ее призвание – не только давать, но и получать. Не в этом ли секрет ее устойчивости?
Я нередко спрашиваю молодых, пришедших на консультацию: «Зачем вы хотите пожениться?» (Я еще ни разу не слышал, чтобы они признались: «Исполнить заповедь плодитесь и размножайтесь!) Обычно слышу в ответ:
- Мы любим друг друга, как же не пожениться?
- Ну и продолжайте любить друг друга, жениться-то зачем?
- Да-к деток хочется иметь…
- Возьмите детей из детского дома на воспитание и осчастливьте их!
Видя, что молодые растерялись, я поясняю: «У богоугодного брака есть одна важная цель — служение. Если вы хотите вступить в брак, чтобы только получать, вы разочаруетесь. Вступайте в брак, чтобы давать! Библия повелевает: «Любовью служите друг другу!»
Один богобоязненный человек вместе с молодой женой отправился в свадебное путешествие во время которого случилось несчастье: молния попала в жену, и она оказалась навсегда прикованной к постели. Ее нельзя было оставить одну более чем на два часа. Если бы любовь того человека была настроена на обретение благ, она бы рухнула под тяжестью проблем. Какой толк от жены, которая не может приготовить пищу, постирать белье, прибрать в доме, приголубить мужа, подарить детей? Не лучше ли посчитать такой брак досадной ошибкой и его расторгнуть? Однако служитель Божий был настроен любить по-библейски! З8 лет он самоотверженно ухаживал за больной и одновременно преподавал в семинарии. Вы не знаете, через какие трудности поведет вашу любовь Бог, но если она настроена на служение, вы не никогда разочаруетесь!»
3. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны последствия ее краха.
Ваш выбор привлечет внимание многих людей и ваших родителей в первую очередь. Библия говорит: «почитай отца и мать и будет тебе благо на земле». В этой ситуации чтить отца и мать — значит посвятить их в ваши намерения, значит просить их молиться о благополучном развитии ваших отношений. Благословение родителей будет очень много значить для вас, ибо они, как никто другой, заинтересованы в вашем благе. Они будут тратиться на подарки, украшать зал для бракосочетания, готовить пир и давать во время свадьбы добрые пожелания. Им не все равно, будете вы счастливы или несчастны, используете ли их помощь на созидание семьи или сведете к нулю их старания. Не разочаровывайте их! Если вы не сохраните свое счастье, они будут об этом сильно переживать.
Также за вашей любовью будут наблюдать множество родственников и друзей. Их будет радовать ваше благо, и печалить ваша беда. Поэтому ради спокойствия ваших отцов и матерей, ваших родственников и друзей не играйте в любовь!
Если ваша любовь окажется тщетной, будет плохо и вам. Вы будете страдать от гнева, горечи, депрессии. Боль отверженности может разрушить вас душевно.
Однажды мне встретился человек, который обращался ко всем встречным с одним и тем же вопросом: «Вы меня полюбите?». Поначалу я отмахнулся от того странного парня, но затем задумался: почему его мучил именно этот вопрос? Скорее всего, пережитое отвержение оставило тяжелый след на его психике и она, не выдержав, надломилась…
Боль отвержения может подтолкнуть к необдуманным решениям. Я знаю случаи, когда в отместку оставившему ее парню девушка соглашалась выйти за первого встречного и этим портила жизнь себе и ему.
Боль отвержения может разрушить человека физически. Когда вышел роман Гете «Страдания молодого Вертера», по Германии прокатилась волна самоубийств, ибо в истории страстной любви Вертера к Лотте молодежь нашла отражение собственных переживаний. И самоубийство главного героя натолкнуло многих на ужасную мысль: когда ты не можешь быть с любимым человеком, ты отверженный, а отверженному лучше не жить.
Если любовь затрагивает столь широкий круг людей, и имеет в случае краха такие тяжелые последствия, можно ли не считать ее серьезным делом!
4. Любовь — дело серьезное, потому что Бог ненавидит ее оставление.
Любовь приводит людей к браку, но никогда не поведет их обратно – к его разрушению. Утрата любви – преступление: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:4). Христос учил: «… не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» (Матф.19:4-11).
Христос говорит очень прямо и серьезно: развод греховен, ибо полагает начало тяжелейшему греху – прелюбодеянию. Даже учеников изумил такой радикализм Христа, и они решили: лучше не жениться. До этих слов Христа с разводом было проще, после них — стало очень сложно. Христос не собирался беспричинно осложнять нашу жизнь, просто Он возвратил нас к первоначальному идеалу брачных отношений. При всей несхожести привычек и характеров супругов, при всех их проблемах Бог считает их одним, нерасторжимым целым. Разводиться — значит рубить по живому. Разводиться – значит поднять руку на шедевр Божьего творчества. Создатель брака соучаствует в супружеском союзе: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Разлучить супругов может только смерть!
Существует одна неканоническая история. Однажды некая пара пришла к пастору. Муж говорит:
- Мы решили развестись. Вы нас сочетали, вы нас и разведите!
- Хорошо, сказал пастор, вы будете разведены, но только по-библейски!
Он поставил их на колени, взял в руки тяжелую Библию и стал бить ею мужа по голове.
- Вы же меня убьете! – закричал мужчина.
- Написано, только смерть может разлучить вас!
5. Любовь дело серьезное, потому что возлагает серьезную ответственность на людей.
Вступление в брак влечет за собой череду серьезных дел: построение взаимоотношений, рождение и воспитание детей, материальное обеспечение семьи. Бог возлагает на мужчину ответственность главы семьи, который должен с мудростью решать всевозможные проблемы, в избытке преподносимые жизнью. Глава не то же самое, что главарь и семья не то же самое, что банда. Главарь будет наказывать провинившегося, а глава будет его исправлять. Главарь может и убить, глава будет лечить. К сожалению, немало мужчин ведут себя дома как главари. Они не дают себе отчета, что призваны к иному стилю отношений.
Писание призывает мужей к подражанию Христу: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:25-29).
Мужья должны взять пример с Христа в Его последовательности работы над церковью: сначала жертвенная любовь, а потом слово назидания, обличения, утешения. У мужей иная последовательность – сначала слово, а потом, если жена послушна, любовь. Настоящий глава подражает Христу, и не следует мирскому образу жизни.
6. Любовь — дело серьезное, потому что против нее воюет сатана.
Этот злой гений прекрасно знает, что брак строится на любви, и любовь делает брак прообразом отношений между Христом и церковью. Он же ненавидит все, что исходит от Бога и что прославляет Бога, и отчаянно пытается это разрушить. На заре истории человечества он разрушил счастье Адама и Евы и продолжает по сей день на земле свою черную работу. Одним из примеров козней сатаны является подмена любви страстью. Он умеет воспламенять плотские мысли и чувства: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). Ослепленные плотской любовью духовно и психологически несовместимые люди вступают в брак и калечат друг друга.
Один молодой человек однажды с восторгом рассказывал мне:
- Пастор! Я никогда не был так счастлив как теперь! Я полюбил девушку!
- Ваша девушка верующая?
- Нет, но она очень хорошая! Мы понимаем друг друга с полуслова! У нас глубокие чувства друг к другу!
— Слово Божие запрещает браки с неверующими!
- Но она очень хорошая!
- Если вы верующий человек, вы создадите ей множество проблем. Ей захочется в воскресенье в театр, вы же пойдете в церковь – вот вам причина для конфликта. Вы пожелаете воспитывать детей в христианском духе, а ей предпочтительно в мирском – вот вам другая причина для разногласий. Вы будете виновны в ее несчастье.
Опечаленный моим ответом, симпатичный юноша ушел восвояси. Года через два он пришел снова в церковь, чтобы в сокрушении сердца покаяться в своем грехе. Жизнь его сложилась из рук вон плохо. Сатане удалось обмануть его плотской любовью. В этом смысле права русская пословица: «любовь зла, полюбишь и козла».
Другое проявление козней сатаны — внушение людям идеи права на счастье. Человек рассуждает: «Брак должен приносить мне удовольствие, и если он мне его не приносит, я имею право его расторгнуть и поискать новое счастье!». Клайв Льюис писал по этому поводу: «Признавая «право на счастье» (в этой области), перед которым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды - вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине».
7. Любовь — дело серьезное, потому что ей приходится сносить недостатки ближнего .
В брак вступают два несовершенных человека, два эгоиста, ожидающих один от другого всевозможных благ. К положительным качествам друг друга супруги быстро привыкают, их начинает раздражать недостатки. Несбывшиеся ожидания порождают разочарование, разочарование — гнев, гнев — обиду и мщение. Все эти эмоции подспудно живут в человеке и прорываются наружу в моменты ссор.
Герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» Позднышев в исповеди случайному попутчику выразил общую для многих семей проблему психологической несовместимости. «Говорить не о чем было. Все, что можно было сказать о жизни, ожидавшей нас, устройстве, планах, было сказано, а дальше что?… Вдвоем мы были почти обречены на молчание или на такие разговоры, которые, я уверен, животные могут вести между собой: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Стоило на волосок выступить из этого до невозможного сузившегося кружка разговоров, чтобы вспыхнуло раздражение. Выходили стычки и выражение ненависти за кофе, скатерть, пролетку, за ход в винте, - всё дела, которые ни для того, ни для другого не могли иметь никакой важности. Во мне, по крайней мере, ненависть к ней часто кипела страшная! Я смотрел иногда, как она наливала чай, махала ногой или подносила ложку ко рту, шлюпала, втягивала в себя жидкость, и ненавидел ее именно за это, как за самый дурной поступок… С братом, с приятелями, с отцом, я помню, я ссорился, но никогда между нами не было той особенной, ядовитой злобы, которая была тут».
Переносить материальные лишения гораздо легче, чем супружескую отчужденность. Нам бывает тяжело от собственных недостатков. Но при вступлении в брак они удваиваются. Можно ли перенести их без Божьей любви? На такой серьезный труд способна только серьезная любовь!
8. Любовь – дело серьезное, потому что требует святой жизни
Почти повсеместно в день бракосочетания молодые пары считают своим долгом не обойти стороной церковь. Не то, чтобы они ее полюбили всей душой и разумением, просто им необходимо благословение, чтобы их усилия и затраченные материальные средства не пошли прахом. Когда я смотрю на такие пары, я думаю: «Господи! Как Ты терпишь манипулирование Твоей благодатью? До брака люди и не думают искать Твоей воли и только к моменту свадьбы корыстно вспоминают о Тебе, как о благодетеле!» Но разве Бог даст им Себя использовать? Разве Он не видит этих постыдных мотивов? Библия говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим.2:6 -8).
Бог дает настоящую любовь тем, кто никогда не пренебрегает Им, кто ищет Его воли и посвящен Его Слову и служению.
9. Любовь — дело серьезное, потому что серьезны условия для вступления в брак.
Меня часто спрашивают: когда можно влюбляться? Я отвечаю: дружить «просто так» нельзя, дружба должна привести к браку. Но для его построения необходимы определенные условия: физическая зрелость, которая складывается к совершеннолетию, духовная зрелость, которая формируется позже, профессия, которая обеспечивала бы финансовое благополучие семьи, а также наличие жилья. Не стоит руководствоваться пословицей «С милым рай в шалаше», в наше время и шалаш негде поставить – земля кому-нибудь да принадлежит. Арендовать квартиру при малом доходе не под силу. Так что возрастная граница вступления в брак – хотим мы этого или нет – отодвигается на более позднее время, чем было раньше. Вот почему время до брака нужно использовать для получения образования, профессии. Не прожигайте его в компьютерных играх или бесполезных тусовках.
И последнее условие начала «дружбы»: знание своего времени. Библия говорит, что всякой вещи время под солнцем. Христос пришел в мир в определенное время, в определенное время Он умер за нечестивых, в определенное время воскрес. Его пример – образец для всех нас. Человек должен знать, что пришло его время от Господа создавать семью. И когда знание имеется, следует молиться, чтобы Бог послал любовь к какой-то девушке. И здесь важно быть внимательным к действиям Бога. Ведь перед тем, как дать Адаму Еву, Бог провел перед ним зверей и ни в ком из них Адам не увидел равного себе помощника. Так и при поиске второй половины могут попасться «звери на двух ногах», и дай вам Бог избежать соблазна с ними подружиться.
Наше церковное устройство помогает вам с выбором спутницы жизни. Девушки посещают церковь, малые группы, участвуют в различных церковных мероприятиях и к ним можно ненавязчиво присмотреться. Если девушка вам понравилась, и она при этом имеет страх Божий, любит Писание, посвящена добрым делам, показывает добрый характер, то после молитв и проведенного «наружного наблюдения» пригласите ее в кафе и предложите ей встречаться и молиться о развитии отношений. Если вы получите от нее согласие, то сходите к ее родителям, попросите благословения на встречи с их дочерью и наблюдайте за динамикой отношений. Если ваша симпатия к ней растет, вам интересно с ней общаться, и вы осознаете, что без нее не проживете, то обратитесь к пастырю церкви для прохождения предбрачного консультирования. Оно может занять до полугода. Если беседы с душепопечителем пройдут благополучно, и любовь от них не уменьшится, то попросите представить вас в церкви как жениха и невесту, и смело готовьтесь к браку.
Что касается вас, дорогие сестры, то мой совет вам будет прост: не пытайтесь обратить на себя внимание братьев всевозможными нарядами и обилием краски на глазах и губах. Помните русскую пословицу, что невесту ищут не в хороводе, а огороде. Трудитесь для Христа, где только возможно, участвуйте во всех христианских общениях, там и укажет Господь вас вашему жениху.
Некоторые проповедники учат, что верующие юноша и девушка не должны до брака встречаться и обсуждать вопросы будущей жизни, им достаточно узнать волю Божию, вступить в брак, а там жизнь всему научит. Я с таким подходом не согласен. Под руководством наставников мы учимся работать на компьютере, учимся управлять машиной, брачные же отношения намного сложнее и так же требуют научения. Ведь в процессе занятий с душепопечителем проговариваются типичные проблемы супружества, и когда они возникнут в семейной жизни, молодые не впадут в отчаянье: «Увы! Мы пропали!». Они вспомнят: «А нам говорили, что с этим обстоятельством мы столкнемся, и предлагали библейский способ его разрешения. С нами все в порядке, мы растем во взаимоотношениях, попробуем поступить по-библейски!».
Попутно замечу: в период ухаживания недопустимы отношения, принадлежащие только браку – объятия и поцелуи. Христиане должны развивать в первую очередь духовные отношения, без которых брак будет пустым и тягостным. Физические последуют им, но в свое время.
10. Любовь – дело серьезное, потому что Бог серьезно воспринимает брачные клятвы.
Некто сказал, что супружеская любовь есть самое мощное доказательство существования Бога. Только Он мог придумать и подарить людям столь приятные отношения. Слепая эволюция, если бы она и была, ни за что бы до этого не додумалась! К сожалению, наше общество все чаще практикует гражданские браки, в которых люди не связывают себя никакими обещаниями. «Давай жить вместе, пока живется, а не получится – расстанемся!» Такие отношения не имеют ничего общего с браком, ибо в них нет посвящения друг другу. Люди сходятся не по любви, а по расчету. Они не верят друг другу и допускают возможность распада их отношений.
Истинная любовь не боится связывать себя обещаниями, но с охотой дает их. Брачным обетам Бог придает огромное значение. Он радуется верности в браке и взыскивает за неверность. Я процитирую современный перевод из книги пророка Малахии:
«Вы спросите: «Почему Господь не принимает наши дары?» Потому что Господь видел, как ты грешил, и Он — свидетель против тебя. Он видел, как ты обманывал свою жену. Ты женился на этой женщине в годы юности своей. Она была твоей возлюбленной подругой, а потом стала законной женой, и Господь был тому свидетель. Бог хочет, чтобы мужья и жёны стали одним телом и одним духом, и чтобы они могли иметь потомство. Так что защищай этот духовный союз. Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был ещё молод» (Мал.2:14,15).
Бог взял брак под Свою защиту, и если человек дал обещание верности, он должен его исполнять, как бы это ни было трудно. Библия учит: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:3,4).
Серьезность любви напрямую связана с серьезностью земной жизни. Мы ходим как по острию лезвия – мир, плоть и дьявол постоянно атакуют нас. Так легко сбиться с курса, принять влюбленность за любовь, страсть за Божье водительство. Чтобы миновать эти опасные скалы, нужно довериться Его путям. Он знает, как и когда послать друга жизни. Только Он может даровать серьезную любовь!
И хочу, но не в силах любить я людей:
Я чужой среди них; сердцу ближе друзей -
Звезды, небо, холодная, синяя даль
И лесов, и пустыни немая печаль…
Не наскучит мне шуму деревьев внимать,
В сумрак ночи могу я смотреть до утра
И о чем-то так сладко, безумно рыдать,
Словно ветер мне брат, и волна мне сестра,
И сырая земля мне родимая мать…
А меж тем не с волной и не с ветром мне жить,
И мне страшно всю жизнь не любить никого.
Неужели навек мое сердце мертво?
Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!
Д.С. Мережковский
(Из беседы с молодежью церкви «Преображение»)
Мир вам, братья и сестры!
Темой сегодняшней проповеди будет — любовь. Эта тема легла мне на сердце и я начал готовить проповедь, но проповедь не получалась. Слова и мысли были правильными, но движения вперед не было. Тогда я взмолился и внутренний голос спросил меня, «а соответствуешь ли ты сам тому, о чем будешь проповедовать другим?», «Разве ты не знаешь, что Господь не терпит лицемерия?», «Разве ты не знаешь, что Господу нужны не слова, а дела?». Тогда я опять взмолился и попросил Господа помочь составить мне проповедь для себя самого, чтоб я сам научился соответствовать тому слову Твоему. Я сказал Господу, что прочту эту проповедь моим братьям и сестрам, потому что, возможно, кто-то в ней нуждается. И проповедь стала получаться. Строка ложилась за строкой. И сейчас мы рассмотрим тему любви.
Любовь является основой всей Библии. И говоря о любви обычно говорят о двух главных заповедях, первая - любовь к Богу и вторая — любовь к ближнему своему. Но любовь в этих двух заповедях вторична. Первична любовь Творца к своему творению, т. е. любовь Бога к человеку, а все остальное вторично. И в этом мы убедимся, рассматривая слово Божие.
Когда Бог создал человека, Он не давал этих заповедей. Была лишь одна заповедь — послушание, потому что в послушании проявляется любовь. Когда мы воспитываем своих детей и внуков — разве требуем любви? Нет. Требуем послушания. Когда Бог предупреждал Каина, что «у дверей грех лежит», то делал Он из любви к Своему созданию (Бытие 4:7).
Прошли века. Еврейский народ стал избранным Богом народом, на котором Бог наглядно показывал всем народам, какую благодать Он дает за послушание, и как Он наказывает за непослушание, т. е. за грехи.
Второзаконие 8:5 - «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего»
И действительно это так. Представьте себе, что у кого-то один ребенок свой родной, а еще десять он адаптировал. Балуются все одинадцать детей, но для науки всем детям, он дает по попе только одному, своему родному ребенку. Так и «Господь, кого любит, того наказывает». (Евр. 12:6)
Шли века, тысячелетия. Люди грешили все сильнее и Бог наказывал их все крепче. Но всегда Божия любовь к человеку была сильнее меры наказания за его грехи. За исключеним грехов к смерти, но об этом мы поговорим в другой раз. И вот настал решающий момент в истории человечества, на земле родился Сын Божий Иисус Христос.
Ин 3:16 - «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Не является ли это подтверждением Божией любви к людям.
Достигнув 30-ти летнего возраста Иисус Христос начал учить Израильский народ, а через него — все народы. И основой Его учения была любовь. Прочтем Евангелие от Матфея 22:37-40.
Мф. 22:37 - «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим».
Мф. 22:38 - «сия есть первая и наибольшая заповедь».
Мф. 22:39 - «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Мф. 22:40 - «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Последним стихом Иисус Христос говорит нам, что основой Библии есть любовь.
Сейчас мы рассмотри первые две заповеди. Как мы, верующие, проявляем нашу любовь к Богу? Прежде всего послушанием Ему. Бог в нашей жизни всегда должен занимать первое место, при любых обстоятельствах. И как сказал Иисус Христос «Блаженные слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28).
Вспомните, как из любви к родителям, вы делали то, о чем они просили, даже и тогда, когда небыли согласны. Тем более из любви к Богу, мы должны покончить с любым проявлением своеволия в нашей жизни.
Как часто муж или жена, по поводу тех или иных событий, говорят: не обращай внимания, не бери в голову или как-то иначе. Почему? Из любви. Они пытаются успокоить друг друга, чтоб любимый человек не расстраивался и тем самым сохранил здоровье. Как часто собирая ребенка в школу мать говорит ему: не дерись и ни с кем не связывайся. Почему? Из любви к ребенку. Мать предостерегает его от возможных неприятностей. И делает она это прежде всего из любви к своему ребенку, а не к другим детям. Точно также Бог, из любви к нам, через своих пророков, апостолов и Сына Своего Иисуса Христа, предостерегает нас, верующих от возможных неприятностей в нашей повседневной жизни. Слово Божие, из любви к нам, направляет всю нашу жизнь и предостерегает от греха «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Сколько любви и заботы в этих словах. А сейчас мы рассмотрим, как мне кажется, самую тяжелую для многих заповедь - «возлюби ближнего твоего как самого себя.
Давайте вначале попытаемся ответить на некоторые вопросы:
Кто же такие наши ближние?
Почему нужно себя любить?
Что понимать под словом любовь?
На первые два вопроса ответы я нашел сравнительно быстро. Наши ближние - это те, кто рядом с нами, это наши родные по крови и это наши родные по духу (по вере). Если человек не любит сам себя, то не сможет любить и никого другого. А вот третий вопрос ответить было очень трудно. Однозначного ответа нет. Работая с литературой можно сделать вывод, что слово «любовь» включает в себя очень много различных определений, каждое из которых является правильным для конкретного случая. Сейчас мы попытаемся раскрыть понимание слова «любовь» для ряда конкретных понятий:
Любовь к Богу — это беспрекословное послушание Его воле и жизнь по Его слову.
Любовь к себе — это не значит быть самовлюбленным эгоистом, а это значит иметь внутренний мир с самим собой.
Любовь к ближнему — это внутренний мир по отношению к окружающим нас людям.
Любовь к родителям — это послушание, уважение и чувство благодарности или за все, что они сделали.
Любовь к детям — это чувство ответственности за их воспитание и здоровье. Это забота о их будущем.
Любовь между мужем и женой — это желание всегда быть вместе. Это постоянная забота друг о друге.
Любовь к брату или сестре — это безоговорочное и бескорыстное оказание помощи при первой же необходимости. Это стремление к взаимопониманию и миру.
К вышесказанному необходимо добавить стих 1Кор. 13:4.
1Кор. 13:4 - «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится».
В Слове Божьем мы находим указания как дети должны относиться к родителям, Второзаконие 5:16. Какие отношения должны быть между мужем и женой и как родители должны относиться к детям описаны в послании апостола Павла Колоссянам 3:19-21.
Говоря о любви к ближнему я приведу один пример из романа Виктора Гюго «Отверженные». Беглый каторжник с чужими документами спешит в Париж, где для него много легкой добычи. Ночь застает его в небольшом городке и только священник пустил его в свой дом на ночлег. Священник накормил его ни о чем не спрашивая. Беглый преступник увидел в доме у священника много серебряной посуды и два больших серебряных подсвечника. Преступник проснулся до рассвета, собрал все серебро в свой дорожный мешок и сбежал. Но на выходе из города его остановила полиция, осмотрела его дорожный мешок и узнала серебряные изделия принадлежащие священнику. Полицейские привели пойманного вора к священнику, чтобы он опознал украденные у него серебряные изделия. Но священник сказал полицейским, что он подарил эти вещи пойманному полицией человеку и попросил его отпустить. Когда полицейские ушли, вор стал возвращать украденные вещи, но священник его остановил и сказал: «Я дарю все это серебро и пусть оно поможет тебе стать честным человеком до конца дней твоих». И он стал честным человеком. С помощью этого серебра он сильно разбогател. Он стал помогать вдовам и сиротам, выручал из беды обижающих его самого. Он стал примерным христианином.
А сейчас давайте попытаемся найти объяснение, почему Слово Божие требует от нас, чтобы мы «стремились иметь мир со всеми» (Евр.12:14), чтобы мы «возлюбили ближнего своего как самого себя?». Я думаю для того, чтобы мы, верующие, имели внутренний мир как с самим собою, так и с окружающими нас людьми. Имея этот мир мы не нервничаем, не злимся, не имеем ненужных обид, а значит — хорошо себя чувствуем. А ведь каждый верующий является Храмом Божьим, и как сказано в писании, «Храм Божий разрушать нельзя», поэтому имея внутренний мир с собою и окружающими мы, во-первых, сохраняем храм Божий, а во-вторых, как сказал наш Господь Иисус Христос: «от сердца доброго и дела добрые». Вот почему Слово Божие призывает нас всегда пребывать в любви к ближнему. По этой же причине мы не должны ждать благодарности, когда делаем добрые дела. Говоря о любви к ближнему нельзя не остановиться на отношениях межу мужем и женою. Ведь казалось бы, кто есть ближе? Ведь в Слове написано «и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Тем ни менее во многих во многих семьях, даже верующих людей, мира нет. Хорошо еще если нет взаимных оскорблений. И как эти нездоровые отношения между мужем и женой отразятся на их детях, какими они вырастут? Вот почему Слово Божие призывает к любви и взаимопониманию. Это для родителей Иисус Христос не одинажды говорит «Я делаю то, что видел в доме Отца Своего» тем самым указывая родителям, что они должны быть примером для своих детей.
Особо хотелось бы сказать несколько слов о материнской любви. Всепрощающая, всепонимающая, бескорыстная и безграничная. Чего только не сделает мать во имя любви к своему ребенку? И к маленькому и к большому. Очень часто материнскую любовь называют слепой любовью. Она одинаково любит и хороших детей и плохих. Казалось бы, что не существует более сильной любви, чем любовь матери к своему ребенку. Какая мать отдаст своего единственного родного ребенка для спасения приемных детей, не говоря уже о чужих детях? А Господь Бог отдал своего Сына единородного для спасения десятков миллионов грешников. Божья любовь к своему творению значительно сильнее и мудрее. Мать любит и воспитывает несколько детей, а Бог любит и воспитывает десятки миллионов своих детей. Говоря о Божьей любви к нам будем всегда помнить «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Это ли не доказательство безграничной любви Бога к людям. Бог Свят, и ничто не чистое в Царствие Небесное не войдет. А наш Бог, как любящий Отец, чтобы Его дети были рядом с Ним, поэтому через Слово Свое учит нас и требует от нас чтобы мы жили по слову Его, если конечно хотим войти в Царствие Небесное. Слово Божие требует от нас, верующих, любви к ближнему. В своем первом послании апостол Иоанн пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:8).
Изучая Слово Божие, я пришел к выводу, что любить мы должны прежде всего наших братьев и сестер по вере. Откроем Ин. 17:9,24.
Ин. 17:9 - «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».
Ин. 17:24 - «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Давайте обратим особое внимание на слова «не о всем мире молю» и «Отче! Которых Ты дал Мне». Мы все знаем слова Иисуса Христа «Никто не приходит ко Мне, без воли Отца моего», а раз мы пришли к Господу Нашему Иисусу Христу по Божьей воле, значит это о нас молит Господь, чтобы мы были там где Он. Некоторые теологи говорят, что выше прочитанные стихи относились только к апостолам. Но большинство теологов утверждают, что эти стихи в равной степени относятся как к апостолам, так и к нам. Если бы это было не так, то и заповеди Иисуса Христа относились бы только к апостолам, но они в равной степени относятся ко всем Его ученикам. К тем, кто были, к тем кто есть и тем, кто будут. Евангелие от Иоанна 13:34-35.
Ин. 13:34 - «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга».
Ин. 13:35 - «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
И если мы все здесь сидящие, считаем себя учениками Иисуса Христа, то должны иметь любовь между собою. И «любовь да будет непритворна» (Рим. 12:9). Но то, что мы прежде всего должны любить нашего брата или сестру по вере, а не человека из мира, указывает апостол Иоанн (1Ин. 4:20-21).
1Ин. 4:20 - «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?».
1Ин. 4:21 - «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
В этих стихах апостол Иоанн показывает нам, что любовь к невидимому Богу может проявляться на деле только в любви к нашим братьям и сестрам, которых видим. Более того — заповедь Божия объединяет в одно эти два вида любви — к Богу и к брату своему. Наш Господь Иисус Христос учит нас прощать наших братьев и сестер (Лк. 17:3-4).
Лк. 17:3 - «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему».
Лк. 17:4 - «и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».
С одной стороны Господь призывает своих учеников, т. е. нас, следить за своим поведением и языком «наблюдайте за собою», а с другой — призывает нас прощать наших братьев и сестер постоянно. («Семь раз в день» в данном случае — есть образ полноты). К сожалению, каждый из нас может неосознанно согрешить. И когда мы становимся на молитву с просьбой простить нас, то давайте вначале вспомним слова Иисуса Христа (Мр. 11:25-26).
Мр. 11:25 - «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».
Мр. 11:26 - «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
В этих стихах Иисус Христос указывает нам, что наряду с верой в Бога, важным условием дохождения наших молитв к Богу, является способность прощать. Прощение Богом верующего и прощение самим верующим других людей неразрывно связанны между собой и связь эта установлена Самим Богом. Всякий, получающий прощение от Бога, должен прощать своих братьев и сестер, как и Бог простил его самого.
Из любви к нам Господь показал как важно, нам верующим, жить в любви друг к другу, и какие могут быть последствия, если мы не прощаем наших братьев и сестер. К кому мы обращаемся с нашими проблемами? К Господу. К кому мы обращаемся, когда плохо себя чувствуем? К Господу. С какими только проблемами мы к Нему не обращаемся? И как нам радостно, когда любые наши проблемы с Божией помощью быстро решаются. И как нам тяжело, тогда мы молимся, молимся, а проблема не решается. Тогда пусть каждый, у кого такое случилось заглянет в свою внутреннюю кладовую и посмотрит нет ли там не прощенной обиды на брата или сестру. И когда эта обида будет выброшена, пусть опять станет на молитву, и Господь решит его проблему.
Когда мы учим своих детей или внуков, то из любви к ним стараемся предостеречь их от возможных травм. Не играйся со спичками или зажигалкой — может быть пожар. Не играйся с ножом — можешь поранить себя или другого. Не заплывай далеко и т. д. И это все от большой любви. Точно так же из любви к нам Господь предупреждает нас через Слово Свое о грехах, которые могут стать препятствием на нашем пути в Царствие Небесное.
Мы должны научиться иметь душевное тепло к брату своему по духу (вере), такое же как к брату по крови. Если мы хотим иметь сердце чуткое, надо прежде всего смирить себя. Почему Господь столько раз говорит «укроти гордыню свою»? Многие ответят, «что Бог гордым противится, а смиренным помогает». Правильно ответят. А почему «смиренным помогает»? Потому что когда человек научится укрощать гордыню свою, он научится смирению. А когда научится смирению, научится прощать. А когда научится прощать, научится любить брата своего. А когда научится любить брата своего, получит жизнь вечную в Царствии Небесном. Потому что, как писал апостол Павел (1Кор.13:13).
1Кор. 13:13 - «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Лишь готовясь к этой проповеди я осознал всю глубину Божией любви к нам, Своему творению. С тех пор как я пришел к Богу я знал и понимал, что Бог меня любит, а сейчас я не только осознал, но и прочувствовал это. Если мы, люди, так любим своих детей, то как же сильно любит нас наш Отец Небесный. Вся Библия говорит о любви Божией к нам, Его детям. Все предупреждения для нас написанные в Библии, написаны из любви к нам. Если мы любим своих детей слепо и готовы простить все, даже очень скверные поступки, то Бог Свят и все прощает. Поэтому и предупреждает нас, верующих, заранее, через своих пророков и апостолов. Слово Божие не только учит нас, верующих, любить друг друга, но и требует. Вспомните слова из заповеди нашего Господа Иисуса Христа «любите друг друга» (Ин. 13:34).
Слово «любовь» написано в повелительном наклонении «любите». Это требование к нам, это приказ нам. Иисус Христос не однажды подчеркивал, что духовное родство выше кровного (Мф. 12:49).
Мф. 12:49 - «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои».
Мы молимся, чтоб наполнялась наша церковь, а она не наполняется. Почему? И готовясь к этой проповеди я понял, что мне не хватает истинной христианской любви, не хватает душевного тепла для моих братьев и сестер. Нет не напускного, а истинного, исходящего из сердца. Ведь недаром Иисус Христос так часто клеймил фарисеев, называя их лицемерами. Возможно не только мне одному не хватает истинной христианской любви, а еще кому-то. Слово Божие запрещает нам ненавидеть брата своего или сестру и мы верующие это хорошо знаем. Поэтому некоторые верующие заменили ненависть на безразличие. Вроде как запрета на безразличие нет, но есть полное несоответствие слову «любовь», которую требует от нас Слова Божие. И как странно, когда христианин готов помочь другим странам и совершенно равнодушен к судьбе рядом сидящего брата или сестры. Будем помнить слова нашего Господа (Мр. 3:35).
Мр. 3:35 - «ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
И когда в нашей церкви будет истинная христианская любовь, Господь Сам заполнит пустующие ряды.
Наша святость заключается в чистоте наших помыслов и поступков. Потому что как писал апостол Павел (1Кор. 13:3).
1Кор. 13:3 - «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Так давайте помолимся, чтоб у каждого верующего в сердце была истинная христианская любовь.
Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы с вами, дорогие, вступили в дни строгого Успенского поста. Святая Церковь для того, чтобы нас приготовить к достойной встрече великого христианского праздника — Успения Божией Матери, специально устанавливает посты. Я хочу вам напомнить слова стихиры, песнопения, в котором Церковь учит нас, что такое пост, как должно его проводить: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа. Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка. Это малый член, но если мы его не обуздаем, то он нас будет влачить во дни поста по дебрям всякой лжи, клеветы, осуждения и злословия. Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей. Как-то, еще в прошлой беседе, я уже говорил в отношении этой добродетели, о том, насколько эта добродетель важна, необходима для нашего спасения. Потому что любовь составляет высшее благо в нашей христианской жизни и без любви все наши дела благочестия, как то: пост, молитва, воздержание, целомудрие, благотворительность — не будут иметь никакой нравственной цены. Все это не имеет истинного достоинства, если не будет любви к ближнему. И все отличие христианина именно в любви к ближнему. Без любви христианин не христианин. И христианство — не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон все живое, все твари соединяет в единую целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и на смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира. И святой апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви. Он указал на величие христианской любви, указал именно на те неземные свойства христианской любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. В Послании он пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ().
Любовь — долготерпит . То есть благодушно сносит все неприятности, все оскорбления, все напраслины, не поддаваясь движениям гнева и отмщения. Долготерпение — корень всякого благоразумия. И так по слову Премудрого, муж долготерпеливый мног в разуме. Немощной же крепок на безумие . И, продлевая далее мысль, Премудрый сравнивает эту добродетель с крепостью города, говорит, что она крепче даже самого крепкого города. Любовь милосердствует , терпит много неприятностей от других, но сама отнюдь не делает, не причиняет никакого зла ближнему. Наоборот, все скорби ближних она принимает как свои. И, сострадая ближнему, старается утешить, помочь в беде. Она все равно как елей на раны сама себя возливает, чтобы утешить, успокоить ближнего в горе и несчастье. И не успокаивается до тех пор, пока не совершит, пока не доставит утешение скорбящему.
Любовь не завидует ни дарованиям, ни отличиям, ни успеху ближнего в его делах, ни внешнему его благосостоянию. Никакому благу и совершенству ближнего не завидует, потому что это противно ее природе. Наоборот, существо любви — это желать и делать только добро, добро всем людям. Она не хочет, чтобы только ей одной самой быть счастливой, но стремится, желает, чтобы счастливыми были все люди. Таково свойство истинной христианской любви.
Любовь не превозносится , то есть не заносится, не кичится. Именно любовь делает человека благоразумным, степенным, порядочным. Заносчивость, легкомыслие свойственны только тем людям, которые любят других плотской любовью. А кто любит истинно духовной любовью, те от этого свободны.
Любовь не гордится . Какими бы ни был одарен дарованиями человек, но если он имеет действительно христианскую любовь, то он никогда не мечтает о себе, что он имеет что-то лучшее в сравнении с другим живым существом. И сколько бы он ни совершил добрых дел, все равно считает, что ничего не сделал особенного. Вот таково свойство истинно христианской любви.
Любовь не раздражается, не мыслит зла . То есть даже если тот, кому христианин благодетельствует, и доставляет ему какие-то неприятности, то все равно христианская любовь не огорчается. Она все равно старается творить добрые дела, невзирая ни на какое, может быть, и нехорошее поведение со стороны того человека, которому оказана любовь. Любовь даже и не мыслит зла . Она не мыслит зла во зле. Как сама любовь чужда всякого коварства, всякого зла, так и в других, в любимом человеке она не видит этого зла. Другие, может быть, и видят в человеке это зло, но любовь его не видит в нем — потому что любит. Любовь все терпит, все покрывает, все недостатки, все слабости, немощи. Человеку приходится терпеть всякие неприятности, может быть, даже поношения, побои. Но любящий человек все это покрывает. Пример можно привести из Ветхого Завета — жизнь святого царя и пророка Давида. Давид был человек весьма любвеобильный, обладал даром любви. И когда возмутился против него его собственный сын Авессалом, который умыслил захватить власть и погубить своего отца ради властолюбия, то все это Давид перенес очень спокойно. Он по отношению к своему сыну не произнес ни одного укоризненного слова. И даже после того, как его военачальник убил Авессалома, пророк Давид, как дитя, плакал о нем: сын мой Авессалом! (), — не помня зла, которое ему причинил его собственный сын.
Любовь всему верит . Любовь верит любимому человеку, что бы он ни сказал, не подозревая, может быть, что какое-то там есть лукавство в словах. Но любовь всему верит , все терпит и всего надеется . Вот вкратце таковы именно свойства истинной христианской любви, которую заповедал нам Господь. Должно стяжать ее и этою любовью любить ближнего. А под ближним надо разуметь всякого человека, кто бы он ни был.
Я уже сказал, что все наши дела внешнего благочестия — пост, молитва, целомудрие, милосердие — не будут иметь никакой цены нравственной, если они не соединены с любовью к ближнему. В ряду этих дел благочестия молитва стоит на первом месте. Но и молитва угодна Богу только тогда, когда она соединена с любовью. Если же, напротив, в нашем сердце живут ненависть, злопамятство, недоброжелательность по отношению к ближнему, то пусть будет человек и богомолен, и набожен, такую молитву Господь не примет. Бог, Отец наш, есть Бог и мира. Поэтому чуждые любви и мира, они своими молитвами только оскорбляют Бога. Им даже и в храм не дозволено ходить до тех пор, пока не примирятся со своим ближним. И как они могут просить у Бога прощения, оставления своих грехов, своих долгов, а сами еще не прощают ближнего! И до тех пор пока не простят ближних в согрешении, не примирятся с ними, до тех пор и Господь не прощает их и не принимает их молитвы.
Не только молитва, но даже и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий человек не прощает согрешения своему ближнему. История христианской Церкви знает множество таких примеров. Один из них — пример Саприкия пресвитера. В первые века христианства, во время гонения на христиан, он много претерпел мук и страданий за веру Христову. И ему уже готовился мученический венец. Но вот перед самой казнью к нему обратился его приятель Никифор, который из-за чего-то с ним поссорился. Теперь он просил у него прощения. Но Саприкий ему не простил. И тотчас благодать Божия отступила от него. И он устрашился смертной казни, отрекся от креста и лишил себя мученического венца, который воспринял тот же самый Никифор, который исповедал себя христианином, и тут же был казнен. Дела нашего целомудрия, нашего постничества, подвижничества не будут иметь никакой цены перед очами Божиими, если не будут связаны, соединены с любовью к ближнему.
Опять-таки обратимся к евангельскому повествованию. Богатый юноша, который вопросил Спасителя: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (). Спаситель ему указал на исполнение заповедей. Юноша ответил, что эти заповеди он исполняет. Спаситель, провидев в его душе, что он корыстолюбив, что он пристрастен к богатству, говорит: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (). Юноша был корыстолюбивым, имел пристрастие к богатству, а корыстолюбие никак нельзя совместить с любовью к ближнему. Корыстолюбец, наоборот, часто поступает несправедливо для стяжания своего незаконного богатства в ущерб правде, в ущерб любви к ближнему. Поэтому и отошел юноша с печалью, и лишился жизни вечной, хотя все другие заповеди он как бы исполнил. Главной же заповедью была и остается все-таки любовь к ближнему. Поэтому надо помнить, что в христианстве существуют две основные заповеди — любить Бога всем сердцем, всей душой, всем своим существом, всем разумением, и ближнего своего как самого себя (Ср .: ; ; ). Нет заповедей больших, чем эти. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, и напоминаю вам и себе в наступившие дни Успенского поста, что помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою , — говорит Господь (). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь. Будем подражать первым христианам, которые, как я уже говорил, хотя и претерпели страшное гонение: их грабили, отнимали имущество, кровь христианская лилась, но были соединены таким крепким союзом любви, что у них было одно сердце и одна душа (). И поэтому они переносили всякие напасти и гонения со стороны языческого мира. Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему. Богу нашему слава во веки! Аминь.
В читанном сегодня Евангелии (Лк. 10, 25-37) решен Спа-сителем нашим - Богом весьма важный для всех нас во-прос: что делать нам,чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос предложен был Господу каким-то законоведом иудей-ским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как чита-ешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и бу-дешь жить», т. е. вечно. Но он, желая оправдать себя, т. е. по-читая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, испол-нившим закон так, как он его понимал, односторонне, непра-вильно, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» — полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека. Притчей об израненном разбойниками человеке и мило-сердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и дея-тельное участие, Господь показал, что ближним должно счи-тать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.Итак, значит, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближне-го, как самого себя. Но так как в этих двух заповедях состоит весь закон, то необходимо нужно разъяснить их, чтобы мы хо-рошо знали, в чем заключается любовь к Богу и ближнему? Итак, с Божией помощью приступим к объяснению.
Возлюби љ Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, т. е. всем существом твоим, всеми силами предай себя Богу, всего себя посвяти Ему без всякого недостатка, не дели себя между Бо-гом и миром; не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей. По примеру призвавшаго вас Святаго (Бога) и сами будьте святы во всех поступках, - говорит свя-той апостол Петр (1 Пет. 1, 15).
Объясним эту заповедь примерами. Положим, что ты мо-лишься Богу. Если ты любишь Бога всем сердцем, то ты бу-дешь молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей си-лой, всем разумением, не будешь никогда рассеян, ленив, не-брежен, холоден в молитве; не будешь давать во время молит-вы в сердце места никаким житейским заботам и попечени-ям, всякое попечение житейское отложишь, всю печаль возверзешь на Господа, ибо Он печется о тебе, как говорит апос-тол. Старайся вразуметь молитву, службу Божию вполне, во всей глубине. Если ты любишь Бога всей душой, то ты будешь каяться Богу искренне в грехах своих, будешь приносить Ему всякий день глубокое покаяние, ибо всякий день грешишь много. Будешь каяться, т. е. осуждать себя за грехи всем серд-цем, всей силой, всем разумением; будешь обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будешь приносить Богу полную исповедь, жертву полного всесожже-ния грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, не-оплаканным.
Таким образом, любить Бога всем сердцем - значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всей силой исполнять правду, творить добро и всем сердцем, всей силой удаляться зла, т. е. всякого греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т. е. не соглашаться на него, не сочувст-вовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждо-вать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.
Или еще возьмем при-мер: положим, что вас гонят за благочестие, за правду, за доб-родетель; если вы любите Бога, то вы ни на минуту не отсту-пите от благочестия, от правды, от добродетели, хотя бы эта преданность правде и влекла за собой потерю каких-либо вы-год; так как сама правда, или верность Богу и правде Его, есть величайшая для нас выгода и Бог может наградить за вер-ность Его правде сторицей и в этом, и в будущем веке. Пример тому - Иосиф праведный, сын патриарха ветхозаветного Иа-кова, и многие праведные люди в Новом Завете. Итак, любить Бога всем сердцем - значит поборатьљ по Боге, по правде Его всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением. Так поборали по Боге, по правде Его святые отцы и святые муче-ники, особенно в борьбе с ересями и расколами. Это ревность по Боге. Еще любить Бога всем сердцем - значит всеми сила-ми устремлять всех людей к Богу, к любви Его, к славословию Его, к вечному царствию Его, чтобы все познали Его, возлю-били Его, прославляли Его. Это тоже ревность по Боге!
Объяснив по силам первую заповедь, объясним теперь вто-рую: Люби ближнего, как себя. Что значит любить ближнего, т. е. всякого человека, как себя самого? Значит, почитать дру-гого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать нико-го чужим, а своим, своим братом, своим членом, а христиани-на и членом Христовым; его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем; стараться об из-бавлении его от беды, напасти, бедности, греха так, как я по-старался бы о своем избавлении. Радоваться с радующимися, плакать с плачущими, - говорит апостол (Рим. 12, 1). Должни есмы мы сильный немощи немощных носити, не себе угождати; кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созида-нию (Рим. 15, 1-2). Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).
љЛюбить ближнего, как себя, - значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин; не думать о нем не-достойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжела-тельствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, по-крывать его грехи любовью, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам. Друг друга терпите любовью, - говорит апостол (Еф. 4, 2), - не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение (1 Пет. 3, 9). Любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас (Мф. 5, 44). Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его, - говорит ветхозаветное Писание (Притч. 25, 22; Рим. 12, 20).
Любить ближнего, как себя самого, - значит молиться за жи-вых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает свя-тая Церковь в своих ежедневных молитвах.
Любить ближне-го, как себя, - значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все - чада Божий, члены Христовы (ес-ли православные христиане), все члены наши, ибо мы все - одно тело, один дух (Еф. 4, 4), всем одна Глава - Христос Бог. Так будем разуметь и так постараемся исполнить две главные заповеди закона Божия - и мы наследуем благодатью Христа Бога живот вечный. Аминь.