Хеврон. Город, где живёт ненависть
Поездка в древний Хеврон
Приезжающий в Хеврон сталкивается здесь, с одной стороны, с суровой древностью, а с другой - с современностью Ближнего востока в самом её обнажённом виде.
0 0
История Хеврона – это одновременно и история Израиля в концентрированном виде, история очень грустная, но интересная и притягательная. Я не один раз бывал в Хевроне. В этот город хочется приезжать ещё и ещё, хотя здесь и не всегда безопасно. Хеврон расположен в Иудейских горах в 36 км к югу от Иерусалима на территории Палестинской автономии. Через него проходит дорога из Иерусалима в Беер-Шеву.
0 0
В этих краях всегда селились люди. В городе сохранились развалины стен, время сооружения которых датируется двумя – тремя тысячами лет до новой эры. Они бережно сохраняются под нижними перекрытиями первого этажа современных домов и свободны для обозрения.
.
0 0
А это дорога и развалины древней стены, которым более 5 тысяч лет.
0 0
Хеврон наряду с Иерусалимом, Тверией и Цфатом является одним из четырех городов, священных в иудаизме. По преданию до Хеврона дошёл в своих странствиях наш праотец Авраам. Здесь он и поселился вблизи дубравы Мамре вместе со своей супругой Саррой. Семья была дружная, но, к огорчению супругов, бездетная. Библия рассказывает, что однажды, когда Авраам во время дневной жары сидел под дубом у своего шатра, к нему подошли три странника, которых он гостеприимно встретил, накормил и напоил. Во время разговора за трапезой один из странников предсказал, что жена Авраама, престарелая Сарра, родит сына. Сарра «усмехнулась», так как к тому времени и она и Авраам «были стары и в летах преклонных». Однако вскоре предсказание подтвердилось, и она родила сына Ицхака. После этого Авраам понял, что ангелы эти были посланниками бога.
От этой дубравы к настоящему времени ничего не осталось. Сохранился лишь один дуб. К сожалению, и он уже совсем засох. Большой вред ему нанесли паломники, которые стремились отломать себе на память кусочки коры или веточку дерева. Сейчас у подножия дуба появилась молодая поросль, но, скорее всего, это новые росточки, выросшие из желудей, а не от корня. Возраст этого дуба около 5000 лет. О его существовании сохранились предания у христиан, евреев и мусульман.
0 0
В 1868 г. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме приобрела в Хевроне участок земли, где находилась дубрава, и рядом с дубом был основан православный монастырь. Однако храм удалось построить только в двадцатом веке во времена английского протектората. Принадлежит он сейчас Московскому Патриархату.
Храм Святых праотцов
0 0
Но вернёмся к нашим прародителям. Когда умерла Сарра, Авраам купил у местного жителя за большие деньги пещеру с участком земли вокруг неё, находившуюся на расстоянии 3 км. от дубравы Мамре, и похоронил в ней жену. Позднее здесь, в пещере Махпела были похоронен и сам Авраам, а также наши праотцы, Ицхак, Яков и праматери Ривка и Лея. Название «Махпела» указывает на то, что пещера является двойной или относится к парам. Над Махпелой, находящейся в центре современного Хеврона, стоит древнее монументальное строение со стенам высотой до 12 м., построенное, по всей вероятности, во времена Ирода. Тесаные камни длиной до 7,5 м очень напоминают Западную стену в Иерусалиме.
0 0
Это единственное в своем роде строение, полностью сохранившееся со времени Второго храма до наших дней. Сегодня сюда евреи приходят молиться так же, как и к Стене Плача.
0 0
В Махпеле у каждого из наших праотцов и праматерей есть свой зал, в котором установлено надгробие, представляющее собой большой каменный шкаф, задрапированный богато расшитым покрывалом. Гробницы Авраама и Сарры расположены в центре строения, Ицхака и Ривки - в юго-восточной, Якова и Леи - в северо-западной части.
Гробницы Авраама и Сарры
0 0
0 0
Кроме центральной синагоги у каждого надгробия есть и своя синагога. В них много молящихся.
О том, что находится под зданием, известно мало. Мы знаем только, что там имеются две пещеры, одна под другой. Проникать туда и проводить исследования запрещено. Махпела является святым местом и для мусульман и для евреев. В настоящее время каждой конфессии выделены свои помещения и свои входы в здание. Евреям разрешён доступ через специальный вход, в определённое и ограниченное время. Но помещения, куда могут входить евреи, составляют не более 20 процентов общей территории пещеры. Мусульмане же могут входить во все остальные помещения, среди которых находится и зал Ицхака и Ривки. Этот зал, как и другие помещения мусульманской части территории, евреи могут посещать и молиться там только в десять определённых праздничных дней в году.
0 0
Пещера Махпела,как и весь еврейский квартал, постоянно охраняются израильскими солдатами.
0 0
Есть в Хевроне и место, переносящее нас в более позднюю историю - эпоху царей.
0 0
0 0
Эти указатели направляют экскурсантов через узкий проход, ограждённый решёткой с колючей проволокой, к могилам Ишая, отца царя Давида, и моавитянки Рут, его прабабки, живших в конце второго тысячелетия до нашей эры.
0 0
История Рут такова. Она, коренная моавитянка, была невесткой Наоми и Элимелеха, израильтян, перебравшихся в страну Моав из Иудеи, когда там царил голод. После смерти мужа, Рут не осталась на родине, а последовала за своей свекровью, еврейкой Наоми, в Иудею. Там она через некоторое время вышла замуж за родственника мужа Боаза и родила Овэйда. В его семье родился Ишай, ставший впоследствии отцом знаменитого царя Давида. Здесь, в Хевроне Давид провёл семь первых лет своего царствования до переноса столицы в Иерусалим.
Евреи жили в Хевроне во все времена вплоть до завоевания города крестоносцами в 1100 г., когда и они, и мусульмане были изгнаны из города. Есть свидетельства о том, что в конце 12 века в Хевроне проживал только один еврей. Евреев изгоняли из Хеврона и позднее, но они всегда стремились возвратиться сюда. Следующий раз еврейская община возродилась при мамлюках, завоевавших страну в 1260 г. Она была очень небольшой, бедной и притесняемой. Мамлюками был издан даже указ о запрещении евреям входить в пещеру Махпела. Позднее, в период османского владычества, еврейская община в городе начала увеличиваться в связи появлением еврейских изгнанников из Испании. В это время образовался еврейский квартал, дома которого были построены в виде замкнутого круга. В центре его находилась сефардская синагога «Авраам Авину». В этот период евреи по-прежнему не допускались в Махпелу. Начиная с 16 века, им разрешалось только подниматься на пять, а позднее - на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами к Богу в отверстие возле четвертой ступени, проходившее на 2 м. в толщу стены.
В конце девятнадцатого века в городе на пожертвования евреев из Северной Африки была построена больница,
названная «Хадасса».
0 0
В 1910 г. на Хеврон обрушились голод и чума, после которых еврейское население почти полностью вымерло.
В конце 1917 г. Хеврон был занят войсками Великобритании и в городе вновь начала восстанавливаться еврейская община. К 1929 г. она насчитывала уже 700 евреев, в основном ультра-ортодоксов. Всё же население Хеврона, включая евреев и арабов, составляло в то время 18 тысяч человек. Отношения между евреями и арабами, как и во все времена, были неспокойными.
Кульминационным событием явился совершённый арабами в 1929 году жестокий погром еврейской общины. Во время погрома было убито 67 человек, ранено 60. Еврейский квартал был разрушен, синагоги разграблены, свитки Торы сожжены. В части территории еврейского квартала был устроен городской рынок, уцелевшие дома использовались в качестве торговых помещений, складов и загонов для скота. Арабы полностью разрушили синагогу «Авраам Авину», а на ее месте устроили загон для овец и ослов. Там, где была женская часть синагоги, они построили общественную уборную, а рядом с ней устроили свалку мусора и бойню скота. Было уничтожено древнее еврейское кладбище, а на его месте появился огород и виноградник. Могильные плиты были разбиты и использовались для строительства заборов.
В 1931г. тридцать пять еврейских семей, уцелевших от погрома, вернулись в город для его возрождения. Однако, уже в 1936 г. в связи с арабскими беспорядками британские власти эвакуировали еврейское население из Хеврона и до 1947 г. в городе проживал всего лишь один еврей.
В 1948 году, во время Войны за независимость Хеврон был оккупирован Иорданией. Однако в результате Шестидневной войны 8 июня 1967 г. израильская армия овладела Хевроном, и весной 1968 г. в городе начали появляться первые евреи, которые арендовали в городе арабскую гостиницу «Парк». Накануне праздника Песах в нее вселились десять семей с детьми и много молодёжи. Они остались там и после праздника, требуя у правительства разрешение на возвращение в отнятые арабами дома. После того, как поселенцы провели в гостинице несколько недель, правительство, из соображений безопасности, решило перевести их в огромное здание военной администрации, построенное ещё англичанами. Здесь евреи постепенно обживались. Сюда прибывали новые семьи. Через три года, в 1970-м году под давлением общественности, правительство приняло компромиссное решение построить новый еврейский квартал рядом с Хевроном. Он был назван Кирьят-Арба, по второму древнему названию Хеврона. Численность населения Кирьят-Арбы сейчас составляет ок.7500 человек, большинство из которых религиозные евреи. Основу светского населения составляют новые репатрианты из бывшего СССР. Вокруг города расположено несколько небольших районов, ферм и поселенческих форпостов.
Однако и после основания Кирьят-Арба многие евреи не переставали мечтать о возвращении в древний квартал Хеврона, откуда они были с жестокостью изгнаны арабами и англичанами. Но правительство не было заинтересовано в этом и на все просьбы отвечало отказом.
И вот, в 1979 г. в дни 50-летия погрома в Хевроне в здание «Хадассы» проникли 15 женщин из Кирьят-Арбы с 45 детьми. В тяжелейших условиях, без отопления, электричества, водопровода и канализации, отрезанные от своих семей, мужественные женщины с маленькими детьми прожили около года в полуразрушенном доме. Единственным их требованием к властям было разрешение на возобновление еврейского поселения в Хевроне.
Фотография еврейских поселенцев «Хадассы" хранящаяся в музее
0 0
В это время произошло страшное событие. Субботним вечером в начале лета 1980 г. группа еврейских молодых людей была обстреляна из автоматов из засады с крыши арабского дома. Шестеро евреев были убиты. Только после этой кровавой бойни правительство вынуждено было удовлетворить требование героических еврейских женщин, и выдало разрешение на восстановление старых и строительство новых домов на месте древнего еврейского поселения. В течение последующих нескольких лет осуществлялось строительство, в результате которого в Хевроне образовалось пять небольших районов проживания евреев, окружённых арабскими домами.
Но противостояние евреев и арабов продолжалось. 6 декабря 1993 года недалеко от Кирьят – Арбы арабскими террористами были застрелены выходец из Советского Союза Мордехай Лапид и его сын Шалом. Для оказания помощи жертвам был вызван друг их семьи врач Барух Гольдштейн, но он уже не мог их спасти. Решительных мер против арабского терроризма государством не предпринималось. Пользуясь этим, арабы начали открыто готовиться к массовому теракту против евреев. Узнав об этом, Барух Гольдштейн, вооружённый автоматом, зашёл в зал, где молились мусульмане, и расстрелял свыше двадцати арабов и десятки их ранил. Сам он был растерзан арабами. Когда подняли ковры, устилавшие пол в зале Ицхака, то обнаружили там большое количество спрятанного арабами холодного и огнестрельного оружия.
До декабря 1993 года евреи и мусульмане могли одновременно посещать пещеру Махпела. Конечно же, после произошедшего инцидента об этом не могло идти и речи.
С 1996 г город был разделен на две части, большая часть которого перешла под контроль Палестинской автономии, а меньшая, включающая пещеру Махпела, еврейские и часть арабских кварталов остались под контролем израильской армии. Сообщение между арабской и израильской частями стала осуществляться через контрольно-пропускные пункты. Еврейская часть города постоянно отстраивается. Большую роль в возрождении Хеврона сыграл репатриант из бывшего Советского Союза профессор Бенцион Аронович Тавгер (1930-1983гг.). Он не только организовал расчистку старого еврейского кладбища и реставрацию разбитых надгробий, но и вместе с другими активтстами осуществил раскопки знаменитой синагоги, которая сейчас является украшением Хеврона.
0 0
Центр Хеврона, где расположена синагога «Авраам-Авину», назван в честь Тавгера. Об этом говорит памятная доска, установленная у главного входа в синагогу.
Другим энтузиастом возрождения еврейского Хеврона является наш современник Шмуэль Мучник - художник, историк, фотограф и экскурсовод.С 1984 года живет он в хевронском квартале Бейт Хадасса. Все его картины посвящены Хеврону. Шмуэль является создателем Музея Наследия Хеврона, размещённого в помещениях бывшей больницы «Хадасса».
Некоторые города влюбляют в себя, какие-то разочаровывают. Иногда, погуляв по улицам нового места, у тебя остаётся множество вопросов. В Хевроне всё по-другому. Город задаёт вопросы тебе.
Очень странные ощущения. Писать рассказ про Хеврон непросто. Наверное, это самый странный город на планете. Он практически вымер. Город-призрак. И в то же время - живее всех живых, всё здесь бурлит, как в мегаполисе. На 250 тысяч арабов - 600 человек еврейского населения. Но их присутствие заметнее, чем где-либо в Израиле.
Огромное поселение физически разделёно надвое: одна и та же улица может быть разрублена напополам, между евреями и арабами. Берлинская стена отдыхает.
1 Если заезжать в Хеврон с арабской стороны - ничего необычного, обыкновенный палестинский город. Повсюду базар и торговля, чтобы ездить в таких условиях - нужны железные нервы и стальные яйца.
2 Хевронцы живут своей жизнью, верблюжатинкой вот торгуют. Это местный деликатес. Тушёный верблюд по-хевронски - знаменитое блюдо. А каждый день можно забить только лишь одного верблюда.
3 Сегодня город расположен на территории Палестинской Автономии, однако он разделён на две части, H1 и H2, арабскую и еврейскую. И тем, и другим запрещено переходить границу, город существует как два отдельных. Вот типичная улица арабского Хеврона. Стоит посмотреть наверх, увидите большой израильский флаг и будку-башню на крыше. Блокпост израильской армии. Большой брат следит.
4 Когда-то эти улицы были единым целым, и даже не было отдельных кварталов. И арабы, и евреи жили вместе, соседствовали помаленьку, торговали друг с другом, и даже иногда ходили в гости. Теперь же сделать это, скажем так, проблематично. Лестницы завалены мотками колючей проволоки егозы, улицы просто-напросто перекрыты бетонными блоками.
5 Здесь была шумная торговая улица. Сегодня эта лавка - последняя. Торговец-араб указывает в сторону высокой стены, в которой есть бронированная дверь на еврейскую территорию. Изнутри она не открывается.
6 Хевронцы, кажется, почти свыклись с таким положением дел. Но они всё очень хорошо помнят. Любая искра вызовет новый, ещё более сильный взрыв.
7 Из-за чего возник конфликт и почему город оказался разрезан надвое? Из-за общих корней евреев и арабов. Конкретнее - из-за могил праотцов, известных каждому по Библии: Аврааму, Исааку и Якову. Кости эти значимы для всех трёх мировых религий, особенно для иудеев и мусульман. Для последних это и вовсе четвёртое по святости место, после Мекки, Медины и Иерусалима.
Так, исторически Хеврон был более арабским городом (хотя ислам пришёл сюда позже, но засел в головы людей плотнее), но иудейская община существовала в нём с самого основания. И жили они относительно тихо-мирно. До 1929 года, когда здесь, в Хевроне, случился еврейский погром. Как вы знаете, в двадцатые-тридцатые годы многие люди возвращались со всего света сюда, на Святую землю, хотя до создания государства Израиль были долгие годы. Но арабам очень не по нраву был резкий приток эмигрантов. В результате стычки погибло 67 евреев, было сожжено около сотни домов. Жители испугались и начали убегать, переселяться в другие города.
8 Почти сорок лет арабы радовались одиночеству: сперва, после войны за независимость Израиля, весь Западный берег, включая Хеврон, отошли Иордании. Связь евреев со своими святынями была прервана не только здесь, но и в Иерусалиме (как помним, Храмовая гора, например, до сих пор в иорданских руках). А вот в 1967-м, в ходе Шестидневной войны, территории эти вернулись под израильский контроль. Третье возвращение евреев арабским жителям совсем не понравилось, с тех пор началась самая кровавая страница в истории города. Которая, на самом деле, не дописана до сих пор.
9 Дозорные башни - совсем не просто так. В бронированных будочках дежурят солдаты ЦАХАЛа. Вот этот парень долго наблюдал за тем, как я бродил по улицам и снимал их с разных ракурсов. Солдат наблюдал с еврейской высоты, я гулял по арабской части. В какой-то момент я вылез на крышу одного из домов и наши взгляды встретились. Ничего, ровным счётом ничего. Посмотрел и отвернулся. Человек с большой камерой его не заинтересовал. В этих краях это значит турист, а не шпион.
10 Здесь была обыкновенная городская улица. При разделении города она осталась в арабской части, перпендикулярная ей - в еврейской. Поэтому улицу просто загородили блоками. Но до блоков ещё двадцатиметровая полоса безопасности, колючая проволока и забор.
11 “Второй этаж” одной из арабских улиц. Железные навесы защищают торговые ряды от солнца, не более того.
12 По сравнению с шумным или туристичным , здесь немноголюдно. Как почти везде в палестинских городах, почти каждая улица базар. Но здесь торговля вялая, за клиентов буквально дерутся.
13 Камень из прошлого. Эта мемориальная доска на иврите висит до сих пор. Арабы её почему-то не трогают.
14 Есть сувенирные ряды, предлагают всё подряд. Нужно же чем-то заинтересовать немногочисленных иностранных туристов. Иностранных - потому что израильтянам сюда нельзя. Какие здесь сувениры? Ну вот, например, первоклассные поделки, сделанные руками палестинских женщин. Ещё монетки старые: сегодня в автономии в ходу обыкновенные израильские шекели, а когда-то у них были и свои деньги.
15 Одна из палаток очень странная. Здесь показывают фотографии израильских поселенцев, занявших арабские дома
: просто фотографии обычных людей. И рядом - араб в инвалидном кресле.
16 Ещё мужчина-торговец показывает видеозапись с камеры, где израильская армия разгоняет еженедельное мирное шествие хевронских арабов
. На видео, в самом деле, видно, как открываются ворота и с израильской стороны приходят люди в касках и бронежилетах. Дальше всё это напоминает то, чем заканчивается почти что каждый российский митинг: ОМОНовцы тащат народ в автозаки. Куда тащат здесь - непонятно. Видео начинается непосредственно с винтилова, что ему предшествует, нам не показали. Нужно понимать, что и солдаты не ангелочки, и арабы - не безвинные ягнятки.
17 Хеврон очень старый город. Настоящий, подлинный Middle East. Здесь много закоулков и дворов-колодцев. Реалии сегодняшнего дня заставили подпортить вид: небо теперь в клеточку. Каждый такой дворик закрыт сеткой: говорят, поселенцы-израильтяне балуются и сбрасывают на арабов всякий мусор.
18 Я делаю эту фотографию с палестинской части. Там, где стоит будка - уже Израиль. В некоторых местах арабы и евреи до сих пор соседствуют, но через дверь им в гости не сходить. Через окно тоже.
19 Многие кварталы почти полностью заброшены, такая красота пропадает.
20 Улицы оказались отрезанными друг от друга, некогда шумный проходной двор становится тупиковым. Арабам тоже не нравится жить в постоянном напряжении, многие уезжают, оставляя после себя пустые дома.
21 Страшнее всего понимать, что это вряд ли когда-то закончится. Смотришь на этих ребятишек, обычные мальчишки идут из школы. Там, по другую сторону стены, возвращаются из своей школы еврейские ребята. Они могли бы дружить, но они даже не могут встретиться. Зато с самого детства они слышат об оккупантах и врагах, что с одной, что с другой стороны.
22 В компьютерном клубе они играют в стрелялки. Помню, была такая игра, “Контр-Страйк”. Мне она никогда не нравилась, чего не скажешь о подавляющем большинстве. Там все играли по сети, друг с другом. Одни - на стороне террористов, другие за полицейский спецназ. И декорации были такие похжие на Хеврон.
Так что, в каком-то смысле стена помогает. Не претворить компьютерную игру в жизнь. Здесь это кажется совсем простым.
23 В дозорной будке сегодня дежурит кот.
25 А вот рыночная улица. Несмотря на разгар дня, совсем пустая. Все лавки закрыты. Причём, мне кажется, много лет.
26 Стальная клетка КПП между двумя Хевронами. К туристам не особенно пристают, у меня даже не проверили паспорт. Видно, что чекпоинт сделан прямо в арке бывшей улице, видите всё те же торговые лавки по обе стороны?
27 Куда более строгий контроль нас ждёт через сто метров от КПП. Здесь вход в Пещеру Праотцов: то самое здание, из-за которого и поделили весь город напополам. Вооружённые до бровей полицейские проверяют документы, спрашивают вероисповедание и отбирают острые предметы.
28 Мы входим на мусульманскую сторону, здесь мечеть. Возле входа очень необычные ворота: здесь могут прятаться солдаты на случай нападения. И всё это - неспроста. Именно здесь, ровно двадцать лет назад, в 1994-м, случилась кровавая бойня. Поселенец Барух Голштейн, обычный врач, ворвался в мусульманскую часть Пещеры в ночь перед Рамаданом и расстрелял кучу народу. История крайне мутная, если хотите - прочтите в интернете хронологию и последствия. Но именно после того случая между двумя частями одного здания построили внушительные ворота.
29 С этой стороны - обыкновенная мечеть. “Домики” изображают могилы. На самом деле, люди похоронены глубоко внизу. Собственно, в пещере.
30 Пещера - место сакральное для иудеев, мусульман и христиан. Кроме Авраама, Исаака, Иакова здесь похоронены их жёны. А ещё, если верить легенде, именно здесь покоятся Адам и Ева. Но попасть туда нельзя никак, считается святотатством. Можно посмотреть на огонёк свечи глубоко внизу, через эту дырку. С израильской стороны посмотреть нельзя.
31 В особых круглых комнатах, с окнами, но без дверей, стоят саркофаги. Как раз они и олицетворяют могилы древних “патриархов”. Окно напротив - еврейская часть. Между ними - пуленепробиваемое стекло. На всякий случай.
32 А вот и двери, разделяющие здание. Совсем близко, но попасть “на ту сторону” местные не могут никак. Только такие как я, туристы с паспортом третьей страны.
33 Туристов в Хеврон не возят. Некоторые добираются самостоятельно, но обычно они смотрят либо один, либо другой Хеврон: то ли времени не хватает, то ли военные не пускают, как в случае с израильтянами. Разумеется, я не смог отказаться от возможности посмотреть обе стороны баррикад. Израильские полицейские вежливо проверяют документы, видят, что я не имею отношения к сторонам конфликта и разрешают пройти в еврейскую зону.
34 Отсюда всё вообще совершенно не кроваво смотрится. Но как-то отпускает. В арабской части испытываешь напряжение, и не только в Хевроне, а вообще. Там вечный базар, шумиха: это интересно и колоритно, но быстро приедается. Приставучие торговцы не добавляют комфорта. На израильской стороне - почти полная тишина.
35 Мицва-мобиль. Это иудеи всего мира переняли из Америки, где проповеди с колёс популярны у всех цекрвей. В данном случае это мобильная синагога. Можно подойти, поговорить с раввином, взять религиозную литературу.
36 Пещера праотцов, Махпела, с другой стороны. Есть основания полагать, что это самое древнее ныне существующее здание, не утратившее своего первоначального назначения. Говорят, этому строению две тысячи лет, и построено оно было во времена Ирода Великого. Комплекс никогда не достраивался и не перестраивался.
Да, лучший ракурс открывается с израильской стороны. А ведь долгое время, почти восемьсот лет, всё было совсем наоборот. Восемь веков место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 1967 года евреи могли молиться снаружи, как у Стены Плача.. Молившимся было запрещено подниматься выше, чем на седьмую ступень. Израиль отменил запрет после Шестидневной войны, и "седьмая ступень” была разрушена. Однако, и после этого иудеям позволялось заходить внутрь лишь в определённые часы. Всё изменилось после теракта 1994 года, той самой бойни. С тех самых пор правительство Израиля разделило здание перегородкой, и на сегодняшний день мусульманам осталось лишь 35% площади.
37 Здание Махпела огромно, но для публики открыта лишь очень крохотная часть: в пещеры нельзя, на верхние этажи нельзя, на крышу - и тому подавно. По сути, доступен лишь один этаж: с арабской стороны это классическая мечеть, ну а с еврейской - типичная синагога.
38 Обстановка здесь - прямо противоположная мечети. Там всё тихо и чинно, люди молятся на коленях в одиночестве. У евреев - весёлый праздник, люди водят хоровод и поют песню.
39 А вот тот же самый саркофаг, что мы видели ранее. Обратите внимание на мусор на полу: поставили пуленепробиваемое стекло, а люди всё равно друг в друга кидаются.
40 Двери-перегородки с другой стороны. Замки именно с этой стороны, и здесь сидит вооружённый полицейский.
41 Но то, где мы были до этого - ещё не израильская сторона Хеврона, а лишь еврейская часть Пещеры Патриархов. Настоящий “Хеврон-два” начинается чуть дальше. Минуем ещё один пост, показываем паспорт и оказываемся в абсолютно мёртвой зоне: ни одного человека вокруг. Это зона отчуждения,
42 Хотя и “хеврон-два” сам по себе выглядит не очень живым. Так ведь и обитателей здесь, как писал выше, шестьсот человек. В этих домах жить просто некому. Балконы закрыты мелкой решёткой, чтобы не кидали камни и коктейли Молотова. Эти балконы - арабские, а сама улица - еврейская. Интересно, каково это - жить и смотреть в окно на мир, куда не можешь попасть? При том, что этот мир - соседняя улица.
43 Хевронская стена во всей красе.
44 На израильской стороне.
45 Ещё одна брошенная улица. Сегодня это ничейная земля.
46 Находясь на еврейской стороне, поднялся на крышу и подошёл к солдатской будке. Израильские солдаты никогда не запрещают себя фотографировать. Постоять и понаблюдать вместе с ним можно совершенно спокойно.
47 Не только солдаты, но и сотни видеокамер следят за тем, что происходит на арабской стороне Хеврона. Арабы под колпаком.
48 Палестинцы отвечают собственной “флаговой атакой”. Хотя смотреть на них некому, разве что туристам.
49 А вот одно из немногих живых зданий на еврейской стороне. Кажется, это синагога.
50 Так выглядит небольшое КПП между районами. Внутри - рамки металлодетекторов и солдаты. Когда вы выходите в арабский Хеврон, никто не спрашивает документы и даже не поворачивает голову на писк рамок. Там вы - сами за себя.
51 Гулять по Хеврону очень интересно как фотографу, но очень тревожно как человеку. Очень быстро осознаёшь, насколько мелкими могут быть твои собственные проблемы.
52 А ведь так со стороны может на минуту показаться, что мир уже достаточно взрослый и опытный, а история полна живых примеров. Но нет ещё, не навоевались. И планета доказывает это каждый день.
На высоте 927 метров над уровнем моря, считается вторым по значимости для религиозный евреев городом, после Иерусалима. Один из старейших городов страны с непрерывной историей, свято почитаемый евреями всего мира, и постоянно балансирующий на острие ножа, готовый в любую секунду взорваться пороховой бочкой неимоверной мощности из за сложной ситуации в городе и острой диспропорции населения: в городе проживают 160 тысяч арабского населения и около одной тысячи ультраортодаксальных евреев. Не в пример древним городам, таким как , взрастившим Телль Авив и ставшим теперь мегаполисовм , Акко – пример мирного сосуществования арабского и еврейского населения, Хайфа – пример плодотворного сотрудничества людей разных национальностей и вероисповедании – в Хевроне постоянно чувствуется накаленная атмосфера из за невозможности примирения двух сторон.
С десятого века до нашей эры по первый век нашей эры город Хеврон был центром еврейской диаспоры, славящийся высоким экономическим уровнем, торговыми умениями и будучи всегда религиозным центром. Именно здесь были поставлены шатры Авраамом, здесь, у (древнее дерево, сохранившееся до наших дней, под которым, согласно Писанию, Авраам говорил с Господом), он общался с тремя странниками (позднее этот эпизод получил несколько иную интерпретацию у христиан, и стал основой при написании Андреем Рублевым иконы «Троица»), здесь ему было обещано, что жена его Сара сделает его отцом сына Исаака. Здесь, после кончины своей жены Сары, Авраам купил землю со стоявшей на ней (ныне известна еще и как Пещера Патриархов), в которой и похоронил ее. В некоторых источниках захоронения в Пещере начинаются с Сары, в соответствии с иными – здесь похоронены самые первые люди: Адам и Ева, после Сара и Авраам, Исаак и Реббека, и после Иаков и Лия. В переводе с иврита Пещера Махпела означает «парная, двойная». До сих пор бытуют два варианта интерпретации названия: Махпела – парная в виду наличия нескольких этажей в гробнице или террасовидного строения, или парная, как место захоронения четырех пар прародителей человечества (рядом находящееся селение Кирьят Арба, что переводится, как «поселок четырех»).
До восьмого века, евреи относительно спокойно жили в городе, отмеченном на карте, как Хеврон и молились в Пещере Махпела, чему не препятствовала ни одна из постоянно сменяющихся властей: арабы, на чью смену пришли крестоносцы, турки. В восьмом веке нашей эры вышел запрет для евреев входить в здание Пещеры – теперь они не могли подниматься выше, чем седьмая ступень, что соблюдалось вплоть до 1967 года. В девятом веке в город переехали испанские евреи после изгнания из Испании, и, выкупив часть земли, выстроили квартал еврейской общины с четырех – пятиэтажными строениями, и несмотря та то, что отношения с арабами не были простыми, община вела закрытый образ жизни и мало кому мешала.
Такая ситуация продолжилась до 1929 года, когда при молчаливом попустительстве со стороны английских властей, контролирующих в то время Палестину, арабами был разгромлен еврейский квартал, в результате чего множество людей получили ранения и 67 не пережили этих событий. Прикрывшись благовидным предлогом, соблюдения безопасности еврейского населения, англичане принимают решение вывезти за пределы города почти тысячу иудеев, создавая прецедент в истории нахождения еврейского сообщества в городе Хеврон. По результатам Войны за Независимость, Хеврон переходит в ведение Иордании, где в 1853 году квартал еврейской общины стерт с лица земли и вместо него оборудован рынок оптовой торговли. Таким образом, ход событий в корне не устраивал мировую еврейскую общественность, и в ходе Шестидневной войны 1967 года Хеврон был взят Израильской армией всего за одни сутки. С этого года Хеврон гордо значиться на карте Израиля, и вряд ли что-то может произойти, что бы евреи поступились этим городом, пусть и населенным преимущественно арабским населением.
С 1970 года в городе началось активное восстановление еврейских кварталов, и, не смотря на некоторое сопротивление части израильской общественности, боявшейся, что заселение Хеврона может оказать резко негативное влияние на ведение мирных переговоров, город стал пополняться еврейским населением, особенно район Кирьят Арба (близ самого Хеврона), где сегодня насчитывается около восьми тысяч еврейского населения. Стоит отметить, что здесь поселяются наиболее ультраортодоксальные евреи, непримиримо относящиеся к арабам, а о лояльности самих арабов, к сожалению, тоже говорить сложно. Поэтому Хеврон – взрывоопасная, пороховая бочка страны.
Первое время стороны смогли договориться о мирном сосуществовании и о совместном пользовании Пещерой Махпела: закончился перерыв в более чем в семьсот лет и евреи опять получили возможность молиться в Пещере Патриархов. Израильским правительством было установлено расписание молитв в разное время для иудеев и мусульман, таким способом, пусть и очень не прочный статус-кво, был достигнут. До тех пор, пока во время Пурима (еврейский праздник) в 1994 году, еврей Барух Гольдштейн устроил самовольный расстрел двадцати девяти арабом во время того, как они молились, после чего был убит негодующей толпой. Этот эпизод сделал надежду на мирное урегулирование тщетной. Пещеру разделили на две части: еврейскую и мусульманскую – часть могил праотцев осталась на иудейской стороне, часть оказалась на стороне арабов. Европейцу не составляет проблем побывать как на одной стороне, так и на другой, однако арабу на еврейскую часть вход настрого запрещен, равно как и еврею на арабскую.
Несмотря на атмосферу в городе, словно на границе воюющих государств, где вход в город охраняется израильскими КПП с зараженными, отнюдь не холостыми патронами автоматами, а для проникновения в Пещеру, так же надо пройти блок посты израильской армии, количество паломников в город не уменьшается, что дает дополнительное ощущение важности миссии небольшому количеству еврейских семей здесь живущих. Огромное количество достопримечательностей Хевнона имеют большую ценность, как для иудеев и мусульман, так и для христианского мира. ежегодно принимают тысячи паломников со всего света. Православное присутствие в Хевроне обуславливается купленным в конце девятнадцатого века участка, тремя километрами севернее Пещеры, на территории которого и растет древний дуб, под которым Аврааму явился Бог. Дерево обнесено ограждением, что бы паломники, обуреваемые рвением к святости, не разобрали дуб на сувениры.
Вконтакте
Хеврон - крупнейший город в южной части реки Иордан в , столица провинции Хеврон.
Расположен в 30 км южнее Иерусалима на высоте 927 м над уровнем моря.
Население около 229,3 тыс. палестинцев (2009) и 800 израильтян, проживающих в историческом еврейском квартале, который находится под контролем израильской армии.
Самое известное историческое место в Хевроне это (Патриархов), которая является святыней для иудеев, христиан и мусульман.
История
После завоевания евреями Ханаана вошел в надел и был передан семье Халева, сына Иефоннии (Калева бен Иефуне).
Еврейское население непрерывно жило в Хевроне в течение более 3 тысячелетий - с 13 в. до н.э. и по 1929 г.
Хеврон стал первой столицей в 950 г. до н. э.
До Первой мировой войны - под .
Английские власти не обращали внимание на призывы арабских лидеров к уничтожению еврейской общины в Хевроне.
В 1929 г. это привело к массовому в городе. Было убито 67 евреев, сотни евреев были искалечены. Еврейская больница Бейт-Хадасса, в которой лечились все жители города, была разграблена и разрушена.
В 1936 г. еврейское население Хеврона было эвакуировано из города.
В 1948-67 гг. Хеврон был оккупирован Иорданией. В ходе 1967 г. оказался под контролем Израиля.
В 1968 г. инициативная группа во главе с равом Моше Левингером решила возобновить еврейское присутствие в Хевроне.
Со временем были созданы 3 еврейских квартала: Авраам-Авину, Бейт-Хадасса и Тель-Румейда.
В возрождении еврейского Хеврона важную роль сыграл репатриант из СССР, профессор физики Бенцион Тавгер. Его усилиями были восстановлены из руин синагога, носящая имя Авраама, и старое еврейское кладбище.
Современное положение
В начале 1997 г., в соответствии с Хевронскими соглашениями город был разделен на два сектора: H1 и H2.
Сектор H1, в котором проживает 120 тыс. палестинцев, перешел под контроль .
Сектор H2, который населяют 30 тыс. палестинцев, остается под контролем израильской армии для защиты нескольких сотен жителей еврейского квартала.
Перейти из сектора в сектор можно через любой из 16 израильских контрольно-пропускных пунктов.
В Хевроне зачастую происходят вооружённые столкновения между израильской армией, еврейскими поселенцами и арабами.
Фотогалерея
Население: 229,3 тыс.
Телефонный код: +972 2
Время: UTC+2
Полезная информация
Хеврон
ивр. חֶבְרוֹן, «Хеврон»
араб. الخليل, «Аль-Халиль»
англ. Hebron
В Библии также упоминается как Кириаф-Арба (Быт.23:2, 35:27).
www.hebron-city.ps англ/араб
Теракт Гольштейна
В 1994 г. врач Барух Гольдштейн вошёл в Пещеру Патриархов с заряженным автоматом в то время, когда там молились мусульмане, и начал стрелять в молящихся.
В результате погибли 29 человек и десятки были ранены. Барух Гольдштейн был растерзан толпой, а созданная израильскими властями комиссия признала его поступок преднамеренным и необоснованным убийством.
После этого инцидента израильские власти разделили Пещеру Патриархов таким образом, чтобы евреи и арабы не молились в одном помещении и не имели контакта между собой.
Сразу скажу - еврейские радикалы и мусульманские фанатики - проходите мимо, и не читайте этот отзыв. Дело в том, что у меня есть хобби называть вещи своими именами, а ситуацию в целом рассматривать с позиции стороннего наблюдателя, не обделенного здравым смыслом и определенным чувством юмора. Кроме того, я не ощущаю духовный экстаз, когда посещаю святые места, и не впадаю в транс от убедительных и громких доводов религиозной публики. Может быть я в этом ущербен, но от посещения мавзолея Ленина я не испытывал прилива гормонов, у Стены плача в Иерусалиме не возникало желание уткнуться в нее лбом, а общение с фанатиками любой веры вызывало зевок. На мой взгляд, человеческая жизнь всегда должна перевешивать любые религиозные догмы. Вместе с тем, даже будучи атеистом, убежден, что уважать религиозные чаяния окружающих абсолютно необходимо. Показательно и то, что данный отчет удалили в сообществе tourism_il за...пропаганду антисемитизма! Кстати, коллеги, если вы найдете в сей заметке хоть каплю антисемитизма, ради бога напишите, ибо я ничего подобного не нахожу.
Махпела - место захоронения праотцев
Краткая история конфликта
Хеврон - крупнейший город Западного берега, который населяют около 500 тысяч палестинцев. Это один из древнейших городов на свете, чрезвычайно значимая святыня для евреев и мусульман. Здесь, исходя из легенды, захоронены еврейские праотцы Авраам, Исаак и Яаков. Для мусульман это четвертое по значимости место, после Мекки, Медины и Иерусалима. По той же причине, что и для иудеев - здесь захоронены праотцы, являющиеся столь же значимыми и для мусульман (). Небольшая еврейская община существовала в Хевроне практически во все времена, и в целом они вполне мирно сосуществовали с мусульманским большинством (справедливовсти ради следует сказать, что ислам пришел на Святую Землю гораздо позднее). И так вплоть до первой половины 20 века, а точнее говоря 1929 года, когда обострение арабо-еврейских отношений из-за массового притока еврейских эмигрантов (что категорически не принималось арабами) и бездарная политика британских властей спровоцировали кровавый антиеврейский погром в Хевроне, в результате которого 67 человек было убито, множество еврейских домов сожжено, а существовавший веками статус-кво был нарушен. Британцам в какой-то мере удалось утихомирить страсти, пусть и с преступным опозданием. Но евреям стало очевидно, что ничего хорошего их в Хевроне не ждет, и они начали массово покидать город, бросая имущество, магазины и дома.
По окончанию войны за независимость Израиля 1948 года, Хеврон, ровно как и весь Западный берег отошли Иордании, и связь евреев со своими святынями в Иерусалиме (Старая часть города тоже отошла Иордании) и Хевроне была прервана до 1967 года, когда в ходе шестидневной войны Израиль захватывает Западный берег у Иордании, Синай у Египта, и Голаны у Сирии. И вот с этого момента начинается новейшая история Хеврона, беспрецедентная по взаимной ненависти и волнам кровавого насилия. Надо заметить, что на первых порах израильское политическое руководство препятствовало возвращению евреев в Хеврон, поскольку в свете сложившейся ситуации это привело бы к насилию.
Еврейский квартал старой части Хеврона вокруг Махпелы (места захоронения праотцев) был давно облюбован палестинцами, а оставленные евреями синагоги и дома волею демографии и урбанизации оказались аккурат в центре этого большого арабского города. Израиль, сокрушивший арабские армии в этой краткой и победоносной войне, был кровно заинтересован в затишье, дабы показать окружающему миру - мы не оккупанты, мы вернулись в свой дом, мы будем лояльны к населению захваченных территорий. Хеврон же потенциально представлял собой пороховую бочку.
Как все тяжко, когда касается вопросов веры. И как печально, когда во главе угла ставятся камни и легенды, а не перспективы и счастье будущих поколений. И это, увы, касается любого межэтнического и межконфессионального конфликта. У израильского руководства не хватило политической воли на полный контроль над ситуацией, и вскоре право-радикал раввин Моше Левингер вселяется со своими сообщниками в хевронскую гостиницу "Park Hotel" (существующую и ныне, и где когда-то пару лет назад коротал ночь ваш покорный слуга!), и методами шантажа и ультиматумов добивается у правительства разрешения начать строительства нового еврейского квартала Хеврона, названного Кирьят-Арба. Сегодня этот небольшой и приятный квартал впритык соседствует с арабским Хевроном, а разделяют их колючая проволока и несколько массивных ворот, охранемых солдатами. При этом, рассматривая оба города сверху, например на google.maps (cоветую взглянуть, это интересно), становится очевидно, что это фактически один город, исключая петляющую "мертвую зону" метров в 100 шириной, разделяющую кварталы.
Дома еврейских поселенцев. Обратите внимание на зарешеченные балконы - защита от камней и бутылок Молотова...
Раввин Левингер с группой религионых евреев не ограничились достигнутым, и применили проверенную ранее тактику, но теперь уже при захвате нескольких бывших еврейских домов в старой части Хеврона, в глубине арабского квартала, откуда до вновь созданного еврейского Кирьят-Арбы было порядка 3 километров плотной застройки с весьма недружелюбным населением. Государство и здесь проявило слабость (или, как вам расскажут на экскурсии от хевронских поселенцев, если вы на таковой окажетесь - "проявило мудрость"), и позволило еврейским поселенцам на законных основаниях занять пустующие дома в центре арабского Хеврона. Здесь весьма и весьма тонкий нюанс, ибо с точки зрения общечеловеческой морали и справедливости, логично, что изгнанные люди желали вернуть то, что у них забрали.
Стены разделяют еврейский и палестинский кварталы Хеврона
С другой стороны, на мой субьективный взгляд, такие вещи не должны осуществляться методом самовольного захвата, а скорее путем взвешанного анализа на уровне государства, оценке ситуации и перспектив на будущее. Увы, все это сошло на тормозах, и выводы сделаны не были. Еще один клин был вбит в этот все более тупиковый конфликт. Далее вдаваться в детали не стану, но если интересно, то рекомендую почитать соответствующие ресурсы, например неплохой русскоязычный сайт о Хевроне . Гораздо больше ресурсов о Хевроне на английском языке, начиная с Википедии , и заканчивая официальным сайтом еврейской общины Хеврона .
Что происходит в Хевроне сейчас?
С тех пор прошло 40 лет и, как и можно было предположить, ситуация ухудшилась. Примерно 500 еврейских религиозных поселенцев живут в центре Хеврона в нескольких десятках разрозненных зданий. Единственная "дорога жизни" протяженностью в 3 километра, связывающая эти крохотные анклавы, ведет, петляя, через арабские районы в существенно разросшийся еврейский квартал Кирьят-Арба, что за пределами арабского Хеврона. Во избежание соприкосновения евреев с палестинцами, армия начисто заблокировала любые улочки, исходящие от этой дороги жизни, в результате чего был создан длинный и тонкий "аппендикс", тянущийся через весь центр Хеврона, парализуя во многом весь город в целом и создавая напряженность.
С чем бы это можно было сравнить? С берлинской стеной (отчет - ) - идеальное сравнение. Либо, в какой-то мере, с Никосией что на Кипре (). К сожалению, ситуация в Хевроне отличается от упомянутых выше столиц Кипра и Германии тем, что конфликт вовсе не исчерпан, и даже не заморожен (как на Кипре). А конфликт лишь зреет и с ужасающей методичностью проявляет себя в повторяющихся стычках и терактах. Гуляя по "улице жизни", вы то и дело видите памятные надписи о том, что здесь тогда-то и тогда-то были убиты поселенцы такие-то, а вот там - ребенок такой-то, а за углом - раввин такой-то. Все это печально.
Но не стоит забывать и о том, что еще больше жертв от совместного проживания евреев и палестинцев понесла собственно палестинская сторона. Об этом вы не услышите на еврейской половине (как и на палестинской не услышите про еврейские жертвы), а если посмеете заикнуться, то вас в лучшем случае вытолкают из любого уважающего себя еврейского религиозного дома. Как, вы задаете вопросы про этих мусульманских нелюдей? Вы с ними за одно?! Так вы антисемит и юдофоб! Вот так примерно рассматривают еврейские жители Хеврона любые темы касательно их соседей палестинцев.
Такое ощущение, что эти внешне милые и странноватые люди живут на другой планете и упорно не желают задумываться о бренном существовании и перспективах. К сожалению, схожая позиция занята и по палестинскую сторону баррикад. Многих израильтян справедливо возмущает всенародное ликование палестинцев после каждого удачного тетакта против евреев. Но почему-то все забывают о том, что в еврейском Кирьят-Арба по сей день местом настоящего паломничества является могила Баруха Гольдштейна , который в 1994 году расстрелял молящихся в пещере Махпела палестинцев, убив 29 и ранив еще столько же.
На мой взгляд, Израиль обязан препятствовать такого рода сборищам, ибо ничто не наносит большего вреда имиджу страны, как молчаливое потокание радикалам, поскольку ставит государство на один уровень с палестинскими боевиками.
Это была его личная месть за серию терактов со стороны палестинцев. Это привело к вспышке палестинской интифады, жертвами которой стали уже тысячи евреев и арабов. И этот человек возведен в ранг чуть ли не святых мучеников, что не может не удивлять. Так чего же кивать на палестинцев, которые ведут себя точно так же?
Вспоминаю, как много лет назад, будучи солдатом израильской армии, оказался на небольшой период времени в некоем религиозном еврейском поселении в качестве его охранника. И по молодости лет поимел неосторожность вступить в дискуссию на тему мира с одним из местных жителей. Я совершенно искренне пытался обьяснить этому человеку, являвшемуся раввином(!) и вдвое старшему чем я, что консенсус необходим, и что с учетом нагнетания антагонизма между арабами и евреями, дальше будет еще больше крови и страданий. Он обозвал меня сукиным сыном, антисемитом, арабским прихвостнем и...не достойным носить форму израильского солдата.
Через день меня неожиданно забрали из поселения и вернули в ту воинскую часть, где я служил. А еще какое-то время спустя мой командир показал мне записку, написанную главой службы безопасности того поселения: "По имеющейся у меня информации, данный солдат нелоялен к евреям, а его пребывание рядом с домами поселенцев не внушает уверенности в собственной безопасности у раввина А.". Мой командир грустно усмехнулся тогда, что "пейсатые совсем уже одурели", и что "они провоцируют конфликты с палестинцами, а мы, светские, вынуждены отдавать свои жизни за обеспечение их безопасности. При этом сами они в армии не служат по идейным соображениям. И им еще не нравятся наши ребята, охраняющие их же покой."
В целом, посещение Хеврона нельзя назвать приятным или поражающим воображение. Это не Лувр и не Акрополь. Это Кафка, ставший жуткой былью. Старые дома, зияющие пустыми глазницами окон, горы мусора, бетонные стены, исписанные агрессивными граффити, разделяющие еврейские и арабские кварталы, массивное присутствие солдат и полиции. Сюрреализм, Город зеро. Довольно сильный дискомфорт и желание отсюда уехать.
Котяра на разделительном заборе рассматривает месторасположение израильских военных патрулей - никак вражеский лазутчик! В момент фотографирования этого замечательного зверя, меня зацепили солдаты - чего это вы тут снимаете? Кота? Покажите камеру! Хмм, действительно кота...а зачем вы его фотографируете?
Но побывать в Хевроне хотя бы раз несомненно стоит, ибо без познания Хеврона не познать истоки арабо-израильского конфликта. Хеврон - это история кровавой бойни в миниатюре. И в данном контексте уже совершенно стираются грани. Уже не важно, кто первый бросил камень, и кто кого зарезал 70 лет назад. Важно то, что обе стороны полны рвения вовсе не искать консенсус, а биться до конца за святые камни и мощи. И это не может не огорчать.
Техника попадания
На первый взгляд попасть в Хеврон просто. Доезжаете из Иерусалима на автобусе Эггед до Кирьят-Арба, и далее пешком через КПП в арабскую часть Хеврона. От ККП на выезде из Кирьят-Арба до внушительной Махпелы - примерно километр через арабский квартал. Возле Махпелы (арабское название Харам-аль-Халиль) - автостоянка, и там можно запарковаться, если вы на машине. Через каждые 50 метров израильские патрули, которые наблюдают за любыми передвижениями. В том числе и вашими. Тут вам и снайперы на крышах, и наблюдательные вышки, и просто солдаты пограничной охраны (Магав) в переулках.
Это я к тому, что старайтесь вести себя как можно более естественно, не вертеть сильно головой по сторонам, и уж точно не фотографировать солдат. Чем больше вы похожи на придурковатого туриста, тем больше шансов, что вас не остановят солдаты или не бросят камень местные палестинцы. Касаемо бросаний камней - все понятно, гораздо более полказательна тема солдат. Дело в том, что Хеврон - это самый напряженный рубеж между арабами и евреями. Это место многочисленных провокаций, это излюбленное место разного рода правозащитных про-палестинских организаций.
Подавляющее число приезжающих в еврейскую часть Хеврону туристов, это группы, сопровождаемые неизменной охраной, и с неизменными гидами от еврейских поселенцев (в такой компании тематика экскурсий более чем очевидно - оно вам надо?). Если вы идете в толпе таких же туристов, то ваши цели и намерения не напрягают солдат - "турик он и есть турик". Ваш маршрут продуман до мелочей, и шагнуть в сторону вам не позволят, обьясняя это заботой о вашей же безопасности.
Вот как выглядит типовая экскурсия в Хеврон, организуемая поселенцами (кстати, других экскурсий там и не существует). Синим цветом я выделил ключевые темы экскурсий, дающие ясную картину общего настроя и позиций ваших гидов и собственно экскурсантов. Очевидно, что взвешанной позиции здесь не услышать, равно как и любой вопрос с вашей стороны, не укладывающийся в рамки логики "Кто не с нами - тот против нас", будет встречен в штыки:
Хеврон. Возрождение еврейского поселения
в городе после Шестидневной войны. Автобусная экскурсия.
В программе
:
Еврейское кладбище: а) Краткий экскурс в историю Хеврона в средние века и новое время.
б) Авраам Едидия Нахшон - первые похороны на еврейском кладбище после погрома 1929 г.
г) Профессор Тавгер - реставрация старого еврейского кладбища.
- Панорама Хеврона
- Квартал "Бейт Адасса" - музей и история поселения.
- Квартал "Авраам Авину" - раскопки, борьба за квартал
.
- Пещера Праотцев - рассказ про нее, а также о событиях, которые в ней произошли в последние годы. После этого будет дано немного времени на молитву
(для желающих) и на еду.
- Маахаз (форпост) "Гиборим" - описание боя и пыток
поселения.
- Синагога "Хазон Давид" - встреча с Элиэзером Броером - помощником пр. Тавгера.
- Могила доктора Баруха Гольдштейна (тот самый, что расстрелял 29 арабов)
.
- Ферма Эди Дрибена - встреча с хозяином - еврейским ковбоем из Техаса, ветераном Корейской войны, одним из старожилов Кирьят Арбы.
Экскурсия автобусная. Выезд из Иерусалима от Биньяней аУма.
Цена: 80 шек
на взрослого и 60 шек
- на ребенка.
Начало в 9:00
, возвращение в Иерусалим в 16:00
.
Если вы избрали именно групповой путь познания Хеврона, то дальше читать необязательно. Если же вы приехали самостоятельно и хотите познать это место максимально независимо - то читайте дальше.
Обязательно имейте при себе паспорт, и лучше если он будет не израильский. Даже если вы израильтянин и имеете двойное гражданство. Заморочка в том, что там на каждом шагу спрашивают, кто вы по национальности. И этот вопрос отнюдь не празден. Если вы еврей - ваc не пустят в мусульманскую часть Махпелы, и в ряд кварталов населенных арабами. Кроме того, не стоит откровенничать с солдатами и говорить, что хотя вы и из России (Украины, Казахстана, США), и ваша бабушка еврейка, и вам близки чаяния поселенцев. Не надо. Близки чаяния? Прекрасно - тогда мы вас не пустим туда и туда. Ради вашей же безопасности.
Более того, солдаты постоянно проверяют паспорта, и порой очень даже усердно ищут вьездные печати в страну. Если их нет, то вам зададут вопрос - чего вы нас обманываете, вы же израильтянин с двойным гражданством! И это благодаря таким, как ваш покорный слуга и его приятелям, которые не раз путешествовали по палестинским территориям, выдавая себя за туристов из России, США, Британии и Германии. Иначе бы нас не пропустили в ряд мест, куда нет вьезда израильтянам, и где очень даже есть что посмотреть. Ну да ладно.
Гуляя по еврейской части Хеврона, вы обратите внимание, что за вами блительно наблюдают. Солдаты на постах, поселенцы, вглядывающиеся в ваше чужое лицо, камеры слежения, натыканные на каждом углу. Остановились возле некоего брошенного дома дабы сфотографировать некую знаковую надпись вроде "Hebron forever!" - через минуту возле вас окажется армейский джип. Проверка документов. С какой целью приехали в Хеврон? Кто вы по национальности? Что фотографируете - покажите камеру. Что у вас в сумке? Это ваши вещи? Вы турист? Не врете? Зачем вы сотографировали стену - это военный обьект, нельзя снимать. А идущего по улице раввина зачем сняли - вы что-то ищите?
Между еврейскими кварталами Хеврона и палестинскими нет свободного прохода. Иными словами, если вы уже у евреев, то дабы пройти к палестинцами вам придется вернуться в Кирьят-Арба, проехать несколько километров в сторону Иерусалима, и затем свернуть по указателям на Хеврон, минуя еврейские поселения. Второй, более простой вариант - войти в арабскую часть Махпелы, заявив, что вы не еврей, а всего лишь праздный турист. Пройдя два уровня безопасности с металлодетекторами и обыском ваших личных вещей солдатами, вы попадаете в арабскую часть Хеврона. Далее вы вольны идти куда вам угодно, вооружившись хорошим путеводителем. В отличии от гнетущего еврейского квартала полного солдат и колючей проволоки, арабская часть Хеврона так и бурлит жизнью. Как любой город Востока.
На этой умиротворяющей ноте я заканчиваю рассказ, и начиная наконец собирать рюкзак - скоро отбываю на месяц в турне по Юго-Восточной Азии.
p.s Показательная ремарка постфактум. Комментарии излишни:
Израильские поселенцы осквернили мусульманское кладбище неподалеку от Кирьят-Арба.
Причиной стала насильственная эвакуация силами ЦАХАЛа каравана, поставленного известным правым экстремистом Ноамом Федерманом. Федерман намеревался построить ферму на участке земли, на который он не имел разрешения. Бульдозеры ЦАХАЛа сравняли незаконные строения с землей. В это время несколько десятков поселенцев прибыли к месту событий и начали забрасывать израильских солдат и полицейских камнями. Несколько поселенцев были арестованы за нападение на офицера. Две женщины арестованы за попытку поджога полицейского автомобиля.
После этого поселенцы разбили могильные плиты на близлежащем мусульманском кладбище, выбили окна в палестинских домах и прокололи покрышки автомобилей, принадлежащих палестинцам. Один из поселенцев сказал в интервью армейскому радио: "Мы надеемся, что они [солдаты ЦАХАЛа] потерпят поражение от своих врагов, мы надеемся, что все они станут Гилад Шалитами, мы надеемся, что их всех перебьют, потому что это то, что они заслужили".
По сообщению израильского портала ynet, поселенцы также заявили, что против руководства армии и сил безопасности Израиля необходимо провести террористическую атаку. Во время эвакуации они скандировали: "Будь проклята армия!" .