Порядок чтения канонов. Как читать правильные каноны и готовиться к причастию
Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.
Отличие канона от акафиста
Молитва - невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение - «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь . В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил - его поют целиком.
Читайте о канонах:
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист - в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные - припевом «аллилуя».
Чтение канона
Что объединяет канон и акафист
Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.
В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского . Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.
Кондаки не многословны, икосы - обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак - молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.
Отличие между каноном и акафистом
В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.
Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.
Читайте об акафистах:
После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.
Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.
Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.
Каноны исполняют на протяжении всего года.
Акафисты неуместно читать во время Великого поста , ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его - лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.
Акафист - благодарственная , хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.
Как читать канон
Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом , то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.
Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.
Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:
- Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения . Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.
Святитель Андрей Критский. Фреска церкви святителя Николая. Афонский монастырь Ставроникита, 1546 год
Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.
Самый великий и значимый канон - Канон Святого Андрея Критского. Он - полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.
Весь покаянный смысл произведения - это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.
Критский шедевр - не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.
Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.
Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.
Великий Канон - это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души - не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.
Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.
Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.
Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.
Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.
Посмотрите видео о трех православных канонах
Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”
Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.
В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":
Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************
Начинающий православный христианин, купив молитвослов, может заглянуть в него и увидеть множество сокращений. Не в каждом молитвослове бывают пояснения, и поэтому за разъяснениями приходится или к более опытным верующим знакомым. Среди прочих сокращений часто можно встретить слово Богородичен. Что же оно означает?
Это короткий вариант словосочетания богородичная молитва, означает, что по очередности в том месте, где оно написано, следует читать определенную молитву, обращенную к Матери Божьей. В молитвенных правилах для мирян это, как правило, молитва Пресвятая Богородица, спаси нас. В богослужебной практике слово Богородичен обозначает песнопение, посвященное Царице небесной.
Богородичен догматик
Люди, зашедшие в субботу вечером на службу в православный храм, часто слышат восклицание чтеца на клиросе: богородичен догматик. Вслед за этим восклицанием хор поет короткое торжественное песнопение, содержащее похвалу Божьей матери и одновременно прославляющее два начала Ее Сына: божественное и человеческое.
Всего существует восемь богородичных догматиков, их еще называют догматики восьми гласов, и поются они только накануне великой вечерни. Скорбные песнопения, посвященные плачу Богоматери у Креста, называются крестобогородичны.
Богородичные молитвы для православного верующего
Все православные молитвы, обращенные к Божьей Матери, принято называть богородичными молитвами. В православное церкви их великое множество, поскольку Богородица очень почитается верующими, и к Ней принято обращаться во всех важных жизненных ситуациях, и в скорбных, и в радостных. Пресвятая Дева славится на всех богослужениях, вспоминается на всех церковных праздниках, так как явила Своим примером образец истинного смирения, покорности воле Божьей, любви к Богу и сочувствия людям, не смотря на то, что пережила много горя.
Православные тексты богородичных молитв читаются православными утром и вечером, перед началом и по окончании всякого дела. Существуют и особо торжественные богородичные молитвы для домашнего чтения – акафисты и каноны. Слушать акафисты и каноны можно в записи, в профессиональном исполнении церковных хоров, так как традиционно они исполняются нараспев.
Слушать на видео молитву Богородичен
Читать текст православной Богородичной молитвы
Прими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою познахом, и сподобихомся святаго тела Его, и пречистыя крове Его; тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая, Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми; славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу, и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).
Для того чтобы подготовиться к Святому Причастию необходимо выполнить определённые требования. В состав молитвенного правила для подготовки входит «Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу». Вместе с молебным каноном ко Пресвятой Богородице, а также каноном Ангелу Хранителю они составляют трёхканонник. Для упрощения правила три творения свели во единый.
История формирования правила.
На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V-VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.Структура канона.
Само слово «канон» означает установленное правило. Канон представляет собой гимнографическое поэтическое сочинение, посвящённое Господу Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым или событиям, с ними происходившими, в честь которых сформировались христианские праздники.Канон состоит из:
ирмосов;
запевов;
тропарей;
седальна;
кондака;
икоса;
молитвы.
Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.
Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.
Затем следует определённое количество тропарей. Перед каждым читаются запевы, они являют собой краткие заглавные молитвенные прошения или прославление Господа. В покаянном каноне читается запев: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Завершающий тропарь каждой из песней посвящён пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарём читается запев «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед последним – «и ныне и присно и во веки веков».
Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.
После третей песни читается седален.
Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.
По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.
Кондак с греческого переводится, как «домик» и являет собой небольшое песнопение, посвященное Господу, Богородице, ангелам или святым.
Икос с греческого означает «дом». Это песнопение подобно кондаку по смыслу, и по структуре. Разница в том, что, если кондак описывает событие, то икос более широко раскрывает его, и объём его больше.
По окончании девятой песни читается покаянная молитва.
Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.
Подготовка к Исповеди и Причастию.
Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.
Согласно библейскому учению, уныние и скорбь - это состояния греховного плана. Поскольку человек, впадая в них, перестает представлять собой явление жизни, не излучает энергию жизненную. А ведь сказано: «По свету вашему да будет вам» (апостол Павел).
Потому важно, несмотря на разные ситуации и явления, которые происходят в жизни, даже попав в состояние уныния, стараться как можно скорее из него выйти.
Одним из способов, созданным еще в VIII веке нашей эры Святым Феостириктом, является пение Канона Покаянного ко Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. Об этом речь пойдет в данной статье.
Об авторе канонов
Монах Феостирикт (по другим источниками Феоктирист) жил в VIII веке нашей эры. Он был известным в то время почитателем священных икон и духовным писателем.
Как раз в годы его жизни правил в Греции Константин Копроним. Это был жестокий царь, поскольку период его правления считается временем развития иконоборчества в церкви. Константина Копронима даже сравнивали с языческим императором Диоклетианом, который жестоко издевался над христианами.
Также и этот правитель подвергал монахов за то, что те защищали христианскую веру, оберегали иконы, ужасным пыткам.
Так и Святой Феостирикт не явился исключением: горячей смолой ему были обожжены руки и нос. Других же били камнями.
Каноны
В древних источниках сообщается, что святой часто испытывал состояние уныния из-за постоянного гонения со стороны правителя страны на христиан. Он глубоко переживал постоянно обрушивающиеся нападки.
А потому, будучи человеком глубоко верующим, а также духовным писателем, составил специальные песни-поэмы, которые названы Священными Канонами Покаянными Христу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И они помогали монаху уходить прочь от негативного состояния и вновь приходить к радости и умиротворенности.
В настоящее время, верующие, которые применяют Каноны, также ощущают положительный результат относительно своего внутреннего состояния.
Их поют совмещенно "Покаянный Канон Господу, Богородице и Ангелу" или каждый по отдельности. Но это не влияет на смысл и результат.
Называются эти песни так:
О языке песен-канонов
В статье размещен Канон Покаянный Пресвятой Богородице на русском языке. А также к Ангелу-Хранителю и Господу (объясняются на русском).
В храмах они поются на церковно-славянском языке. Но поскольку не все знают и понимают этот язык, песни переведены на русский, чтобы каждый мог четко уяснять смысл.
Также они переведены на другие языки мира, чтобы Каноны могли воспевать иные народности, почитающие православную веру.
Канон покаянный молебный Богородице
Начинается песнь с Тропаря Богородице (4 Глас), в котором говорится о том, что к Царице Небесной усердно обращается человек и перед Нею преклоняется, каясь и взывая о помощи из глубины души своей.
Далее, следует восхваление Богородицы и обещание человека никогда не отступать от Владычицы, поскольку именно Она - защита, опора, поддержка для земных праведников. Только благодаря Ей они свободны до сих пор.
Псалом 50 гласит о взывании к милости Божьей и просьба очистить от греха. Обновить сердце и дух. Наполнить радостью. Просьба помочь открыть уста и восхвалять Господа перед другими людьми, не ведая страха. О готовности жертвовать.
Начинается Канон Покаянный Богородице (на русском языке) с Гласа 8, Песнь 1, с Ирмоса - связующего смыслового звена между Тропарем и Каноном. Песня хвалы Богу.
Припев: просьба к Богородице о спасении от искушений, страстей, напастей и бед. Звучит слава Царице Небесной, что Сына-Спасителя родила. Просьба избавления от бедствий.
Песнь 3. Ирмос: просьба к Господу в утверждении любви человека к Нему.
- Припев первый: поется о том, что Богородица - Защитница и Покровительница человеческая, Причина всех благ.
- Припев второй: мольба о помощи к Богородице, чтобы смятение и уныние рассеялось. Называние Ее Родительницей Начальника Тишины.
- Слава (рекомендуется при этом произносить "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу").
- И ныне (рекомендуется произносить: "И ныне и присно и во веки веков. Аминь").
- Далее, просьба спасти от бед рабов Царицы Небесной (людей, почитающих Ее), поскольку к Ней обращаются в молитвах после Бога. Просьба о воззрении Ее на тело и душу человека скорбящего.
- Тропарь, Глас 2. Название Богородицы Горячим Ходатайством, Стеною неприступною, Источником милости, Прибежищем миру.
Песнь 4. Ирмос: понимание таинства Промысла Господня, прославление Бога.
- Припев первый: обращение человека к Царице Небесной об успокоении страстей волнения и бури согрешения.
- Припев второй: просьба к Богородице о милосердии.
- Припев третий: Благодарственная песнь Богоматери.
- Слава. Просьба о помощи.
- И ныне. Благодарность Царице Небесной, что Она Надежда и Утверждение, и Спасения Стена Непоколебимая.
Песнь 5. Ирмос: просьба к Господу-Человеколюбцу о просвещении Повелений Его и Мире.
- Припев первый: воззвание к Пречистой Богородице наполнить сердце человека радостью и весельем светлым.
- Припев второй: просьба избавить от бед.
- Слава. молитва к Богородице рассеять мглу человеческих согрешений.
- И ныне. Просьба об исцелении.
Песнь 6. Ирмос: молитва к Господу о возвещении печалей человека.
- Припев первый: просьба к Богородице молить Сына Ее от злодейства врагов избавить человека.
- Припев второй: обращение к Царице Небесной как Защитнице жизни и Охраны верной, расторгающую искушения, злобу нечистого, отгоняющую в молитве от страстей пагубных избавить человека.
- Слава. Просьба о спасении от страстей и бед.
- И ныне. Просьба о спасении от гибельных болезней тела.
Кондак. Глас 6. Обращение к Богородице как к Защите христиан надежной, Ходатайству перед Богом.
Второй кондак. Глас 6. Обращение к Пресвятой как единственной Помощнице и Надежде.
Стихира. Глас 6. Просьба к Богородице не о земном заступничестве, а о Небесном.
Песнь 7. Ирмос: песнь про юношей из Иудеи, которых сожгли за их веру в Троицу.
- Припев первый: воспевание Спасителя, который пришел на Землю через Чрево Богородицы - Защитницы Мира.
- Припев второй: обращение к Царице Небесной как к Матери чистой, которая родила Любящего Милосердие, в молитве избавления от согрешений и душевной скверны.
- Слава. Обращение к Господу, который явил Матерь Свою Сокровищницей спасения и Источником вечности.
- И ныне. Просьба к Богородице об исцелении душевных и телесных немощей человека.
- Припев первый: просьба к Царице Небесной не презреть помощи у Нее просящих, превозносящих Ее вовеки.
- Припев второй: воспевание Богородицы, как Врачевательницы немощей человеческих.
- Слава. Воспевание Девы, обильно изливающей исцеления тем, кто с Верою воспевает Ее.
- И ныне. Воспевание Девы, отражающей искушения.
Песнь 9. Ирмос: утверждение о том, что истинно Богородицей исповедуют Матерь Господа.
- Припев первый: просьба человека к Царице Небесной не отвергать слез его, но стереть их с лица.
- Припев второй: просьба наполнить сердце Радостью.
- Припев третий: просьба к Богородице сделаться Пристанищем, Защитой, Стеной непоколебимою, Убежищем, Покровом, Радостью для людей, к Ней прибегающим.
- Слава. Просьба к Царице Небесной Светом озарения прогнать мрак неведения.
- И ныне. Просьба об исцелении из немощи во здравие.
Стихиры, Глас 2. Песнь Богородице, восхваление и благодарность. Просьба молиться за спасение людей всех Святых.
Молитва в Покаянном Каноне ко Святой Богородице
После Канона следует Молитва к Царице Небесной. Она состоит из двух частей.
- В первой следует обращение-просьба о помощи, утешении, разрешении страданий и бед.
- А во второй части сначала идет молитва-ропот, плачь о помощи. Затем восхваление Богородицы, уже радостная просьба о помощи. И в заключении Канона Покаянного Богородице на русском языке звучит «Радуйся!».
Канон покаянный к Ангелу-Хранителю
Начинается с Тропаря, Гласа 6. Обращение к Ангелу Божьему, хранителю святому, утвердить ум человеческий на истинном пути, а душу воспламенить любовью к небесному Отцу.
Слава Отцу, и Сыну, и Духу Святому. И во веки веков. Аминь.
Богородице: просьба к Царице Небесной, Святой Владычице, молить о спасении души человеческой Христа и Ангела. И простить грехи.
Канон. Глас 8. Песнь 1. Ирмос: песнь благодарности Господу, что Он провел народ Свой через воды Красного моря.
- Припев первый: о милости к Иисусу Христу воспеть песнь и вознести хвалу Ангелу.
- Припев второй: просьба к Ангелу-Хранителю молить Бога о человеке, что в неразумии и лености пребывает в данный момент. Не оставить его погибающего.
- Слава. Просьба направить ум правильно, к Господу, и получить прощение грехов, и отвернуться от зла.
- И ныне. Просьба к Богородице молиться о человеке вместе с Ангелом-Хранителем.
Песнь 3. Ирмос: воззвание, что Господь - Утверждение и Свет.
- Припев первый: песнь о помышлениях и душе, устремленной к Ангелу-Хранителю. Просьба избавления от напастей вражеских.
- Припев второй: признание о враге, попирающем и наставляющем исполнять свои желания. Просьба к Ангелу о Защите.
- Слава. Просьба к Ангелу даровать возможность воспевать песнь Хвалы Богу и Ангелу-Хранителю.
- И ныне: просьба к Богородице исцелить язвы души и прогнать врагов, борющихся с человеком.
Седален. Глас 2. Воззвания к Ангелу о защите и сохранении от коварных уловок, о направлении к Жизни Небесной, о вразумлении, просвещении и укреплении.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И во веки веков. Аминь.
Богородице: обращение к Пречистой вместе с Ангелом о помощи в избавлении от всякого затруднения, даровании умиления и света душе.
Песнь 4. Ирмос: услышание человеком о Таинстве Промысла Господня. Вразумление дел Его. И прославление Его.
- Припев первый. Просьба к Ангелу всегда молить Господа о человеке, не оставлять его, мир сохранять и спасение подавать.
- Припев второй. Молитва к Ангелу, как Заступнику и Хранителю жизни от Бога. Просьба от всяких бед освободить.
- Слава. Просьба об очищении и избавлении к Ангелу.
- И ныне: просьба к Богородице об избавлении от бед и затруднений.
Песнь 5. Ирмос: прославление Господа.
- Припев первый. Песнь к Ангелу-Хранителю молить Господа об избавлении от зол гнетущих.
- Припев второй: песнь к Ангелу, как Свету сияющему, просветить душу человеку.
- Слава. Просьба к Ангелу сохранять бодрствование в человеке.
- И ныне. Просьба к Деве Марии низложить вражеские возношения, а воспевающих Ее - возвеселить.
Песнь 6. Ирмос: о даровании Ризы.
- Припев первый: молитва к Ангелу о спасении от напастей и печалей.
- Припев второй: просьба к Хранителю освятить ум и мысли.
- Слава. Просьба к Ангелу-Хранителю сердце человеческое сохранять от смятения, бодрствующим быть в делах благих и направить к тишине животворящей.
- И ныне. Песнь восхваления Богородицы.
Кондак. Глас 4. Просьба к Ангелу о милосердии, не отлучении от человека, о просветлении.
Икос. Молитва-просьба к Ангелу-Хранителю о помиловании и сохранении души, о просветлении помыслами добрыми, о низложении злоумышленных против человека врагов, помочь стать ему достойным Царства Небесного.
Песнь 7. Ирмос: о юношах из Иудеи, которые оставались верными Святой Троице. За это были сожжены.
- Припев первый: просьба к Ангелу о милости, ибо Он заступник, наставник и хранитель жизни человека навеки.
- Припев второй. Молитва к Ангелу о защите души человеческой от нападений разбойников на пути и направлении ее на Путь покаяния.
- Слава. Просьба к Ангелу об исцелении посрамленной души человека.
- И ныне. По молитвам Богородицы, просьба премудростью исполнить и крепостью божественной.
Песнь 8. Ирмос: воспевание Царя Небесного.
- Припев первый: просьба к Ангелу-Хранителю утвердить жизнь человека и пребывать вовеки с ним.
- Припев второй: воспевание Ангела - души человеческой наставника и хранителя.
- Слава. Моление Ангела быть Покровом и Крепостной стеною во времена испытаний.
- И ныне. Просьба к Богородице быть для человека, верующего в Нее, Помощницей и Тишиной.
Песнь 9. Ирмос: обращение к Господу, которого почитают истинно через Богородицу и с Ангелами величают его.
- Припев Иисусу: просьба-песнь о помиловании и присоединении человека к сонмам праведников.
- Припев: просьба к Ангелу-Хранителю о мышлении и творении доброго и полезного, явить силу праведным и непорочным в немощи.
- Слава. Прошение Ангела молить о человеке Господа и помиловать его.
- И ныне. Просьба к Деве Марии о молении Ею Сына освободить человека от уз и спасении.
Молитва к Ангелу-Хранителю
Также, как и молитва к Богородице, Покаянный Канон завершающая, так и в конце Канона Покаянного к Ангелу-Хранителю молитва.
В самом ее начале признание, покаяние в грехах человеческих: леность, злой нрав, постыдные дела. Но на то воля человеческая, каждому данная Богом от рождения.
В завершении звучит молитва-просьба о помощи, милосердии, заступничестве против злого противника святыми молитвами ангельскими.
Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу
Начинается с Песни 1. Ирмос: воспевание Богу победной песни, когда по суше прошли израильтяне, а фараоны утонули в море. Просьба о помиловании, покаянная молитва Господу.
- И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Обращение к Матери Божьей с просьбой избавления от сетей тьмы. И наставления на Путь покаяния.
Песнь 3. Ирмос: хвала Господу святому и милосердному. Покаяние души до суда страшного.
- Слава. Молитва-покаяние души человека, делами и мыслями оскверненного, жестокосердного.
- И ныне. Молитва-покаяние и просьба о помиловании Богородице.
Седален. Раскаяние в делах лукавых при мысли о страшном дне, просьба к Господу о помиловании.
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
- И ныне. Молитва о помощи и спасении к Царице Небесной.
Песнь 4. Ирмос: воспевание Господа Святой Церковью. Путь праведника узок, а сладострастника широк и удобен - призыв оберегаться от второго. Покаяние.
- Слава. Призыв искать на земле Царства Божьего, нежели богатств материальных, которые тленны.
- И ныне. Просьба-молитва к Богородице о помиловании, укреплении добродетели, сопровождении до Царства Божьего.
Песнь 5. Ирмос: утренняя молитва-просьба к Господу наполнить душу человека Божественным Светом, Любовью, Светлым стремлением. Покаяние в делах грешных.
- Слава. Господь принимает грешников раскаявшихся, как блудницу и разбойника в земной жизни.
- И ныне. Просьба о помощи и очищении души к Матери Божьей.
Песнь 6. Ирмос: воззвание к Господу о спасении от погибели в море житейском, где полно искушений.
- Слава. Молитва покаяния и милосердия. Просьба о помощи освобождения от греха.
- И ныне. Просьба к Богородице сохранить от видимого и невидимого зла человека.
Кондак. Обращение к душе согрешившей покаяться перед Господом.
Икос. Просьба к душе о покаянии прежде смерти.
Песнь 7. Ирмос: воспевание печи, сотворенной Ангелом, окропляющей росою святых отроков и Божьим повелением Халдеев, что даже мучитель-царь воскликнул благословение Богу. Воззвание к душе человека не надеяться на тленное богатство и красоту внешнюю.
- Слава. Призыв душе вспомнить о вечной жизни для праведников и мучениям для недостойных.
- И ныне. о скорой помощи и помиловании.
Песнь 8. Ирмос: превознесение Христа за совершенные Им Святые Дела. Просьба к Господу о покаянии и помиловании.
- Слава. Вера в Господа и просьба о покаянии прежде смерти.
- И ныне. Молитва о покаянии к Пречистой Богородице.
Песнь 9. Ирмос: молитва человека к Царице Небесной, Ангелам и Архангелам избавления от муки вечной.
- Слава. Молитва к святым мученикам, пустынникам, праведникам обратиться к Господу о помиловании человека.
- И ныне. Просьба к Матери Божьей помолиться о человеке Господу, помиловать его во время суда.
Молитва к Господу Иисусу Христу
Горячая молитва кающегося праведника ко Христу, который Своими страданиями исцелил страсти человеческие, Своими язвами уврачевал язвы человеческие. Просьба даровать благоухание телу Животворящее и усладить душу Честной Кровью, чтобы ушла горечь врагами излитая.
Просьба возвысить ум человеческий к Господнему, отвести от пропасти погибели, даровать покаяние и благодать.
Молитва заканчивается просьбой отыскать человека праведного и приобщить его к пастбищу Господа, к овцам избранного стада.
В заключение
Покаянный Канон к Богородице, Ангелу-Хранителю и Иисусу Христу является достаточно сильной песнью-молитвой. Приобщаться к этой святыне необходимо только с искренними побуждениями в покаянии.
Но каждый, кто когда-либо обращается к Канону Покаянному ко Пресвятой Богородице на русском или церковно-славянском языке - обязательно получает помощь и поддержку.