описание иконы рождества христова. Протоиерей георгий шмид
Протоиерей Георгий Шмид.
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
«Иди со звездою, прославь с пастырями,
ликуй с ангелами, воспой с архангелами,
да состоится общее торжество небесных и земных сил»Св. Григорий Богослов.
Икона являет собой связующее звено между вочеловечением
и новым возвращением на землю,
между первым и вторым пришествиями Господа.
Икона не только живо хранит память о совершившемся вочеловечении, -
она постоянно напоминает нам и о предстоящем втором пришествии Господа.
Вот почему в Восточной Церкви икона Христа считается
неотъемлемым элементом христианского вероисповедания
и в ней усматривается «сокращённый» символ веры.Иконе Рождества Христова присущи две характерные особенности: (а) она не служит иллюстрацией того или иного отдельного текста, относящегося к этому Празднику; основой для её изобразительного содержания служат как Св. Писание так и Св. Предание, в силу чего она наглядно показывает и раскрывает догматическое содержание и смысл Рождества во всей его полноте; (б) по своим краскам и по богатству деталей это одна из самых радостных праздничных икон.
Прототипом для классического перевода иконы Рождества Христова послужили изображения этого события на ампулах, небольших сосудиках, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших на святых местах. Время их происхождения – IV-VI вв. На них изображались те Евангельские события, на местах которых они изготавливались. Напомним, что на месте Рождества Христова имп. Константин построил храм, криптой которого являлась сама Вифлеемская пещера. В ней и была, как полагают, изображена с предельной исторической точностью та сцена Рождества Христова, которую повторяют ампулы, и которая легла в основу нашей иконографии этого Праздника. Классический перевод иконы Рождества выглядит следующим образом: в центре, на фоне горок, пещера с новорожденным Спасителем в яслях. Над яслями склонились вол и осёл; рядом на одре возлежит Божия Матерь; наверху – ангелы и звезда; с одной стороны от пещеры волхвы идут или едут на поклонение, с другой – пастухи. Внизу по углам обычно изображаются две сцены: это омовение Младенца и сидящий в глубоком раздумье Иосиф, перед которым стоит сгорбленный старик с палкой.
Нетрудно заметить, что в своей описательной части икона соответствует кондаку Рождества: «Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
Теперь обратимся от изобразительной части иконы к её содержанию. Здесь можно чётко выделить два аспекта: 1) икона раскрывает сущность события – т.е. факт непреложного вочеловечения Бога: она ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата христианской веры и целым рядом своих деталей подчёркивает в равной степени как Божество так и Человечество воплотившегося Слова; 2) образ показывает нам воздействие этого события на естественную жизнь мира, словно даёт перспективу всех его последствий. По словам св. Григория Богослова, Рождество Христово «не праздник создания, но праздник воссоздания», т.е. обновления, освящающего весь мир. В Боговоплощении вся тварь получает новый смысл своего бытия, лежащий в конечной цели её существования, в её грядущем преображении. Вот почему вся тварь принимает участие в совершившемся событии и вокруг новорожденного Богомладенца мы видим представителей всего созданного мира, каждого – в подобающем ему служении, или, более точно – благодарении. Прислушаемся, как осмысливает эту тему песнопение Праздника: «Что Ти принесем, Христе, яко родился еси на земли яко человек нас ради; каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли, мы же Матерь Деву…». К сказанному икона добавляет ещё приношение от мира животного и мира растительного.
Смысловым и композиционным центром иконы, с которым так или иначе соотносятся все детали, является Младенец: повитый пеленами, Он лежит в яслях на фоне тёмной пещеры, в которой родился(1). Так образ являет нам две основные идеи праздника Рождества, которые пронизывают всё посвященное ему богослужение – это радость всего мира, вызванная явлением в этот мир Всемогущего Бога, и «истощание» Бога ради спасения людей, Его «уничижение». Над Младенцем, словно высокая сень, нависла чёрная бездна Вифлеемской пещеры. Её мрачный цвет и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о мире, поражённом грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды. Отсюда – двоякая символика пещеры: это и символ сокровищницы, в которой лежит «небесная жемчужина» - Христос, и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти на Кресте. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают нам одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе.
Если упоминание о пещере заимствуется из предания, то о яслях и пеленах говорит Евангелист Лука: «и спеленала Его и положила в ясли» (Лк 2:7). Далее он же указывает на ясли и пелены как на отличительный признак, данный ангелом, по которому пастухи должны были узнать в Младенце своего Спасителя: «И вот вам знамение: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2:12)(2). Согласно тексту богослужебной стихиры Праздника ясли являются приношением Богомладенцу от пустыни. Его значение раскрывает св. Григорий Богослов: «Преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся бессловесным, воспитан Словом» (т.е. возрастаешь, питаясь евхаристическим хлебом). Пустыня (в данном случае пустое, ненаселённое место), предоставившая убежище Спасителю, Которого мир не принял от рождения, был исполнением Ветхозаветного прообраза – пустыни, в которой был явлен прообраз Евхаристии – манна. Одождивый еврейскому народу манну – небесный хлеб – Сам стал евхаристическим хлебом – Агнцем, возносимым на жертвеннике, прообразом которого и являются ясли, приносимые в дар Младенцу Новозаветной пустыней.
Воплощение Бога началось и кончилось уничижением. «Не скиптры и престолы, но последняя нищета; что бо хуждше вертепа, что же смиреннейшее пелен». Пещера, ясли, пелены, о которых говорят свящ. тексты и которые наглядно показывает нам икона – указания на кенозис Божества, Его истощание, на крайнее смирение Того, Кто невидимый естеством, становится видимым плотью человека ради, рождается в пещере, повивается пеленами, предвозвещая Свою смерть и погребение, гроб и погребальные пелены.
В пещере, у самых яслей, мы видим вола и осла. В Евангелиях о них не упоминается. Тем не менее, на всех изображениях Рождества Христова они находятся в непосредственной близости к Богомладенцу. Их расположение в самом центре иконы указывает на важность, которую придаёт Церковь этой детали. Исчерпывается ли их присутствие на иконе чисто практической необходимостью (на осле ехала Божия Матерь, а вола Иосиф привёл на продажу для покрытия расходов)?(3) Максимально близкое расположение бессловесных к Богомладенцу скорее указывает на исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осёл ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (1:3). В жилищах человеческих не нашлось места для воплотившегося Бога, как и потом – «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:20); единственное место, которое отвёл народ иудейский новорожденному Христу, стали не их сердца, а Голгофский Крест… На жертвенное служение Новорожденного Спасителя указывает и то, что вол и осёл являлись «чистыми» животными, которых приносили в Иерусалимском Храме в жертву: они, две Ветхозаветные жертвы, склонили свои головы над Одной Новозаветной … Пещера и ясли, в которых возлежало Слово, - жилище животных; их присутствием икона напоминает нам пророчество Исайи и приглашает нас к познанию и разумению совершающейся тайны Домостроительства Божия.
Однако, не Младенец и не ближайшее Его окружение обращает на себя в первую очередь взор, обращённый к иконе. Наше внимание приковывает к себе положение Божией Матери и Ёе место на иконописном пространстве. Этим подчёркивается роль и значение, которые придаёт Церковь Пресв. Деве Марии в Рождестве Христове. Оно созвучно пониманию Рождества как Праздника воссоздания: Пресв. Богородица – «всех земнородных обновление», новая Ева. Как первая Ева стала матерью всех живущих, так новая Ева стала Матерью всего обновлённого человечества, обоженного через вочеловечение Сына Божия. При этом важно помнить: Воплощение есть не только дело воли Божией, но и свободной воли и веры Приснодевы Марии. В этом отношении между волей и верой первой и второй Евы существует принципиальное отличие: первая Ева, мать всех живущих, приняла слова искусителя в райском состоянии, в состоянии безгрешного человека; вторая Ева, избранная Богом Себе в Матерь, приняла эту весть в состоянии падшего человечества. Следовательно, это избрание не отделяет Её от остального человечества, от Её предков и сородичей по плоти, святых или грешных; Она представляет Собою то лучшее, что в них есть. Богоматерь – высшее благодарение Богу, приносимое от лица всего творения Богу. Этим приношением, в лице Божией Матери, падшее человечество даёт свое согласие на свое спасение через Боговоплощение. Икона Праздника наглядно подчёркивает эту роль Богоматери, когда выделяет Её среди всех остальных фигур Её центральным положением, а иногда и размерами. На многих иконах Рождества образ Богородицы – самый масштабный; этим подчёркивается не только Церковное осмысление Её значения в истории Боговоплощения - налицо противопоставление крохотной фигурке спеленатого Христа, «умалившего Себя человек ради» (Флп 2:7).
Положение Божией Матери преисполнено глубокого смысла и непосредственно связано с догматическими проблемами той или иной эпохи. Как правило, Она изображается возлежащей непосредственно возле Младенца на одре, но обычно уже вне пещеры. Изменения в Её положении подчёркивают – в соответствии с необходимостью – то Божество, то человечество Спасителя. Так, иногда Она изображается полусидящей – этим указывается на отсутствие у Неё обычных для рожениц страданий и, следовательно, на девственность рождества и Божественное происхождение Младенца (против несториан). Но в подавляющем большинстве икон Рождества Христова изображение Богоматери выказывает сильное утомление: опираясь на локоть, Она развернулась в противоположную от яслей с Младенцем сторону – Она словно отдыхает от свершившегося чуда. Но это утомление – не есть результат обычных страданий во время родов: оно призвано напоминать нам о непреложном человечестве Младенца. Величие и торжественность происшедшего, так же как и непостижимость акта вочеловечения Бога подчёркнуты красным огненным ложем, обволакивающим Богоматерь.
Итак, центральную группу иконы Рождества составляют Богомладенец и Его Пречистая Матерь; вокруг них расположены многочисленные детали, призванные свидетельствовать о самом Воплощении и о Его воздействии на весь тварный мир.
Вверху справа – ангелы, они выполняют двойное служение: славословят и благовествуют. Вот почему одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к пастухам, которым возвещают Радостную Весть (Лк 2:10-11)(4). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который взял на Себя все грехи мира. Это простые неискушённые люди, с ними горний мир входит в общение непосредственно в их обыденной рабочей жизни, делая их свидетелями совершившегося чуда. Они внимают ангельской вести; часто один из них играет на свирели, присоединяя тем самым человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору(5).
С другой стороны от пещеры – волхвы, ведомые звездою. Её длинный луч указывает прямо на пещеру. Этот луч связывает звезду с частью сферы, выходящей за пределы иконы – символическим изображением горнего мира. Так икона показывает нам, что звезда эта не только космическое явление, но и носительница Вести, исходящей из горнего мира, Вести о том, что «на земле родился Небесный».
Тайна Боговоплощения была открыта неграмотным пастухам непосредственно от Ангела; волхвы же, как люди науки, д.б. проделать долгий путь от знания относительного к знанию абсолютному через изучаемый ими предмет. Согласно св. Василию Великому персидские астрономы из поколения в поколение передавали пророчество Валаама о звезде(7). Вот почему на утрене под Рождество читается в каноне: «Волхва древле Валаама словес ученики мудрые звездоблюстители радости исполнил еси». Звезда является т.о. и исполнением пророчества и тем космическим явлением, изучение которого привело мудрейших из людей «кланятися Солнцу правды». Она – тот свет, который был скрыт от евреев, но воссиял язычникам. Согласно этому Церковь видит в пастухах, первых сынах Израилевых, поклонившихся Младенцу, - начаток Церкви еврейской, а в волхвах – начало Церкви из язычников. Дары волхвов, принесённые Младенцу – «искушено злато яко Царю веков, и ливан яко Богу всех; яко тридневному же мертвецу, смирну Бессмертному» - предрекают Его смерть и Воскресение. Поклонением волхвов Церковь свидетельствует, что она принимает и освящает всякую человеческую науку, идущую к ней, если только относительный свет вне-христианского откровения приводит тех, кто ему служит, к поклонению истинному свету. В этой связи интересная деталь: волхвов обычно изображают разных возрастов, чем в особенности подчёркивается, что откровение даётся людям независимо от возраста и жизненного опыта.
В нижнем углу иконы две женщины купают новорожденного Младенца. Эта сцена основывается на Предании, которое также передают два апокрифических евангелия – псевдо-Матфея и псевдо-Иакова. Две женщины – повивальные бабки, которых Иосиф привёл к Божией Матери. Эта сцена из повседневной жизни ясно подчёркивает человечество родившегося Младенца: Он, Как и всякий новорожденный, подвержен естественным требованиям человеческой природы. Однако, существует и другое толкование: повивальные бабки являются также и свидетельницами Его божественного происхождения. По Преданию они опоздали и не присутствовали при самом Рождестве и одна из них, праведная Саломия (изображается на иконе с венчиком) не поверила, что у Девы может родиться Младенец. За свое неверие она была наказана: у неё отнялась рука, дерзнувшая удовлетворить её любопытство. Раскаявшись и прикоснувшись к Младенцу, она исцелилась.
Ещё одна деталь иконы особенно подчёркивает, что в Рождестве Христовом «побеждается естества чин»: это Иосиф. Он не входит в центральную группу с Младенцем и Его Матерью – он не является отцом и подчёркнуто отдалён от Неё. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол. Иногда его изображают с маленькими рожками или с хвостиком. Значение Праздника как «воссоздания» придаёт особый глубокий смысл присутствию диавола и его роли как искусителя. Здесь икона, основываясь на Предании, передаёт также и содержание некоторых богослужебных текстов, в которых говорится о сомнениях Иосифа и его смутном психологическом состоянии. Последнее выражается на иконе его горестной позой и подчёркивается чёрным пятном пещеры, на фоне которой иногда изображается Иосиф. Предание, передаваемое также апокрифами, повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м.б. листвы, так у Девы не м.б. потомства». И тотчас палка процвела. Аргумент диавола: «это невозможно, потому что противоречит законам природы» - принимая различные формы, постоянно возвращается, походя через всю историю Церкви; на нём основывались многие ереси. Поэтому в лице Иосифа икона вскрывает не только его личную драму, но и драму общечеловеческую, драму столкновения двух миропониманий, двух мироощущений: того, для которого нет другого мира, кроме плотского, постижимого разумом, которое не может согласовать человеческие мысли и чувства с тем, что «паче слова и разума», и того, которое ощущает соприкосновение с миром сверхъестественным, в результате чего просвещается и осмысливается. На одних иконах Божия Матерь изображается смотрящей на Младенца, слагая в сердце Своём всё сказанное о Нём, или прямо перед Собой на внешний мир; но на других Она смотрит на Иосифа, словно выражая Своим взглядом сострадание к его состоянию. Так Церковь призывает нас терпимо и сострадательно, а не враждебно, относится к человеческому неверию и сомнению.
Таково изложенное в общих чертах содержание иконографии Рождества Христова, установленное каноном Православной Церкви. Отступление от этого неизбежно приводит к искажению и утере главного в Св. Писании и в иконографии – исторической действительности и догматического содержания. Так, западная иконография более склонна к замене последнего бытовым и сентиментальным, чем сводит содержание Праздника к трогательной семейной сцене. В итоге такое понимание Рождества Христова не возвышает наш ум и чувства к познанию тайны Боговоплощения, а низводит эту тайну до нашего житейского уровня. Оно оставляет нас в обычном нашем состоянии, озабоченными нашими мирскими трудностями, не указывая нам пути к их разрешению.
Икона Рождества Христова не исключает человеческого, мирского и психологического элементов: мы видим и человеческое знание (у волхвов), труд и искусство (у пастухов), и естественное человеческое чувство (у Иосифа). Но эта естественная человеческая жизнь мира изображена в её соприкосновении с миром сверхъестественным, в силу чего всякое явление человеческой жизни находит своё место, осмысляется и просвещается. Так икона возвышает ум и чувства к созерцанию и познанию тайны Боговоплощения, делая нас участниками духовного торжества.
(1) В Евангельских повествованиях об обстоятельствах Рождества Христова пещера не упоминается: о ней мы узнаём из Предания. Древнейшее из известных письменных свидетельств о ней относится ко II веку: в своей книге «Диалог с Трифоном иудеем» (ок. 155-160 гг.) св. Иустин Философ сообщает, что «т.к. Иосифу не было места, чтобы остановиться в этой деревне, он устроился в пещере, недалеко от Вифлеема».
(2) По некоторым свидетельствам, ясли, в которых был положен новорожденный Христос, просуществовали до IV в. В начале V в. блаж. Иероним не без сожаления писал: «О, если бы мне было дано видеть ясли, в которых возлежал Господь! Но увы, из-за чувства благоговения ко Христу, мы убрали глиняные ясли и заменили их серебряными. Но для меня насколько ценней те, которые убрали … Тот, Кто родился в них, осуждает серебро и золото …».
(3) См. Четьи Минеи, декабрь.
(4) Иногда небесных вестников изображают в виде трёх коленопреклонённых фигур, покровенные руки которых выражают готовность принять Святыню.
(5) Другой вариант: сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни удивления и страха перед случившимся. В то же время его красные одежды, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его «таинству странному и преславному». Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет всё произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего «тварного» мира, который «воплотившееся Слово» приводит к состоянию блаженства и покоя.
(6) Волхвов считали языческими царями (Ис 60:3; Пс 71:10), представителями трёх возрастов человеческой жизни и трёх рас Земли.
(7) Звезда вообще ассоциировалась с приходом на землю Мессии – Христа. Она указана в пророчестве Валаама: «Восходит звезда от Иакова» (Чис 24:17), а также в Откр (22:16), где Христос назван «звездою светлою и утреннею», озарившей землю светом евангельского дня.
www.vladimirsobor.spb.ru
Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.
Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.
Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий. Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.
На одной из ампул (VI-VII вв.), служивших паломникам для переноса св. воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы, Рождество Христово представлено в центре, среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.
Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке св. Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Что же касается Вифлеемской звезды, то, по объяснению святых отцов, она являлась воплощением ангельской силы. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако, в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света, как, например на мозаике Палатинской капеллы в Палермо XII века.Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.
Изображение ангелов в верхней части икон Рождества Христова получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Различно бывает и количество пастухов, пришедших поклониться Младенцу. Интересно отметить встречающуюся с XI века фигуру пастушка, радующегося событию и играющего на рожке. Эта деталь прямо соотноситься со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (то есть играющим на свирели), и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися…»Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф.2, 1-12; Лк.2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры 8-9 веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.
Очень редко в иконах Рождества Христова встречается изображение св. пророка Исайи, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. А на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7, 14)
Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу . Существует так же мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, которую разделяет Е. Луковникова, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери . Чаще всего старец опирается на клюку или посох, иногда на нем в головной убор в виде шляпы. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – 12 века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому нами сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери – сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы. Примеры такого решения программы росписи храмов существуют в различных регионах бывшего византийского мира – на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и России.
Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.
Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».
Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника.
Самой ранней иллюстрацией рождественской стихиры на Руси является икона, созданная в Пскове в начале XV века, а ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Особое внимание обращает на себя колорит иконы, и выделяющиеся на его фоне три фигуры в белых одеяниях. Можно предположить, что здесь представлены волхвы, поклонявшиеся Младенцу, а впоследствии, по преданию, принявшие святое крещение. Белые одежды, таким образом, символизируют их очищение от первородного греха.Другими примерами иконографии «Собора Богоматери» на Руси являются фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, икона «Что Ти принесем» из собрания П.Д. Корина. В XVI веке композиция сюжета усложнялась введением многочисленных дополнительных персонажей, особенно большого количества святых, предстоящих Младенцу и Его Матери.
Рассмотренные нами лишь некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену «исторически», в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.
ИКОНОГРАФИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
День Рождества Христова установлен в честь рождения в Вифлееме Богородицей Божественного Младенца Иисуса Христа и с IV в. отмечается церковью 25 декабря (по новому стилю - 7 января). С того же времени это событие получает свое воплощение в изобразительном искусстве.
Один из основных мотивов икон Рождества - приветствие явления Христа в мир и поклонение Богу как Царю и Судие. Весь миp: ангельский сонм, волхвы с дарами, пастухи и даже Вифлеемская звезда поклоняются Богомладенцу.
В основу изобразительного сюжета легли рассказы евангелистов Матфея и Луки и апокрифические книги, в первую очередь Псевдо-Матфей и Протоевангелие Иакова, где приведены все подробности, отраженные в иконах. Так называемая ковровая композиция иконы изображает на одном уровне события, произошедшие в разных местах и в разное время, так что мы видим их одновременно. Согласно апокрифическому Псевдо-Матфею, животные поклонились Христу в яслях на третий день по Рождеству, а волхвы, дошли до Иерусалима и Вифлеема лишь через два года. Это не мешает изображать волхвов в сцене Рождества рядом с вертепом и яслями. Акценты расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.
Сюжет Рождества, один из первых «исторических», а не только символико-аллегорических сюжетов, довольно часто появляется, например, в римских катакомбах (в катакомбе св. Себастьяна IV-V в. изображены вол и осел, склонившиеся над яслями с Богомладенцем). Раннехристианская иконографическая схема сюжета Рождества с некоторыми вариациями сохранилась по сей день. Со временем византийское искусство выработало стойкий канонический образец, в котором соединены все эпизоды предания и который послужил образцом для композиционного построения Рождества Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи.
Русская иконография Рождества получила свое начало в Византии. Самые древние русские изображения, непременно присутствующие в праздничном ряду иконостаса, следуют византийскому канону. Позже стала бытовать неполная схема, появились отступления от канона.
Согласно решению Стоглавого Собора 1551 года («Стоглав собор бывший в Москве при Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче в лето 7059»), эталоном иконописи были признаны иконы письма Андрея Рублева как «наиболее православные» и каноничные: «Писати живописцамъ иконы съ древнихъ образцовъ, како греческия живописцы пишутъ или писали, и какъ писалъ Рублевъ, …а от своего замышления ничтоже претворяти».
В руководстве по иконографии, «Иконописном подлиннике С.Т.Большакова (1903 г.), приведен канон: «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Рождество Христово пишется: 3 ангели зрят на звезду, у предняго риза лазорь, а у двух ангел бакан, ангел благовестит пастырю, риза киноварь, испод лазорь, на пастухе риза бакан, Пречистая лежит у вертепа, риза багор, Спас млад во яслех лежит повит, ясли вохра, вертеп черн, а в него глядит конь до половины, а с тругую сторону корова видит, до половины, три ангела над вертепом, гора вохра с белилом, с правую сторону волсви поклонились, три их, един стар, брада Власьева, в шапке, риза празелен, испод киноварь, вторый средний брада Козмина, в шапке, риза киноварь, испод дичь, третий млад аки Георгий, в шапке, риза багор, испод дичь лазорь, а вси по сосуду держат в руках вохряна, под ними гора, а в горе вертеп, Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, за ними пастырь млад, риза киноварь, а гонит козыи козлы черны и белы и полосаты. В пол горы седит баба Соломия, риза спущена до пояса, испод белила, руки голы, а держит Христа рукою, а другую руку в купель, риза киноварь, испод лазорь».
Итак, в композиции иконы Рождества Христова представлены такие события: Богоматерь возлежит в вертепе (пещере) у яслей. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (или лошадь и корова). Сверху на пещеру падает луч света от Вифлеемской звезды. Справа вверху традиционно изображены ангелы (или один ангел), благовествующие пастухам (реже - одному пастуху); слева три ангела - олицетворение сил небесных; ниже часто следует сцена поклонения волхвов. Еще ниже - повитуха с Младенцем на руках или две повивальные бабки, омывающие младенца. Тоже внизу - сомневающийся Иосиф с предстоящей ему фигурой.
На иконе могут изображаться и иные события: сцена избиения младенцев (царь Ирод повелел истребить всех младенцев, младше двух лет от роду), благовещение Иосифу, бегство в Египет Иосифа, Марии и Сына Божьего (по наущению ангела), явление ангела волхвам, шествие волхвов, спасение младенцев Иоанна Предтечи и Нафанаила и другие.
БОГОРОДИЦА
В центре композиции иконы Рождества Христова - Богоматерь. Обычно Она представлена перед входом в пещеру лежащей на ярко-красном ложе (вне зависимости от того, в какую сторону Она обращена), что подчеркивает реальность Рождества и тем самым - Боговоплощения. Согласно католической традиции, Богородицу изображают сидящей, склонившейся над яслями, делая таким образом особый упор на непорочности, девстве Богородицы (обычное Ее именование - Дева Мария). В Православной церкви Мария чаще именуется Матерью Божией, Богородицей. Православию важна реальность Рождества, а следовательно, реальность Боговоплощения, соединения Божественной и человеческой природы (с XVII в. под влиянием западной традиции Богоматерь иногда начинают изображать и сидящей у яслей).
Богородица изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
Гора, в которой мы видим пещеру с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло «Солнце правды» - Христос.
ЯСЛИ
Рядом с Девой Марией - Богомладенец, лежащий в яслях. Голова его в крестчатом нимбе - обычном иконографическом атрибуте Христа.
Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот - предстояние ангелов.
Ближайшими ко Христу изображаются животные - вол и осел (часть всемирного поклонения, тварь поклоняется Творцу). Они не упоминаются в Евангелии. Традиционно в качестве библейского источника приводится пророчество Исайи, в котором сведены вол, осел и ясли в отношении к Господу: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис 1:3).
Толкователи этого сюжета сходятся на том, что вол (всю жизнь проводящий в ярме) - это символ евреев, Израиля (живущих в рамках Закона), а осел - символ язычников. И между ними изображается божественный Младенец, который приемлет и тех, и других и освобождает их из-под ярма: одних - из-под ярма закона, других - поклонения идолам.
На русской почве из-за утери понимания смысла этого изображения вол и осел часто заменяются на привычных в сельском обиходе корову и лошадь.
ЗВЕЗДА
Вверху изображается полукруг неба со звездой, из которой исходит луч, падающий на лежащего в яслях Младенца (иногда три луча - по образу Троицы). Именно Вифлеемская звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным на звезде. Звезда определяет ось композиции, и луч, падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента - Рождение «Сущего прежде век», положение в ясли Необъятного, повитие пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками».
По словам св. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением, но «ангельской силой». Трактовалась звезда и как Святой Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда заменяется ангелом.
ПАСТУХИ
На иконе Рождества непременно изображаются два-три пастуха - молодые и старец (реже - один пастух). Старец - одна из наиболее любимых русскими иконописцами фигур, на иконах XV-XVI вв. его именуют «пастырем», а на некоторых иконах XVII в. - Аненом. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, - это простые души, «ничтожные мира сего». Господь в своей проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе «Я есмь Пастырь добрый». Пастыри в изображениях Рождества выражают восторг, упоение чудом, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же (выше) изображается и благовестие им ангелов.
ВОЛХВЫ
Ведомые Вифлеемской звездой волхвы - старец Гаспар, юноша Мельхиор и средних лет Валтасар - первые язычники, пришедшие поклониться Христу и принесшие ему дары (три возраста подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от возраста и жизненного опыта).
Волхвов в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они -ученые люди, познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», явилась им в виде звезды.
Дары волхвов Богу - золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов признание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком, готовым умереть (приношение смирны).
АНГЕЛЫ
В верхней части композиции представлено ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей.
ОМОВЕНИЕ ХРИСТА
В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины (реже - одна). Повитуха была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую женщину, Саломею, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание последующих событий читаем в Предании (Псевдо-Матфей): «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав, поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея».
Сцена омовения Христа Саломеей появляется в Рождественских композициях позднее самих изображений Рождества, одними из первых искусствоведы называют киворий из собора Сан-Марко в Венеции (V в.) и кафедру Максимилиана (550 г.). Вторая женщина (обычно изображена льющей воду в купель) иногда именуемая Зеломией.
Изображение купания Младенца вновь подчеркивает истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно видеть прообраз Крещения Господня.
ИОСИФ ОБРУЧНИК
Последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями после Благовещения.
Сомнения Иосифа в иконографии Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим - Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим - пророком Исайей, предсказавшим рождение Младенца Девою (но против этого свидетельствует отсутствие нимба над его головой), четвертым - воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование самое распространенное. В таком случае кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен земным законам.
http://www.lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=16400
Век:XV
Иконографическая справка: На обороте почти невидимая и еле различимая древняя чернильная надпись, по-видимому, одновременная иконе.: "Образ письма Петра (?) Степлнове..." Иконография иконы имеет композиционные особенности, сложившиеся в искусстве XV века и известные как по новгородским, так и по московским памятникам.
Стилистическая справка: Яркие стилистические особенности позволяют связывать икону с искусством древнего Суздаля, которому были присущи такие чистые и звонкие сочетания плотных, эмалево положенных красок. Аристократическое и возвышенное искусство Суздаля, сохраняя в иконах созерцательность и молитвенный настрой образов, соединяло их с изысканной грацией небольших фигур, непосредственностью поз, живостью выражений, пластично вылепленными рельефами ликов, - живописными качествами, которыми обладает публикуемое произведение, выполненное незаурядным мастером конца XV века. Такие маленькие подносные (подарочные), аналойные или келейные образы получили особое распространение именно в Суздале, о чем свидетельствуют многие произведения, дошедшие в составе его монастырских ризниц. Уникальна для конца XV века древняя надпись на обороте иконы, сохранившая автограф мастера. Погасший и почти невидимый глазом текст не позволяет с уверенностью назвать его имя, которое предположительно можно прочесть как "Петр Степанов".
Век:XV
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: В центре композиции на киноварном ложе представлена Богоматерь. За Ней в темной пещере изображены ясли с Младенцем и склонившиеся к Нему вол и осел. Возле пещеры стоят поклоняющиеся Младенцу ангелы и пастухи. В левом верхнем углу иконы представлены три скачущих на конях волхва. Иосиф, размышляющий о чудесном рождении Спасителя, и стоящий перед ним старец-пастух изображены внизу слева. Справа от них две служанки готовятся купать Младенца. В основе иконографии лежат тексты Евангелия от Матфея (I, 18-23; II, 1 - 12) и Луки (II, 7-20), а также апокрифические произведения, в том числе "Протоевангелие Иакова" (XVII-XXI). Иконография "Рождества Христова" начала складываться еще в раннехристианское время и окончательно оформилась к VIII веку. Икона из Успенского собора следует иконографической схеме, сформировавшейся в московском искусстве начала XV века на основе византийских образцов. Его отличительной особенностью является двукратное изображение ангелов - они не только благовествуют пастухам, но и поклоняются пришедшему в мир Спасителю (в более ранних вариантах "Рождества" изображались, как правило, две симметричные сцены благовестия пастухам и поклонения волхвов)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Фрагмент
Рождество Христово (с избранными святыми)
Век:XV
Иконографическая справка: Источником иконографии Рождества Христова являются Евангелия от Матфея и от Луки и апокрифические книги. В нижнией части иконы представлены полуфигуры пяти святых, особенно почитавшихся в Пскове. Центральные образы святителя Николая Чудотворца, священномученика Климента, папы Римского, и пророка Ильи изображены фронтально, а завершающие ряд целители Косьма и Дамиан - в три четверти. По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова композиция иконы имеет ряд необычных деталей. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежа ща я на ложе Богоматерь. Другие традиционные для сюжета персонажи и эпизоды композиционно обособлены друг от друга и иногда находятся в необычных для этой иконографии местах. Так, сидящий на камне Иосиф представлен правее вифлеемской пещеры. Обычно он изображался в нижнем левом углу средника, где на псковской иконе помещена сцена благовестил ему ангела о рождении Божественного Младенца. Слева от пещеры изображены три всадника на конях. Это путеводимые вифлеемской звездой волхвы, которые прибыли с востока, чтобы приветствовать рождение Царя Иудейского (Мф. II, 1 - 12). Редкой особенностью иконы являются надписи с их именами, известными по апокрифическим источникам: Наспар (Каспар), Малфион (Мельхиор) и Салтасар (Валтасар). Сцена поклонения волхвов Богоматери с Младенцем, восседающей на престоле, изображена в нижнем правом углу композиции. По преданию, волхвы поднесли Христу дары, имеющие пророческий смысл: золото было принесено Ему как Царю, ладан - как Богу, а смирна - как смертному человеку, которому предстоит пострадать за спасение мира. В отличие от большинства произведений XV века, где Поклонение волхвов соединялось с изображением Рождества, здесь этот сюжет представлен отдельно. В центре нижней части иконы помещена сцена омовения Младенца. Христос сидит на руках у повитухи Саломеи, а служанка (в надписи она названа "рабыней") наливает воду в купель. По преданию, первыми о рождении Спасителя узнали пастухи, которые пришли в Вифлеем, чтобы увидеть Младенца (Лк. II, 9-12, 16-17). На иконе два пастуха изображены за скачущими волхвами и сидящим Иосифом. Фигура третьего расположена в верхней части иконы, справа от сонма прославляющих чудо ангелов. Изображения восьми поющих ангелов в верхней части композиции, по сторонам от вифлеемской звезды, необычны для русской иконописи. Эта сцена - почти дословная передача повествования Евангелия от Луки о благовестии пастухам: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. II, 13, 14).
Стилистическая справка: По сравнению с распространенными в древнерусском искусстве XV века иконографическими схемами Рождества Христова, композиция псковской иконы имеет ряд необычных детале. Внутри вифлеемской пещеры, где родился Иисус, располагаются не только ясли с Младенцем Христом, но и полулежащая на ложе Богоматерь. Композиционная свобода размещения отдельных сюжетов в иконе напоминает структуру некоторых стихов богослужебных песнопений на Рождество Христово: "Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу"; "Величай, душе моя, от девы Бога плотию рождшагося"; "Величай, душе моя, от волхвов Бога покланяемаго"; "Величай, душа моя, от звезды волхвом возвещеннаго" (припевы 9 песни праздничного канона Косьмы Маюмского). Подобное "величание" отдельных событий и персонажей, связанных с Рождеством Христовым, происходит и на псковской иконе. При этом композиция не является буквальной иллюстрацией гимнографического текста, а, скорее, воспроизводит его отрывистый ритм, что придает памятнику глубокое своеобразие. Среди русских икон Рождества XV-XVI веков нет прямых аналогий иконе из Опочки. Вероятно, в основе ее иконографии лежали сложные, многочастные композиции, получившие распространение в византийской монументальной живописи XIV - начала XV века (см., например, фреску из церкви Богоматери Перивлепты в Мистре, выполненную около 1360-1370-х годов).
Фрагмент. Волхвы
Фрагмент. Пастырь
Фрагмент. Пастырь с трубой
Фрагмент. Омовение
Рождество Христово (с тремя святыми)
Век:XV
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фрагмент. Горки
Фрагмент. Горки и пастушок
Фрагмент. Искуситель
Фрагмент. Иосиф
Век:XVI
Иконографическая справка: Две основные идеи праздника Рождества - радость всего мира, вызванная явлением в мир Всемогущего Бога, и "истощение" Бога ради спасения людей, Его "уничижение" - пронизывают всю Рождественскую службу. Над Младенцем, словно высокая сень, нависла черная бездна Вифлеемской пещеры. Черный цвет ее и светящиеся белизной одежды Христа напоминают о "мире, пораженном грехом по вине человека, в котором воссияло Солнце Правды". Чрево пещеры как образ рождающей Земли здесь уподоблено родившему чреву Богоматери. Это сопоставление проходит через всю праздничную службу: " Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит". Одновременно пещера - и символ сокровищницы, в которой лежит "небесная Жемчужина" - Христос. Но она - и место упокоения Христа: в ней положили Его мертвое тело после смерти. Поэтому белые одежды Младенца и Его ясли напоминают одновременно о погребальных пеленах и каменном гробе. Вол и осел как "чистые" жертвенные животные Ветхого Завета склонились над новозаветной Жертвой - Христом. Тема поклонения продолжена в изображении трех коленопреклоненных фигур ангелов, покровенные руки которых выражают готовность принять святыню. Согласно рождественской стихире "что Ти принесем, Христе", они приносят Спасителю пение. Это достаточно редкая иконографическая деталь, восходящая к иконам рублевского круга. Вверху справа ангел благовествует пастуху о свершившемся чуде (Лк 2: 10,11). По преданию, стада, пасшиеся по дороге из Вифлеема в Иерусалим, предназначались для храмовых жертв. Поэтому пастухи жертвенных животных первыми среди людей узнали о рождении Мессии, Который "взял на Себя все грехи мира". Сцена с пастушком, играющим на свирели и собирающим вокруг себя послушных овец, как будто изолирована от других композиций: здесь нет ни поклонения, ни "удивления и страха" перед случившимся. В то же время, красные одежды его, повторяющие цвет ложа Богоматери, приобщают его "таинству странному и преславному". Слушая благовествующего ангела, пастух, словно наполняет все произведение тихой музыкой, сообщающей о великой радости обновления всего "тварного" мира, который "воплотившееся Слово" приводит к состоянию блаженства и покоя. Икона разделена на несколько пространственных зон. Самая удаленная от центра - Вифлеемская пещера. Здесь в уменьшенном, по сравнению с другими сценами, масштабе представлена группа всадников-волхвов, которым, согласно апокрифическим текстам, в момент зачатия Христа явилась на Востоке звезда. Волхвов считали языческими царями (Ис. 60: 3; Пс. 71: 10), представителями трех возрастов человеческой жизни и трех рас Земли. Над вершиной горы, по которой спешат волхвы, из сегмента неба исходят три луча, направленные на Младенца. Они символизируют свет путеводной вифлеемской звезды, вставшей над местом рождения Христа. Движению всадников вторит энергичный, указывающий на звезду жест ангела, образ которого, вероятно, восходит к словам Иоанна Златоуста о том, что под видом звезды, руководившей волхвами, был Ангел Господень. Звезда вообще ассоциировалась с приходом на Землю Мессии - Христа. Она указана в пророчестве Валаама: "Восходит звезда от Иакова" (Числ. 24: 17), а также в Откровении (22: 16), где Христос назван "Звездою светлою и утреннею", озарившей землю светом евангельского дня.
Стилистическая справка: Радостный характер великого христианского праздника передает яркий праздничный колорит иконы. Изрезанные лещадками и поросшие изящными травами и деревцами, разбегающиеся горки вызывают ассоциации с поэтическими образами песнопений: "Веселитеся, праведнии небеса, радуйтеся, взыграйте, горы, Христу Рождшуся" (стихира Андрея Иерусалимского).
Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей
Иконографическая справка: Основу сюжета составляют евангельский рассказ о рождении Девой Марией Младенца Христа (Мф 1: 18-23; 2: 1-12; Лк 2: 6-20) и ряд апокрифических сочинений, в том числе Протоевангелие Иакова. На создание композиции повлияли также тексты Рождественской службы и песнопения, приуроченные к этому празднику. Иконография сцены сложилась в палеологовском искусстве в XIV в. На Руси с появлением праздничных рядов иконостаса разрабатывается несколько вариантов "Рождества". Они отличаются подробностью пересказа события, расположением и масштабом всех частей композиции, ее художественной интерпретацией, позами и жестами персонажей. Выделяют московский и новгородский изводы, но в чистом виде оба они встречаются редко. В центре композиции на фоне Вифлеемской пещеры на вытянутом по диагонали ярко-красном ложе помещена изящная фигура Богоматери. Рядом с Ней подчеркнуто беззащитным выглядит спеленутый Младенец, "умаливший Себя человек ради". В песнопениях и "Словах" на праздник Рождества Христова Мария называется "обширным местом необъятной природы", "неизмеримой пашней небесного колоса". Зеленые пелены Христа, сливающиеся с зеленым цветом яслей, вероятно, также навеяны этими словами. Его тонкое тело уподоблено колосу, ростку, взошедшему на "небесной пашне" и несущему в мир очищение и обновление. Слева от них - три волхва с дарами. Увидев "вифлеемскую звезду", появившуюся в ночь рождения Христа, они "возрадовались радостью весьма великой" и пришли из дальних стран поклониться Младенцу, "и открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну". Торжественно застыли в безмолвном молчании склоненные волхвы. Их позам и жестам вторят фигуры трех славословящих ангелов, стоящих над ними. Все вместе они образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой музыкой и пением. Изображения двух пастухов, людей, "очищенных уединением и тишиною", помещены здесь согласно евангельскому рассказу. Традиционные сцены омовения Младенца и сидящего на камне Иосифа представляют мир земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склоненные фигуры служанки, льющей воду на руку Саломеи, и старца, пришедшего к Иосифу, замыкают композиции, придавая им характер священного ритуала. Сомнения Иосифа в чудесном рождении сына снимаются символической сценой омовения, понимаемой в средневековье как знак чистоты духовной. О старце в овечьих шкурах, который, опираясь на посох, обращается к обручнику Марии с какой-то речью, в Евангелии не упоминается. Образ трактуется по-разному. Одни видят в нем духа-искусителя, другие - пророка Исайю. Русские иконописные подлинники называют его "пастырем". Евангельские тексты не сообщают и об омовении родившегося младенца. Полагают, что эта сцена перенесена сюда из икон "Рождество Богоматери" и воспроизводит позднеантичные изображения. Икона входила в праздничный ряд неизвестного нам иконостаса, близкого по размерам иконостасу Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Стилистическая справка: Удивительная соразмерность и продуманность композиции, музыкальный ритм в чередовании красок и линий, тесная связь с литературными источниками позволяют говорить о работе большого мастера. Радостный колорит, созвучный светлому характеру праздника и посвященных ему песнопений, образно-символический язык произведения, особая торжественность и приподнятость созданного настроения сближают его с иконами и фресками Дионисия.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иконографическая справка: На маленькой плоскости иконы строгановский мастер подробно воспроизводит основные события, сопровождающие рождение Христа. О предопределенности явления Христа в мир напоминает изображение пророка Исайи, стоящего у изголовья ложа Марии рядом с пещерой, где лежит новорожденный Младенец. В Его руках свиток, на котором написаны слова пророчества о будущем воплощении Бога и рождении Спасителя: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог". Это пророчество в связи с рождением Христа упоминается в Евангелии от Матфея (1: 23) и звучит в тексте рождественской службы.
Фрагмент. Ангел и волхвы
Век:XVI
Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.
Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Стилистическая справка: В основу иконографии данной иконы лежит извод, широко распространенный в византийском и древнерусском искусстве. Композиционное построение любятовской иконы свидетельствует о знакомстве художников с московской иконописной традицией и вместе с тем - о сохранении местной иконографической схемы.
Век:XVI
Место хранения: Собрание Е. А. Терлецкого
Иконографическая справка: Входила в праздничный чин иконостаса, который отличался необычно вытянутым форматом досок. Икона близко повторяет "рублевский" извод сцены, сложившийся в московском искусстве в начале XV века (праздники из Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Владимира, Рождественской церкви в Звенигороде, ГТГ). Благодаря формату доски, заметно увеличены в масштабе и приближены к переднему плану нижние мизансцены.
Стилистическая справка: Икона обладает яркими индивидуальными стилистическими особенностями. Мягкий приглушенный колорит, построенный на сочетании охристых, розовых и зелено-коричневых цветов разных оттенков, неторопливые движения персонажей, панорамный, почти космический характер изображения, растянутого по всей поверхности доски, со взбирающимися вверх волхвами, горками, деревьями создают своеобразный художественный образ, непохожий на известные иконы этого времени. Необычны отдельные приемы иконописца, например характер написания им пологих горок, завершенных причудливой формы лещадками, орнаментальные белильные разделки с красно-оранжевыми тенями и неожиданными киноварными всполохами. В ликах просвечивает мягкий зелено-коричневый санкирь, чуть приглушенный прозрачными охрами и высветлениями, - техника, характерная для живописи раннего XVI столетия. Поэтичность и сдержанность образов позволяет отнести памятник к одному из среднерусских центров, а необычный характер колорита напоминает иконы, написанные в верхневолжских землях или в новгородско-тверском пограничьи. Особенно он близок произведениям весьегонских мастеров.
Век:XVII
Место хранения: Филиал Государственного Исторического музея "Новодевичий монастырь"
Иконографическая справка: Новая редакция иконографии праздника, где Богоматерь сидит на престоле с прямой спинкой и на подушках, указывая на Младенца в яслях, окруженного ангелами и волхвами, сложилась под влиянием гравюр из западноевропейских иллюстрированных Библий и широко использовалась иконописцами Оружейной палаты.
Стилистическая справка: Надпись белилами на поземе внизу: г(о) год(У) ПИСАЛ Серпй Костр(о)м Рожков Сергей Васильев (ум. 1688) - костромич, с 1668 года жалованный иконописец Оружейной палаты. Известен как миниатюрист.
Фрагмент
Век:XVII
Век:XVII
Место хранения: Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVII
Место хранения: Череповецкое музейное объединение
Век:XVII
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Рождство Христово" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей.Иконы не были жестко привязаны к определенному месту в приделе и свободно перемещались в храме, использовались также в качестве аналойных. В иконографии иконы "Рождество Христово" прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы. Комплекс отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В их компоновке прослеживаются принципы, характерные для стенописей костромских мастеров.
Стилистическая справка: Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.
Век:XVII
Место хранения: Церковь Воскресения на Дебре в Костроме
Иконографическая справка: В иконе использован развернутый вариант иконографии Рождества Христова, появившийся в русской иконописи во второй половине XVI века. В середине XVII столетия под влиянием западноевропейской печатной графики эта схема была дополнена сценой Поклонения волхвов. Обязательным также становится изображение избиения младенцев в Вифлееме. Этот вариант схемы был чрезвычайно популярен в Поволжье, причем в отдельных регионах сложилась своя локальная традиция ее интерпретации. Все сюжеты, вошедшие ко второй половине XVII века в состав развернутой композиции Рождества, присутствуют в публикуемом памятнике. Икона является самым ранним примером подобной схемы в костромской иконописи. Свойственные ей распределение и иконография отдельных сюжетов в дальнейшем закрепились в местной традиции.
Век:XVII
Место создания: Россия
Стилистическая справка: Художественный язык иконы монументален; Ее композиция легко читается благодаря строгой упорядоченности размещения сцен.Большеголовые фигуры имеют имеют обобщенные, простые очертания.
Век:XVII
Место хранения: Поступила в музей в 1929 году.
Стилистическая справка: Икона из праздничного ряда ростовской церкви Иоанна Предтечи написана достаточно архаично для искусства середины 17 века. В ней передны все важные подробности сюжета, но при этом нет перегруженности или излишней детализации изображений. Икону отличает удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами. Лики написаны по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой.
Век:XVII
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконографическая справка: Для этой иконы характерен отказ от некоторых дополнительных сцен, традиционно вклюавшихся в иконографию праздника, и выделение центральной композиции с изображением поклонения Младенцу. Богоматерь изображена стоящей на коленях возле яслей и повивающей спеленутого Младенца красной лентой. Поклонение волхвов и трех пастырей изображены симметрично. Отмечается некоторое сходство в трактовке пещеры и холма, тщательно разработанном многоплановом пейзаже, фигурах трех пастухов на заднем плане, сонме ангелов в облаках, в обособленном изображение звезды в боковой части композиции с гравюрой Евангелия Наталиса.
Стилистическая справка: Икону отличает тонкое "живоподобное" письмо иконы, гармоничный колорит, изящество поз и жестов персонажей. Иконе свойственно продуманное постороение и уравновешенная композиция., тщательная разработка окрестностей Вифлеема.
Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Век:XVIII
Фрагмент. Избиение младенцев в Вифлееме
Фрагмент. Поклонение волхвов
Фрагмент. Волхвы направляются к пещере с Младенцем Христом
Фрагмент. Вифлеемские пастыри
Фрагмент. Бегство в Египет
Иконографическая справка: Особенность данного иконографического извода состоит в большом количестве подробностей, восходящих к апокрифам (например к неканоническому "Протоевангелию Иакова"). Смысловым центром композиции является собственно сцена Рождества - Богоматерь сидит на фоне пещеры около яслей с Младенцем Христом, к которому склонились вол и осел (символизирующие собой иудейский народ и язычников). Три ангела славят рождение Спасителя. Слева - сцена омовения Младенца. Над пещерой с яслями парит ангел, в руках у него диск с Вифлеемской звездой. На звезду смотрят пастухи, окруженные пасущимися животными. Далее представлены следующие сюжеты: 1. Волхвы видят свет воссиявшей звезды 2. Волхвы направляются к пещере с Младенцем 3. Поклонение волхвов 4. Сон волхвов, во время которого им было дано откровение не возвращаться к царю Ироду, но проповедовать веру Христову в своих странах 5. Сомнение Иосифа 6.Сон Иосифа и явление ему во сне ангела 7. Бегство в Египет 8. Царь Ирод и книжники 9. Избиение младенцев в Вифлееме 10. Плач жен в Вифлееме 11. Праведная Елизавета со своим сыном Иоанном, будущим крестителем Господним укрывается в пещере, спасаясь от преследования. 12. Убиение пророка Захарии, отца святого Иоанна
Век:XVIII
Место хранения: Частное собрание
Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник «Щелыково»
Иконографическая справка: Иконография восходит к западноевропейскому образцу. Рождество Христово представлено в виде Поклонения ангелов.
Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для связанного с усадебной культурой направления иконописи Солигалича.
Век:XIX
Место хранения: Государственный музей-заповедник " Коломенское ", Москва
Средник иконы
Иконографическая справка: В углах иконы изображены ветхозаветные пророки: царь Давид, царь Соломон, Даниил и Илия, которые в своих пророчествах свидетельствовали о будущем рождении Спасителя. На боковых полях иконы расположены изображения святого князя Александра Невского и пророчицы Анны. Они могли быть патрональными по отношению к заказчикам иконы. Орнаментика фона и полей произведения имитирует золотой с чернью оклад, украшенный драгоценными эмалями.
Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Икона, посвященная этому событию, обладает невероятной силой и способна помочь в любых жизненных трудностях.
Икона «Рождество Христово» рассказывает нам о прекрасных событиях, которые произошли много лет назад. Праздник Рождества всегда был наиболее значимым для христиан, ведь с того момента, как на свет появился Спаситель, Сын Божий, началась новая эра, а христианская вера приобрела особый смыл.
История иконы «Рождество Христово»
Рождение Иисуса Христа полностью перевернуло религиозный мир. С этого момента жизнь многих людей значительно изменилась. Считается, что родился наш Спаситель 7 января. Такую версию выдвинул некий монах, который занимался созданием юлианского календаря. Когда многие страны приняли решение перейти на отсчет дней по григорианскому календарю, праздник официально стали отмечать 25 декабря, но православная церковь продолжила следовать традициям, и поэтому мы до сих пор отмечаем это событие по старому стилю.
Считается, что именно известный иконописец Андрей Рублев стал автором удивительной иконы «Рождество Христово». В 1960 году божественный образ оказался под угрозой и долго находился в разрушенном храме. Спасителем иконы стал директор Нижегородского музея, который вывез ее и сохранил до наших времен.
Описание иконы
Образ «Рождество Христово» выполнен в зеленных, желтых и белых тонах. Благодаря такой цветовой гамме изображение выглядит ярким, но в то же время естественным.
Центральное место на иконе занимает Пресвятая Богородица, одетая в красную ризу. Она лежит, опираясь на руку, а позади нее находится Младенец. Таким образом Андрей Рублев изобразил Деву Марию как главного персонажа.
Сверху автор изобразил ясли, которые находятся рядом с ложем Божией Матери. Помимо Богоматери и Сына Божьего, на иконе изображены и другие герои евангельских писаний. Справа от Младенца находятся два Ангела, которые прославляют новорожденного Иисуса Христа. Снизу изображены две служанки, которые упоминались в сцене купания Младенца.
Икона «Рождество Христово» будет понятна не только православным верующим, но и всем людям, которые знакомы с Евангелием. Перед ней вы можете помолиться Святым и попросить их о помощи в любой безвыходной ситуации .
Где находится икона «Рождество Христово»
Икону «Рождество Христово» может приобрести любой желающий. Каждый день носите ее с собой, и она станет вашим оберегом. Также вы имеете возможность воочию увидеть божественный образ. Сделать это можно в Благовещенском соборе Кремля, который расположен на Соборной площади Московского Кремля.
В чем помогает икона
Несмотря на то, что на иконе «Рождество Христово» вы можете увидеть множество персонажей, в первую очередь это праздник Бога, а как вы знаете, Небесный Царь может все. Вы можете обратиться к Господу с душевными переживаниями, тяжелыми недугами и даже неизлечимыми болезнями.
Молитва перед иконой поможет вам избавиться от финансовых трудностей и безработицы, а также от проблем, которым, казалось бы, нет решения.
Молитва перед иконой «Рождество Христово»
«Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь».
Дата празднования образа
Дата празднования иконы приходится на Великий праздник Рождества Христова. В этот день вы сможете посетить богослужение и послушать божественные литургии. Именно 7 января любая искренняя молитвенная просьба, произнесенная вами, будет услышана.
Рождество Христово — в первую очередь религиозный праздник, и подобное событие нельзя представить без молитвенных обращений. Чтобы Господь Бог услышал вашу просьбу, обратитесь к нему с помощью рождественских молитв . Пусть ваша вера всегда будет искренней, и не забывайте нажимать на кнопки и
06.01.2018 05:35
Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим.