Да оставит нечестивый путь свой. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои
Ст. 8-9 Ибо мысли Мои - не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути, говорит Господь. Ибо как небеса возвышаются от земли, так возвышаются пути Мои от путей ваших и мысли Мои от мыслей ваших
Чтобы вы не считали трудным то, что Я обещаю, и чтобы вам не казалось невероятным, что может спастись нечестивец и беззаконник, или народ иудейский, или же все из среды язычников, не знавшие Бога: примите во внимание то, что во многом разнятся Мои и ваши решения и что насколько отлична [Моя] природа [от вашей], настолько - и воля. Ибо многи мысли в сердцы мужа, совет же Господень во век пребывает (Притч. 19:21) , Вы, как люди, часто, раскаиваясь в обещанном, уничтожаете прежнее решение чрез новое решение. Ибо Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей; помышления же сердца Его в род и род (Пс. 32:10) , и все то, что Он решил, не может измениться. Хотите вы знать отличие Моего решения от вашего? Насколько небо отстоит от земли, и как иное жилище ангелов, иное - людей, настолько Мои мысли отстоят от ваших решений. Ибо о Моих мыслях говорится: неиспытани судове Его и неизследовани пути Его (Рим. 11:33) . Далее о ваших: помыслиша советы, их же не возмогут составити (Пс. 20:12) , и в другом месте: еже аще совет совещаете, разорится, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас (Ис. 8:10) . Ясное не нуждается в объяснении; поэтому оно скорее вкратце излагается, чем изъясняется.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга пятнадцатая.
Лопухин А.П.
Ст. 8-9 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших
Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, - говорит Господь людям, - отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово - о спасении грешников, при условии их покаяния, - о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср.
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
Мои мысли - не ваши мысли, не ваши пути - пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Исаия 55:7-9)
В этом мире множество разных путей, по которым люди выбирают идти. Мне стало интересно, что же означает само слово «путь». Если взять интерпретацию этого слова в словаре Ожегова, то оно означает: место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Словарь Даля даёт такую характеристику этого слова: дорога, ездовая, накатанная полоса, ходовая тропа. Есть воздушные пути, есть железнодорожные пути, есть горные пути, каменистые и так далее.
Человек не может существовать хаотично (куда хочу - туда иду), всегда существуют некие направления, которые делают нашу жизнь более упорядоченной и результативной. Из всего вышесказанного мы видим, что путь-это важная составляющая человеческой жизни. И в нашей жизни всегда есть наставники или те люди, которые направляют нас на определённую дорогу.
В детстве - это были наши родители, школьные учителя, старшие братья, сёстры и так далее. Вступив во взрослую жизнь у человека появляются новые ориентиры и указатели, по которым он движется. Но наш Господь призывает нас познать Божьи пути, которые наиболее превосходнее наших, человеческих путей!
Есть мысли Божьи, а есть мысли человеческие. Есть пути Божьи, а есть пути человеческие. Есть принципы Божьи, а есть принципы человеческие. Есть воля Божья, и есть воля человеческая. Есть границы, которые устанавливает Бог, а есть человеческая вседозволенность. Есть Божья святость и чистота и есть человеческая греховность и порочность. Божьи мысли выше наших и Божьи пути выше наших собственных путей!
Так почему же мы так часто игнорируем то, что Господь повелел нам исполнять, зная на горьком опыте, что поступая по своему, мы всё равно проигрываем? Я думаю,что это человеческая лень и бунтарская натура не даёт многим войти в Его покой и успокоится от своих собственных дел, которые порой ложатся тяжким бременем на наши шеи.
В книге пророка Осии в 10:13 написано: «Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих».
Как часто мы уповаем на собственные пути, иногда даже не осознавая, что творим беззаконие! Простой пример. Допустим ты едешь в автобусе и по какой-то причине не позаботился о том, чтобы приобрести проездной билет и думаешь, что контролёр не зайдёт, Бог же меня сохранит. А когда контролёр всё же заходит, ты не понимаешь, почему так произошло. Да потому, что ехать без проездного билета в автобусе - это беззаконие и Бог не будет тебя защищать от правосудия, потому что ты нарушил закон.
Приведу ещё один пример. Каждое утро мы с младшей дочерью идём в школу. Весь путь занимает где-то минут пятнадцать. Дорога в школу расположена как бы между двух насыпей, поросших травой, они достаточно высокие. Сама школа находится вверху, как бы на возвышенности. Так вот, есть специально предназначенная выложенная кирпичом дорожка к этой школе, которая заканчивается ступеньками (три пролёта по 10-12 ступенек), по которым необходимо подняться вверх, чтобы попасть в калитку в школьном заборе и пройти ко входу.
Многие дети, которые идут в школу одни умудряются идти не по этой дороге, а взбираются на насыпь и пробираются по узенькой тропинке, которая достаточно опасна, но тем не менее их это не пугает и они карабкаются на эту гору и идут по верху. Далее дойдя до забора школы, протискиваются в узкую дыру, которую сами и сделали, и таким образом попадают на территорию школы.
Глядя на всё это я увидела как дети Божьи точно также идут проторенными своими путями вместо того, чтобы полностью довериться Божьему водительству и вверить себя в руки Господа, идя Его надёжными путями и повинуясь Его слову!
Иисус сказал в Евангелии от Иоанна 14:16 - «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Это единственный верный путь для каждого человека! Возвращаясь к истории со школой, хочу добавить. Однажды мы с Лизой (так зовут мою дочь) наблюдали такую картину. Одним утром кто-то к месту, где была дыра в заборе, привязал большую собаку и как только дети подходили к забору, собака начинала громко лаять. Они, естественно, боясь быть покусанными, спускались вниз на нужную и правильную дорогу.
И я подумала в тот момент, неужели вот так и нам нужно, чтобы Господь применил крайние меры, чтобы увести нас от опасности, и чтобы Божий народ взыскал Бога всем сердцем своим и стал жить по Его правилам и ходить Его путями?
Господь говорит каждому из нас: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё». (Второзаконие 30:19)
Дети Божьи, давайте делать правильный выбор, следуя за Господом Иисусом. Чтобы когда в вашу жизнь вдруг постучится Голиаф, у вас всегда была наготове праща и камни. И когда вдруг придёт Санаваллат и захочет разрушить ваши стены, вы смогли дать достойный отпор, опираясь не свои собственные силы, а на силу Божью!
К любой цели ведут пути. Если перед нами стоит Божественная цель, значит, мы должны знать Божьи пути в достижении этой цели.Мы не можем к Божьим целям придти человеческими путями. Даже если мы на это потратим всю свою жизнь.
О каких путях речь идет?
Иисус говорит: «Я есть путь и истина и жизнь». Вот почему Он еще сказал: «Без Меня не можете делать ничего».
И ни одной Божьей цели, ни одной цели, которую Бог ставит перед нами, мы не можем достичь без Иисуса Христа! Потому что Он есть наш путь.
Вера – это отношения
Ис. 55:6
Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
Отношения человека с Богом – это основа веры, это основа нашего служения, это основа нашего существования.
Вера – это, прежде всего, отношения, отношения высшего порядка.
Веру Божью можно обозначить как любовь.
Нас с Богом может объединить вера, движимая любовью.
Мне Бог нужен не из-за страха оказаться в аду, но из-за любви, которую я имею к Богу.
Мы должны вспоминать все Божьи милости и благодарить Его за каждую из них хотя бы по нескольку раз. И тогда мы будем понимать, что вера – это отношения. А отношения – это культура и взаимность. И возникает вопрос: если Бог для меня так много сделал, то что я могу сделать для Господа? И тогда мое служение – это лишь дань справедливости.
Люди, которые перестают служить Господу, теряют Господа. Они как отступники теряют близость с Богом.
«Ищите Господа, когда можно найти Его»
Где искать Господа?
Ты скажешь: «В тайной комнате…»?
В служении Его надо искать!
Мы должны понимать, что когда Господь встречается с нами, – это очень ответственные встречи! Бог загружает нас на всю жизнь и говорит: «Не надо Меня все время искать… Иди и работай. Все, о чем Я тебе сказал, иди и делай».
Мы с вами должны понимать, что Иисус посылал Своих учеников на самостоятельное служение.
Однажды Он Своих учеников отправил одних в лодке:
– «Садитесь и плывите!»
– «Без Тебя, Господи, мы ничего не можем… Мы Тебя искать будем…»
– «Я Сам вас найду, когда необходимость возникнет!»
Если ты хочешь, чтобы твои отношения с Богом были глубокими, стабильными и защищенными, – служи людям: проповедуй Евангелие, молись за людей, стой в проломе за землю – и Бог от тебя не отойдет!
Ис. 55:6-7
Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
«Мои пути – не ваши пути…»
Ис. 55:8
Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
Наши убеждения формируют пути к тем целям, которые сформированы нашими убеждениями.
Ис. 55:9
Бог говорит: «Ты можешь ходить своими путями, а можешь пойти Моими. Если ты будешь идти своими путями, ты придешь к своим целям и к своим результатам. Если же ты пойдешь Моими путями, ты придешь к Моим целям и к Моим результатам. Но Моя награда по сравнению с наградой человеческой – это как океан по сравнению с каплей».
Вы знаете, чем отличаются пути Божьи от путей человеческих?
Тем, что пути Божьи не стандартны, не типичны, не традиционны.
Проще: нехоженые тропы. Потому что Бог настолько оригинален, что Он не повторяется. И каждый раз, когда Он кого-то призывает идти Его путем, Он ведет его нестандартными тропами.
«Мы соглашаемся идти Твоими путями».
Потому что нам не нужна человеческая награда. Если мы угождаем людям, мы получим награду от людей. Если мы угождаем Богу, мы получим награду от Бога.
Пути Божьи выше путей человеческих, как небо выше земли
Ис. 55:9
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Те, кто верит, кто уповает на Господа, – они поднимут крылья, как орлы.
Если ты не веришь, если ты не хочешь рисковать, ты будешь копаться в этом навозе на земле на курином дворе всю свою сознательную жизнь и радоваться каждому найденному в навозе зернышку: «Какой благословенный год! Находка!»
Церковь будет расти, когда будут включены сверхъестественные Божьи механизмы.
Друзья, сегодня у нас, как бы сказать, ревизионная проверка. И Господь хочет, чтобы мы проревизировали свое служение. Но, по крайней мере, надо вовремя остановиться и понять, что дальше трудно идти против рожна. И мы должны сделать ревизию и с нашего человеческого уровня перейти на уровень Божий. И тогда мы увидим что-то другое.
Господь приглашает нас к сотрудничеству
Ис. 55:10-11
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Вы знаете, когда Бог начинает предлагать Свои пути, человеческий разум не вмещает это.
Друзья, больше всего мы проигрываем в тот момент, когда приходит Бог с четко сформулированной программой, а мы не готовы ее воспринять.
Не надо умничать перед Богом. Не надо перед Богом расчеты вести: получится или не получится. Вот Бог пришел и сказал, и ты ответь Ему: «Да будет по слову Твоему…»
Ис. 55:11
Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
Бог бодрствует над словом Своим.
И если это слово в устах твоих, Бог и над ним бодрствует.
Если это слово звучит в церкви, значит, Бог бодрствует над церковью.
А если церковь пророчествует стране, значит, Бог бодрствует над страной!
Слово Божье не вернется к Нему тщетным, пока не исполнит то, для чего оно послано.
«Вместо терновника вырастет кипарис…»
Ис. 55:12
Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
Ис. 55:13
Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
Я точно знаю, что Бог не скрывается от нас.
Когда мы приходим к Нему и говорим: «Бог, я хочу знать Тебя», – Бог отвечает: «Вот Я. Воззови ко Мне, и Я отвечу тебе. Я покажу великое и недоступное, чего ты не знаешь. Я покажу тебе пути, которыми ты не ходил…»
Самое главное, чтобы у нас хватило мужества и смелости пойти этим путем.
1–5. Всеобщее призвание ко вступлению в новозаветную церковь чрез посредство Мессии, Отрока Господня. 6–7. Необходимость нравственного возрождения, как условие помилования Богом грешника и принятия последнего в церковь. 8–11. Несравненная высота и действенная сила Божественного Слова, способная духовно переродить человека. 12–13. Радостная картина будущего всеобщего возрождения.
Заключительные стихи предшествующей 54 главы представляли, как мы видели, речь Самого Господа. Настоящая глава у нас с самого начала открывается словами Господа, так что, с этой стороны, она служит естественным продолжением предыдущего повествования. Что же касается внутренней связи двух этих глав, то она становится более естественной и понятной при перестановке их: в 55 главе указывается причина (призвание в новозаветную церковь всех желающих и нравственно-возрожденных), а в 54 следствие ее (необыкновенное внешнее распространение и внутреннее утверждение и процветание Христовой церкви).
. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
С 1–3 ст. идет обычное у пророка Исаии в торжественных случаях поэтически-образное, и потому довольно многословное, вступление в речь или, точнее, обращение к адресатам речи, с общим указанием и самого предмета ее.
«Жаждущие! идите все к водам» . В сухом и жарком климате Палестины (где жил и действовал пророк Исаия), обычно страдающей от сильных засух и недостатка влаги, образ чистого, холодного ключа и его освежающих вод был особенно ясен и убедителен для всех. Но что это именно был только образ, дававший представление о другой воде, – о «воде спасения» – это видно из раннейших слов самого пророка Исаии: – «и в радости будете почерпать воду из источников спасения» (), или: «ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью дух Мой на племя твое» (Ис.44ср. Ис.41и др.); и в особенности ясно из слов Господа Иисуса Христа, который Свою известную проповедь о спасении, сказанную в праздник Преполовения, начал с раскрытия того же самого образа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (). А в другом месте, в беседе с женой самарянкой Он поясняет, что эта "вода" – «которую Я дам..., делается... источником воды, текущей в жизнь вечную» ().
Примечание . В этот день, церковь наша с воспоминанием об освящении от ангела воды в купели Силоамской соединяет воспоминание учения Иисуса Христа о воде живой, т. е. о Святом Духе (), и при этом молится Господу о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. На этом основании в нашем отечестве и приурочен ко дню Преполовения благочестивый церковно-народный обычай освящать воду на реках, в колодцах, – и эта вода, подобно воде Богоявленской, считается весьма важным освятительным средством в домашнем употреблении. В связи с этим обычаем, без сомнения, находится и другой, по которому наши поселяне в сопровождении священников совершают особые крестные ходы на поля, причем обыкновенно над нивами, засеянными хлебом, читаются установленные молитвы и священник окропляет нивы святою водою. Прим. ред.
«Идите все к водам, даже и вы, у которых нет серебра» . Прекрасное и сильное выражение мысли о всеобщем признании в новозаветную церковь, не обусловливаемом ни богатством, ни властью, ни происхождением, словом, никакими внешними преимуществами.
«Дары Святого Духа даются верующим туне (), так как Господу не нужны блага человека (). Или как в др. месте, уже Новозаветное Писание прекрасно говорит, что Бог «алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (). Приемлемые человеком, они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощенного человеческого организма, т. е. укрепляющее и питающее» (Комм. СПб. проф. – 845 с.).
. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
2–3 стихи выражают одну и туже мысль – о превосходстве вечных, небесных благ пред суетными и призрачными земными, – которая, сначала выражается в вопросительно-отрицательной (2 ст.), а затем, в категорически-положительной форме (3 ст.).
«Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб... что не насыщает?» Сопоставляя данный здесь пророческий образе известной речью Спасителя о «хлебе жизни» ( гл.), мы получаем право сказать, что пророк противополагает чувственные и обманчивые земные удовольствия высшим духовным благам, в центре которых стоит забота о вечном, небесном спасении. Дополнительным комментарием к этому месту может служить также сравнительное рассуждение Апостола Павла о ветхозаветной и новозаветной праведности: «ибо когда вы были рабами греха... какой плод вы имели тогда? Такие дела , каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» ().
«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо» . Точнее, мысль пророка должна быть передана в условной форме: «если послушаете Меня, то вкусите благо». Самое приглашение "послуша ть» речи о спасении и истинном благе очень близко напоминает подобные же воззвания Божественной Премудрости к ее чадам (). О "вкуш ении же блага" , как уделе праведного, пророк говорил не раз и раньше, даже еще в первой половине своей книги (; . См. также и вперед ). А что это "благо" имеет не материальный, а духовный характер, это следует уже из одного того, что с ним пророк все время связывает «жизнь души» (2–3 ст.).
. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
«И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду." Как содержание данной главы, так и весь ход пророческих речей Исаии не оставляет сомнения в том, что здесь идет речь о «Новом Завете», т. е. о христианской церкви, с которой Господь вступил в союз, как жених с невестою. Ветхого Завета нельзя видеть здесь и потому, что пророк еще в первой половине книги не сказал об его прекращении и уничтожении грехами людей (). Но, конечно, в силу внутреннего сродства идеальных черт ветхозаветного союза с новозаветным, последний справедливо может быть назван восстановлением, или точнее – дополнением первого. В этом смысле вполне понятным становится и упоминание о мессианских обетованиях, данных Богом Давиду (), поскольку последние имели не столько исторический, сколько прообразовательно-пророческий смысл, т. е. относились или к Лицу Самого Мессии, или к Его эпохе.
. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
«Вот, я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником» . Основываясь на ближайшей грамматической связи, многие из рационалистически настроенных экзегетов, под словом "его" разумеют не Мессию, а Давида, о котором только что говорилось (Гезениус, Эвальд, Кнобель, Чейн и др.). Но, по мнению очень многих других толкователей, здесь вовсе нет надобности рабски следовать грамматике, в явный ущерб здравому смыслу, так как более, чем рискованно личность исторического Давида признать свидетелем для современников пророка Исаии их наставником и вождем; и не только для современников, но и для их отдаленнейших потомков, так как речь пророка имеет в виду, главным образом последних (Витринг, Розенмюллер, Умбрейт, Орелли, The Pulp. Com. и др.). Мессия здесь назван «свидетелем», совершенно согласно со словами Самого Христа, Который говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о б истине" (). Неоднократно также Мессия – этот возлюбленный Отрок Господень, выставляется вселенским учителем, вождем и повелителем народов, как у Самого пророка Исаии, так и у других пророков (; ; ; ; ; ; ; и др.).
. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя.
«Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал» . Едва ли справедливо, как это делает, напр., Якимов и некоторые др. комментаторы, находить и здесь указание на Мессию и призвание Им народов в новозаветную церковь. Недопустимость такого взгляда обусловливается последующим контекстом, где говорится, что призвавший народ раньше совершенно не знал его; а этого, разумеется, нельзя сказать про Мессию, так как это противоречило бы Его Божественному всеведению. Почему правильнее видеть здесь указание на народ израильский, который, хотя сам в большой своей массе и не знал Христа, но других-то привел, или призвал к Нему. Виновниками такого неожиданного, в известном смысле, даже чудесного результата были лучшие представители исторического Израиля – его пророки и вожди, и наконец, Сам Обетованный Мессия – «Святый Израилев» . Все эти мысли мы встречаем у пророка Исаии и еще не раз (; ; Ис.62и др.).
. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
Содержат в себе указание тех условий, которым должны удовлетворять все, призываемые в новозаветную церковь. Они должны «искать Бога» и «призывать Его» , тем более, что Он от каждого из нас, деятельно ищущего Его, бывает всегда близко (ср. ). Затем – и это самое важное – ищущие входа в Мессианское царство должны радикально переменить не только характер своей жизни и деятельности («да оставит нечестивый путь свой» ), но и самый образ своих мыслей («и беззаконник – помыслы свои» ) Нетрудно видеть, как близко все это напоминает основной мотив первой новозаветной проповеди – Предтечи Господня Иоанна Крестителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите же достойный плод покаяния!» ().
. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.
. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. ;