Каким был пророк мухаммад внешне. Описание внешности и нравственный облик Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)
Возвышенные и совершенные черты характера человека, делятся на два вида:
Первое: это мирские и врожденные. Наличия, которых требуют трудности мирской жизни.
Второе: это религиозные и приобретенные качества. Они являются причиной восхваления того человека, который ими обладает, и его приближения к Аллаху Всевышнему.
В обязательных качествах нет никакого участия воли человека. Как, например, врожденные качества: красота глаз, наличие разума, сила чувств и частей тела, знатность рода, значимость места проживания, авторитет народа, а также другие качества диктуемые условиями жизни, в возникновении которых нет никакой роли человека.
Точно так же дело обстоит и с теми ценностями, которые являются необходимыми для жизни: прием еды или питья, сон, жилье, бракосочетание, наличие имущества и прочее. Но если это последнее (прием еды и питья, одежда и прочее) будет сведено к минимуму для поддержания сил, необходимых для соблюдения шариата, то это будет прибавлено к ценностям, приобретенным для вечной жизни.
Что же касается приобретенных ценностей вечной жизни, то к ним относятся такие нравственные достоинства, как: религия, знание, терпение, благодарность, справедливость, скромность, умение прощать, щедрость, отвага, стыдливость, сильная личность, степенность, милосердие, воспитанность.
Некоторые, из этих нравственных ценностей могут иметься у некоторых людей с рождения. А некоторые люди с рождения могут не обладать ни одним из этих качеств. Поэтому они своим трудом и стараниями должны приобрести эти качества. Однако в этом случае, у человека в его сущности должна присутствовать хотя бы частичка основы этих нравственных ценностей.
Если довольство Аллаха и вечная жизнь не будут являться целями приобретения этих нравственных ценностей, то в этом случае они будут считаться мирскими. Но опять же все это являет достоинством и благом.
Посмотрите, что даровал Всевышний Господь Пророку (мир ему), которого Он назвал «Мой любимец»: посланническую миссию; пророчество; дружба; любовь; избранность; событие Исра; видение Аллаха; близость к Аллаху; откровение; заступничество; мирадж; лидерство в намазе для всех пророков; свидетельство о пророках и общинах; звание господина сынов Адама; покорность; надежность; приверженность истинному пути; ниспослание в качестве милости для миров; Кяусар; слышимость его слов; доведение до совершенства божественной милости; прощение прежних и будущих грехов и т.д.
Ничье знание не способно постичь тех превосходящих особенностей, которыми наделил его Всевышний Господь. Так как и в вечной жизни, Аллах Всевышний приготовил для него высочайшие степени и ступени, счастье, и бесконечное благо, которые не способен постичь человеческий разум.
До нас дошло множество достоверных хадисов, в которых говорится о чертах лицах посланника Аллаха (мир ему), его красоте, пропорциональность и красота других частей тела. Эти хадисы передавали: Али, Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Бера ибн Азиб, Аиша, Ибн Абу Халя, Абу Джухайфа, Джабир ибн Самура, Умму Мабед, Ибн Аббас, Ибн Муайкыб, Абу Туфайл, Ада ибн Халид, Джурейм ибн Фатик и Хаким ибн Хизам (радыйаллаху анхум).
В соответствии с этими риваятами посланник Аллаха (мир ему) выглядел следующим образом:
Кожа обладала очень красивым цветом (средним между белым и красным);
Глаза были большими, а зрачки черными;
Ресницы были длинными и густыми, а лицо излучало свет;
Брови были тонкими и изогнутыми;
Нос был ровным и слегка вздернутым;
Зубы были ровными, а передние слегка прореженными;
Лицо было овальной формы, лоб широкий;
Густая борода, закрывавшая грудь;
Плечи были широкими;
Длинна пальцев рук и ног, была пропорциональна;
Одежда не прилипала к телу;
Рост был средним, не очень высоким и не очень низким; когда рядом с посланником Аллаха (мир ему) шел какой-либо высокий человек, то пророк казался выше него;
Волосы были волнистыми (не прямыми и не кучерявыми);
Когда он улыбался, его зубы сияли ярким светом и были белыми как облака;
Во время разговора между его передними зубами исходил нур;
Лицо было не худым и не толстым;
Его тело было подтянутым, и он обладал самым совершенным телосложением, среди всех людей.
Берра ибн Азиб (радыйаллаху анх) сказал: «Я не видел никого прекраснее посланника Аллаха (мир ему). Он был в красной хулле (вид одежды), а его волосы опускались до плеч».
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил: «Я не видел никого красивее посланника Аллаха (мир ему). Его лицо сияло как солнце, а когда он смеялся, то стены дома озарялись светом».
Джабир ибн Самура (радыйаллаху анху) на вопрос одного человека: «Было ли лицо посланника Аллаха (мир ему) похожим на меч (то есть вытянутым и с острыми чертами)?». Ответил: «Нет! Наоборот, его лицо было круглым и сияющим, как солнце или луна».
Умму Мабед (радыйаллаху анха) описывая посланника Аллаха (мир ему) сказала: «Издалека и вблизи посланник Аллаха (мир ему) выглядел самым красивым человеком».
В хадисе Ибн Абу Хали говорится: «Лицо посланника Аллаха (мир ему) сияло как луна в ночь полнолуния» .
Али (радыйаллаху анху) говорит в конце хадиса, описывающего посланника Аллаха (мир ему): «Того, кто внезапно встречался с ним, охватывал страх. А тот, кто знал его и находился рядом с ним – любил его. Я не видел никого подобного ему» .
_______________________________________
1 - Бухари, хадис №: 3549, 3551; Муслим, хадис №: 2337.
2 - Тирмизи, Сунан, хадис №: 3648; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 2/350; Ибн Хиббан, Сахих, хадис №: 2118.
3 - Муслим, хадис №: 2339; Тирмизи, хадис №: 3647.
4 - Бегави, Шархус-Сунна, хадис №: 3704; Хаким, Мустадрак, 3/9.
5 - Тирмизи, Шамаиль, 7, 329, 344.
6 - Тирмизи, Сунан, хадис №: 3637; Ахмад ибн Ханбал, Муснад, 1/89.
Islam-today
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Что касается моральных качеств Пророка Мухаммада, то мы не в силах перечислить их все, но расскажем о некоторых из них.
Высокие моральные качества Пророка Мухаммада подтверждаются и в Кур`ане. Сказано в Суре 68 «Аль-Калям», Аяте 4 означающее: «Воистину, у тебя — высочайшая нравственность и прекраснейшая культура».
От А’иши и её отца Абу Бакра, да будет доволен ими Аллаh, переданы следующие слова: «Мораль Пророка соответствовала Кур`ану». Передал это изречение имам Муслим в книге «Сахих». То есть у Пророка Мухаммада была высокая мораль, о которой повелел Аллаh в Кур`ане. Кто хочет знать, какова мораль Пророка, пусть изучает Священный Кур`ан. Каждое из хороших качеств, о которых повелел Аллаh, имел Пророк Мухаммад. самым красивым среди людей и внешностью и поведением. Аль-Бара’ ибн ‘Азиб, описывая Пророка говорил: «Посланник Аллаhа был самым лучшим из людей по красоте и по морали».
Пророк Мухаммад очень много поклонялся Аллаhу, был очень богобоязненным, молился ночью и днём. Его язык никогда не прекращал упоминать Аллаhа, поэтому А’иша говорила, что Пророк Мухаммад упоминал Аллаhа всегда.
Ибн ‘Умар сказал: «Во время урока Пророка Мухаммада, они повторяли сто раз слова, смысл которых: «О Аллаh прости меня, прими моё покаяние, воистину Ты - Всемилостивый и Принимающий покаяние».
Всем известно, что Пророк Мухаммад не совершал больших и малых грехов, указывающих на подлость совершившего их. Он говорил эти слова из-за своей благодарности и покорности Аллаhу и повторяя такие слова возвышалась степень Пророка. Пророк Мухаммад очень любил совершать Намаз и рассказывал всем о его пользе.
Мугира ибн Шу’аба говорил, что Пророк молился так долго, что у него от усталости опухали ноги.
Сказал Анас ибн Малик: «Последним завещанием, которое Пророк оставил перед смертью, были слова: «Намаз и то, что в ваших силах»».
Пророк всегда уповал на Аллаhа, он был твёрдо убежден в том, что всё, что происходит во вселенной, происходит по Воле Аллаhа, Его Знанию и Предопределению, поэтому Пророк часто говорил: «Аллаh предопределяет и делает всё, что Он хочет».
Также Пророк Мухаммад обучал некоторых из своих дочерей, чтобы они говорили каждый день: «Что хотел Аллаh — было, чего Он не хотел — не было».
А’иша рассказывала о Пророке, что если была необходимость выбрать какое-нибудь решение из двух, он выбирал соответствующее Шари’ату [которое не является грехом] и лёгким для выполнения.
Прекрасные черты Пророка Мухаммада, сочетались со строгостью в соблюдении Повелений Аллаhа. Если речь шла о Шари’ате, то он всегда был непреклонным. Он выполнял все требования, содержащиеся в Кур`ане. Он не гневался, если кто-то наносил ему личную обиду по жизненным вопросам, но он гневался, если было нарушение повелений Создателя.
Это происходило лучшим образом, и это было ради Аллаhа. Он больше всех ревностно относился к соблюдению Повелений Всевышнего.
Храбрость
Пророк Мухаммад был самым смелым и отважным из всех людей.
Честность
Пророк Мухаммад был самым правдивым, ему всегда и во всём можно было доверять. Ещё до получения Пророческой миссии он обладал такими прекрасными нравственными качествами, как: щедрость, храбрость, честность, правдивость, всегда держал данное им слово, выполнял обещанное. Именно поэтому он ещё до получения Пророчества получил прозвище «аль-Амин», что означает честный, доверенный.
Пророк шутил и иногда проводил весело время со своими сподвижниками, но его шутки были всегда правдой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о Посланник Аллаhа!» , Пророк сказал: «Я шучу, но и шутя, говорю только правду».
Пророк был покорным Всевышнему Аллаhу всегда, в любой ситуации.
Скромность
У нашего Пророка Мухаммада, не было гордыни. Он сам чинил свою обувь, сам штопал свою одежду, помогал домашним по хозяйству.
Пророк Мухаммад почитал Пророков, которые были до него.
Пророк Мухаммад, скромно относился ко всем людям: и ко взрослым, и к детям. Когда с кем-то разговаривал, обычно, на собеседника смотрел краем глаза, никогда не рассматривал человека в упор.
Пророк Мухаммад, не проявлял злости и высокомерия, его сердце было открыто для всех. Он никогда не ругал ни жену, ни служащего. Он никого в жизни из мусульман не бил своей рукой.
Пророк Мухаммад очень любил скромных людей, и из его ду’а было следующее: «О Аллаh, даруй мне быть скромным, и жить скромным, и умереть скромным, и даруй мне быть собранным вместе со скромными».
Застенчивость
Абу Са’ид Аль-Худрий отмечал, что Пророку Мухаммаду, были присущи такие похвальные качества, как: стыдливость и застенчивость, которые отражались на его лице. Он был самым застенчивым из всех людей и имел прекрасное воспитание.
Отношение к другим
Пророк Мухаммад, никогда не мстил, он был прощающим. От Анаса ибн Малика передают, что он сказал: «Я шёл с Пророком, на нём была накидка из Наджрана с грубой подкладкой. Его догнал бедуин и резко потянул за отворот накидки так, что я увидел след от этого на шее Пророка. Бедуин сказал: «О Мухаммад! Вели, чтобы мне дали из имущества, которое даровал тебе Аллаh». Пророк обернулся, улыбнулся и велел подать ему».
Отношение к родственникам, бедным и слабым
Пророк Мухаммад наилучшим образом поддерживал связи со своими родственниками. Он был сострадательным к бедным, сиротам и слабым. Он был самым скромным, с любовью относился к нуждающимся, сопровождал их в последний путь и посещал больных. Он всегда заботился о других, помогал бедным и нуждающимся, раздавал им еду, даже если не хватало самому и семье. Поэтому иногда ему приходилось долго голодать, и тогда он привязывал к животу плоский камень, так как это помогало ему выпрямиться.
Его первая жена Хадиджа говорила: «Никогда! Клянусь Аллаhом! Во веки веков Аллаh не даст тебе позора и стыда! Воистину, ты поддерживаешь родственные связи, говоришь только правду, выносишь много усталости, делишься пропитанием с неимущими, угощаешь и радуешь гостей. Ты помогаешь восторжествовать истине!».
Пророк с милостью относился к слабым и больным людям. Поэтому велел тем имамам, которые возглавляют Намаз, чтобы они не удлиняли его.
Отношение к соседям
Пророк Мухаммад, завещал хорошо относится к соседям, призывая к хорошему отношению к ним. Пророк сказал Абу Зарру: «О Абу Зарр, если ты готовил что-то, то готовь больше и приглашай своих соседей».
Отношение к сподвижникам
У Пророка Мухаммада, было мягкое сердце, он с милостью относился к окружающим. Аллаh описал его в Кур`ане милостивым.
Анас служил Пророку 10 лет. За это время Пророк ни разу не высказал ему возражения и не упрекнул его ни в чём. Он ни разу не сказал ему: «Уфф», ни разу не спросил его: «Почему ты так сделал?» или «Почему ты не сделал это?».
Пророк хорошо относился к своим сподвижникам. После общения с Пророком каждому из них казалось, что он больше всех дорог Пророку. Если они радовались чему-то, то Пророк радовался вместе с ними. Если он видел сподвижников, находящихся в тяжёлом состоянии, у него от чувства сострадания и жалости к ним текли слёзы. Однажды Пророк посетил Са’да ибн ‘Убадата и увидел, что тот очень сильно болеет и заплакал по причине этого.
Он проявлял глубокую заботу о каждом из сподвижников, участвовал в их захоронении, всячески хлопотал за них. Пророк Мухаммад очень хорошо относился к своим сподвижникам и жёнам, и когда он последний раз поднялся на минбар , то сказал следующее: «Следуйте ансарам , так как они — это моя община и те, кому я доверяю. Они сделали то, что от них требовалось. И если кто-то из них хорошо к вам относится, то примите это, а если кто-то из них обидел вас, то простите его». Передал это имам Аль-Бухарий.
Посланник Аллаhа был прекрасным другом для своих сподвижников. Он стоял рядом с ними в их радости и печали, когда те были и сильны, и слабы.
Щедрость
О щедрости Пророка Анас говорил: «Кто подходил к Пророку с какой-либо просьбой, то всегда получал то, о чём просил».
Сказал Хаким ибн Хизам: «Я попросил кое-что у Пророка и он дал мне это. Тогда я попросил ещё раз и он снова дал мне то, что я просил. Затем я снова попросил его, и он также дал мне то, что я просил». Ученые хадисоведы согласны в том, что этот хадис достоверный.
Анас передал, что мужчина попросил у Пророка Мухаммада отару овец между двух гор (то есть много, сколько бы поместилось между двух гор), и он дал их ему. Этот же, придя к своему народу, сказал: «Ну, же! Народ мой, принимайте Ислам, и Пророк одарит вас, и вы ни в чём не будете нуждаться».
Сообщается, что ‘Абдуллаh ибн Масляма сказал, что Ибн Абу Хазим передал от своего отца Сабля следующее: «Одна женщина пришла к Посланнику Аллаhа и принесла тканный халат с красивой отделкой и сказала: «Я сама своими руками соткала этот халат, и принесла его тебе, как подарок». Пророк принял этот подарок, а когда он вышел к нам, одетый в него, один человек попросил: «Подари его мне! Как он прекрасен!» И Пророк сказал: «Да», после чего отдал свой новый халат этому человеку. Люди стали укорять его: «Ты поступил некрасиво! Пророк надел этот халат потому, что нуждался в нём, а потом ты обращаешься к нему с такой просьбой, зная о том, что он никогда не отказывает просящему!», - он же сказал им на это: «Поистине, клянусь Аллаhом, я просил его не для того, чтобы носить, а только для того, чтобы потом он послужил мне саваном!»». Сабль сказал: «Впоследствии этот халат действительно стал для него саваном». Передал это имам Аль-Бухарий.
Скромность и аскетизм Пророка
Пророк Мухаммад. не стремился к благам мирской жизни. Аль-Байhакый, Ат-Тирмизий и Ибн Маджаб передали от ‘Абдуллаhа следующий рассказ который свидетельствует о большой скромности и аскетизме Пророка Мухаммада. Однажды Пророк Мухаммад лежал на циновке, и на его теле остались следы. ‘Абдуллаh начал гладить это место и предложил Пророку постелить что-нибудь сверху циновки. На это Пророк ответил, что его жизнь на земле временна, и он похож на путника, идущего к цели и сделавшего небольшую остановку в тени дерева у дороги и продолжающего свой путь далее.
Он говорил: «Эта дунья ничего не стоит. В этой жизни нужно быть как путешественник, который остановился под тенью дерева, чтобы передохнуть и продолжить свой путь». Передал это изречение Ат-табараний.
Пророк был очень умеренным в еде. Никогда не выражал недовольство из-за еды, если понравится - ел, если нет - оставлял.
А’иша рассказывала, что однажды к ней зашла женщина с двумя детьми и попросила милостыню. Мать верующих сказала: «Я не нашла ничего кроме одного финика». Один финик в доме лучшего создания? Это по причине отдаленности от мирской жизни и её наслаждений.
Пророк не оставил после себя дворцов и наследства. А’иша сказала: «Пророк Мухаммад умер и не оставил после себя динара или дирхама». Он оставил после себя знания.
Терпение Пророка
Наш любимый Пророк был терпеливым и достойно переносил трудности на пути распространения истинной религии — нашей великой религии Ислам!
Когда умер Абу Талиб, дядя нашего Пророка, неверующие из рода Курайш стали предпринимать попытки вредить Пророку, так как думали, что уже никто не защитит нашего любимого Пророка! Они жаждали навредить Пророку. Приведем несколько историй об этом.
__________________________________
Просьба-мольба у Аллаhа.
Трибуна с которой имам читает проповедь.
Мусульмане, которые жили в Медине и помогли переселенцам, когда Пророк совершил туда переселение.
Мирская жизнь.
Вам может понравится
То, что будет Шафаат в Судный День — является истинной. Шафаат делают: Пророки, богобоязненные учёные, шаhиды, Ангелы. Наш Пророк Мухаммад наделён правом особого великого Шафаата. Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском будет просить о прощении тех, кто за совершил большие грехи из его общины. Передано в правдивом хадисе: «Мой Шафаат для совершивших большие грехи из моей общины». Передал его Ибн Х иббан. Для тех, кто не совершил больших грехов, Шафаат не понадобится. За одних делают Шафаат до попадания в ад, за других после попадания в него. Шафаат делают только за мусульман.
Шафаат Пророка будет делаться не только за тех мусульман, которые жили во время Пророка Мухаммада и после этого, но тех, которые были из предыдущих общин [общин других Пророков].
Сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия’», Аят 28) означающее: «Не делают Шафаат они, кроме как за тех, для кого Шафаат одобрил Аллаh». Первым делает Шафаат наш Пророк Мухаммад.
Известна история, которую мы уже приводили ранее, но стоит её упомянуть ещё раз. Правитель АбуДжа’фар сказал: «О Абу ‘Абдуллаh! При чтении дуа мне повернуться в сторону К ыблы или встать лицом к Посланнику Аллаhа?». На что имам Малик ответил: «Зачем ты отворачиваешь своё лицо от Пророка? Ведь он будет в Судный День будет делать Шафаат в пользу тебя. Поэтому повернись лицом к Пророку, проси его Шафаат, и Аллаh дарует тебе Шафаат Пророка! Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Ниса», Аят 64) означающее: «И если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли бы к тебе и попросили прощения у Аллаhа, и Посланник Аллаhа попросил прощения за них, то они получили бы милость и прощение Аллаhа, ведь Аллаh — Принимающий покаяния мусульман, и Милостив к ним»».
Все это является важным доказательством, что посещать могилу Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , просить его о Шафаате является дозволенным, со слов учёных, а главное — самого Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .
Воистину в Судный День, когда солнце будет близко к головам некоторых людей, и они будут утопать в собственном поту, тогда они станут говорить друг другу: «Пойдем к нашему праотцу Адаму для того, чтобы он совершил Шафаат за нас». После этого они придут к Адаму и скажут ему: «О Адам, ты - отец всех людей; Аллаh создал тебя, даровав тебе почётную душу, и велел Ангелам совершить тебе земной поклон [в качестве приветствия], сделай же Шафаат за нас перед твоим Господом». На это Адам скажет: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Нуху (Ною)!». После этого они придут к Нуху и будут просить его, он ответит так же как и Адам и отправит их к Ибраhиму (Аврааму). После этого они придут к Ибраhиму и будут его просить о Шафаате, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат. Ступайте к Мусе (Моисею)». После этого они придут к Мусе и будут просить его, но он ответит как и предыдущие Пророки: «Я не тот, кому дан великий Шафа’ат, ступайте к ‘Исе!». После этого они придут к ‘Исе (Иисусу) и будут просить его. Он ответит им: «Я не тот, кому дарован великий Шафаат, идите к Мухаммаду». После этого они придут к Пророку Мухаммаду и будут просить его. Тогда Пророк склонится в земном поклоне, он не поднимет головы до тех пор, пока не услышит ответ. Ему будет сказано: «О Мухаммад, подними голову! Проси, и будет даровано тебе, делай Шафаат, и твой Шафаат будет принят!». Он поднимет голову и скажет: «Моя община, о Господь мой! Моя община, о Господь мой!».
Пророк Мухаммад, сказал: «Я самый главный из людей в Судный День, и самый первый, кто выйдет из могилы в День Воскрешения, и самый первый, кто будет делать Шафаат, и самый первый, чей Шафаат будет принят».
Также Пророк Мухаммад, говорил: «Мне был дан выбор между Шафаатом и возможностью для половины моей общины вхождения в Рай без мучений. Я выбрал Шафаат, потому что в нём больше пользы для моей общины. Вы думаете, что мой Шафаат предназначен для богобоязненных, но нет, оно для больших грешников из моей общины».
Абу hурайра сказал, что Пророк Мухаммад говорил: «Каждому Пророку было дарована возможность просить у Аллаhа особое дуа, которое будет принято. Каждый из них сделал это при жизни, а я оставил эту возможность для Судного Дня, чтобы сделать Шафаат за мою общину в Тот День. Этот Шафаат, по Воле Аллаhа, будет дарован тем из моей общины, кто не совершал ширк».
После переселения из Мекки в Медину Пророк Мухаммад совершил Хадж только один раз, и это было в 10 году хиджры, незадолго до его смерти. Во время Паломничества он несколько раз выступил перед людьми и дал верующим прощальное напутствие. Эти наставления известны как «Прощальная проповедь Пророка». Одну из этих проповедей он произнес в день ‘Арафат — в году (9-го Зуль-Хиджа) в долине ‘Уранах (1) рядом с ‘Арафатом, а другую — на следующий день, то есть в день Праздника Курбан-Байрам. Эти проповеди слышало много верующих, и они пересказывали слова Пророка другим — и так эти наставления передавались из поколения в поколение.
В одном из рассказов говорится, что в начале своей проповеди Пророк так обратился к людям: «О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас в следующем году. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня».
Существует много передач этой проповеди Пророка. Лучше всех других сподвижников изложил историю последнего Хаджа Пророка и его прощальную проповедь Джабир ибн ‘Абдуллах. Его рассказ начинается с момента, когда Пророк отправился в путь из Медины, и в нем подробно описывается все происходившее до завершения Хаджа.
Имам Муслим передал в своем сборнике хадисов «Сахих» (книга «Хадж», глава «Паломничество Пророка Мухаммада») от Джа’фара ибн Мухаммада, что его отец сказал: “Мы пришли к Джабиру ибн ‘Абдуллаху, и он стал знакомиться с каждым, а когда очередь дошла до меня, я сказал: «Я — Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусейн». < … > Он сказал: «Добро пожаловать, о, мой племянник! Спрашивай, о чём хочешь». < … > Потом я попросил его: «Расскажи мне о Хадже Посланника Аллаха». Показав девять пальцев, он сказал: «Воистину, Посланник Аллаха девять лет не делал Хадж. На 10-й год было объявлено о том, что Посланник Аллаха собирается в Хадж. И тогда в Медину пришло много людей, которые хотели выполнить Хадж вместе с Пророком, чтобы брать с него пример».
Далее Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что, отправившись в Хадж и прибыв в окрестности Мекки, Пророк Мухаммад сразу направился в долину Арафат, проехав местность Муздалифа без остановок. Там он оставался до захода солнца, а затем на верблюдице поехал в долину ‘Уранах. Там в день Арафат Пророк обратился к людям, и [воздав хвалу Аллаху Всевышнему] сказал:
«О, люди! Также, как вы почитаете священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны ваша жизнь, ваше имущество и достоинство. Воистину, каждый ответит перед Господом за свои дела.
Времена невежества остались в прошлом, и его недостойные обычаи отменены, в том числе кровная месть и ростовщичество. <…>
Будьте богобоязненны и проявляйте доброту в отношениях с женщинами (2). Не обижайте их, помня, что взяли их в жены с дозволения Аллаха как доверенную на время ценность. Вы имеете права в отношениях с ними, но и они имеют права по отношению к вам. Они не должны пускать в дом тех, кто вам неприятен и кого вы не хотите видеть. Руководите ими с мудростью. Вы обязаны кормить и одевать их так, как это предписывает Шариат.
Я оставил вам ясное руководство, следуя которому вы никогда не собьетесь с Истинного пути -это Небесное Писание (Куран). И [когда] вас спросят обо мне — что же вы ответите?»
Сподвижники сказали: «Мы свидетельствуем, что ты донёс до нас эту весть, выполнил свою миссию и дал нам искренний, добрый совет».
Пророк поднял указательный палец вверх (3), а затем показал им на людей со словами:
“Да будет Аллах свидетелем!”». На этом заканчивается хадис, переданный в сборнике имама Муслима.
В других передачах Прощальной проповеди также приведены такие слова Пророка;
«Каждый отвечает только за себя, и не будет наказан отец за грехи сына, а сын — за грехи отца».
«Воистину, мусульмане — братья друг другу, и не разрешено мусульманину брать то, что принадлежит его брату, кроме как с его разрешения».
«О, люди! Воистину, ваш Господь — Один-Единственный Создатель, у Которого нет соучастников. И праотец у вас один — Адам. Нет преимущества у араба перед не арабом или у темнокожего перед светлокожим, кроме как по степени богобоязненности. Для Аллаха наилучший из вас — самый богобоязненный».
В завершении проповеди Пророк сказал:
«Пусть те, кто слышал, передаст мои слова тем, кого здесь не было, и, возможно, некоторые из них поймут лучше некоторых из вас».
Эта проповедь оставила глубокий след в сердцах людей, слушавших Пророка щ. И, несмотря на то, что с того времени прошло много сотен лет, она по-прежнему волнует сердца верующих.
_________________________
1 — ученые, кроме имама Малика, сказали, что эта долина не входит в Арафат
2 — Пророк настоятельно призывал соблюдать права женщин, быть добрыми по отношению к ним, жить с ними так, как это повелено и одобрено Шариатом
3 — этот жест не означал, что Аллах находится на Небе, так как Бог существует без места
Известны чудеса многих Пророков, но самые удивительные были у Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском .
Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний даровал Пророкам особые чудеса. Чудо Пророка (муджиза) — это необыкновенное и удивительное явление, дарованное Пророку в подтверждение его правдивости, и этому чуду невозможно противопоставить что-либо подобное.
Священный Коран это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن — это самое великое чудо Пророка Мухаммада, которое длится по сей день. Все в Священном Коране — правда, от первой и до последней буквы. Он никогда не будет искажен и сохранится до Конца Света. И об этом сказано в самом Коране (сура 41 «Фуссылят», аяты 41-42), означающее: «Воистину, это Священное Писание — великая Книга, хранимая Создателем [от ошибок и заблуждений], и ни с какой стороны ложь не проникнет в нее».
В Коране описаны события, которые происходили задолго до появления Пророка Мухаммада, а также те, которые будут происходить в будущем. Многое из описанного уже произошло или происходит сейчас, и мы сами являемся очевидцами этого.
Коран был ниспослан в те времена, когда арабы обладали глубокими познаниями в области литературы и поэзии. Когда они услышали текст Корана, то, несмотря на все их красноречие и превосходное знание языка, они не смогли ничего противопоставить Небесному Писанию.
0 непревзойденной красоте и совершенстве текста Корана сказано в аяте 88 суры 17 «Аль-Исра», означающее: «Даже если бы люди и джинны объединились, чтобы сочинить нечто, подобное Священному Корану, это не удалось бы им, даже если бы они помогали друг другу».
Одно из самых удивительных чудес, доказывающих высочайшую степень Пророка Мухаммада — это Исра и Мирадж.
Исра — это чудесное ночное путешествие Пророка Мухаммада# из города Мекка в город Кудс (1) вместе с архангелом Джибрилем на необычном верховом животном из Рая — Бураке. Во время Исра Пророк видел много удивительного и выполнял Намазы в особых местах. В Кудсе в мечети Аль-Акса для встречи с Пророком Мухаммадом были собраны все предыдущие Пророки. Все вместе они выполнили коллективный Намаз, в котором Пророк Мухаммад был имамом. А после этого Пророк Мухаммад поднялся на Небеса и выше. Во время этого восхождения (Мирадж) Пророк Мухаммад видел ангелов, Рай, Арш и другие грандиозные создания Аллаха (2).
Чудесное путешествие Пророка в Кудс, Вознесение на Небеса и возвращение в Мекку заняли меньше трети ночи!
Еще одно необыкновенное чудо, дарованное Пророку Мухаммаду — когда луна раскололась на две половины. Об этом чуде сказано в Священном Коране (сура «Аль-Камар», аят 1), означающее: «Один из признаков приближения Конца Света — это то, что раскололась луна».
Это чудо произошло, когда однажды курайшиты-язычники потребовали от Пророка доказательств, что он правдив. Была середина месяца (14-е число), то есть ночь полнолуния. И тогда произошло удивительное чудо — диск луны разделился на две части: одна была над горой Абу Кубайс, а вторая — ниже. Когда люди увидели это, то верующие еще больше укрепились в своей вере, а неверующие стали обвинять Пророка в колдовстве. Они послали гонцов в дальние территории узнать, видели ли там, как луна разделилась на части. Но, вернувшись, гонцы подтвердили, что и в других местах люди это видели. Некоторые историки пишут, что в Китае есть древнее строение, на котором написано: «Построено в год раскола луны».
Еще одно удивительное чудо Пророка Мухаммада — когда при огромном количестве свидетелей вода била ключом между пальцами Посланника Аллаха.
Такого не было у других Пророков. И хотя Мусе было дано чудо, что вода появилась из скалы, когда он ударил по ней своим посохом, но когда вода вытекает из руки живого человека — это еще более удивительно!
Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Джабира такой хадис: «В день Худайбия люди испытывали жажду. У Пророка Мухаммада в руках был сосуд с водой, которой он хотел делать омовение. Когда люди подошли к нему, Пророк спросил: «Что случилось?» Они ответили: «О, Посланник Аллаха! У нас нет воды ни для питья, ни для омовения, кроме той, что у тебя в руках». Тогда Пророк Мухаммад опустил свою руку в сосуд — и [тут все увидели, как] вода начала бить ключом из промежутков между его пальцами. Мы утолили жажду и выполнили омовение». Некоторые спросили: «Сколько вас было?» Джабир ответил: «Если бы нас было сто тысяч, то нам бы хватило, а нас было тысяча пятьсот человек».
С Пророком Мухаммадом разговаривали животные, например, один верблюд пожаловался Посланнику Аллаха, что хозяин плохо с ним обращается. Но еще более удивительно, когда в присутствии Пророка разговаривали или проявляли чувства неживые предметы. Например, пища в руках Посланника Аллаха читала зикр «Субханаллах», а высохшая пальма, служившая опорой Пророку во время проповеди, стонала от разлуки с Посланником Аллаха, когда он стал читать проповедь с минбара. Это случилось во время джумуа, и много людей были свидетелями этого чуда. Тогда Пророк Мухаммад сошел с минбара, подошел к пальме и обнял ее, и пальма всхлипывала, как маленький ребенок, которого успокаивают взрослые, пока не прекратила издавать звуки.
Еще один удивительный случай произошел в пустыне, когда Пророк встретил одного араба-идолопоклонника и призвал его к Исламу. Тот араб попросил доказать истинность слов Пророка, и тогда Посланник Аллаха подозвал к себе дерево, находящееся на краю пустыни, и оно, повинуясь Пророку, пошло к нему, бороздя корнями землю. Подойдя, это дерево трижды произнесло Исламские свидетельства. Тогда этот араб принял Ислам.
Посланник Аллаха мог вылечить человека одним прикосновением руки. Однажды у сподвижника Пророка по имени Катада выпал глаз, и люди хотели удалить его. Но когда они привели Катаду к Посланнику Аллаха, он своей благословенной рукой вложил выпавший глаз обратно в глазницу, и глаз прижился, а зрение полностью восстановилось. Сам Катада говорил, что выпавший глаз настолько хорошо прижился, что теперь он не помнит, какой именно глаз у него был поврежден.
А также известен случай, когда слепой попросил Пророка вернуть ему зрение. Пророк посоветовал ему терпеть, ведь за терпение есть вознаграждение. Но слепой ответил: «О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, и очень тяжело без зрения». Тогда Пророк велел ему сделать омовение и выполнить Намаз из двух ракатов, а затем читать такое дуа: «О Аллах! Прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через нашего Пророка Мухаммада — Пророка милости! О Мухаммад! Я обращаюсь через тебя к Аллаху, чтобы моя просьба была принята». Слепой сделал так, как повелел Пророк, и прозрел. Сподвижник Посланника Аллаха? по имени Усман Ибн Хунайф, который был свидетелем этого, сказал: «Клянусь Аллахом! Мы еще не расстались с Пророком, и прошло совсем немного времени, как тот мужчина вернулся зрячим».
Благодаря баракяту Пророка Мухаммада малого количества пищи хватало, чтобы накормить много людей.
Однажды Абу Хурайра пришел к Пророку Мухаммаду и принес 21 финик. Обратившись к Пророку, он сказал: «О Посланник Аллаха! Почитай мне дуа, чтобы в этих финиках был баракят». Пророк Мухаммад брал каждый финик и читал «Басмаляh»(4), затем повелел позвать одну группу людей. Они пришли, досыта поели фиников и ушли. Затем Пророк позвал следующую группу и затем еще одну. Каждый раз люди приходили, ели финики, а они все не заканчивались. После этого Пророк Мухаммад и Абу Хурайра ели эти финики, но финики все равно остались. Тогда Пророк Мухаммад собрал их, положил в кожаный мешочек и сказал: «О Абу Хурайра! Если захочешь есть, засунь руку в мешочек и возьми оттуда финик».
Имам Абу Хурайра сказал, что он кушал финики из этого мешочка на протяжении жизни Пророка Мухаммада, а также при правлении Абу Бакра, а также Умара, а также Усмана. И все это из-за дуа Пророка Мухаммада. А также Абу Хурайра рассказывал, как однажды Пророку принесли кувшин молока, и его хватило, чтобы насытилось более 200 человек.
Другие известные чудеса Посланника Аллаха:
— В день Хандак сподвижники Пророка копали ров и остановились, наткнувшись на огромный камень, который не могли разломать. Тогда пришел Пророк, взял в руки кирку, три раза произнес «Бисмилляhир-рахманир-рахим», ударил по этому камню, и тот рассыпался, как песок.
— Однажды к Пророку Мухаммаду пришел человек из местности Ямама с новорожденным ребенком, завернутым в ткань. Пророк Мухаммад обратился к новорожденному и спросил: «Кто я?» Тогда, по Воле Аллаха, младенец сказал: «Ты — Посланник Аллаха». Пророк сказал ребенку: «Пусть Аллах дарует тебе благословение!» И этого ребенка стали называть Мубарак (5) Аль-Ямама.
— У одного мусульманина был богобоязненный брат, который держал Пост-сунну даже в самые жаркие дни и выполнял Намазы-сунну даже в самые холодные ночи. Когда он умер, его брат сидел у его изголовья и просил у Аллаха милости и прощения для него. Вдруг покрывало сползло с лица умершего, и он сказал: «Ас-саляму аляйкум!». Удивленный брат ответил на приветствие, а затем спросил: «Разве такое бывает?» Брат ответил: «Да. Отнесите меня к Посланнику Аллаха — он обещал, что мы не расстанемся, пока не увидимся».
— Когда отец одного из сахаба умер, оставив после себя большой долг, этот сподвижник пришел к Пророку и сказал, что у него нет ничего, кроме финиковых пальм, урожая которого даже за много лет не хватит для выплаты долга, и попросил помощи у Пророка. Тогда Посланник Аллаха обошел вокруг одной груды фиников, а затем вокруг другой и сказал: «Пересчитай». На удивление, фиников хватило не только для выплаты долга, но и еще осталось столько же.
Аллах Всевышний даровал Пророку Мухаммаду великое множество чудес. Перечисленные выше чудеса — лишь малая их часть, ведь одни ученые говорили, что их было тысяча, а другие — три тысячи!
_______________________________________________________
1 — Кудс (Иерусалим) — священный город в Палестине
2 — Важно заметить, что восхождение Пророка на Небеса не означает, что он поднимался к месту, где якобы находится Аллах, так как Аллаху не присуще находиться в каком-либо месте. Думать, что Аллах находится в каком-либо месте — это неверие!
3 — «Аллаху не присущи недостатки»
4 — слова «Бисмилляhир-рахманир-рахим»
5 — слово «мубарак» означает «благословенный»
Всевышний одарил Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) исключительным добронравием и благообразной внешностью. По духовной и внешней красоте он превосходит всех.
От Пророка (мир ему и благословение) изливался таинственный нур, сияние. Он был среднего роста, не высокий и не низкий. Так восхвалял его Хасан: «Его рост идеален: не высокий, но кажущийся выше всех, и не ниже, чем у других ».
У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) было самое красивое и приятное лицо. Описывающие часто сравнивали его лицо с полной луной. Некоторые его современники называли его луноликим, другие рассказывали, что не могли насмотреться на него, третьи говорили, что тело и лицо ему даны такие, как будто ему самому было позволено выбрать их. Он был как солнце, которое восходит над всем.
О внешности Пророка (мир ему и благословение) рассказывают: «Он красив, как полная луна ». «Я не мог насытиться красотою его лица ». «Он был до того красив, что казалось, его самого спросили, какой внешностью его одарить ».
Борода у него была чёрная и густая. Пророк (мир ему и благословение) имел только 17 седых волос. Шея у него сверкала, словно отлитая из серебра. Грудь и плечи были широкие и мощные. Предплечья и бёдра отличались атлетическим сложением. Он был пропорционально сложен. Между лопатками находилась печать пророчества в виде рельефного треугольника. Пальцы были словно отлитые из серебра, руки мягче шёлка. Когда с ним здоровались, приятный запах и необычное ощущение лёгкости и теплоты оставались спустя даже несколько дней. Когда Пророк (мир ему и благословение) клал руку на голову кому-либо из детей, то этих детей потом можно было отличить среди других по очень приятному запаху. Его волосы были волнистыми. Он иногда собирал их в четыре косички, а иногда распускал.
Цвет кожи Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был белым с оттенком румянца. Капли пота на его лице напоминали жемчужины. Запах его пота был благоуханнее мускуса. Так говорил об этом сподвижник Анас: «От Посланника Аллаха (мир ему и благословение) исходило сияние, капельки его пота были подобны жемчугам, а во время ходьбы он слегка наклонялся вперёд и шёл степенно (с достоинством, но не медленно). Я никогда не прикасался к шёлку или парче, которые были бы мягче рук Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и никогда не вдыхал аромата мускуса или амбры, которые были бы приятнее запаха, исходящего от него ».
«О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)
«О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)
«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)
«Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)
«…Не будь же неверующим…»(2/104)
«…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)
«…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)
«…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)
«…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)
«…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)
«…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)
«…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)
«…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)
«…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)
«…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)
«Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)
«Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)
«Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)
…«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)
«[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)
«…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)
«Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)
…«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)
«Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)
«Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)
«Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)
«Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)
«Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)
«Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)
«О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)
«Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)
«Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)
«Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)
«Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)
«Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)
«Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)
«Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)
«Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)
«Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)
... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравственными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, покорен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справедлив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же смирен перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив. Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказывал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин - ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хотелось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал милостыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал семье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, обходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого - богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и навещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них.
Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец.
Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Оно было белым, с очень приятными чертами. Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мочек ушей, иной раз - только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачивался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между лопатками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.
Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не укорачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды.
Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, - это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц».
У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а когда не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня заставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, - суры «Худ», «Аль-ваки’а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»».
Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось носить длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара). Из предметов его одежды - чалма (аль-‘имама), изар, доходивший до середины голени.
Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для мужчин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благовония для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха».
В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.
Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или находился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не делали так, зная его отношение к этому.
Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.
Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр - намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.
Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.
Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз.
Одним из его отличительных качеств была большая стыдливость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.
Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господином уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не удавалось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то получилось бы». Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причины, совершая необходимые действия и предпринимая меры.
Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим вероломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они приветствовали его миром.
У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я - Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я - аль-Махи (Стирающий), посредством которого Аллах сотрет неверие, и я - аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я - аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» - то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков .
В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я - Мухаммад и Ахмад, и я - аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ар-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».
Его куньей было Абу Касим.
Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы.
Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана:
В суре «Аль ‘Имран»:
«Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144).
В суре «Аль-ахзаб»:
«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).
В суре «Мухаммад»:
«Он простил грехи и исправил положение тех, которые уверовали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ниспосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2).
В суре «Аль-фатх»:
«Мухаммад - посланник Аллаха» (48:29).
В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему:
«Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему - Ахмад» (61:6).
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и размышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими.
Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывался, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.
Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он ударил меня по груди и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»
Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду.
Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправдания.
Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда.
Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он никогда не разговаривал без нужды.
В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпеливости, добронравию и благородным моральным качествам.
Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка.
Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил специальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол.
Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здравомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попирались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распространять добро и призывать к благу.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вместе с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всегда приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разговаривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение.
Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказывал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал запаха мускуса ароматнее, чем запах его пота».
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристойного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразумие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела дальше любого из людей.
Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все прекрасные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом - первыми его поколениями и последними - и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священный Коран,